Друидизм и кельтское язычество

FAQ — Продвинутые вопросы

Что такое «кельтская мудрость» и где я могу её найти?

Когда мы ссылаемся на «кельтскую мудрость» мы имеем в виду древние манускрипты, фольклор, собранный в кельтских землях и множество традиционных историй, поэм и песен.

Существует различия в степени точности и аутентичности доступного материала. Если на секунду стать техником, можно сказать, что материал характеризуется одним из следующих пунктов: первичный, вторичный или третичный.

Первичные материалы являются оригинальными документами на оригинальном языке, обычно они находятся в музеях, специализированных библиотеках и частных коллекциях. Эти документы часто называют манускриптами (в английском языке название часто сокращается до MSS). Также первичным материалом считается фольклор, который был записан непосредственно из живых источников, в то время, когда эти практики еще являлись частью живой традиции и не были профильтрованы через интерпретацию записывающего.

Человеческие заблуждения и предвзятость всегда являются факторами, которые нужно иметь в виду, даже в случае с первичными источниками. Важный момент при работе с любым источником – нужно понять контекст, в котором была записана информация и принять во внимание все возможные предвзятости со стороны записывающего, был ли он христианским монахом или чьей-то прапрабабкой. Один из методов работы, при помощи которого мы достигаем определенной точности, это сравнение различных записей знаний и практик, и благодаря этому сравнению обычно появляется более полная, более точная картина.

Вторичные материалы – это переведенные первичные материалы, а также записи людей, изучавших эти документы, проводивших исследования и делавших свои выводы. Чтобы провести подобную работу нужно обладать определенными навыками в подобной методологии. Любители с определенными навыками могут проводить подобную работу, но из-за отсутствия экспертной оценки их выводы могут быть неверными.

КР обычно считают третичные исследования не заслуживающими доверия. Третичные исследования совсем не похожи на первичные источники. Они обычно похожи на вторичные источники различного качества и делают выводы на основании этого материала. Чем дальше вы от документов-первоисточников, тем менее вы можете быть уверены в выводах.

Существуют также различные компиляции манускриптов, в которых исследователь сравнивает различные манускрипты, повествующие об одном и том же, подробно изучает все свидетельства и выбирает то, что является наиболее достоверной версией, приближенной к оригиналу. Из-за редакторской природы процесса существует некоторая неуверенность и возможная предвзятость. Между манускриптами, изданными различными исследователями, всегда будет определенная разница. Этот процесс обычно под силу образованным и эрудированным исследователям после многих лет исследований, с хорошим уровнем дополнительных знаний, в которых нуждается хорошая компиляция. Многие КР будут изучать различные издания древних манускриптов, стараясь достигнуть более глубокого и полного понимание источников.

Нужно уметь говорить на кельтском языке (гэльский, валлийский и т.д.), чтобы быть КР? Насколько важен язык? Вы свободно говорите на кельтском языке?

Не обязательно свободно говорить на кельтском языке, чтобы быть КР. Мы поощряем стремление людей узнать хотя бы определенные слова кельтского языка, которые являются, так сказать, техническим словарем КР и, насколько возможно, погрузиться в язык культуры, на которой они сосредоточены. Валлийцы говорили, что «нет страны без языка» и мы готовы согласиться с этой философией. Пока мы не поймем, как функционирует другой язык, мы не сможем понять мировоззрение людей, говорящих на нем, и кельтские языки представляют несколько иное мировоззрение, чем английский, немецкий или русский.

Для некоторых из нас изучение и практика языка это более личный и глубокий проект. Может быть важным произнести в молитве хотя бы несколько слов на кельтском языке, особенно если одно из ваших Божеств просит это у вас. Некоторые из нас даже начинали свое исследование языка после снов или видений, в которых, как мы верим, Божество просило нас говорить с ним или само говорило на своем родном языке, и перед нами стояла задача понять то, о чем оно говорило. Многие из нас учили песни и поэзию на кельтских языках, чтобы сохранить культуру с которой они работают, или потому что это просто интересно и захватывающе. По тем же причинам мы можем учиться ирландским танцам или игре на шотландской волынке.

Также важно отметить, что даже если Божества отлично понимают английский язык, он остается языком тех, кто уничтожил многих представителей кельтских народов. Не всегда обращение к божеству на языке, связанным с культурным геноцидом, является хорошей идеей.

Также нужно осознать, что некоторые концепции не могут быть легко или полностью переведены с кельтских языков на ваш язык, и для более полного понимания нужно научиться думать на этом языке. Если вы только делаете первые шаги в КР, никто не заставит вас выучить всю ритуальную литургию на незнакомом языке. Хотя для многих из нас свободное владение языком является целью, но, опять же, многие из нас недостаточно свободно говорят на нем, даже если они изучали его на протяжении долгих лет.

Какая разница между путями Воина и Поэта? Есть ли другие пути внутри кельтской реконструкции?

