Друидизм и кельтское язычество

FAQ — Основные вопросы

Разве вы не должны быть ирландцами\шотландцами\валлийцами для того, чтобы быть кельтскими реконструкторами?

Нет. Вы не должны обязательно быть азиатом, для того, чтобы быть буддистом. Практика кельтской религии не подразумевает наличие кельтских корней, так же как практика азиатской религии не подразумевает азиатские корни. «Кельтский» — это определение языковой и культурной группы, не основанной на «крови».

Хотя многие участники движения КР принадлежат к кельтским народам, для этого не обязательно быть потомком кельтов. Мы уважаем всех наших предков и учителей, не важно, были они кельтами или нет. Есть теория, что человечество зародилось на африканском континенте, и мы верим, что все мы принадлежим к одному роду и к одной семье. В целом, КР строго антирасистское сообщество и открыто для людей всех рас, этносов и цвета кожи, которые желают  следовать за кельтскими богами по пути КР.

Боги призывают тех, кого они пожелают, и не в наших силах указывать, каким Богам и Богиням вы должны поклоняться в зависимости от цвета вашей кожи, глаз или волос, а также вашего кровного родства. В КР не практикуется дискриминация, основанная на этих факторах.

Так или иначе, важно помнить, что КР не существует в вакууме. Быть КР – значит быть вовлеченным в сообщество и культуру – Кельтской Реконструкции и Кельтской Нации/Диаспоры.

Как вы можете называть себя кельтской традицией, если вы не вовлечены в культуру?

Многие из нас глубоко погружены в современные кельтские культуры. Мы участвуем в изучении и сохранении языков, кельтской музыки и физических дисциплин, таких как танцы или различные формы кельтских боевых искусств, происходящих из живых традиций или реконструируемых по источникам. Некоторые КР изучают традиционные кулинарные рецепты и другие домашние традиции, например прядение  и окрашивание пряжи. Многие из нас вовлечены в политическую борьбу кельтских наций. Многие из нас живут в семьях с другими КР, или с теми, кто может не быть КР, но участвует в кельтских культурных событиях, таких как традиционные ирландские фестивали, seisiúns, шотландские игры и cèilidhs.

Мы не являемся кельтскими «законодателями», никто никогда не жил в железном веке и (как утверждается во всех источниках) это не является нашей целью. Мы заинтересованы в жизни современной кельтской культуры, в кельтской стране или в диаспоре, где мы участвуем в жизни культуры, которая никогда не умирала и занимаемся работой по реконструкции того, что было потеряно или разбито.  Наши жизни наполнены приношениями духам, песнями и поэзией на гэльском или валлийском языках, и наше существование пронизано нашей связью с Кельтскими Богами, нашими предками и местными духами природы.

Так или иначе, с ростом КР появляется некоторое количество различий и разнообразные ветви распространяются вокруг широкой кроны дерева КР. Есть и такие члены сообщества КР, которые делают многие из перечисленных выше вещей, но не желают более глубокого вовлечения. Не все участники нашего сообщества обладают одинаковой степенью сосредоточенности или страстной увлеченности. Существует много КР, которые увлечены городским, мультикультурным жизненным стилем, и те, которые приняли КР, как свою религию. И пока мы поощряем максимально возможное участие в живых культурах, для обоих типов КР и всех тех, кто расположен между ними, всегда открыты двери к участию в сообществе КР.

Есть ли у вас кельтская священная книга, такая как Библия? Если у вас нет основного текста, как вы понимаете, во что вам верить?

Не существует основного текста, который бы говорил нам, как именно следует быть КР. Ранние кельтские культуры были устными и у друидов существовал запрет на запись многих вещей, признаваемых священными. Таким образом, некоторые аспекты дохристианских верований были профильтрованы через монастыри, где были записаны первые книги на ранних кельтских языках. Истории иногда видоизменялись для того, чтобы сделать их удобными для христианской идеологии и космологии, однако таким образом они передавались будущим поколениям.

У нас есть собрание легенд, которые содержат значительную часть изначального знания. Мы также изучаем тексты законов, тексты наставлений, такие как Наставление Кормака, и другие источники, например академические исследования этих материалов.

