Элементы Дуилэ

Ранние Кельты и вероятно даже неолитические народы представляли своих богов в абстрактной форме. Именно поэтому Брениус, один из кельтских вождей, во время нападения на греческий храм в Дельфах, как было отмечено историками, рассмеялся когда увидел скульптуры божеств греческого пантеона. Кельты считали, что боги обитают на уровне существования отличном от нашего. Явления этих божеств людям могли происходить в любой форме, которую избирали боги. Это могло быть обличье лошади, источника, колодца, пламени, орла, семени и даже дерева или великана. Боги были мастерами Драохта (Draiocht – современное ирландское название друидизма – прим.пер.) и проявлений в нашем мире.

Очень важная концепция, которую мы попробуем рассмотреть здесь, это нечто, называемое “дуилэ” (“duile” – термин, используемый для описания “элемента” человеческого тела или, иногда, ощущение, возникающее при восприятии Божественного) . Я понимаю концепцию дуилэ , как способ проявления индивидуального человеческого духа и его взаимодействия с окружающей средой. В общем, дуилэ может быть названо частью нашего тела, которая по своим возможностям превышает тело физическое. Оно может быть тем влиянием, которое физические, ментальные или духовные события оказывают на наше “Я”. Сами божества воспринимались, как дуилэ . Можно “почувствовать” присутствие бога в священном месте, как например у священного колодца, озера или пещеры. Мегалитические структуры должны были вызывать то же самое ощущение присутствия божественности, так как они, как считается, были “домами богов”. Эти памятники были могилами перехода или “домами мертвых” и были украшены странными символами, которые бросают вызов рациональному мышлению, начиная говорить с нашим подсознанием. Символы древних жрецов и строителей, нанесенные на этих камнях, служат для того, чтобы объединить наш дух с богами и умершими. Мне кажется, что слова этих древних камней точно также были обращены к нашим кельтским предкам, когда они были женаты на Земле, окружавшей их.

В этом браке и взаимосвязи духа с божеством и божества с духом, можно увидеть, что древние кельты были продвинуты в вопросах философии. Внешней простоте многих легенд (среди них “диндшенхас” и “имрама” – виды духовного путешествия), противопоставлена сложность их скрытого смысла. Мы понимаем, что этот “скрытый смысл” может открыться друиду лишь спустя много лет интенсивных занятий и серьезного обучения. Многие из этих скрытых значений содержались в тайном языке поэтов. Мне кажется, что именно огам скрывал в себе всю эту информацию. Взаимосвязь всего сущего проявлялась в элементах или дуилэ . Именно через них искателю открываются тайны духа. Если мы хотим понять сокрытые тайны космоса и себя самих; Если мы стремимся понять их соответствия, направления, элементы и/или их использование в древне-кельтской и современной кельтской/друидической дивинации, есть только одно место, с которого мы можем начать Путь: Центр Мира. Следуйте за мной по дороге от Жилищ Богов или Домов Мертвых к другому дому: Дому Духа в Центре Мира.

Центр Мира

В качестве ответа на вопрос “Где находится Центр Мира?” у кельтов существовало три варианта. Ответ кельта-индивидуума был: “То место, где я сейчас стою”. Этот ответ относится к “горм кли” (“gorm cli”) или “центру “Я”, расположенному в области сердца. Ответ кельта-владельца домашнего хозяйства звучал бы так: ” Это – “клехе”, центр моего дома”. Ответ кельта-члена туаты или клана, был бы:”Это Биле или священное древо Богов”. Все эти три центра были связаны воедино богиней Бригид. Она была богиней огня: огня в голове и сердце, огня в домашнем очаге и огня кузнецов и поэтов (особенность богини Бригид также в том, что кроме посвященных ей огней, существовали колодцы, освященные ее именем, т.е. наравне с огнем Бригид повелевает водой. Автор делает акцент на огненных свойствах этого божества, в то время как сочетание огня и воды в кельтской мифологии имеет совершенно особое значение. Вспомним к примеру описание “конца мира”, когда все сущее будет разрушено водой и огнем). Бригид была “огненной дочерью” Дагды. Она была магическим элементом, который объединил Три Мира. Если элементарными аспектами каждого из этих Трех Миров были Земля, Море и Небо (Земля, Вода и Воздух), то она была Огнем, который преобразовал все три царства. Это был Огонь, который открывал путь в Иной Мир. Это был огонь, который давал вдохновение поэтам. Это был огонь, который грел котлы Мудрости, Тепла и Знания. Для кельта Центр Мира представлял собой взаимосвязь его “Я”, семейства и космоса. При этом следует помнить, что огонь всегда был основой друидических ритуалов.

