Рубрика: Сложность: для продвинутых

Свадебные традиции Уэльса

В Уэльсе, особенно в западных графствах, до сих пор сохранились любопытные свадебные традиции. В Кардиганшире до недавнего времени была очень популярна кража невесты. Утром в день свадьбы жених с друзьями отправлялся к дому невесты. Дверь была заперта, а родственники и друзья девушки готовились помешать жениху проникнуть в дом. Затем начиналась большая драка, веселье и шумная возня, пока представитель обеих сторон не восстанавливали порядок. В старые времена диалог представителей велся в стихотворной форме. После этого жениха признавали и пускали в дом, где он искал свою невесту, но не мог найти, потому что её замаскировали. Девушку обычно переодевали как старуху и сажали вязать в углу или нянчить мальчика младенца. Это считалось символом удачи и сулило рождение сыновей, а не дочерей. После того, как невесту находили, все отправлялись в церковь или часовню. Как только невеста приближалась к церкви, её хватал отец, брат или еще кто-то из родственников мужского пола, сажал на лошадь, и они мчались прочь. Начиналась погоня, а когда жених догонял похитителя, невесту торжественно препоручали его заботе. Они возвращались в церковь и затем церемония проходила в обычной манере. В старых валлийских свадебных традициях существовал обычай приглашать на свадьбу. Неотъемлемыми составляющими церемонии были: Gwahoddwr — человек, чьей обязанностью было приглашать гостей; Ystafell —

Читать

31 октября на острове Мен

31 октября (11 ноября по старому стилю) канун христианского праздника «Дня всех святых». Канун этого дня известен в Англии как Хэллоуин, а на остове Мэн называется Oie houiney . Сам день называется Sauin, Souin или yn Tauin, что соотносится с Ирландским и Шотландским праздником Samhain (Саунь). Изначально это был первый день первого зимнего месяца, а также первый день кельтского года. На острове Мэн до сих пор сохранилась традиция верить в силу этого дня. Например, по этому дню предсказывают погоду на весь год. В Ирландии праздник Саунь, был днем пророчеств и предсказаний. В Уэльсе до недавнего времени женщины собирались в церкви, чтобы погадать на пламени свечи, которую держали в руках, а также услышать имена и посмотреть на гробы тех, кто умер в уходящем году. Шотландцы верили, что все колдуны и ведьмы особенно сильны в это время и совершают разные злодеяния. На острове Мэн бытуют аналогичные верования. Поэтому, в этот день было необходимо умилостивить Фейри, которые очень благодушно относятся к такому вниманию, особенно в эту ночь. Вследствие этого семьи не убирали со столов остатки ужина, а также оставляли на столе кувшины с водой, чтобы представители «Маленького Народца» могли освежиться. Профессор Рис говорит, что причина, по которой эта ночь расценивалась как «Сатурналия всего

Читать

Когда праздновать Саунь?

Саунь, так или иначе, является самым популярным и любимым у многих праздником кельтов. Конечно этому поспособствовала трансформация этого праздника в знаменитый Хеллоуин, часто упоминаемый теперь в масс-культуре. Между тем один вопрос многими так до конца и не решен – когда же стоит отмечать этот праздник, если мы говорим именно о Сауне, а не о Хеллоуине (ночь с 31 октября на 1 ноября). Сегодня я попробую описать несколько версий того, в какое же время наступает Саунь, вместе с обоснованием этих версий, дабы вы смогли разобраться в этом вопросе самостоятельно. Те, кто читал статьи нашего сайта об этом празднике, знают, что Саунь – реликт скотоводческой культуры кельтов. В первую очередь это праздник перехода из теплой и светлой половины года, в холодную и темную. Граница, между летом и зимой. Праздник, знаменовавший собой окончание перегонки скота на зимние стойбища, а также окончание предзимнего забоя скота. Само собой, у Сауня (как и у многих других архаичных праздников) не было единственной четкой даты, из года в год эта дата «плавала» в определенных днях. Это и логично, ведь, если год выдался теплым, перегонка скота и его забой происходят позже, если же год выдался холодным – то раньше. Окружающий мир для архаичного человека значил гораздо больше, чем отметка

