Друидизм и кельтское язычество

Кладда

claddagh3-n

В наши дни ничего не осталось от небольшого рыбацкого городка, который некогда располагался за чертой города Голуэй в устье реки Корриб. Название переводится как «каменистый берег», раньше это был один из древнейших ирландских рыбацких поселков, который не смотря на близкое соседство с Голуэем, сотни лет сохранял независимость от англо-норманнов, свои уникальные традиции и обычаи.

Голуэй был основан англо-норманном Ричардом де Бургом, захватившим поселение ирландцев. В 1270-х годах началось строительство стен вокруг города, таким образом Кладда была отделена от средневекового города не только рекой Корриб, но и крепостной стеной. В 17 веке Кладда появляется на картах, Голуэй же в это время активно развивается, превратившись в торговый порт. Однако после вторжения Кромвеля многие богатые семьи торговцев покидают пришедший в упадок Голуэй, Кладда же напротив сохраняет свои лидирующие позиции в рыболовном промысле, благодаря чему получает исключительные права на рыбную ловлю в Голуэйской бухте и отмену пошлин на рыбу.

Autochrome de Marguerite Mespoulet (inv.A 3 638). © Musée Albert-Khan – Département des Hauts-de-Seine

в 19 веке население города составляло около 3000 человек, из них 820 — рыбаки. Жители города говорили фактически только на ирландском. Основные семьи: Конноли, О’Коннор, О’Флаэрти, О’Донахью, Мёрфи, Моран, О’Рурк, Грэйни, О’Брайан и другие. Имена горожан были в основном христианские: Джон, Джеймс, Питер, Майкл, Патрик, Мэри, Кэтрин. Из-за частых повторений имен местные жители использовали прозвища с названием рыб на ирландском, например, Джек Форель, Джек Лосось, Джек Килька. Кладде принадлежало около 200 судов, из которых около 80 — хукеры, или как их называют на ирландском «Бад Мор».

Путешественники и исследователи в 19 веке отмечали особый уклад жизни города. Сообщество Кладды было очень замкнутым, чужестранцам запрещалось рыбачить в бухте и селиться в городе. Браки заключались очень рано и только среди «своих». Бракосочетания проводились в конце марта, в майские праздники, в сентябре и особенно на летнее солнцестояние. Молодоженам предоставлялось отдельное жилье, а родители невесты дарили им лодку, либо же жених вступал в совладение лодкой тестя.

claddagh1-n

Каждый год 23 июня, на праздник св. Иоанна, среди мужчин выбирали Короля. Во время выборов по улицам города шла процессия из рыбаков, которые несли шесты с прикрепленными к ним пучками камыша. Ночью на праздник разводили священные костры, от которых потом зажигали эти своеобразные факелы. Король регулировал жизнь сообщества и решал все тяжбы согласно местным обычаям. Также Король Кладды выводил свой флот на рыбный промысел. Его лодка шла под белым парусом, в то время как остальные ходили под красными парусами. Традиция угасла в 20 веке. Последний Король Кладды умер в 1972 году.

Для рыбной ловли существовали свои счастливые и несчастливые дни. Перед началом рыболовного сезона, например в середине августа — периода ловли сельди, проходил обряд благословения лодок местным священником. Моряки никогда не выходили в море без лепешек, соли и пепла, а если кому-то случалось увидеть зайца, то плавание и вовсе отменялось. Аналогично поступали, если по пути к лодкам встречалась рыжеволосая женщина. Ворон, каркающий над лодкой, считался хорошим знаком. Рыбакам запрещалось брать в руки сельскохозяйственные принадлежности, например, вилы или плуг. Любого, кто нарушит этот запрет, могли изгнать из города.

l_cab_06184_14710

Так как рыбный промысел осуществлялся в основном ночью, поутру мужчин на берегу встречали женщины, которые отправлялись с корзинами, наполненными рыбой, на ярмарки и базары Голуэя. Мужчины же отсыпались до трех-четырех часов дня. Что интересно, путешественники того времени отмечали, что женщины имели «неограниченную власть» над своими мужьями. На берегу они помогали чинить сети и чистить лодки, торговали, вели хозяйство, однако воспитанием детей часто занимались мужья, которые днем были дома, в отличие от жен.

Мужчины Кладды не отличались злобным нравом и были достаточно миролюбивы, однако, стоило задеть одного, как вступались все. Музыкальные традиции сообщества были аналогичны всему западному региону, но жителей города признавали отличными танцорами. В одежде мужчины и женщины предпочитали яркие цвета. Женщины носили синие плащи, красные юбки, белые или красные рубахи, а также хлопковый платок на голову, а мужчины — куртки, бриджи и чулки светло-голубого цвета.

15901

В 19 веке в Голуэйской бухте появились траулеры. Жители Кладды как могли саботировали подобный отлов рыбы, портили суда и оборудование, так как такой способ ловли уничтожал молодняк. Кроме того траулеры ходили по тем местам, где расставляли сети рыбаки Кладды и портили их. В итоге количество рыбы в заливе резко сократилось, отчего начался упадок в городе. Так продолжалось до конца 19 века, пока ущерб не стал угрожающим.

К началу 20 века молодежь стала покидать город. Кто-то отправился в Голуэй на заработки, а кто-то в Англию и Америку. В 1927 году началась сильная эпидемия туберкулеза. Правительство Голуэя сочла дома Кладды опасными для жизни и способствующими распространению заболевания, поэтому их было приказано снести. Последнее строение было уничтожено в 1934 году, а территории вошли в состав Голуэя. Сейчас только знаменитое кольцо, которое по легендам было создано мастером из Кладды, сохранило это название, и мало кто из любителей ирландской культуры помнит о рыбацком городке в устье реки Корриб.

Linnen, 2017

Источники:

James Hardiman «The History of the Town and Country of the Town of Galway», 1820

A Topographical Dictionary of Ireland, 1837

James Mulhall «The fascinating story of Galway’s lost community of Claddagh», 2015

Colman Rushe «Not From The Wind», 2014

Ryan O’Rourke «A 19th Century Account of The Claddagh», 2013

https://www.claddaghdesign.com/ireland/claddagh-town-behind-ring/