Кельтский календарь деревьев

calend

 

Современные язычники имеют обыкновение распространяться о неком «Кельтском Календаре Деревьев», основанном на огамическом алфавите и состоящем из 13 месяцев, каждый из которых соотносится с определенным деревом. Некоторые язычники утверждают, что кельты действительно использовали этот календарь, и доказательства сего факта можно найти в самом существовании огама и работах Роберта Грэйвса. К сожалению, это заблуждение, как и тот факт, что друиды построили Стоунхендж.

Итак, следует начать с того, что как и многие (если не все) человеческие цивилизации, кельты обладали календарем, который существовал до прихода римлян или, по крайней мере, был независим от римлян. Из ирландской литературы известно, что в году древних кельтов было четыре главных праздника – Саунь, Имболк, Балтэна и Лунаса, а согласно археологическим находкам (каменные палаты, круги и т.п.) возможно они отмечали солнцестояния и равноденствия, которые были не столь важны, однако считались «срединными» ( mid) днями (ср. midwinter, midsummer – середина лета, середина зимы).

Большую ясность привносит календарь из Колиньи – 12 месяцев плюс дополнительный месяц, система, основывающаяся на метоническом цикле и синхронизирующая солнечный и лунный календари, но все таки больше зависящая от луны. Названия месяцев здесь происходят не от деревьев, они звучат как «Конец Лета (?)» (Ноябрь?), «Месяц Лошади» (Июль?), «Жаркий Месяц» (Сентябрь?). В каждом месяце по две недели – в первой четырнадцать дней, во второй 14 или 15, в зависимости от (полной? новой? об этом до сих пор спорят) луны. Год начинался с Сауня ( Samhain) – 1 ноября.

Как бы то ни было, Эдвард Дэвис, антиквар, живший в 19 веке, прочитав книгу « Ogygia», написанную в 16 веке автором Ruairi O Flaitheartaigh и посвященную истории Ирландии, неожиданно решил, что у кельтов был календарь, состоящий из 13 месяцев, причем каждый из них соотносился с определенным деревом. Эдвард Дэвис был партнером Иоло Моргана (автора знаменитого документа «Барддас», выдаваемого им за старинную рукопись) по «друидическому возрождению» 18-19 вв., во время которого, к сожалению, многие документы были ошибочно названы древними. Однако « Ogygia » не была подделкой. История О’Флатертага содержит описание огама, копирующее знаменитый «Трактат об Огаме» из «Книги Баллимора». В любом случае, О’Флатертаг не упоминает календарь, только деревья. Это творение Дэвиса, который вдруг решил, что такой календарь мог существовать и Роберта Грэйвса, который разработал этот календарь, основанный на 13 согласных и 5 гласных, упомянутых О’Флатертагом (на самом деле огам содержит 25 букв, но 5 последних считаются «дополнительными» буквами для иностранных слов, и считаются поздним привнесением в алфавит).

Что хуже, после этих трудов люди, включая самого Грэйвса, стали называть Огам «Огигия», по названию книги О’Флатертага, не обращая внимания на то, почему книга была названа именно так. Они даже утверждают, что «Огигия» это особый, тайный вид друидического огама, что просто смешно.

Тем не менее, даты этого календаря, согласно Грэйвсу и его последователям, следующие:

  • Beth ( Береза ) 24.12 – 20. 01
  • Luis ( Рябина ) 21.01 – 17.02
  • Nion ( Ясень ) 18.02 – 17.03
  • Fearn ( Ольха ) 1 8 .03 – 14.04
  • Saille ( Ива ) 15.04 – 12. 05
  • Uath ( Боярышник ) 13.05 – 9. 06
  • Duir ( Дуб ) 10.06 – 7. 07
  • Tinne ( Падуб ) 8.07 – 4. 08
  • Coll ( Лещина ) 5.08 – 1. 09
  • Muin ( Виноград ) 2.09 – 29.0 9
  • Gort ( Плющ ) 30.09 – 27.10
  • Ngetal ( Камыш ) 28.10 – 24.11
  • Ruis ( Бузина ) 25.11 – 22.12
  • День 23 декабря не соотносился ни с одним из деревьев, поскольку являлся временем из поговорки «Год и День», согласно наиболее ранним сводам законов.

С этим календарем связано несколько проблем. Первая – год здесь начинается 23 декабря, а не 1 ноября, что абсолютно неверно. Грэйвс связывает это с рождением Бога Солнца. Однако, кельты, по существу, не поклонялись солнечному божеству, тем более солнцу, как мужскому принципу (слово «солнце» на ирландском звучит как «грайннэ», оно женского рода и является именем богини). Даже если поклонение солнцу и имело место, год все равно начинался в Саунь, а не в день середины зимы. В настоящее время он, конечно, более-менее правилен в том, что каждый месяц состоит из 28 дней, однако кельты варьировали продолжительность месяца, в зависимости от луны – Грэйвс не делает этого, оставляя количество дней строго одинаковым.

Как сказано выше, не существует доказательств того, что кельты называли свои месяцы именами деревьев. Такого просто не было. Это результат краткосрочного воспоминания Грэйвса и Дэвиса касательно того, что у кельтов был лунный год, и, факты, доказывающие это утверждение, были притянуты за уши – это главная проблема популярной книги «Белая Богиня», посвященной древесному календарю, древесному алфавиту и поклонению богине. Грэйвс идет еще дальше и говорит, что эти 13 деревьев соотносились с 13 знаками зодиака – именно это стало основой т.н. «кельтской астрологии». И это не верно.

Было выпущено много книг, основанных на теории Грэйвса – абсолютно ужасная «21 Урок Мерлина», различные книги по «Кельтской Викке» издательства « Llewelyn» и смехотворная «Карманная Книга о Кельтской Астрологии» Хелены Патэрсон, которая вывела это заблуждение на абсолютно новый уровень.

Я хотел бы упомянуть занимательный ироничный факт: во время написания своей книги, Грэйвс отправил письмо Роберту МакАлистеру, величайшему в то время исследователю огама и ирландского наследия в целом, к тому же он был президентом и редактором Общества Ирландских Текстов. МакАлистер просил Грэйвса не воспринимать древесный алфавит слишком серьезно, поскольку он появился не раньше 16 века. Грэйвс проигнорировал его и это повергло в шок самого МакАлистера и многих ученых, поскольку:

– Если Роберт Грэйвс считал, что алфавит деревьев восходит к 13-му веку н.э., каким образом он определил его назначение и почему он назвал алфавит мистическим друидическим календарем, используемым в дохристианские времена?

– Вероятно доктор МакАлистер был немало удивлен «аргументом» Роберта Грэйвса, чей дедушка, будучи президентом Королевской Ирландской Академии, был серьезным исследователем огама. Чарльз Грэйвс к моменту написания книги уже «разгромил» календарь деревьев, как совершенно ложную теорию.

© Питер Берресфорд Эллис

Перевод – Александр МакГрегор, 2007