Для самых начинающих

Хотелось бы отметить несколько моментов, которые помогут вам не утонуть в информационном море знаний о кельтах. Ибо информации много, а вот какая тут полезна и что с этим делать — никто не знает.

1). Источники. Исторических первоисточников по кельтской религии вполне достаточно, для примерного понимания вопроса (хотя это источники Ирландии, Уэльса, Шотландии и Корнуолла), но они отличаются жуткой фрагментарностью. То есть ясной картины не будет. Вся эта мифология говорит нам — как себе представляли и описывали богов кельты, это немало, но все же недостаточно.

Опять же не могу не отметить важный вопрос переводов этих источников. Ведь переводы на русский язык переводились с английских текстов во времена СССР. С английских текстов Викторианской Англии. А в СССР и Викторианской Англии секса не было. Да и много чего другого не было. По этому все мифы, что мы имеем на русском языке жестко цензурированы. Любые упоминания половых органов и разного рода сексуальных намеков из них вырезаны, это следует помнить, когда вы читаете, допустим, переводы Шкунаева и Михайловой. То есть, когда читаете о том, как Дейде (Дагда) с трудом волочил между ног свою палицу помните, что там была вовсе не палица. Для религии такие моменты, разумеется, имеют смысл. Опять же часто, читая переводы вы будете натыкаться на словосочетание «Непереводимая риторика», что тоже не помогает. Ведь кельты очень любили сложный язык, искусство поэзии у них заключалось в искусстве иносказательности.

Так же есть фольклорные сборники и информации там больше, чем в исторических источниках, хотя вся эта информация уже изрядно христианизирована. Но вкупе, вместе, уже дает хорошую базу. Особенно по традициям.

Читайте также  Тропа Кельтского Язычника

2). Как применять все, что мы узнали выше, на практике? Ответа на этот вопрос ни у кого нет. Мы можем себе (вполне обосновано) представить как проходил праздник у древних кельтов, какие у него были традиции, что делали до и после ритуала, но сам ритуал какого-либо праздника (любого) для нас загадка. Мы не знаем что делали друиды в своих священных рощах. Современники греки этого тоже не знали. Чуть более поздние христиане тоже не имели понятия. Это для нас — полнейшая загадка, потому любой ритуал современных КР — новодел. Он может быть более обоснован (благодаря той же антропологии, пониманию того, что ритуал — это воспроизведение мифа, основываясь на знании космогонии и теологии кельтов), или менее обоснован (как хотим так и делаем, четыре стихии, аромапалочка и карты таро), но имеем что имеем.

3) Моральные установки. С этим не только у КР, а вообще в язычестве достаточно плохо. Многим людям нужна простая моральная установка: «Скажите — что хорошо, что плохо?». Язычество на этот вопрос отвечает весьма размыто, хотя у кельтов (и это радует) мы можем почерпнуть информации о Правде Короля, о классовом составе сообщества, сословиях и их договорных отношениях, о некоторых тотемах и табу. Та же «Мудрость Кормака» нам дает некоторое представление, как и весь фольклорный корпус, но все же — это не простой ответ, что хорошо, а что нет.

4) Выбор божества. Никакого верховного бога в кельтском язычестве нет. Есть мнение, что все кельты считали себя потомками Диспатера, есть мнение, что Беленос почитался на всем ареале обитания кельтов, но есть более весомое мнение, что кельты поклонялись племенным божествам, то есть — своим частным. Простого пантеона, с четким обозначением кто кому отец, а кому брат и кто главнее (как у тех же греков) вам никто не нарисует. Даже четкой генеалогии никто не нарисует, все сами.

Читайте также  Имолаг, праздник Брид

5) Что когда праздновать? Кельтское колесо года, которое вы сейчас же можете найти в интернете, в 99% случаев является не кельтским, а викканским. С такими замечательными праздниками, как Самайн, Мабон и Луга-в-зад (еще одна трудность локализации названий из кельтских языков в русский, посредством английского). Кельтское Колесо Года достаточно легко реконструируется в плане названий и традиций праздников (не ритуалов), но при этом — мы не знаем, когда какую дату стоит отмечать. Помните, что кельтский календарь был аграрно-скотоводческим, и ориентировался в первую очередь на погоду, а уж потом на дату календаря (https://vk.com/wall-51159553_1127 — вот хороший диалог на эту тему с прекрасными аргументами и не менее прекрасными контр-аргументами). Соответственно, когда и какой праздник отмечать решаете вы, грубо говоря выглядывая в окно.

6) Богословие. Что обозначают мифы? Какие из них сезонные, какие — текст ритуальных игр, какие — позднее иносказание, а какие — массовое производство приключений любимого бога или героя, когда древние песни оказываются подобием современных сериалов? Даже профессионалы-ученые в своих работах вам не дадут однозначного ответа. Какой миф отыграть в какой праздник и стОит ли вообще это делать? Каждый язычник даст вам разные ответы. Один опытный человек может дать сразу несколько точек зрения.

7) Единоверцы. Их нет. На самом деле последователей кельтской религии в России крайне, очень мало. Не смотря на весьма большое количество авторов, пишущих на эту тему в интернете. Не ждите, что придя в кельтскую религию вы сходу найдете себе нужный «круг по интересам» или «орден», где вам все расскажут, где можно будет обсудить ту или иную информацию. Этого не будет. Все самостоятельно.

Читайте также  Имолаг: праздник начала весны

8) Интернет. В нем по кельтам информации много. Зашкаливающе. Большей частью шлак. По этому возьмите за правило абсолютно любую информацию в интернете подвергать жестокому скептицизму. Любого автора, пишущего что-либо про кельтов проверяйте. И никому не верьте (и нам тоже, мы тоже можем ошибиться). Только вы, ваша академическая литература (желательно на английском и французском), ваши мифы (желательно переводимые вами, пусть и со словарем) и ваша интуиция. Никто из авторов и лекторов интернета не даст вам больше. Честно.

9) И самое главное, самый важный сегодняшний совет — не торопитесь. Не думайте, что кельтскую религию и кельтскую мудрость возможно постигнуть за один день (неделю, месяц, год). Это Путь, на который вы встаете и идете по нему долгие годы. Торопливость очень быстро приведет вас к фальсификациям (и тем самым лекторам из интернета), и очень быстро удалит вас как можно дальше от кельтской религии. Только не торопясь, постепенно, планомерно изучая вопрос, вы сможете последовательно, шаг за шагом, воспринимать мировоззрение кельтского язычника, и тогда это приведет вас к наилучшему результату.

Turas maith!

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
Print this page
Print