Эти исследования подкрепляются археологическими и иными исследованиями остатков дохристианских кельтских культур, открывающих для нас формы повседневной жизни, территории храмов, и мастерских ремесленников. Другой важный источник для наших духовных путей происходит из фольклорной традиции, все еще активно практикуемой в современных кельтских сообществах.

Поскольку у нас нет единой центральной власти, то существует множество способов исследования материалов и развития наших практик; в любом случае, для нас очень важно, что наша практика основана на известных фактах об исторических кельтских практиках и верованиях. Лишь когда у нас нет совершенно никакого материала о том или ином аспекте исследования, мы прибегаем к другим источникам вдохновения и руководства для пополнения современной КР.

Если они ничего не записывали, как вы можете знать, во что они верили?

Это зависит от того, что вы подразумеваете под словом «они». Действительно, возможно, что друидам запрещалось записывать все, что считалось священным. Но так или иначе, некоторые кельтские народы оставили записи своих верований и практик и некоторые из этих традиций дошли до наших дней, немного изменив свою форму.

Греки и римляне, наблюдавшие за кельтами, оставили множество заметок и комментариев относительно кельтских народов в античной литературе. В любом случае важно помнить, что эти внешние наблюдатели обычно имели свои тайные планы, политические или религиозные. Из этих записей мы знаем, что кельтские народы верили в определенную форму реинкарнации или бессмертия души. Существуют записи о том, что они приносили клятвы земле, морю и небу. Также были записаны галльские этические наставления. Мы знаем имена богов, написанные на алтарях, так же как и детали веры некоторых галльских народов в магию, благодаря подобным надписям на артефактах, таких как таблички с заклинаниями, которые найдены как на континенте, так и на островах. Календарь из Колиньи показывает нам галльский взгляд на время, священные дни и те дни, которые считались счастливыми или не счастливыми для определенных дел.

С приходом христианства мы видим следы более ранних языческих верований в том, что было запрещено в Покаянных текстах. Они полны запретов поклонения деревьям и различных магических и ритуальных действий, которые должны были быть общими среди дохристианских кельтских народов; в ином случае не было нужды их запрещать. Некоторые аспекты язычества также были включены в раннее христианство и важная роль друидов была передана fili (филидам) – поэтам Ирландии. У нас также есть тексты ирландских законов, касающихся роли и статуса друидов и филидов, которые могут помочь в исследовании, если изучать их внимательно.

Тексты законов Ирландии также несут в себе информацию о кельтском язычестве через описание юридических прецедентов – более ранних, мифических судебных дел, которые впоследствии стали основой более поздних юридических решений. Тексты законов несут в себе множество историй языческих времен и опираются на языческие законы, как на основу для более поздних суждений. Один монастырский текст сохранил в себе целительное заклинание, обращенное к Диан Кехту, ирландскому богу исцеления, и Гоибниу, богу-кузнецу. Аналогично, Святая Бригитта сохранила многие атрибуты ранней богини Бригид и истории о ее жизни несут в себе многое из того, во что верили ранние язычники (те вещи, которые могут быть открыты при помощи межкультурного исследования).

Поскольку кельтские культуры были устными, кое-что сохранилось в традиции сказительства и песнях. Кармина Гаделика, составленная в конце 19-го, начале 20-го вв. Александром Кармайклом, несет в себе достаточное количество мудрости и магии Шотландии. Хотя многое из материала является католическим по своей природе, существуют более ранние слои языческого материала, а приложения включают в себя верования в предсказания и знамения, также как информацию о целительстве и  устные заговоры.

Народные примеры паломничества к святым местам часто включают в себя священные источники, пещеры и горы, которые считались сакральными до прихода христианства. Украшение колодцев и практика развешивания лоскутов одежды на деревьях, как просьба об исцелении или удаче были весьма похожи на пережитки дохристианских кельтских верований. Хотя у нас нет достаточной информации для того, чтобы создать полную и ровную языческую систему из сохранившихся фрагментов, есть большое количество информации, с которой мы работаем. Вместе с данными, идущими от археологов и лингвистических исследований, и с помощью сравнительных исследований религии и мифологии, равно как и культурной антропологии и исследований индоевропейцев, КР работают ради восстановления того, что было утрачено, дабы передать это новым поколениям.