Люди приходят в КР по многим причинам. Некоторые чувствуют стремление к мистической стороне, другие чувствуют, что были призваны для публичного служения Божеству и сообществу. Некоторые люди желают следовать Божествам воинов, другие заинтересованы в Божествах искусств и ремесел. Те, кто посвящает себя Божествам созидания могут изучать кузнечное дело, ювелирное искусство, ткачество или резьбу по дереву.

Здесь есть место для любой личности, даже для тех, кто интересуется более чем одним путём. Согласно историческим сведениям, некоторые люди были и воинами, и поэтами, или друидами и ремесленниками. Иногда мастерство одного пути включает в себя исследование другого, такие требования предъявлялись, например, для воинов фианны – быть способным запомнить, составить и представить поэму. Воинские искусства подразумевают физическую дисциплину, подобно азиатским боевым искусствам и для того, чтобы стать мастером, может потребоваться целая жизнь, так же как и для овладения мастерством друида. Что у нас всех общего, так это то, что мы посвящаем себя кельтским культурам и Божествам, с любовью к кельтской музыке, искусству и языкам. Любая гармоничная живая культура включает в себя множество самых разных людей и их различные таланты и способности, и именно это разнообразие одобряют КР.

Люди могут изучать воинское искусство для самозащиты, для самодисциплины или чтобы понять себя более глубоко. Некоторые из познавших путь воина включают его в свою жизнь через работу в правоохранительных органах, пожарных бригадах и службе спасения, службе скорой помощи, поисковых и спасательных отрядах или на военной службе. Те, кто призван на поэтический путь могут быть более заинтересованы в экстатических состояниях и пересечении таинственного тумана между мирами для того, чтобы вернуть сообществу знание. Люди, следующие путем друида, создают ритуал и исследуют историю и легенды, чтобы поделиться ими с другими, обеспечивая целостность сообщества КР. Те, кто сосредоточен на своем доме и очаге участвуют в работе через сохранение собственных алтарей и почитание предков и духов земли, на которой они живут, а также проводя празднования священных дней в своих домах. И хотя специализация и сосредоточение очень важны, особенно в то время как мы пытаемся облечь в плоть эти традиции, многие могут понять, что они пытаются создать уникальный путь, который объединяет аспекты многих вышеперечисленных путей.

Я читал про то, как Кухулин тренировался у Скатах. Что такое «Прыжок Лосося» или «Подвиг Меча»? Существует ли какая-либо форма кельтского боевого искусства?

Насколько нам известно, никогда не существовало единого, унитарного кельтского боевого искусства (не в последнюю очередь потому, что не существовало единой, унитарной кельтской культуры), однако было много техник, используемых при тренировках воинов.

В кельтских странах до сих пор существует множество различных единоборств, они скорее всего произошли от боевых техник, развившихся в ранних кельтских обществах. Это некоторые формы борьбы «захвата-удержания», например ирландская борьба «Шея и Локоть», шотландский бэкхолд, бретонский гурен и корнуоллская борьба. Стиль борьбы «Catch as Catch Can», который включен в семейство «профессиональной борьбы», равно как и кэтч-борьба, происходит от борьбы Северного Уэльса и Ланкашира. Даже менее распространенная борьба Шин (также известная, как «урчание») происходит от борьбы, известной, как «Out Play». Существует множество стилей борьбы «захват-удержание» по всему миру, а следовательно появление подобного стиля борьбы не всегда обозначает то, что у нее кельтские корни. Историю следует изучать внимательно.

Бокс во многом (хотя и не на 100%) обязан своим происхождением кулачному бою кельтских стран, особенно Ирландии. Многие из первых профессиональных боксеров были ирландцами, как из Европы, так и (позже) из Америки.

В дополнение к этому, есть несколько боевых искусств, связанных с владением оружием, которые дошли до наших дней, по крайней мере в учебниках. Методы фехтования с палашом или «шиллелах» (бата,шестом), равно как и с другими видами оружия, дошли до нас напрямую и детально описаны в книгах.

«Прыжок Лосося» — это один из «cleasa» (приемов или уловок), которыми Кухуллин овладел на острове Скай, куда он направился для того, чтобы обучаться у Скатах (известной, как учитель боевых искусств, державшей на Скай нечто вроде школы). Это также один из наиболее часто упоминаемых приемов ирландских героев, хотя были и другие cleasa. Классические комментаторы, описывая битвы с галлами, отмечали, что кельты прыгали над щитами своих противников. «Прыжок Лосося», таким образом, был техникой обучения высоким прыжкам, которые практиковались до тех пор, пока воин не достигал максимальной высоты прыжка.

«Подвиг Меча» (Faobhar Chleas) немного описан в истории «Недуг Уладов». Он представляет из себя боевую технику танца, включающую вращения меча и прочие впечатляющие элементы. Он похож на многие другие приемы, известные Кухуллину, которые по свое природе были подобными (например, «подвиг тела», который мог представлять из себя танец без оружия).

Кельтские воины не останавливались на изучении того, как просто поразить кого-либо своим оружием. Они также включали в практику многоплановые тренировки и методы, которые по своей природе были скорее магическими.

