О взглядах “группы галльских друидов”

ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА “MESSAGE”

Что из себя представляют галльские неодруиды? На чем основываются их убеждения и мировоззрение? В каких формах проявляется их деятельность? На эти вопросы мы попытаемся ответить в рамках данного обзора.

“Группа галльских друидов” основана в 1987г. Жаном Лионелем Манкуа в Бургвилене. Главная тема публикаций “Мессаж” — осмысление языческого наследия кельтов и галльских друидов, фольклорные, культурологические и филологические исследования, религиозно-философские размышления, восстановление древних языческих традиций, то есть — все мировоззрение язычника как целостная система взглядов на мир и место и роль человека в нем.

Журнал выполнен в кельтском фольклорном стиле, с тонким художественным вкусом. Неповторимый кельтский орнамент и узоры придают “Мессаж” свой оригинальный яркий характер. Авторы публикаций выступают со страниц журнала под инициическими кельтскими именами: Druide Belentros, Gustuatre Vrendenios и т.п. Неотъемлемым элементом творчества друидов является поэзия. Возвышенные и торжественные стихи, посвященные древним предкам-кельтам, богам, силам и красотам природы печатаются в “Мессаж”. Бережно собираются и хранятся молитвы древним богам друидов. Выпускаются сборники “Восславим наших богов”, содержащие тексты молитив и описание ритуальных обрядов (“Великая молитва друидов”, “Молитва сражающемуся разуму” и др.)

Я верю в существование Богов,
Я верю, что часть моего бытия
является божественной сущностью…
Я верю в изначальный долг,
Строю жизнь свою в согласии с природой,
И приближаю себя шаг за шагом
к миру Богов.

( Из “Молитвы разуму язычника”)

Кельты из “Группы галльских друидов” ведут летоисчисление по древнекельтскому календарю, отмечают главные праздники своих предков, изучают и воспроизводят обряды и культы. О проведении таких ритуальных праздников (весны, огня, осени и др.) сообщается в “Мессаж”.

Кельты считают, что когда упраздняют коренную религию народа, язык, культуру его предков, чтобы взамен предложить ему “…религию с Запада, язык из Парижа…”, народ погружается в бескультурье, в безнравственность. Чтобы избежать конечной катастрофы, единственно необходимый шаг это возвратить гармонию со своим глубинным бытием: кельтской культурой, языком, религией. Вновь обретая религию предков, кельт возрождается.

Всюду и постоянно нужно провозглашать, что Друидизм не умер в Ирландии в XI веке. Прежде чем хоронить Друидизм, некоторые могли бы начать с того, что спросили бы себя, действительно ли он умер, и может статься, что именно он похоронит своих могильщиков (“Мессаж”, № 38). Настоящие друиды должны выполнять в эту эпоху черных лет миссию маяка, чтобы привести профанический мир к новому открытию смысла священного. Церкви сейчас все более пустеют, но наши поляны заполняются, — говорят друиды. Конечно, нет смысла ждать, что современные друиды обретут роль, которую они играли 20 веков назад. Подлинная друидическая религия не есть массовая, простая и готовая к восприятию, она не диктует своим последователям, что нужно делать, а что – нет. Это религия трудности, в которой никто не одолеет вместо Вас ту дорогу, которую Вы должны пройти (“Мессаж”, № 35). Древние друиды с нами, чтобы вести нас в нашем поиске мудрости прошлого, и они передают свои знания тем, кто этого достоин.
Современные язычники, по убеждению галльских друидов, — наследники “вселенской космической памяти, памяти, охватывающей все и памяти обо всем”. Человек, будучи частью Вселенной, может приобщиться сознанием к вселенской памяти. В силу этого, неоязыческие друиды —никак не фольклорное течение. Оно гораздо больше и глобальнее, а фольклор — одна из видимых поведенческих форм, одно из воплощений связи с вселенской памятью.

Каждый номер “Мессаж” открывает редакционная статья, посвященная краеугольным моментам мировоззренческой ориентации друидов. Среди них примечательны такие, как “Неодруидизм — инициический путь или фольклор?”, “За серьезный и ответственный друидизм”, “Великие битвы Кельтов”, “Были ли Друиды интеллектуальной элитой античного мира?”, “Секты и их опасность”, “Друидизм и христианство”. Многие темы развиваются поэтапно и весьма подробно — “Инициация юношей”, философы античной Греции (Сократ, Платон, софисты, пифагорейцы и др.), “Божества Балтов”.

Друиды четко отграничивают себя от праворадикальной идеологии (так утверждается на страницах “Мессаж”) и вообще от любых из современных политических течений и партий. Ни в одном из политических движений друиды не видят ничего общего с друидизмом, поэтому “верный своим античным предкам друид, не поддерживает ни одну из французских политических сил.” Все попытки политического влияния на членов “Группы” пресекаются.

