Друидизм и кельтское язычество

Энергия и ландшафт Ирландии

Вступление

В ирландском друидизме «энергия» в ландшафте представляет собой иные онтологические параметры нежели в герметической магии или в системе «лей-линий».

Во-первых, можно выделить два типа энергий:

Bri– внутренняя, врожденная\присущая энергия. Она может быть развита или истощена, но не может выходить за пределы своего потенциала.

Bua – полученная или потерянная энергия. Зависит от совершаемых действий.

Ландшафт, как и все вокруг, обладает обоими типами. Место, с которым связана bri – это нетронутая природа. Изолированные холмы, морские утесы и пр. имеют большую внутреннюю bri. Место, где bua определена (и изменена) тем, что там произошло – это место крупной битвы и т.п. На самом деле, все более сложно, так как люди сознательно выбирают места с высокой bri для своих религиозных, и реже, политических центров, накладывая bua на уже существующую bri. Обычно bua развивает bri, но может случиться и обратное. Например, Mallacht Dhealuis – великое проклятие запустения, было наложено на Темру тринадцатью ирландскими монахами. В этом случае собственная briмонахов увеличила bua, используемую для истощения и ограничения bua Тары. Когда-то это место имело оба типа энергий, и они были очень сильны, но сейчас в Таре очень низкая bua, в то время как bri осталась, но до нее сложно добраться. 

Bri может быть «заперта» по своей основной природе, но bua сложнее ограничить, потому что она появляется или теряется из-за специфических действий. Собственно «запирание» может включать не только личную bua, но сочетать её со временем года, временем суток, и т.д., так как bua очень зависит от контекста.

Bri, а еще чаще bua, может быть «запертой», это может привести к влечению или отвержению другого типа энергии (например, некоторые люди могут чувствовать себя «как дома» в местах, где другие не могут находиться). В некоторых случаях место обладает общей враждебностью (термин  frithbhuachan используется по отношению к местам или вещам, которые истощают bua и bri).

Ирландия в целом

Если рассматривая bri и bua вместе, «энергетическая карта» Ирландии обнаруживает большой контраст. Западная часть страны обладает большими энергиями. Большие концентрации энергий находятся в областях к северу и югу от Слайго и на полуострове Инишон, а также на западе графства Мэйо. Область вокруг Конга, Аранских островов,  полуостровов графств Керри и Корка также имеет достаточно высокий уровень энергии. Восточная Ирландия имеет гораздо меньше областей высокой bri/bua. Ни одна из шенхас или древних историй не свидетельствует о высоком уровне энергии, и, видимо, это распространяется на всю северо-восточную Ирландию. Есть фрагментарные ареалы силы около Арма и гор Морн (включая гору Слив Гиллион) В Графстве Мит и Западный Мит самые обширные области  находятся на востоке и фрагментарно на юге от Слив Блумз, через Килдэр и Виклоу. Весь юго-восток содержит меньше всего энергии, так как об этом не упомянуто в шенхас, кроме того именно с этой области начиналось вторжение в Ирландию представителей иных культур, эта область первая потеряла свои традиции и язык, что также является дополнительным доказательством «малых сил».

Примеры

Эти хорошо известные места могут служить примером:

Холм Тары. В этом месте до сих пор осталось много запертой bri. Автор и много других людей работали здесь, чтобы активизировать bri и поддержать оставшуюся bua, добавляя к ней свою. Эта деятельность вызвала изменения, в том числе и встречную реакцию, которая, скорее всего, является результатом Mallacht Dhealuis и является противоборствующей.

Тлахтга. Холм Brune Samhna или огненных ритуалов Сауня. Здесь много искаженной bua и bri.

Мэйнуф. Слабая bri. Высокая bua, но она заперта доминантной христианской церковью.

Область Слайго. Вся область вокруг Слайго обладает высокой bri и bua.

Донегал. Гора Слив Лиг обладает высокой bri и малой bua. Малин Хед обладает небольшой bua и сильной bri. Форт Грианан Айлех имеет приглушенную bri и умеренную bua.

Белтени. Высокая bri и bua.

Керри. Река Кенмер обладает умеренно низкой bri, но фантастически высокой bua. В её устье, согласно шенхас, впервые на землю Ирландию ступил Амергин. Данмор Хед – самая западная точка Ирландии имеет высокую bri.

Западный Корк. Самый фотографируемый каменный круг в Ирландии – Дромбег. Bri сложно определить из-за негативной реакции места, bua сильно повреждена.

Дублин.  Сад Воспоминаний обладает истощенной bri и высокий уровень bua, что весьма удивительно для современного памятника с христианскими элементами.

Иной Мир

Народные представления о том, что вход в Иной Мир находится на дне озера, отдаленном острове, в холме и т.д. полностью противоречат шенхас. Вход в Иной Мир находится везде. Друидическая концепция Иного Мира ближе к параллельным вселенным, описанным в научной фантастике, чем к средневековым народным сказкам, на которые сильно повлияла церковь. Острова, пещеры и другие мотивы являются результатом упрощенного прочтения или небрежного перевода. То, что служит примером  idircheo или, дословно, «между туманами». Идея в том, что туда «нельзя попасть отсюда». За исключением случаев прямого вмешательства Ши, когда они уводят людей буквально «за руку», смертные не могут попасть в Saol Eile (ирландский термин, обозначающий «Иной Мир», отличный от Tir na Marbh или Земли Мертвых) напрямую, но должны сначала пройти «нулевую зону. Темный проход пещеры или морской туман, являются ярким примером idircheo. Места, ассоциируемые с Ином Миром, просто обладают более стабильным idircheo, хотя существуют и более-менее постоянные cуmhlai breac (доступы в Иной Мир).

Диншенхас

Существует большой объем шенхас, который называется Диншенхас, созданный для того, чтобы объяснить, почему места в Ирландии носят такие названия. Сама по себе традиция весьма действенна и в чем-то схожа с отношением к земле у коренных австралийцев. Большая часть диншенхас очень интересна. Их составители старались описать как можно больше мест, но это привело к тому, что качество уступило количеству, поэтому большинство описаний слишком приукрашено. Много объяснений средневековые, а некоторые слишком полагаются на слова местных жителей, которые всегда утверждали, что «это случилось здесь». Большое количество записей таким образом противоречат друг другу. Тому, кто не разбирается в ирландской литературе и не может прочитать диншенхас в оригинале, следует и вовсе его избегать.

Copyright © 1985, 1986, 1988, 1994 Cainteanna na Luise Компиляция

Перевод Linnen 2009