Каким образом вы выбираете, каким авторам доверять?

Существует два подхода. Первый – найти начитанных, опытных и знающих людей, которые порекомендуют вам книги. Для этого они должны быть людьми, которым вы доверяете и которые могут сделать правильный выбор между хорошим и плохим исследованием. КР часто спорят относительно правильности и точности информации, представленной в книгах. Обычно все приходят к относительному консенсусу насчет автора книги.

Второй подход сложнее, однако он приносит личный процесс исследования и развития, дает возможность составить собственное суждение. Он подразумевает критическое отношение и способность видеть разницу между фантазией и реальностью, серьезным исследованием и принятием желаемого за действительное. Полезно проглядеть библиографию любой книги. Посмотрите, кто написал книги, на которые ссылается автор. Если многие из книг в библиографии относятся к оккультным или языческим изданиям, для вас будет лучше продолжить поиски в другом месте. Если же книга или статья издана академическим издательством, связанным с университетом или другой академической организацией, то вы можете найти полезную и достоверную информацию.

Критический взгляд на книгу необходим, когда автор пишет исключительно со своей собственной экспертной точки зрения. Например некто с высокой ученой степенью по археологии, но не работавший с кельтскими языками, может показать хорошее знание кельтских раскопок, но нисколько не преуспеть в анализе мифологии. Доктор зоологии может быть хорошим автором зоологических трудов, но ничего не знать об исследованиях кельтов или сравнительной мифологии. Если автор не может читать тексты на оригинальных языках, он использует другие источники и таким образом становится ограниченным в интерпретациях. Точно так же, если автор хорошо изучил классическую и европейскую мифологию, но не является знатоком островных кельтов, его выводы будут фильтроваться через множество различных точек зрения и в результате могут не дать четкого видения проблемы.

Мы не можем доверять авторам, которые пишут о кельтах, если они представляют нам только свою точку зрения. Совершенно необходимо проверять на кого они ссылаются, если вы не уверены в исторической достоверности их работы. Если вы не можете найти заслуживающие доверия источники, доказывающие правоту этих авторов, лучше воспринимать информацию с долей скептицизма или воспринимать ее, как личное мнение, а не факт. Самые точные источники о кельтской истории или религии даются археологами, историками и экспертами по языку, публикующихся в академических изданиях, а не оккультными и нью-эйдж авторами. Хорошие книги может быть сложнее читать, но награда за труды стоит того.

Есть ли определенная эпоха, которую вы реконструируете? Если да, то почему именно она?

Поскольку мы не являемся обществом исторической реконструкции, нет определенной «эпохи», которой мы занимаемся. Кельтские традиции, которые мы ищем как основу для наших материалов и вдохновения, распространяются на десятки столетий. Наши границы – от традиций дохристианской Ирландии 6-го века, через «De Bello Gallico» Цезаря и к современным народным ритуалам у целительных колодцев. Мы развиваем политеистическую кельтскую традицию такой, как если бы она дошла неизменной до наших дней, а не как музейный экспонат ушедшей в небытие эпохи.

Чтобы быть КР я должен жить в деревне?

Совершенно не обязательно.

Хотя единение с природой – важнейшая часть кельтской традиции и многие КР предпочитают жить в сельской местности, многие из них тем не менее живут в городах. Есть аспекты КР, которые проще соблюдать, если вы живете на природе – проще общаться с местными природными духами, также появляется глубокая связь с землей, если природа находится прямо за вашей дверью. Некоторые КР, например, сами выращивают себе пищу и это является важной частью их духовности. Но городским КР проще получить доступ в библиотеки, проще пойти на курсы языка и посетить кельтские культурные события. Им проще найти других КР, с которыми они смогут работать и общаться. Городские КР тоже могут поддерживать связь с природой, посещая местные парки, древесные питомники и заповедники, уважая флору и фауну, находящуюся в пределах города, развивая связь с городской землей и природой, а также совершая регулярные паломничества в более дикие места, когда это возможно.

В идеале, в тех регионах, где есть и городские, и сельские КР, члены сообщества помогают друг другу – сельские КР проводят ритуальные встречи на природе, а городские КР принимают гостей во время культурных мероприятий в городе. В этом случае, подобная разносторонность сообщества дает более полный опыт для всех членов.

