Друидизм и кельтское язычество

FAQ — Введение в кельтскую реконструкцию

Что такое Кельтская Реконструкция (КР)?

Кельтское реконструкционное язычество (КР) это политеистическое, анимистическое, религиозное и культурное движение. Оно старается реконструировать аспекты древних кельтских религий, потерянных под давлением христианства, внутри современного кельтского культурного контекста.

Существуют некоторые дохристианские кельтские традиции, сохранившиеся в фольклоре и народных практиках кельтских стран и в кельтской диаспоре, однако, после веков христианского давления, большинство людей не видит в этих народных традициях цельного и живого духовного пути. Изучая древние манускрипты и региональный фольклор, комбинируя информацию с мистическими и экстатическими практиками и работая сообща, чтобы удалить из практик не-кельтские элементы, мы питаем и наполняем то, что продолжает оставаться живым и помогаем политеистическим кельтским традициям вновь стать крепкими и цельными. Мы работаем над этим, пытаясь увидеть, как различные кельтские традиции могли бы выглядеть в сегодняшнем мире, если бы их не коснулось христианство. Точно так же, к примеру, индуизм изменился за долгие века своего существования, однако остался той же религией, что и раньше, но лишь изменил свою форму вместе с вечно меняющимся временем.

Что вы имеете в виду под словом «кельтская»?

Слово «кельтский» применяется относительно группы родственных языков в индоевропейской языковой группе и относительно культур, которые развивались в обществах, говорящих на этих языках.

Кельтские реконструкторы (КР) высоко ценят исследование и сохранение кельтских языков, так же как и участие в жизни кельтских культур. Язык – ключ к пониманию образа мыслей культуры. Хотя знание кельтского языка не является обязательным для участия в жизни сообщества КР, но люди, серьезно желающие развивать традицию, почти всегда посвящают себя изучению одного из кельтских языков, что становится частью их КР практики.

Что же такое «кельтские языки»?

Есть две основные группы кельтских языков: континентальная и островная. Каждая из них делится на Р-кельтские и Q-кельтские языки. Разница между Р- и Q-кельтскими языками основывается на подобных различиях: слова «сын» и «глава» на ирландском звучат как «mac» и «ceann», а на валлийском «map» и «pen».

У континентальных кельтов было множество языков: цизальпинский галльский (Северная Италия), трансальпинский галльский (Франция, Швейцария, Австрия, Германия), галатский (современная Турция, Анатолия), лепонтийский (Северная Италия) и кельтиберийский (Испания/Португалия – единственный континентальный Q-кельтский язык). Эти языки являются мертвыми.

У островных кельтов существуют семь известных нам языков. Гойдельские (гэльские) Q-языки – ирландский, шотландский и мэнский. Бриттские (или британские) P-кельтские языки – валлийский, бретонский и корнский, также мертвый камбрийский язык. Пиктский язык скорее всего был архаичной формой Р-кельтского языка.

Что вы имеете в виду под словом «реконструкция»?

В дискуссиях о религиях древности слово «реконструкция» относится к процессу создания модели прошлых исторических или доисторических традиций и дальнейшего изучения этой модели для понимания того, как использовать эти традиции в современном, практическом контексте. Особое определение этого термина, которое лучше всего описывает наши устремления, звучит как «интерпретация, сформированная в процессе сбора доказательств».

В случае КР, мы пытаемся моделировать различные формы дохристианской кельтской духовности. Мы делаем это для того, чтобы создать современную духовную практику, которая настолько, насколько это возможно, опирается на аутентичный древний материал, который можно использовать в современном мире. Мы делаем это, потому что чувствуем зов Кельтских Богов и кельтского мировоззрения и хотим сохранить современные кельтские языки, музыку и культуру.

Это старая или новая традиция?

КР это новая традиция, основанная на старых идеях и идеалах. Мы работаем с лучшими современными академическими исследованиями, чтобы постараться понять культуры ранних кельтских народов и то, чем они занимались, в контексте дохристианских политеистических духовных традиций. Мы также принимаем участие в традициях современных, живых кельтских культур, которые выражают политеистическую, анимистическую духовность. Однако, хотя многие языческие элементы дошли до наших дней в вере фэйри и прочих народных обычаях, если говорить о полной, политеистической языческой религии, у КР нет непрерывной связи с дохристианским прошлым.