Более детальная статья по этой теме доступна по ссылке —http://www.paganachd.com/articles/celticmartialarts.html

Могут ли женщины тоже быть воинами?

Существование женщин-воинов в кельтской культуре очень спорно. Хотя многие из КР и исследователей считают, что тому есть свидетельства, но мы должны отметить, что эти свидетельства на сегодняшний день весьма зависимы от обстоятельств и спорны. Однако до тех пор, пока не будет обнаружено захоронение женщины с оружием, это лучший источник с которым мы можем работать. Были ли профессиональные женщины-воины среди кельтов или нет, в любом случае для женщин-воинов есть место в КР, потому что мы не пытаемся заново воссоздать прошлое.

Поскольку древние кельты были воинственной культурой, наши современные идеи о том, кто является воином, а кто нет, могут быть не применимы к тому, как понимали это наши кельтские предки. Женщины могли участвовать в битвах, особенно во времена особенно тяжелых кризисов. Это хорошо видно в поздние исторические периоды. Например, хотя среди шотландских женщин конца 18 века считалось недостойным служить в армии, но во время «зачистки Шотландского высокогорья» многие женщины принимали участие в боях. Также женщины участвовали в ирландских групповых боях, которые могли быть чем угодно – от легкой стычки до кровавой битвы. Хотя до сих пор не ясно, были ли в кельтской истории профессиональные женщины-воины, однако ясно, что кельтские женщины были готовы к битве – защищали ли они себя, свой народ или свою территорию.

Существуют примеры того, как женщины раннего кельтского общества сражались и вели за собой армию, как на то указывают римляне. Самой известной из них была Боудикка, королева племени иценов, которое подняло восстание против Рима, объединив множество племен. Это произошло после смерти ее мужа, изнасилования ее дочерей и избиения ее самой в I в. н.э. Это было записано римскими историками Дионом Кассием и Тацитом. Часто отмечается, что нет никаких доказательств того, что она обучалась владению оружием или что среди ее воинов были женщины, однако следует отметить, что если народ воинов не воспринимал женщину, как достойного воина, то мужчины просто не последовали бы за ней на битву. Аммиан и Диодор Сицилийский описывали галльских женщин такими же большими, как и их мужчины и указывали на то, что они сражались лучше своих мужей. Тацит, так же как и Цезарь, описывает женщин, подбадривающих воинов во время битвы, во время которой они сами бывали убиты или ранены. С другой стороны, Плутарх упоминал галльских женщин, стоящих в тылу своих войск для того, чтобы убить мужчин, если те обратятся в бегство.

Основываясь на новых свидетельствах, некоторые из нас считают, что сегодня мы можем изменить наше мнение относительно римского описания женщин на поле боя. Возможно, женщины просто играли роль «болельщиц» и уверенно с этой ролью справлялись – несмотря на их присутствие на поле боя, они не участвовали в битве. А возможно, что римляне просто не заметили женщин, которые могли сражаться с ними. В 2004 г. на раскопках римского форта в Камбрии были найдены останки нескольких женщин, сожженных вместе с конями и оружием, это указывает на то, что в рядах римлян были женщины-наемницы (Сарматы?).

Мифология содержит значительное количество упоминаний Богинь битвы и убийств. В некоторых из этих историй Богини, или те, кто могли быть жрицами этих Богинь, присутствуют на поле битвы, подбадривая воинов, или принимают форму животных и присоединяются к битве. Менее распространены актуальные описания Богинь и женщин, которые берут в руки оружие и правят завоеванными землями, однако такие описания встречаются, даже если некоторые и являются спорными. Например, в Битве при Маг Туиред Морриган провозглашает, что она будет убивать в этой битве, многие считают, что она будет делать это при помощи магии, хотя она не уточняет способ убийства – оружием или магией. Более интересна история Рыжей Махи, которая правила по праву завоевания, победив в битве группу претендентов на трон (все они были мужчинами). Медб и Карман вели армии в битву, так же как это делала историческая Боудикка. Воительница Скатах тренировала Кухулинна и была вызвана на бой своей соседкой, воительницей Ифе, которую победила обманом. Финн Мак Кумал  также был воспитан женщиной или женщинами, которые научили его сражаться. Среди Постороннихи Фениев мы видим много описаний женщин-воинов, включая Нессу, которая некоторое время возглавляла фениев, и Кредне, которая была изнасилована своим отцом и родила трех сыновей, после чего стала мстить до тех пор, пока не добилась права наследства для своих сыновей. Как часто бывает, даже если женщины-воительницы не приветствуются в мейнстриме культуры, однако женщины, преданные этому пути, находят себе роль вне ее.

Это отношение в некоторой степени дошло до сегодняшнего дня, женщины, являющиеся потомками столь яростных предков должны искренне желать сражения и быть готовы к битве, когда они будут призваны. Некоторые женщины КР трудятся в областях, которые могут быть признаны современным выражением пути воина.