Читать

Традиции Сауня

Другие названия праздника: Allantide (Корнуольское), All-Hallow’s Tide («Alhalwyn-tyd,» германское), All Souls’ Day (христианское), Calan Gaeaf или Hollantide (валлийское), Halloween (американское), Kala-Goanv (бретонское), Sauin (мэнское), Samhain (ирландское), Samhiunn (шотландское), Trinouxtion Samonii (галльское, с календаря из Колиньи). Старинный шотландский стишок: Хэй! Хо! Хэллоуин! Все ведьмы пришли Кто-то в черном Кто-то в зеленом Хэй! Хо! На Хэллоуин! Саунь был кельтским новым годом. Самое раннее упоминание об этом празднике встречается на календаре из Колиньи, где год начинается с месяца, который называется Samonios, что перекликается с современным ирландским названием месяца Ноября (Samhain). Согласно календарю из Колиньи, он начинается Тремя Ночами Конца Лета (Trinouxtion Samonii). Исходя из мифологических циклов это день больших перемен. В ирландской мифологии в это день родился Энгус Мак Ог, Дагда сошелся с Морриган на Саунь перед началом Второй Битвы при Мой Туре, которая также происходила во время этого праздника. Также Саунь является важным днем в Ульстерском цикле и цикле мифов о фениях. В некоторых версиях «Истории Талиесина» поэт находит Элфина именно в этот день. Во многих сказках и более поздних историях о фениях в этот день открывались холмы и Ши выходили в наш мир. Мы можем сделать вывод, что это день великих перемен, перерождения, день, когда порядок отвоеван и восстановлен. Кельты верили,

Читать

Традиции праздника урожая на Оркнейских островах

У Оркнейских островов длинная и богатая история земледелия. В одно время золотые поля зерновых, раскинувшиеся на Оркни, были хорошо известны в Европе, в середине 16 века их описывали так: «Главный кормилец и поставщик зерна, продовольствия и масла южной земли» Жители островов тысячелетиями работали на земле и вплоть до 19 века их методы и инструменты претерпели мало изменений. Учитывая то, как много лет возделывались плодородные почвы островов, не удивительно, что большинство наших основных традиций «прочно укоренились в земле». Раз так, то большинство древних обычаев было связано с повседневной работой в поле. В наши дни супермаркетов и прогрессивных земледельческих технологий так легко забыть, что плохой урожай означает голодную зиму и, вероятно, смерть. Не удивительно, что большинство обрядов было направлено на то, чтобы обеспечить землю плодородием и богатым урожаем. Традиционно кульминацией сельскохозяйственного года были благополучные сбор и заготовка урожая, но среди традиций Оркнейских островов есть такие, которые стоит рассмотреть до финального празднества. Метание серпа До того как в 20 веке начали использоваться машины для уборки урожая, одним из главных инструментов был серп, которой использовался для срезания зерновых. Серп вместе с плугом – самые древние сельскохозяйственные инструменты. Одна из традиций, связанных с серпом, распространенная на всех Оркнейских островах называлась «метание серпа». В этой «церемонии»,

Читать

Традиции Зимнего Солнцестояния

Зимнее солнцестояние было одним из важнейших моментов в годичных циклах культур неолитического периода. Это подтверждается наличием таких памятников позднего неолитического периода и Бронзового Века как Стоунхендж в Британии и Ньюгрэнж в Ирландии. Основные оси обоих памятников выровнены таким образом, чтобы наблюдать восход солнца в зимнее солнцестояние (Ньюгрэнж) и заход солнца в зимнее солнцестояние (Стоунхендж). Примечательно то, что в Стоунхендже Большой Трилит был воздвигнут за пределами центра монумента, и его гладкие плоские камни первыми встречают солнце середины зимы. Кельты также отмечали этот праздник, что подтверждается календарем из Колиньи. Deuoriuos Riuri – так предположительно называется день зимнего солнцестояния в календаре из Колиньи, что может означать «великий раздел, праздник мороза». Meán Geimhridh (ирл. — Середина Зимы) или Grianstad an Gheimhridh (ирл. – зимнее солнцестояние) – эти названия используются для обозначения ритуалов и празднования зимнего солнцестояния прото-кельтскими племенами, кельтами и друидами. В ирландском календаре солнцестояния и равноденствия отмечают середину сезонов. The point of roughness – валлийский термин зимнего солнцестояния. В валлийской мифологии, в этот день Рианнон родила своего сына Придери. Кельтский праздник зимнего солнцестояния в последствии был смешан с римскими традициями праздника Сатурналии, скандинавскими традициями Йоля и христианским Рождеством. Эти традиции так сильно повлияли на характер праздника, что кельтский элемент установить довольно сложно. Некоторые