Наряду с академическими исследованиями, мы также полагаемся на наши собственные iomas и aisling – наше вдохновение и визионерские практики – которые помогают нам найти способ ввести старые практики в новое время и новые условия жизни. Один из основных объектов размышления, стоящих перед КР, это вопрос: «Как бы выглядели кельтские культуры сегодня, если бы их не затронуло христианство?». Все религии и традиции растут и меняются с течением времени. Если бы политеистические кельтские культуры оставались неприкосновенными со времен железного века по сегодняшний день, то сегодня они бы очень сильно отличались от того, что было в железном веке, точно так же как индуизм и прочие духовные практики со временем изменились, оставаясь в своих странах и культурных рамках.

Где и когда впервые появилась КР?

На протяжении долгих лет существовало общее неудовлетворение отношением к кельтской духовности и некоторое количество личностей обсуждали, как создать более аутентичную традицию, приближенную к политеистической кельтской религии. В конце 80-х гг. все большее количество людей стали собираться вместе, чтобы обсудить предмет и поделиться информацией о своих прото-КР практиках.

Ключевым событием, заложившим фундамент для многих практик КР, стал Фестиваль «Языческий Дух», прошедший в Висконсине в 1985 г., и проводившиеся на нем кельтские мастер-классы и лекции. Участники фестиваля вернулись домой и продолжили развивать основы своей КР субтрадиции, включив в них полученную информацию. Позже, некоторые из них встретились онлайн и продолжили сотрудничество.

Впервые термин «Кельтский Реконструктор», описывающий особое религиозное движение, а не просто отдельный тип исследования кельтского наследия, появился в издании журнала «Жатва» за весну 1992 г., в статье Кима Ламберта ни Дореанна. Ни Дореанн ссылается на использование этого термина Кэтрин Прайс НикДаной; в то же время она сама ссылается на использование термина «Язычники-Реконструкторы» в книге Марго Адлер «Убывание Луны». Хотя Адлер и посвятила немного места в книге традициям Реконструкции, ни одна из них не была исключительно кельтской. Также, в «Убывании Луны», описывая свою нео-друидическую группу RDNA, Исаак Боневиц использовал фразу «Эклектичный Реконструктор». Как бы то ни было, со временем КР стала признанной традицией и эта терминологическая шелуха стала оксюмороном, поскольку «Реконструкция» в языческом/политеистическом смысле была предназначена для отделения от «Эклектики».

НикДана и Ни Дореанн утверждали, что они касались термина КР для того, чтобы отделить свои практики от таких эклектичных традиций, как викка и неодруидизм того времени. Эринн Роуэн Лаури также начала использовать самоназвание «Кельтский Реконструктор» в 90-х гг., хотя выбранное ей инициатическое определение звучало как «нео-кельт». С популяризацией Ни Дореанном Кельтской Реконструкции в языческой прессе, а также использование термина этими тремя личностями в интернете, «Кельтская Реконструкция» стала обозначением развивающейся духовной традиции.

Кто является лидером КР?

У КР нет лидера. В индивидуальных группах могут быть лидеры, хотя многие группы представляют из себя лишь информационные сообщества. В дополнение стоит отметить, что есть много людей, которые заслужили уважение внутри сообщества КР за их идеи. В любом случае, это уважение не наделяет их верховной властью и уважение не является ни всеобщим, ни абсолютным. Мы все работаем на благо того, чем обладаем.

Как я могу присоединиться к КР?

В данный момент (в 2006 г.) сообщество относительно небольшое и развивающееся. Хотя некоторым из КР достаточно повезло в том, что у них есть группа единомышленников, но существует гораздо больше КР, чье ощущение сообщества происходит из общения онлайн – на форумах и через e-mail. Даже те, кто практикует с группой КР, обычно присоединяются к сетевым дискуссиям, поскольку это самый быстрый и простой способ сотрудничать с большим количеством народа и может дать нужные контакты для формирования локального сообщества. Сочетание чтения, индивидуального исследования и участие в форумах и группах КР поможет вам связаться и присоединиться к традиции Кельтской Реконструкции.

Каким образом вы можете воссоздать культуру, которая мертва?