Что это за «НЛГ» о котором я постоянно слышу?

НЛГ = Необоснованный Личный Гнозис. Это ярлык, используемый для описания информации, полученной через медитацию, вспышки интуиции, видения и прочие духовные опыты. Часто эта информация не может быть подтверждена первичными или академическими источниками, но для того, кто получил её, она кажется полезной. Для КР кажется весьма важным обозначать НЛГ, который не может быть подтвержден знанием или исследованием, поскольку это позволяет избежать недопонимания относительно источников, а также обеспечивает интеллектуальную честность. НЛГ и его вариации используются для того, чтобы обозначить верования, пришедшие к нам через мистические источники, но не идеи и интеллектуальные выводы, полученные из академических исследований.

Как вариант расшифровки НЛГ – Непроверенный или Незадокументированный Личный Гнозис.

Хотя до конца не ясно, кто первым ввел термин НЛГ, но считается, что термин и его вариации существовали в сообществе Асатру в 90-х. Эти термины были благодарно адаптированы многими Реконструкционными традициями, после чего уточнены и применены в наших сообществах.

Связанные термины:

РЛГ – Разделенный Личный Гнозис, обозначает мистическое видение и верование, разделенное несколькими людьми; предпочтительно, если люди наблюдали его независимо друг от друга. Например, коллективное видение членов небольшого семейства может быть более объективным, чем видение отдельной личности, но, из-за возможности групповой галлюцинации, является спорным, действительно ли это был РЛГ. Видение, которое посетило географически отдаленных друг от друга людей, которые никогда ранее не встречались – вот, что скорее следует признать РЛГ.

ПГ – Подтвержденный Гнозис, означает основательное подтверждение НЛГ или РЛГ, позже найденное в источниках. Его также иногда обозначают, как ПЛГ – Подтвержденный Личный Гнозис. Его примеры весьма разнообразны и служат для того, чтобы поддержать личную и общую веру в Божеств, духов или предков, от которых была получена информация. Примеры ПГ также очень важны, потому что они помогают нам учиться отличать истинный иммас от воображения (Иммас – Imbas– это древнее ирландское слово, обозначающее «воображение»).

НЛГ никогда не заканчивается на самом себе; скорее это начало путешествия, начало процесса проверки информации, как через духовную практику, так и академическое исследование. НЛГ полезен только тогда, когда сообщество в равной степени ценит сдержанность и проверку фактов, и знает, что даже самые опытные мистики временами могут заблуждаться или делать ошибки. В определенный момент мы должны просто забыть про какое-нибудь крутое видение или сон, потому что он не совпадает с имеющимся знанием или уводит нас в направлении, противоположном нашим ценностям. Аналогично, хотя у нас есть люди, которые доказали свои умения в общении с Богами и духами, и приносящие информацию из Иномирья, у нас нет желания предпринимать опасные шаги, делая кого-либо неоспоримым гуру или голосом Священного.

Когда вам кажется, что чей-то НЛГ или РЛГ достоин включения в вашу духовную практику, эти «Законы НЛГ» могут оказаться полезными:

  1. Ни один НЛГ не должен противоречить известным фактам о культуре и любая практика, основанная на НЛГ, может быть признана лишь современным изобретением.
  2. Если верование или практика, основанные на НЛГ, не противоречат известным фактам, но не могут быть подтверждены в той же области знания, они остаются современным изобретением.
  3. Если отдельный случай НЛГ подходит под правило №2, а также заполняет пробел в известной традиции, наверное лучше двинуться дальше, через эксперимент и исследование, чтобы понять, может ли НЛГ стать РЛГ или ПГ.
  4. Если отдельный случай НЛГ, подходящий под правило №2 получен людьми, не контактировавшими друг с другом, он остается современным, но Разделенным (РЛГ). Это значит, что группа может добиться интересных результатов.
  5. Если отдельный случай НЛГ становится РЛГ, который затем включается в практики других групп, за пределами группы, изначально получившей его, то он становится современной традицией.
  6. НЛГ не может стать частью древнего знания до тех пор, пока он не будет принят в работу, и не будет использоваться как минимум на протяжении 1000 лет.
Насколько НЛГ приемлем для КР? Как вы это определяете?

Кельтская Реконструкция, как и все традиции с мистической, экстатической стороной, должна иметь в запасе методы проверки и баланса для того, чтобы оставаться здоровой. Те, кто работают с трансовыми состояниями, путешествиями и использует другие формы взаимодействия с Богами и духами, нуждаются в серьезной системе поддержки, к которой они могут обратиться за ответной реакцией, и в основательной беседе о подобном опыте, чтобы проверить его на соответствие кельтской мудрости и культурному знанию.

Хотя КР, живущие по всему миру, иногда испытывают непредсказуемые вещи, например, видят местных духов, появляющихся в кельтском образе, или духов, которые объявляют себя кельтскими Богами и появляются в необычных формах с необычными посланиями, но любой стоящий мистик знает, что все они должны быть испытаны мудростью и восприятием других мистиков прежде чем они будут признаны чем-то большим, чем просто воображением. Нередко наш разум просто создает проекции наших впечатлений. Если вы оказались рядом с сущностью, которая предлагает вам всю мудрость вселенной, то весьма велики шансы того, что вы встретились со своим собственным сознанием, а не с духом и не с Божеством.