Вы работаете в группах или поодиночке?

И так, и так. В данное время существует очень мало групп, с количеством членов больше, чем одно семейство, но лишь потому, что КР достаточно мало. Большие группы обычно собираются вместе на главные празднества, чтобы отметить их и принести пожертвования Богам, предкам и духам земли. Эти большие группы могут также приглашать посетителей, которые вообще не являются КР. Многие из нас большее количество времени следуют пути в одиночку. Однако с развитием интернета стало развиваться большее количество групп, люди встречаются на своей земле и они находят других, кто посвятил себя тем же Богам и следует тем же путем.

Что вы называете группами?

Как и в отношении многих других вещей на пути КР, это сильно зависит от самой группы и ее целей, так же как и от сосредоточения на культуре.

Группа, в основе которой лежит семья, может называть себя Семейством (Household) или Очагом (Hearth) (эквивалент в кельтском языке — líontí), и может также включать в себя друзей, которые становятся частью их обширной «семьи». Группа, посвятившая себя обучению и исследованию может называть себя Школой Мистерий или Друидическим Колледжем. Те, кто встречается в основном для богослужений, могут обозначить свою группу, как Роща, Неметон, Немед (Nemeton, Nemed – «храм, святилище», совр. ирл. Naomheadh) или Фиднемед (Fidnemed– лесное святилище, совр. ирл.Fiodhnaomheadh). Группы, посвятившие себя определенному божеству или культуре могут обозначать себя, как Орден Бригид или Воинство Фианны. Другие группы могут быть свободными, не иерархичными коллективами, которые могут обозначить себя, как «посторонние» или вообще не нуждаться в постоянном публичном имени.

Некоторые большие группы могут решить называть себя кланами (clann– «большая семья») или туатами (túath– «племя или нация, равно как и земля, на которой обитает племя»). Так или иначе, многие из традиционных КР находят это неуместным; любая современная политеистическая группа обычно использует эти термины, радикально искажая их. Исторически, и в живых культурах, эти термины подразумевают очень большую группу: например тех, кого связывают общие, дальние предки (например организации Шотландских Кланов) или большое, привязанное к определенной стране сообщество из тысяч людей. Даже «семейство» в древней ирландской терминологии было весьма обширным – подразумевалось около тридцати человек, живущих вместе. Trícacét включало примерно три тысячи человек, а туат состоял из нескольких объединившихся trícacéta.Таким образом, термин «туат» может быть применим только к группам численностью более шести тысяч человек. В современном значении термин «клан» более аккуратно описывает большую семью, такую как кровную семью и родственников, включая дальних (как это происходит в Шотландских Кланах). Термин «туат» скорее применим к городу или поселку.

В настоящее время не существует больших, организованных групп КР такого размера и хотя многие из нас приглашают своих родственников на празднования, ритуалы и культурные события, однако не существует современных Кельтских политеистических групп, которые сравнимы с историческим понятие клана или туата.

На имена групп и названия должностей их руководителей также будут влиять культуры и языки, вдохновляющие их. Названия групп, основанных на валлийской или галльской традициях будут отличаться от тех, которые основываются на гэльской традиции Ирландии или Шотландии. Хотя и существует уважение как к историческому, так и к современному контексту в названиях наших объединений, однако в отношении этого не существует жестких и четких правил.

Различают ли КР «духовенство» и «мирян»?

И да, и нет. В семейном богослужении мы не нуждаемся во внешнем или посредническом духовенстве – каждый КР действует в соответствии со своей духовностью, принося приношения у своих алтарей или святилищ на природе и воссоединяясь с предками, духами природы и Богами так, как умеет. Иногда глава семейства или член семейства, имеющий наибольшие склонности к подобной работе, проводит некоторые ритуалы для своих друзей и семьи. В случае, когда многие из членов группы являются опытными и хорошо обученными, эти группы могут работать коллективно, разделяя лидерство между всеми членами группы, которые способны взять на себя эту роль.