Кельтская культура никогда не умирала. Хотя кельтские языки временами стояли на грани исчезновения, некоторые из них никогда не умирали полностью, а валлийский и шотландский языки подают признаки нового роста. Корнский язык постепенно возвращается к жизни, хотя очень мало людей разговаривают на нем сегодня как на родном языке, но гораздо большее количество использует его как второй язык. Многие из форм искусства, такие как музыка, поэзия, литература, визуальное искусство и танец развиваются очень энергично. Многие из КР глубоко погружены в поддержание жизни в этих частях живых культур.

Ну а зачем реконструировать культуру, если она жива?

Реконструкция в большей степени требуется дохристианским политеистическим формам ритуала и духовной практики, которые были утрачены за период христианской эры. Хотя у нас есть определенное количество фольклора, знание космологии и мифологии, также следует уделить внимание личным экспериментам и исследованиям, чтобы реконструировать живую духовную практику. Мнения относительно того, насколько нужно развитие, различаются в наших сообществах; некоторые удовлетворяются простыми народными практиками, о которых мы уже знаем, другие хотят ввести более театрализованные или оккультные ритуалы, а третьи сосредоточены на теологической структуре. Различные типы практик развиваются в разных ветвях нашей традиции. В этом плане нам предстоит еще много работы и это непрерывный процесс.

Это религия или культура?

И то, и другое. КР это политеистическая религия, основанная на нашем понимании и участии в жизни кельтских культур. Наша религия неотделима от культуры.

Основная причина развития КР – желание сохранить кельтские духовные практики и верования в контексте кельтских культур настолько, насколько это возможно. Если мы называем нечто «кельтским», то это значит, что оно должно уходить корнями в культуру, а не в практики и верования, находящиеся внекультуры. Процесс придания кельтского образа некельтскому материалу подобен вплетению чужеродных практик в узор тартана; он может казаться кельтским тем, кто не знаком с кельтским путём, но по сути он таковым не является. В 1980-х гг. все «кельтские» языческие религии, с которыми мы познакомились, были вариациями этого некельтского узора. Мы искали глубины и внутренней прочности, которая появляется вместе с особой религией, основанной на культуре, а не с разрозненными и, для нас, пустыми опытами эклектичной или «универсальной» духовности. Нам была нужна наша религия, чтобы стать частью цельной культурной матрицы, а не отделять нашу духовную жизнь от нашей повседневной жизни.

Некоторые КР живут в совершенно кельтском обществе и мы не можем утверждать, что всякий, кто называет себя КР, является частью живых кельтских культур. Так или иначе, многие КР вовлечены в деятельность кельтских диаспор или сообществ на кельтских территориях. Поддерживая культуры, из которых происходят наши традиции, и помогая им расти и процветать, мы понимаем, что это совпадает с целями кельтской духовности, несмотря на то, живем ли мы в кельтской стране или в диаспоре. Наша цель не состоит в точном воскрешении исторической культуры, мы одинаково смотрим, как на исторические, так и на современные кельтские культуры, чтобы понять, каким образом мы можем укрепить наши практики и верования в своей повседневной жизни. Это также помогает понять, что если мы практикуем кельтскую религию, при этом не обязательно быть кельтом, попадая под некие строгие определения, точно так же, как не обязательно быть азиатом, чтобы практиковать азиатскую религию буддизм.

Никогда не существовало одной монолитной кельтской культуры и, вероятно, таковой никогда не будет. Мы слишком разные для этого. Существовали (и существуют) различные кельтские страны и даже в их границах существует множество обычаев, практик и верований. Неудивительно, что это разнообразие отражается и в КР. Существует разница не только в религиозных верованиях, но также и в обычаях, которые мы выбираем для адаптации из живых и исторических источников, равно как и наши интерпретации этих обычаев.

В культурной религии важность обычая может порой перевешивать важность веры, таким образом, некоторые культурные группы могут включать участников, которые решат участвовать в определенных практиках, хотя верования этих участников могут не совпадать с ними. Часто бывает проще согласиться с обычаем, чем с каждой особенной деталью верований, стоящих за ним. Эти различия в вере могут быть поводом для споров, но для споров в доброжелательной манере и с желанием поддержать их, без каких-либо интерпретаций того, почему мы делаем так или иначе, именно так нас связывают те обычаи, которые мы разделяем.