Очень важно консультироваться с другими мистиками, визионерами, провидцами и хранителями знания относительно информации, которую вы получили в вашей трансовой и экстатической работе. Вот почему так важно читать традиционные тексты — это позволяет нам сравнивать полученную информацию с известной культурной матрицей, чтобы понять, верна ли она. Это также напоминает нам о том, что несмотря на то, что Предки наши мертвы, но это не значит, что они умнее, чем были при жизни. Всегда проверяйте с помощью здравого смысла и известных фактов ответы и информацию, которую вы получили из духовной работы. Хорошо известно, что некоторые из Божеств являются трикстерами и, хотя мы можем уважать их, но мы не всегда можем полностью им доверять. Очень важно изучать все, что вы узнаете, прежде чем использовать это в ритуале или привносить в сообщество, как нечто иное, чем ваш НЛГ.

Также помните, что истинные планы духов и Божеств не всегда совпадают с вашими планами. Если они просят у вас что-то, чего вы по разумным причинам не можете им дать, скажите им об этом и объясните, почему именно вы не можете. Будьте крайне осторожны, если вы получаете любые сообщения, призывающие причинить вред себе или другим. Не все существа Иномирья имеют в отношении вас добрые намерения.

Когда вы аккуратно приближаетесь к НЛГ, с прочной сетью поддержки и хорошим знанием традиции и мудрости, то НЛГ может быть очень полезной частью практики КР. Некоторые НЛГ порой принимаются сообществом КР как, в целом, верная и ценная групповая практика, равно как и индивидуальная практика получения инсайта. Помните, что всем нам порой приходится отбрасывать понравившиеся идеи, потому что они противоречат свидетельствам традиции и мудрости, или потому что не выдерживают проверку фактами. В этом случае, подобные инсайты могут быть полезны для персональной практики, но не пригодятся для КР в целом.

Как вы определяете, какие аспекты кельтской культуры сохранить, а то каких отказаться?

Поскольку основная задача КР – реконструкция того, чем кельтские языческие религии могли стать в современном мире, мы должны (с большим уважением к древним и нынешним традициям) адаптировать древние духовные практики, чтобы включить их в законные и этические структуры современного общества. Другими словами, для нас важнее не нарушать социальные законы страны, в которой мы живем, чем практиковать то, что сегодня является незаконным, этически неприемлемым или просто невозможным в современном контексте. Принести домой отрубленные головы нескольких врагов – не самая лучшая идея для современной практики КР.

Социальная структура племенного общества железного века – это бесполезная структура, которую мы оставляем в стороне. У КР нет Великих Королей, равно как и Вождей Племени. Нас не так много, чтобы обозначать себя нацией КР или туатом (туат включал в себя тысячи людей – это население небольшого города), эти политические звания неприемлемы для духовно-социального сообщества, живущего по законам независимых наций, к которым мы принадлежим. Также это является оскорбительным для живых кельтских культур – мы радикально переопределяем значения этих терминов и титулов, и, поскольку мы вовлечены в эти кельтские культуры, у нас нет права на подобные оскорбительные действия. Хотя мы можем стремиться к воплощению идей трайбализма, сообщества и коллективизма, мы не считаем, что мы должны объявлять некий регион своей страны «личной территорией» и стремиться (или претендовать) править на ней любым способом. Вместо этого мы желаем взаимодействовать с духами земли, предками и Богами в уважительной манере и сосуществовать в мире и сотрудничестве с нашими соседями-людьми, вне зависимости от их происхождения или религии.

Мы побуждаем людей размышлять над тем, что в ранней кельтской религии является полезным и правильным. Все мы стремимся взращивать личное и общее чувство кельтских добродетелей, таких как Истина, Честь, Справедливость, Верность, Смелость, Общность, Гостеприимство, Сила и Вежливость, и применять эти качества в современной жизни подходящим для нас способом. Для кого-то этот путь ведет к служению сообществу, используя свои профессиональные или личные качества. Другие видят в этом призыв к политической активности, ведущей к миру и справедливости. Некоторые из нас просто находят в этом способ прожить свою жизнь настолько хорошо, насколько на это способны отдельные личности.

Вы заимствуете у других культур, чтобы заполнить пробелы в своей?

Заимствуем? Нет. Воруем? Я определенно надеюсь, что нет. Используем широкое и глубокое исследование близких культур для того, чтобы помочь сформировать рабочие гипотезы того, как кельтские предки делали нечто? Да, иногда.

