Друидизм и кельтское язычество

Магия Сауня

Древние ирландцы делили год на лето (Саура) и зиму (Геври), лето начиналось с мая, а зима с ноября, который носит название Саунь (конец лета). В этот сезон, когда солнце умирает, силы тьмы творят много зла и влияют на окружающий мир. Ведьмы говорят, что в это время они могут летать по воздуху с Дианой Ефесянской, Иродской и другими, связанными с дьяволом; обращать мужчин в зверей и с огромной скоростью скакать с мертвыми на лошадях-призраках. Также в канун ноября посредством определенных вызываний можно призвать духа умершего и задать ему вопросы: для этого на мертвое тело брызгали кровью, тогда оно поднималось, так как говорят, что мертвые любят кровь. Цвет крови завораживает их, дает силу и подобие жизни.

Широко были распространены и всякие гадания на огне, земле и воде: но, как писал древний автор: «Все гадания подобного вида прокляты, так как работают во благо падших ангелов, которые дают знания только через злой умысел и вредят спрашивающему. Ни времена, ни сезоны не несут удачу или неудачу; ни движение луны, ни смерть солнца, ни так называемые египетские дни, так как для христиан все времена благословенны. Это и есть доктрина Святой Церкви, что должен принять к сердцу каждый… Но хорошо написанная молитва к Господу может носиться на шее, так как это сделано во славу Святого Духа и в согласии с правилами церкви…»

Автор ссылается тут на часть ткани, на одной стороне которой написано «Мария», а на другой «I.II.S». Она защищает от злых духов, а также служит пропуском на небеса и гарантирует защиту от мук ада, так как Благословенная Дева берет носителя под личную опеку. Молитву помещали в маленький шелковый мешочек и повязывали на шею, а также клали в гроб покойнику, чтобы ангелы не забыли о нем на воскресении к Судному Дню. Эту молитву не давали носить злому человеку, так как она свидетельствовала о праведной жизни на земле и благословляла на жизнь на небесах.

Все чары, совершаемые в канун ноября, творятся во имя дьявола, который в дальнейшем влияет на судьбу вопрошающего. Для самого необычного колдовства надо постирать одежду в ручье, повесить её на терновый куст и ждать, пока появится видение будущего возлюбленного, чтобы завернуться в неё. Но шутки, которые разыгрывает молодежь друг с другом в этот день, приводят к самым ужасным последствиям. Одна девушка умерла от страха, когда такое видение появилось и завернулось в одежду, которую она повесила на куст. А одна леди рассказывала, что 1-го ноября её служанка вбежала в комнату и упала в обморок. Она призналась, что в ту ночь во имя дьявола смотрелась в зеркало, но что она там видела, не смеет произносить, так как видение её не покидает, и одна знает, что однажды умрет от шока. Они попытались высмеять её страхи, но на следующее утро, её обнаружили мертвой, черты её лица были искажены от страха, и лежала она на полу перед зеркалом, разбитым на мелкие кусочки.

Другое колдовство называется «строительство дома». Берется двенадцать «пар», сделанных из двух побегов падуба, связанных между собой льняной нитью. Их именуют и втыкают по кругу в глину. Горящий уголь кладут в центр круга, и та «пара», что загорится первой, и поженится первой. Затем во имя дьявола призывается будущий муж, явиться и загасить пламя.

В том случае, если на зов является мертвец в саване, то он безмолвно уводит девушку с праздника, страх завладевает её рассудком, и она навсегда остается безумной. Страх такого появления вечно преследует её, так как люди верят, что в канун ноября мертвые покидают свои могилы и могут появляться среди живых.
Одна молодая девушка, которая работала на ферме, однажды ночью поднялась на чердак в курятник, чтобы поискать яйца. Внезапно она услышала, что в конюшню, которая находилась под ней, зашли двое мужчин. Сквозь щель в досках, она хорошо видела и слышала, что там происходило. К своему ужасу она услышала, что они планируют убийство одного человека, что жил по соседство за то, что он был информатором. Мужчины договаривались, что избавятся от трупа, бросив его в воды Шеннона. Она пришла домой полумертвая от страха и не осмелилась рассказать никому о том, что слышала. На следующее утро разнесся слух, что исчез калека, и все боятся, что его убили. Девушка все еще боялась рассказывать о том, что слышала, так как дух убитого преследовал её. Она больше не могла находиться в том месте, поэтому направилась в другую деревню, в нескольких милях от этой, и нанялась там в услужение. Однажды в канун ноября она стирала белье в Шенноне, как из воды поднялся призрак убитого мужчины и окатил её водой. Тогда она поняла, что в этом есть рука Господа, и мертвый не успокоится, пока не будет отмщен. Тогда она пошла и рассказала все, что знала. А двое убийц, благодаря её показаниям, были схвачены и казнены.

Если в это время заболевал кто-то из скота, это означало, что старик или старуха фейри прячется в доме, наблюдая за делами семьи, и творит злое колдовство.

У одного фермера была прекрасная корова – гордость фермы. Но внезапно она захворала и перестала давать молоко, хотя каждое утро она сама шла к старому боярышнику и смирно стояла там, как будто её кто-то доил. Мужчина решил проследить за коровой и последовал за ней, когда она сама пошла к боярышнику. Он увидел, как из ствола дерева вышла маленькая морщинистая старушка, подоила корову и вернулась в дерево. Фермер сразу послал за знахарем. Тот дал корове особое зелье, и чары разрушились, а корова вернулась в свое обычное состояние и опять стала давать много молока.

Фейри также часто оказывают дурное влияние на семью, если дом стоит на пути фейри. Тогда дети в этом доме начинают чахнуть, а семья рушится.

Один фермер, что потерял одного из сыновей из-за болезни сердца (мистическое заболевание для крестьян), а второго из-за постепенного угасания, решил посоветоваться с одной мудрой женщиной, что ему делать, так как его жена тоже начала слабеть. Мудрая женщина сказала ему, что в канун ноября фейри проложили свой путь через его дом, и когда они проходят сквозь него, все, на что упадет их взгляд, обречено. Единственный способ – это заколотить старую дверь и построить новый вход в дом. Так мужчина и поступил. Когда на следующее утро, как обычно, у двери появились ведьмы, чтобы попросить немного воды, молока или еды, они не обнаружили двери и были вынуждены уйти. После этого чары были разрушены, а семья больше не боялась влияния фейри и стала процветать.

Из книги «Ancient Legends, Mystic Charms, and Superstitions of Ireland» Lady Francesca Speranza Wilde, 1887

Перевод — Linnen, 2010