Многие из представителей живых кельтских культур являются христианами, хотя это тип христианства, который часто является гармоничным с кельтским язычеством. В духовном смысле, широкое, современное кельтское сообщество будет включать и тех, и других: КР и кельтских христиан, также и тех, кто будет следовать другой религии, или не будет следовать вообще никакой. Язычники и христиане могут молиться Бриде у ее священного колодца, только КР будут рассматривать ее как Богиню, а христиане – как святую. Для нас это не является конфликтом. Мы все являемся частью многообразного гобелена живых кельтских культур.

Но что вы подразумеваете под живыми кельтскими культурами?

Когда представители Шести Кельтских Наций и диаспор используют эту фразу, она может иметь несколько различных значений.

В самом строгом определении «живые кельтские культуры» относятся только к культурам, состоящим из людей, которые выросли, разговаривая на кельтском языке, в сообществе, которое считает этот язык родным или вторым.

В более вульгарном значении, этот термин также может относиться к тем культурам, которые меньше говорят на кельтском языке, но все еще поддерживают традиции, обычаи, верования и формы искусства кельтских народов, которые глубже погружены в этот язык и культуру. Обычно, эти люди являются детьми или внуками носителей языка, и хотя они не изучали кельтский язык дома, когда они росли, но культура их семей не слишком далеко отошла от своих корней.

Некоторые представители кельтского наследия, живущие внутри кельтских наций или диаспор, также признают себя частью живой культуры, даже если они не говорят на кельтском языке. В этом случае их идентификация с кельтской культурой может быть скорее этническим интересом, но она подразумевает и некоторое участие в кельтских культурных событиях и некоторую степень уважения к языкам, даже если они не могут активно их изучать.

В КР, когда мы используем фразу «Живые кельтские культуры», мы обычно ссылаемся на наиболее строгое определение, которое иногда может принимать форму определения номер два, поскольку такие явления не всегда определяются четкими границами.

И что, все в этом сообществе зовут себя кельтскими реконструкторами?

И да, и нет.

Хотя большинство из нас называют наши традиции «Кельтской Реконструкцией» и существует основа, состоящая из разделяемых всеми принципов и некоторые общие ритуальные структуры, во многих случаях КР – это зонтик, под которым укрыты различные субтрадиции.

В 80-х и начале 90-х гг. во время первых попыток создания традиции использовалось множество имен. В ретроспективе, многие из этих вещей сегодня называют «Прото-Кельтская Реконструкция».
Даже после того как «Кельтская Реконструкция» или «Кельтское Реконструкционное Язычество» стали наиболее распространенными терминами, всегда были и другие имена. Некоторые КР придают более специфическую окраску своему самоназванию, например, называя себя «Ирландскими Реконструкторами», «Шотландскими Реконструкторами» или «Валлийскими Реконструкторами».

Не все люди, использующие техники неоязыческой реконструкции, чувствуют себя комфортно с названием «Кельтская Реконструкция», как с относящимся к их религии, считая, что этот термин описывает скорее методологию, чем систему верований, или как неверный описательный термин. Другим термин КР кажется вполне приемлемым, но они решают дать свое имя их субтрадиции КР, чтобы отделить свои практики от других суб-групп. Вот некоторые названия, которые используют люди, следующие религии КР:

  • Amldduwiaeth (“Политеизм” на валлийском)
  • Aurrad (“Член Племени» на староирландском)
  • Кельтская Реставрация
  • Ildiachas (“Политеизм” на ирландском гэлике)
  • Ioma-Dhiadhachd (“Политеизм” на шотландском гэлике)
  • Liesdoueadegezh (“Политеизм” на бретонском)
  • Pàganachd (“Язычество» на шотландском гэлике)
  • Págánacht (“Язычество» на ирландском гэлике))
  • Págántacht (альтернативное и более распространенное произношение слова Págánacht на ирландском гэлике)
  • Senistrognata (“Обычаи Предков” на восстановленном старо-кельтском)
  • Yljeeaghys (“Политеизм” на мэнском гэлике)

“The CR FAQ — An Introduction to Celtic Reconstructionist Paganism” is Copyright ©2006 Kathryn Price NicDhàna, Erynn Rowan Laurie, C. Lee Vermeers and Kym Lambert ní Dhoireann. All copyrights are retained by the individual authors.