Когда мы говорим об изучении прочих родственных культур ради понимания некоторых кельтских религиозных практик, о которых мы имеем лишь скудную информацию, мы не пытаемся защищать копирование ритуалов, практик или верований из других традиций. Часто мы всего лишь хотим  выйти за рамки темы и ознакомиться с Галльской или Валлийской мудростью для того, чтобы получить наводку на отсутствующие части Гэльской культуры. Другие могут пытаться найти общие элементы, свойственные для множества индоевропейских культур, чтобы обозначить нечто утраченное. Особенно стоит искать эти элементы у скандинавов, которые исторически наиболее интенсивно взаимодействовали с кельтами, как на островах, так и на континенте.

Так или иначе, существует достаточно КР, которые сохраняют традицию простой, довольствуясь практиками, которые уже разработаны и не стремясь дорабатывать их.

КР развивалась для того, чтобы предложить альтернативу тем «Кельтским религиям», которые просто накладывали кельтскую маску на традиции, чуждые кельтским культурам (это викка, неоязычество в целом и «шаманизм») и которые грабили кельтские культуры ради нескольких экзотических элементов, чтобы придать пикантности противоположной, эклектичной практике. Таким образом, ключевой элемент КР – это преднамеренное избегание смешивания нашей практики с другими культурными практиками. Если мы должны «заполнить пробелы», мы скорее воспользуемся идеями из других кельтских культур или, по крайней мере, индоевропейских культур, чтобы попытаться развить нечто кельтское, для заполнения этого пробела. Очень важно понять, что вместо того, чтобы затаскивать иноземные практики в кельтскую систему взглядов, мы используем их как «подсказки» — «ладно, это делалось в древней скандинавской церемонии, и это очень похоже на церемонию, найденную в древних ведических текстах, а вот здесь есть ссылка на этот ирландский текст… о, подожди, возможно что-то подобное делали кельты!»

Занимаясь реконструкцией жизненно важно основательно углубиться в определенную кельтскую культуру, практики которой мы реконструируем. Без этого людям слишком просто привнести в реконструкцию вещи, которые не только не гармоничны с кельтской культурой, но и заменяют собой элементы, которые совершенно не нужно заменять и которые уже замечательно работают. Это еще одна область, в которой КР требует терпения и годов исследований. К счастью, наше движение развивается и годы исследований уже накопили некоторую базу, так что новым людям не приходится вновь изобретать колесо, как это было раньше.

Когда в родственных культурах не могут быть найдены обоснованные подсказки, некоторые считают необходимым обратить взгляд на другие племенные или анимистические культуры, например Афро-Диаспорические традиции, чтобы сделать нашу традицию более полной. В любом случае, это область определенных противоречий в КР. Отдельные личности и субтрадиции КР иногда имеют крайне разнящиеся мнения относительно того, насколько это допустимо. Но даже среди тех, кто использует различные источники, есть негласное соглашение, что это всего лишь подсказки, чтобы сделать что-то кельтским способом. Это поиск легко приспосабливаемых «технологий», а не замещение верований. Одним из примеров этого может быть «студент по обмену», которым может стать некто, пытающийся научиться безопасно работать с экстатическими техниками. Этот процесс начали несколько КР, не знавших друг друга, поскольку подобные техники уже когда-то использовались в кельтских церемониях. Казалось, что наши Боги просили, чтобы хотя бы некоторые из нас выполняли эту трансовую функцию, и это потребовало поиска опытных старейшин живых традиций, чтобы спросить у них совета, насколько безопасными могут быть эти эксперименты. Вместо того чтобы отказать нашим Богам, мы хотели найти способ безопасно укрепить нашу связь и общение с ними — не только для себя, но ради служения большему сообществу. Но среди тех, кто глубоко впечатлен межкультурными исследованиями и кто говорит с Богами терминами иных культур, существуют общие принципы, вместе с которыми в КР не должны попасть не-кельтские практики. Мы хотим живую и глубокую кельтскую традицию, а не эклектичную.

Включает ли КР в себя синкретизм?

Что касается этого вопроса, критическим моментом здесь является понимание разницы между древним и современным синкретизмом, наряду с разницей между синкретизмом и эклектизмом.

Древний синкретизм, который отражает существующие издавна части живых кельтских культур и их исторические взаимодействия с другими культурами, может быть приемлемым в практике КР. Так или иначе, синкретизм, который является нововведением иностранных идей, не рассматривается, как часть КР.

В то время как новый синкретизм не включается в практику КР, некоторые из кельтских реконструкторов считают, что вполне допустим исторический синкретизм, который родился из связи древних политеистических культур, взаимодействовавших на протяжении долгого времени и ставший законной частью живых традиций. Распространенный пример – это присутствие некоторых скандинавских обычаев и божеств в контексте шотландских традиций, а также много других примеров того, как эти культуры смешивались и влияли друг на друга. Этот древний политеистический синкретизм, выросший из долгого культурного взаимодействия отличается от синкретизма, связанного с угнетением, который был установлен с целью кооптирования и, в итоге, затмения местных религий.