Девять Элементов

“Я был сотворен из девяти элементов –

Из фруктовых деревьев,

Из райского плода,

Из первоцветов и цветов, что растут на холме

Из цветения деревьев и кустарников,

Из корней земли был сотворен я,

Из ракитника и крапивы,

Из воды девятой волны.

Мат наложил на меня чары прежде, чем я стал бессмертным,

Гвидион создал меня своей волшебной палочкой.

Из Эмриса и Эриона,

Из Мабона и Модрона,

Из пятьюдесятью пяти волшебников подобных Мату был я сотворен –

Сотворенный мастером в наивысшем экстазе –

Самым мудрым из всех друидов я был сотворен еще до рождения мира,

И мне доступно знание звезд с начала времен.”

Талиесин, Глава Британских Бардов (приблизительно 600 г. н.э.)

текст из “Битвы Деревьев”

Чтобы дать определение”Я”, нашего первого центра, я представляю список девяти элементов, которые были открыты во время изучения кельтской традиции. Также как хатха йога определяет человеческое тело, как “дом с одной колонной и девятью дверями”, кельты считали тело составленным из многих элементов или “дуилэ” . Neach (” живое существо”) или duine (“человек”) были составлены из девять duile (“элементов”). Каждый из этих элементов имел соответствующий ему космический элемент в “Bith” (“космосе”). Это была та взаимосвязь элементов, которая описана высказыванием “Что наверху, то и внизу”. Когда соответствующие элементы Человека и Космоса находились в гармонии друг с другом, наступало время, когда могла вершится великая магия. Дух кельта был сосредоточен в пределах его дома-тела. Дух женщины был там, где горел огонь очага. Жизнь племени содержалась в сосуде клана или туаты. Магия была повсюду и Жизнь была “реальна” только в границах их Земли. Все существующее за ее границами рассматривалось как “другое”. Следующая таблица описывает соотношение окон и дверей тела с Землей, Центром и Космосом.

Соответствия Дуилэ

Fein ( “Я”)

Bith (“Космос”)

Направление

Магические соответствия

Cnaimh (Кости)

Cloch (Камень)

Thuaidh (Север)

Лиа Фал (Судьба)

Colaind (Плоть)

Talamh (Земля)

Faoi (Под, около)

Неметон (священная роща)

Gruaigh (Волосы)

Uaine (Растения)

Amach (За пределами)

Огам и Травы

Fuil (Кровь)

Muir (Море)

Ior, Siar (Запад)

Undry (Котел)

Anail (Дыхание)

Gaeth (Ветер)

Air , Oithear (Восток)

Меч Нуады

Imradud (Разум)

Gealach (Луна)

Isteach (Внутрь)

Колодец Segais

Drech (Лицо)

Grian (Солнце)

Deas, Deis (Юг)

Копье Луга

Menma (Мозг)

Nel (Облако)

Thrid (Через)

Иммас (Вдохновение)

Ceann (Голова)

Neamh (Небеса)

Os Cionn (Над)

Ожерелье/Ореол

 

Эти элементы можно сопоставить с чакрами, видимыми (и невидимыми) планетами, чувствами и цветами, но это уже другая история. В течение обсуждения дивинации мы будем использовать девять дуилэ и скорее будем ссылаться на Три Котла Тепла, Призвания и Знания чем на чакры.

Прежде чем мы начнем обсуждать элементы и эти Три Котла, давайте посмотрим, что Оллав говорил по поводу их Таинств, когда он попытался согласовать свои собственные дуилэ с Космосом. Этот “взгляд за кулисы” содержится в длинной и древней инвокации под названием “Тайна”, приписываемой Амергину, сыну Миля, или Оллаву (примерно 1000 г. до н.э. Этот перевод сделан по тексту Р. А. С. Макалистер из Книги Вторжений или “Leabhar Ghabala”)

Тайна, Песня Амергина

Я – Ветер в Море,

Я – Волна Океана,

Я – Рев Моря,

Я – Бык Семи Поединков,

Я – Стервятник на Утесе,

Я – Капля Росы,

Я – Прекраснейший из Цветов,

Я – Боров Смелости,

Я – Лосось в Воде,

Я – Озеро на Равнине…

Я – Слово Искусства,

Я – Острие Оружия (что танцевало в битвах),

Я – Бог, зажегший Огонь в Голове.

Кто смягчил жесткую гору?

Кто Он, провозгласивший возраст Луны?