Внутри большего сообщества есть те, кто пишет и проводит ритуалы для большого количество участников во время фестивалей или священных дней. Некоторым из нас лучше дается искусство предсказания или целительства, в то время как другие предрасположены к проведению свадеб и благословлению детей. Другим нравится преподавать основы КР другим людям, а кто-то специализируется на философии и теологии КР. Те, кто серьезно занимается исследованиями и философией, на публичных ритуалах, при актах целительства или предсказания для сообщества, могут признаваться духовенством, в то время как те, кто предпочитают действовать внутри своего семейства, подпадают под более мирскую категорию. С этой точки зрения в КР нету жесткого и четкого разделения и многие из нас с той или иной точки зрения действуют как духовенство.

КР автономны или существует какой-то общий управляющий орган?

КР автономно и у нас нет никакого официального правительства. Так или иначе, те, кто работал вместе на протяжении последних 15-20 лет ради развития традиции и сообщества КР, старались не терять связи друг с другом и следить за развитием традиции. Наши группы и отдельные участники много общаются, это относится как к старым, так и к новым участникам, сохраняя кельтские ценности уважения и гостеприимства. Мы делимся знаниями онлайн и при личных встречах, работаем вместе через UPG, чтобы вывести контуры, создающие цельную картину. Хотя никто не говорит о КР, как о цельном сообществе, мы весьма серьезно относимся к мнениям других КР, когда обсуждаем традиции публично. Также организации КР могут иметь свои органы управления, относящиеся к участникам этих организаций.

Как вы определяете своих духовных лидеров, если у вас не всегда присутствует упорядоченная иерархия?

Мы смотрим на то, что человек делает для сообщества, что он производит и какие результаты приносит его работа для сообщества.

Ведут ли они себя достойно? Являются ли они честными, достойными людьми? Что их ученики и/или их учителя говорят о них? Что говорят о них другие, те, кто встречался с ними лично или долгое время общался онлайн? Чему именно они учат и насколько близко это учение следует историческому кельтскому прецеденту? Дают ли они ценные мысли для обсуждения, подают ли пример следовать их восхитительному образу действий и пишут ли эрудированные, достойные уважения и вдохновляющие работы? Помогают ли они продуктивно взращивать чувство сообщества и духовного развития личности внутри него? Подходит ли их вдохновение множеству людей во всем спектре КР?

В традиционных сообществах никто не мог (или не может) прикрываться анонимностью, которую дает интернет или случайный фестиваль-собрание незнакомцев. Вам бы хотелось знать, кем были чьи-то родители и более старые родственники. Вам бы хотелось знать, каких ценностей и обычаев придерживается его семья. Они не могут избежать своей репутации.

В нашем современном мире мы должны искать способы устранить это отсутствие близкого знакомства. В КР мы не можем судить людей по титулам, которые они себе же и присудили. Скорее, мы узнаем о людях, смотря на то, что они делают. Мы должны быть терпеливыми и увидеть, как некто ведет себя в сообществе на протяжении долгого времени. Частично, чтобы быть старейшиной, необходимо достичь определенного физического возраста, равно как мудрости и опыта, пришедших со многими годами участия в традиции. Звания непросто заслужить, также их нельзя купить или просто присвоить. Их заслуживают. Они проистекают из всеобщего признания, а не из возвеличивания себя или эго. Люди, которых мы признаем старейшинами это те, кто сделал позитивный вклад в нашу практику, а также сделал исследование КР большей частью своего учения и труда.

Существуют ли какие-нибудь организации КР? Сайты? Книги?

Существует достаточное количество организаций КР, но ни одна из них не говорит от лица всего КР движения. Существует также достаточно сайтов, где можно найти статьи и ресурсы КР. Некоторые из этих сайтов представляют организации и онлайн-сообщества, но большая часть поддерживается отдельными людьми или группами, по численности сравнимыми с семействами.
Так, в августе 2007 г., единственной книгой, посвященной основам КР, была печатная версия этого FAQa, также доступная онлайн на paganachd.com. Единственной книгой, насчет которой сошлись мнения большинства КР в отношении описания практик, была «Каменный Круг» Э. Лори. Эта ситуация изменится в течение ближайших лет, когда будет написано достаточное количество книг по КР. В данный момент мы используем все те же материалы, что и раньше: старые легенды и манускрипты, книги народных практик и коллективная мудрость сообщества.