Эклектизм включает в себя комбинации различных верований и практик из различных не связанных друг с другом культур. Единственный «авторитет», признаваемый эклектиками, это их собственное «ощущение правильности». Синкретизм это нечто другое. Синкретизм подразумевает наличие основной культуры, в которую он уходит корнями, но которая также включает в себя некоторые элементы из внешней культуры, которая выглядит гармоничной относительно культуры синкретиста.

Эклектизм совершенно не является частью КР. Новые виды синкретизма не допустимы в КР.

Единственные виды синкретизма, которые принимают многие из старейшин КР, это те, которые стали живой частью кельтских культур вследствие длительного взаимодействия. Здесь мы имеем в виду взаимодействие со скандинавскими культурами, некоторые аспекты кельтского христианства и наложение похожих кельтских культур, например гэльской и галльской.

Существуют некоторые КР, которые ведут межкультурные исследования, или которые имеют запас из взглядов различных культур на религию. Так или иначе, КР согласны, что подобные исследования должны помогать  формировать лучшее понимание кельтских культур, а не путать и не разбавлять кельтский культурный фокус КР.

Могу ли я быть КР и поклоняться другим божествам?

Да, но с оговорками.

Поклонение некельтским Божествам находится вне круга КР и ни в коем случае не может считаться практикой КР. И хотя люди, являющиеся частью КР-сообщества, имеют право заниматься некельтскими практиками (это их личное дело), но нужно всегда четко помнить, что это – некельтские практики. Культуры и обряды некельтских Божеств должны уважаться, но в то же время мы ожидаем, что будут уважаться кельтские культуры и божества; эти ритуалы должны быть отделены от вашей практики КР. Если вы почитаете Божеств других культур, у вас должен быть отдельный алтарь для них, а приношения и прочие обряды должны проводиться в соответствии с культурой божества.

Если вы чувствуете, что вас притягивает, например, Кали, мы очень рекомендуем вам поклоняться ей в местном индуистском храме или хотя бы традиционными индуистскими способами, а не пытаться включить Кали в свою практику КР. Она не является кельтской Богиней и, возможно, даже будет возмущена, если ее посчитают таковой. У нее уже есть свои определенные и традиционные ритуалы и практики, предпочитаемые приношения и свои священные дни. Проигнорировать эти моменты, пытаясь включить ее в практику КР – это оскорбление и КР, и индуизма.

Поклонение некельтским Божествам в КР возможно лишь в том случае, если похожие культуры исторически долго взаимодействуют друг с другом, создавая гибридную культурную среду, которая традиционно включает в себя этих Божеств. Например в случае некоторых высокогорных районов Шотландии и прибрежных ирландских сообществ, можно увидеть адаптацию некоторых скандинавских Божеств и практик. Если культуры имеют много общего и если есть свидетельства того, что эти культуры встречались, смешивались и создали историческую традицию, часто считается приемлемым продолжать считать этот древний синкретизм частью нашей традиции.

Что за Огам, о котором все упоминают?

Огам (Ogham, ст.ирл. – Ogam) – это древнейшая форма письменного гэльского языка, алфавит и шифр, появившийся под влиянием латыни. Существует 20 феонн (feánna) огама, которые разделены в группы по 5 штук. Каждая группа называется акме (aicme). Первые три акме составлены из согласных, а четвертая – из гласных. Есть еще и пятая акме, составленная из символов, называемых форфеды (forfeda), это дополнительные буквы, которые редко или вообще не встречаются где-либо кроме манускриптов. Форфеды, определенно, появились позже, чем остальные символы. Пока не ясно, были ли они были творением монахов, которые записывали их, чтобы поставить в один ряд с латинскими буквами, или же это было независимое развитие живой системы. Некоторые КР работают с огамом, как с предсказательной системой, включающей форфеды, а некоторые нет.

Наибольшее количество огамических надписей сохранились на приграничных камнях и являются всего лишь именами в родительном падеже, часто в связке с именем отца, матери или деда. Огамические надписи по своей морфологии похожи на континентальный кельтский язык, а ирландский язык сильно изменился со времени огама до древнеирландского периода (включая три века пересечения этих периодов).

В древнеирландских нарративных текстах, огам часто описывается нанесенным на палках или деревьях, или деревянных объектах (например, на щитах), но ни одного подобного артефакта не дошло до наших дней. Сохранились лишь несколько артефактов, сделанных из кости, с нанесенными на них отдельными буквами, возможно, некими магическими предписаниями. Использование огама для предсказания кажется нам вероятным, подтверждением этого может служить упоминание фидланны (fidlanna) – «предсказанию по дереву» — упоминаемому в Первом Видении Адомнана, как одного из дьявольских искусств, практикуемых ирландцами.