И кто есть то место, куда пал закат?

Кто звал скот из Дома Тетры?

Кому улыбался скот Тетры?

Кто войско, кто бог, который придал форму краям…?

Колдовство на копье? Колдовство на Ветер?”

Амергин был способен “стать” единым со своим Космосом и в соответствии с этим актом “становления” всем мирозданием, он мог призвать Силу Созидания. Естественно, каждый должен сам определить для себя отношения тела и Космоса прежде, чем мы начнем практиковать кельтскую магию, вроде огамической дивинации. Мы должны выделить каждый из элементов непосредственно из нас и окружающего нас мира. В этой статье я частично попробовала описать возможности решения этой потребности объединить многие уровни “Я” и “Сознания”. В этой части мы опишем дуилэ и обсудим полученную информацию (направления, элементы, и т.д.), чтобы разъяснить значения элементов так, чтобы каждый смог использовать их для дивинации. Следующая тема затрагивает Космос, Личность, Направление и Место.

Космос и Я

Кости – структура, которая поддерживает тело. Кости придали форму Котлу Призвания. Это кости, которые “дают основу всему”. Для кельтов и неолитических народов Британских островов, кости были вместилищем магии человека. Кости использовались, для изготовления Волшебных орудий и украшались резными символами и даже огамические знаки часто вырезали на костях, чтобы усилить их энергию (кстати сказать, вопрос использования огама в практической магической традиции является очень спорным. По моему мнению это магия может быть отнесена скорее к неоязычеству, чем к области практик исторических друидов). Однако, как правило огам выбивали на камнях, и именно по “крикам” камня (Лиа Фал), определялся король. Камень – основа дома, как кости – основа тела. Мы не ошибемся, если скажем, что самая великая магия Ирландии была вырезана и содержалась на камнях Бругов (дословно “Большой Дом”, так в Ирландии назывались дома Ши, ср. напр. Бруг на Бойн – так называли Нью Грэнж) и “центров жизни”. Метеориты рассматривались, как кости звезд, “камни, которые горят”.

Плоть – “часть тела”, которая соединяется с костями и определяет нашу форму и образ. Эта форма была известна в Ирландии как “delb”. Плоть это то, что помогает нам двигаться и вырабатывает энергию нашего тела. Это то вещество, которое мы употребляем в пищу, сжигаем и жертвуем (наряду с кровью), во время приношения Богам. Плоть быка часто приносилась в жертву и использовалась, чтобы облегчить видение при Тарэв Фэс (Tarbh Feis) (Тарэв Фэс – ирландский термин. Это явление, подобное происшествию в “Сне Ронави” в Мабиногионе, когда герой входит в темный зал, жилище старой ведьмы. Он засыпает на три дня и ночи на желтой шкуре вола и видит яркий сон о состязании в искусстве игры в шахматы, которое скорее походит на сражение. Многие герои ирландских мифов видят сны, которые содержат в себе предсказание будущего, как правило падение или возвышение великих людей). Иногда кровь или плоть врага поедались во время ритуалов, проводимых после битвы (согласно некоторым авторам …, этот вопрос на самом деле довольно спорный, хотя, в принципе, если бы этот факт подтвердился, мы бы не были удивлены). Земля – Космический аналог плоти. Это Земля, которая поддерживающая человечество и именно на Ее теле мы растим урожай. Плоть – это “чернорабочий”, вырабатывающий энергию Котла Призвания.

Волосы и Кожа – “датчики” наших тел. Кожа – самый большой орган чувств, которым мы обладаем, который реагирует на касание, тепло, холод, боль и удовольствие. Кожа – помощник, при помощи которого мы больше узнаем о себе, определяем границы нашего тела и чувствуем свое окружение. Волосы, выходящие за пределы кожи, являются дополнительным “органом”, которым мы ощущаем окружение, фактически не касаясь чего-либо. Мы можем чувствовать дуновение ветра и даже электричество, сконцентрированное в близлежащих объектах. Волосы, также как и кожа, отражают наше самочувствие. Когда мы чувствуем себя хорошо, наши волосы сияющие и гладкие. Когда мы угнетены – волосы безжизненные и тусклые. Реакции кожи, как индикатора нашего самочувствия, близки к реакциям волос. Деревья, кусты и травы – космический аналог кожи и волос человеческого тела. Когда окружающая среда не загрязнена, это отмечено активным ростом зеленых и цветущих деревьев, кустов и растений. Кожа и волосы покрывают стены Котла Призвания.