Онлайн-сообщества и дискуссионные группы различаются по своему качеству и уровню открытости, в зависимости от членов сообществ. Присоединяясь к этим сообществам, будьте готовы предоставить источники, подтверждающие ваши комментарии и помните, что вопрос, обращенный к вам, не ставит своей целью испытать силу вашей личности, но является лишь запросом информации.

Ниже приведен список некоторых сообществ и дискуссионных групп КР:

Кельтское Реконструкционное сообщество в ЖЖ: http://community.livejournal.com/cr_r/ 

Сообщество Pàganachd / Págánacht в ЖЖ: http://community.livejournal.com/paganacht/ 

КР в Чикаго: http://community.livejournal.com/chicagocelts/

КР в центральных регионах США: http://community.livejournal.com/cr_prairie/

Северо-Восток США и Канады: http://community.livejournal.com/ne_cr/

Регион Puget Soun: http://community.livejournal.com/puget_sound_crs/

Юго-Восток США: http://community.livejournal.com/southeastern_cr/

Юго-Запад США: http://community.livejournal.com/southwestern_cr/

Список электронных адресов Imbas: http://groups.yahoo.com/group/imbas-public/

Доска Мультикультурного Политеистического Очага: http://www.cyberpict.net/mph/

Список электронных адресов Nemeton: http://technovate.org/web/nemeton/
Другие ресурсы:

CAORANN: http://www.bandia.net/caorann — Кельты против притеснения, расизма и неонацизма.

Сайт Imbas: http://www.imbas.org/imbas/index.html — Архив статей.

Pàganachd / Págánacht: http://www.paganachd.com — “Врата в Кельтскую Реконструкцию.” Статьи, ресурсы, доски объявлений и основной хостинг для «материнской версии» этого FAQa.

Сайты спонсоров:

Bandia.net — http://www.bandia.net

Dùn Sgàthan — http://www.cyberpict.net 

The Preserving Shrine — http://www.seanet.com/~inisglas

Что едят КР?

Официальная кухня КР – индийская. И никто не знает почему.

Если серьезно, то хотя не существует пан-кельтско-реконструкторских табу в отношении пищи, но некоторые люди выбирают пищу так, чтобы углубить свою духовную связь с КР. Существует серьезная традиция празднования, отмечания праздников и гостеприимства, а также традиция, говорящая о том, что гостю следует подать еду, напитки и дать возможность помыться перед отъездом. Многие КР помещают это в современный контекст и предлагают подобное гостеприимство своим гостям.

Определенную пищу можно есть или, наоборот, избегать, чтобы добиться определенного духовного эффекта. Некоторые КР предпочитают есть мясо лосося или орехи, как символ привнесения мудрости, говядину, как символ изобилия и щедрости, или свинину, как символ праздника и, возможно, связи с Иномирьем. Многие будут употреблять пищу, выращенную самостоятельно и разумно употреблять ее, связывая себя с местными духами. Некоторые кельтские божества четко связаны с определенной едой, так например Бригид ассоциируется с молоком и молочными продуктами. Эта ассоциация может быть введена в ритуал, когда участники могут разделить чашу с молоком или принести молоко богам. Согласно ирландским материалам, Маннанан Мак Лир и Гоибниу участвовали в устроении Пира Эпохи, который давал бессмертие Туате де Данаан. Обряд был связан с жертвоприношением борова, который воскресал на следующий день, а также с элем, который готовил Гоибниу. Некоторые КР проводят праздники в память об этом, готовя свинину и эль/мёд.

В дополнение к сказанному, у некоторых могут быть личные табу – гейсы – нарушение которых может быть серьезной ошибкой, часто ведущей к падению личности. Многие из них относятся к пище. Древний ирландский герой Фергус никогда не должен был отказываться от пира в свою честь, а Кухулинну запрещалось есть мясо собаки и в то же время он не мог отказаться от еды, предложенной женщиной. Некоторые КР считают, что на них наложены подобные гейсы и избегают пищи, которая для них является запрещенной.

“The CR FAQ — An Introduction to Celtic Reconstructionist Paganism” is Copyright ©2006 Kathryn Price NicDhàna, Erynn Rowan Laurie, C. Lee Vermeers and Kym Lambert ní Dhoireann. All copyrights are retained by the individual authors.