Такая бескомпромиссная аполитичность друидов может вызвать ряд вопросов. Не происходит ли при такой позиции изоляция друидов от внешнего мира, нет ли угрозы превратиться именно в секту, об опасности которых неоднократно сообщает “Мессаж”? Нет никаких сомнений, что дело галльских друидов — серьезная миссия. Но очень сложно при такой самоизоляции найти границу между чисто фольклорным движением и той мировоззренческой силой, которой они себя видят. Естественно, не может идти и речи о политиканстве, которое убьет священные корни язычества, но полностью отвергать реалии современности представляется не вполне верным.

Неоязычество потому и “нео”, что существует уже в современном мире, а не 20 веков назад. Воспринимать священную вселенскую мудрость и знание предков следует именно в контексте современных условий. Было бы эффективным способом распространения истины и противостояния профаническому сознанию. “Тот, кто воплощает знание в действие в обыденной жизни, обогащается плодами опыта… Это требует размышления, выбора, смелости, воли, и особенно честности. Те, кто будут способны начать это действие, встанут на путь Друида”.

По поводу христианства друиды имеют следующие взгляды. Христианство вошло в необратимую фазу упадка. Католическая церковь в настоящее время стоит перед дилеммой: зачерстветь и стать сектой, подобно другим, либо раскрыться и потерять свою идентичность. Друидическая инициация полностью несовместима с посвящением в какую бы то ни было монотеистическую религию, включая католицизм. Христианство — ни более, чем реформированный иудаизм. Упрек в нетерпимости не пугает неоязычников: какова цена христианской терпимости? — задаются они вопросом. Ведь как только христианство получило власть, оно расправилось с инакомыслящими. Из-за своей терпимости и пало язычество, считают друиды.

Ветхий Завет содержит целиком иудаистские тексты, полностью чуждые европейскому сознанию вообще, и Друидизму в частности. А именно Ветхий Завет лежит в основе христианства и Нового Завета. Религия христианства догматична, Друидизм же развивается. Ритуал для него это способ быть в данном контексте в сообществе с кельтскими божествами. Никакая правда не является абсолютной, моя правда сегодня соответствует моему восприятию божества на моей нынешней стадии развития. Она не является ни вчерашней, ни завтрашней правдой. Друиды древности, хорошо это понимавшие, остерегались доверять свои мысли письму, в то время как христианские догматы переписывались неоднократно.

Такая непримиримая позиция по отношению к христианству не была свойственна “Группе галльских друидов” изначально. Юбилейный, 41 номер журнала (1997) приводит выдержку из “Мессаж” № 2 за 1987 г., где говорится, что между “белым плащом Христа и белыми плащами друидов мало различий, так как это та же самая чистая вера, та же самая любовь”. Говорилось, что чистое христианство, без профанического католицизма, который является результатом деятельности людей, но не бога, в целом содержит ряд положительных моментов.

Более влиятельным стало движение современных язычников в масштабе всей Европы. Статья “Языческая Европа выступает вперед” (“Мессаж”, № 41) сообщает об общеевропейских организациях неоязычников, обладающих официальным статусом.
“Ассоциация европейских исконных религий” (Исландия) Йормундура Инги приготовила проект объединения Мировой языческой ассамблеи и Международного альянса. К этому проекту примкнули Romuva (Прибалтика, 1995), и Dresde (Германия, 1996). Был даже предложен закон, одобренный комиссией Европейского сообщества, который признает дохристианские религии всех народов Европы во всех государствах-членах ЕС и гарантирует им религиозную свободу. Все формы дискриминации в отношении этнических религий Европы запрещаются во всех государствах ЕС. Это касается и средств массовой информации и политических организаций.

Галльские Друиды поддерживают связь с неоязыческими движениями США, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Они весьма схожи с их Группой, стремятся вновь обрести источники их традиций, изучают мифологические тексты античных авторов, данные археологии, язык кельтов. Это исслледование архетипических механизмов, которые забыты в уголках нашего разума, поиск “лингвистическиого ключа” к пониманию первобытных символов. Язычники стремятся обрести духовный путь (он порой обозначается термином “археофутуризм”), открыть исконную весть кельтам XXI века.

Обширная семья языческих религий имеет в своей основе общие корни родной почвы, любовь к природе, и конечно, отказ от монотеизма в любых формах. Двухтысячелетняя история доказала, по мнению друидов, что невозможно никакого серьезного согласия с людьми, пытающимися уничтожить язычество, каждый раз, как им представляется возможность. Поэтому “группа галльских друидов” противится всякому смешению христианства и Друидизма. Они предпочитают делать акцент на истории своих древних предков-кельтов, а не на локальных различиях.

XX век остался в прошлом. Вместе с завершением астрологической эры Рыб, приходит конец духовного царства Рима, последний папа которого стар и беспомощен. Одновременно идет возрождение всех форм язычества. Все больше и больше людей открывают свои родные корни, в то время как монотеистические религии вступили в стадию глобального конфликта.

Итак, мы кратко рассмотрели деятельность “Группы галльских друидов”. Очевидно, что данная организация неоязычников представляет из себя очень интересное явление, налицо большой духовный потенциал и мудрость. В заключение можно лишь пожелать, чтобы контакты и сотрудничество между европейскими и русскими неоязычниками, начатые в рамках Всемирного Конгресса этнических религий продолжали расширяться в будущем.

© Кирилл Гордеев