Многие КР используют огам для предсказаний, обычно бросая или рисуя fiodh(«палка», термин обычно используется для обозначения огамической буквы/глифа, нанесенных на куске дерева), точно так же, как в Скандинавии использовали руны, и изучая систему символов, как способ интерпретации знамений в окружающем мире. КР, которые используют огам для предсказаний и медитаций изучают древние тексты, работают со своим вдохновением и рассказывают о своих опытах другим КР, чтобы изучать и развивать систему. В результате каждая отдельная буква становится пунктом в обширной матрице символических и концептуальных ассоциаций. Многие КР исследуют Книгу из Баллимота и ее раздел, посвященный огамическому алфавиту, пытаясь найти исторические ассоциации и символизм. Так или иначе, различные подходы к включению огама в современную систему весьма отличаются друг от друга. Неоторые КР сосредоточены на связи каждой буквы огама с отдельным деревом и их связью с силами природы, другие – на лингвистическом анализе названий букв, или на ассоциациях-кеннингах и их поэтических взаимосвязях, а третьи исследуют огам птиц, огам крепости, огам цвета, огамический шифр и прочие исторически подтвержденные методы интерпретации феонн (feanna).

Как правильно Самхейн, Саунь или Самайн? Зачем вообще все эти разные названия?

Слушателя иногда может смутить, когда мы обсуждаем древнеирландские источники, затем древнешотландские, а после – кельтские языки в целом. Как наш современный язык отличается от древнего, так и кельтские языки изменялись с течением времени.

Таким образом, произношение и написание будут отличаться в зависимости от особенностей кельтского языка (ирландского, шотландского, валлийского, галльского и т.д.) и временного периода, в течение которого был записан материал. Поскольку термин «Кельтская Реконструкция» стал зонтиком, под которым объединились множество индивидуальностей и групп, принадлежащих к различным кельтским культурам, то мы не видим необходимости в стандартизации этих слов. Обычно человек использует то произношение, которое больше вписывается в контекст отдельной дискуссии, или то, которое используется в языке, известном ему лучше других. Например, рассказывая о нашей традиции кому-либо из внешнего неоязыческого сообщества, мы можем употребить наиболее часто используемое название праздника или Божества. Но когда мы ссылаемся на древние манускрипты, нам лучше придерживаться произношения, характерного для этого манускрипта.

Чтобы добавить этому FAQ’у логичности, мы попытались стандартизировать произношение на современном ирландском. КР – это современное сообщество и некоторые из его членов уверены, что мы должны использовать современную терминологию, за исключением случаев, когда для описываемой концепции не существует современного названия. К тому же современный ирландский, вероятно, наиболее распространенный кельтский язык. Это не умаляет важности шотландского, валлийского, галльского и прочих путей, мы использовали ирландский для того, чтобы этот документ был понятнее для тех, кто не говорит на кельтских языках.

Вот несколько примеров различного произношения одних и тех же терминов. Когда приводится несколько вариантов произношения, то они перечисляются в порядке от самого старого варианта, до современной используемой формы. Звездочка * перед словом означает, что это реконструированная форма.

Праздники
Прим. даты
Древний ирландский Современный ирландский Шотландский гэлик Галльский Валлийский
Начало ноября Samain; Samhain Oíche Shamhna Samhuinn; Samhainn; Samhain Samonios; *Trinouxtion Samonii Calan Gaeaf
Начало февраля Imbolc; Imbolg; Oimelc Lá Fhéile Bríde; Imbolc Là Fhèill Brìghde; Imbolc *Ouiamelgtis Gwyl Ffraed
Начало мая Beltain Lá Bealtaine Bealltuinn; Bealltainn *Belotenia Calan Mai
Начало августа Lughnasa; Lughnasad; Lughnassadh Lá Lúnasa Lùnasdal; Lùnastal *Lugunassatis Calan Awst
Мне кажется, это все требует серьезной работы. Зачем кому-либо так упорно работать, ведь можно присоединиться к уже сформированной религии?

Да, на данном этапе развития КР требует много работы. Этот путь – не для каждого.

Хотя сегодня те люди, которые не хотят много работать и проводить мистические эксперименты, могут присоединиться к действующей группе КР на гораздо более свободных условиях. Истина состоит в том, что существует очень мало групп КР, которые хотят принимать новых членов. Таким образом, если вы – одиночка, путь может показаться трудным, особенно если вы только встали на него. В данный момент, образно говоря, КР благоволит первооткрывателям.

Одна из причин, по которым мы начали эту работу, это вера в то, что кельтские Божества и Предки просили и продолжают просить нас об этом. Независимые исследования отдельных личностей привели к Разделенному Гнозису, который некоторые Божества пожелали дать сообществу КР. Таким образом, множество людей, принесших клятву верности этим Божествам, поняли, что они хотят создать рабочую, аутентичную кельтскую традицию, чтобы лучше служить им. Многие из нас также были вдохновлены опытом в других живых культурах и искали что-то полное и живое, не только для наших Богов и Предков, но и для самих себя. Пройдет еще какое-то время, прежде чем мы достигнем уровня традиций, питающих нас, но именно это является нашей целью.

“The CR FAQ — An Introduction to Celtic Reconstructionist Paganism” is Copyright ©2006 Kathryn Price NicDhàna, Erynn Rowan Laurie, C. Lee Vermeers and Kym Lambert ní Dhoireann. All copyrights are retained by the individual authors.