Кровь – река жизни в пределах тела, то что питает плоть (наряду с дыханием). Она также согревает нас и отражает наше эмоциональное состояние. Кровь – один из трех огней Котла Тепла. У вас холодная или горячая кровь? Порой кровь вскипает в ваших жилах? Ваши глаза наливаются кровью? У вас бурлит кровь? Все эти выражения характеризуют текучесть, способность поддерживать жизнь и защитную природу крови. Кровь – источник жизни для тела, в то время как Море – Котел Изобилия для Мира. Море капризно и подвержено частой смене настроения, также как и кровь. Море находится в постоянном изменении. Это – Кровь Мира.

Дыхание – постоянное обновление духа. Оно обеспечивает очищение чувств и дает облегчение при напряженности. Наше дыхание также используется, чтобы включить пищевые процессы, которые дают силы крови. Дыхание – второй из трех огней Котла Тепла. Первое значение дыхания – это “дыхание жизни”. Нет никакого совпадения в том, что слова “дыхание” и “душа” имеют один и тот же корень в ирландском языке (anail, anam, ainm). Дыхание и ветер – прямые соответствия тела и космоса. Кельты описывали “airts” или ветра, как дыхание небес. Ветер также использовался моряками для предсказания погоды.

Разум, с другой стороны, для кельтов было намного более глубоким понятием. Мудрость, как считается, проистекает из колодцев и котлов. Это “проистекание мудрости” из котла знания может быть соотнесено непосредственно с альфа-волнами, излучаемыми нашим мозгом, открытыми современной наукой. Возможно у друидов существовало понятие, подобное этой волне-мысли, для описания энергии во время обрядов, связанных с использованием человеческого мозга (остатки подобных церемоний были обнаружены в раскопках кельтских захоронений). Луна – та сила, которая управляет волнами земли и моря. Луна для кельтов – символ, описывающий внутреннее мышление и подобные волнам моря природные циклы. Разум – третий из огней Котла Тепла.

Лицо, как считалось, было зеркалом личности. То, как лицо выглядит на публике и как благодаря ему воспринимается человек, всегда было очень важным моментом. Репутация и личная доблесть , которую так легко прочитать по лицу, восхвалялись в поэмах поэтов и бардов. Слово и честь мужчины (или женщины) были столь же важны как его/ее образ жизни. Разумеется, все это находило отражение на лице и порой могло стать объектом сатиры филидов. Чтение лиц составляло основу их способности “запятнать” или даже убить объект их презрения (используя при этом только силу слова). В мире кельтов лицо сопоставлялось с Солнцем. Это было Солнце, которое освещало мир для каждого, чтобы видеть и быть увиденным. Именно в движении по ходу Солнца или против хода Солнца произносилась похвала или оскорбление. Лицо соотносится с отверстием Котла Знания.

Мозг служит основой, неким контейнером для наших мыслей и воспоминаний. Он походит на бумагу книги или процессор современного компьютера. Это место для хранения информации, который содержит наше сознание и мысли. Мозг – организатор и архитектор наших умственных способностей. Термин “мозг”, употребленный по отношению к человеку, означает особый, “дедуктивный” склад личности. Это признак его умственных способностей. Мозг соотносится с наполнением Котла Знания, ему соответствуют Облака и Звезды. Друиды изучали звезды и облака, чтобы получить мудрость богов. Друидическая астрология называлась “Неладорахт” (“Neladoracht”), буквально “наблюдение облаков”.

Голова настолько ценилась у кельтов (да и не только у них), что они забирали головы своих врагов и противников в качестве военных трофеев. Считалось, что обладатель головы человека мог управлять его душой. Голова составляла сущность индивидуальности и личной власти человека. По этой причине они некоторое время хранились в кедровом масле, а затем выставлялись в местах славы кельтских банкетных залов и домов, и привязывались к боевым колесницам и лошадям. Голова управляла персональным “Я” человека, также как Небеса управляют Землей. Священный Король управлял Властью Земли (как глава Туата – племени, и муж Богини). Голова была вместилищем для Котла Знания.

На самом деле рассказать об элементах и космологии можно гораздо больше. С одной стороны, Кельты использовали направления частей света (наравне с Солнцем и Звездами), чтобы определить местоположение Центра. Также существовали понятия “здесь”, “над” и “вокруг” (“за пределами” и “под”), описывающие их отношение к их местоположению. Этот мир и Иной Мир соприкасались в любой точке пространства, но в некоторых местах в определенное время двери между мирами открывались немного шире. Но это уже совсем другая история…

Copyright © 1997 Searles O’Dubh

перевод – Александр МакГрегор, 2005