Читать

Шин — традиционные чары и обряды благословения и защиты

Если язык проклял тебя, Сердце благословит; Если дурной глаз причинил тебе вред, Желание поможет тебе; Шиворот навыворот и вверх дном, Сильную трясучку и болезненное увядание На их ягнят и телят На девятью девять лет «Кармина Гаделика»   Шин — традиционные чары и обряды Ирландии и Шотландии, которые призваны обеспечить защиту дома, людей и скота от дурного намерения, влияния фейри и колдовства ведьм, а также привлечь удачу и благословение, щедрый урожай или богатый улов. Слово «шин» в современных ирландском и шотландском языках происходит  от древнеирландского «sén», что означает «чары, заклинание, благословение, удача». Это слово описывает как устные, так и материальные формы чар. При чем на Британских Островах «чарами» обозначались не только заклинания и магические практики, но и созданные руками человека обереги из природных материалов. Такие чары до сих пор являются неотъемлемой частью календарной обрядовости и народной магии. В дни праздников Колеса Года действия, призванные защитить от влияния сверхъестественных сил, которые были особенно сильны в это время, были важной составляющей ритуалов. Считалось, что чары и благословения, произнесенные во время точек перехода Колеса Года, особенно сильны, так как к их работе «прикладывают руку» не только силы нашего мира, но и помощь предков, и других доброжелательных обитателей иномирья, а порой и богов (как, например,

Читать

Саамский след в мифологии Оркнейских островов

Оркнейский фольклор представляет собой сложную смесь из скандинавских, шотландских и кельтских легенд и традиций. Острова лежали на пути следования многих кораблей и люди с каждого из них привносили свою лепту в коллекцию легенд и сказок Оркни. Моряки рассказывали о гигантах, троллях и многих других волшебных существах. Учитывая то, сколько лет Оркнейские острова были под скандинавским господством, можно было бы предположить, что северные мифы доминируют в фольклоре Оркни, но это не совсем так. Традиции и легенды Оркнейских островов представляют собой кельтско-пиктский базис, на который сверху наложена северная традиция. Примером такого интересного смешения служат легенды о мифическом народе, который называется finfolk или finmen. Это раса темных и злобных волшебников, которых жители Оркни очень боялись. Считалось, что они повелевают морями и штормами, а также иногда способны менять форму. На своих маленьких кожаных лодках они перемещались между подводным миром и миром людей. Люди верили, что finfolk жили в волшебном городе на дне неизвестного моря, который назывался finfolkaheem, и возвращались туда каждую зиму, когда наступало темное время на Оркни, и Теран, дух зимы, заставлял моря бурлить. Лето же они проводили в своей резиденции на суше, которая называлась Hildaland. Название можно расшифровать как «спрятанная земля», так как это был невидимый человеку остров где-то недалеко от Оркни.

Читать

Саунь: Время Смерти и Возрождения

Ночи становятся длиннее, листья постепенно окрашиваются в свои осенние цвета и города готовятся к сезонному празднику, ко времени власти темных и пугающих образов. Призраки, скелеты, ведьмы, обитатели ночи, такие как коты, летучие мыши и смеющиеся чудовища безо всякой опаски смотрят на нас с витрин магазинов. И хотя многие из этих образов лишь успешный коммерческий ход, все же нельзя отрицать, что атмосфера праздника все еще очень сильно влияет на разум современного человека — мы видим это влияние непосредственно в возмутительных шествиях Хэллоуина, творческих выражениях тем, связанных со смертью, и в общей волне злодеяний. Все эти обычаи, однако, являются разрозненными осколками верований и практик кельтских племен Европы, для которых этот праздник был критическим поворотным пунктом в общем потоке времени. Самая ранняя запись о празднике, которой мы обладаем, была найдена в календаре Колиньи, кельтском лунном календаре, написанном на бронзовых табличках и найденном в восточной Франции сотню лет назад. Календарь, датированный примерно 1-ым столетием нашей эры, написан на латыни и был найден вместе со статуей римского стиля (которую одни авторы называют статуей Аполлона, другие статуей Марса). Однако авторы использовали гэльский язык, а система датирования лишь немного походит на римские модели, подразумевая, что этот календарь представляет собой выжившую местную традицию, поддержанную местным духовенством. Детальное обсуждение

Читать

Боги и мифы Балтэнэ

Балтэнэ был древним кельтским праздником, наиболее очевидно связанным с Солнцем. Дословно Балтэнэ переводится как «яркий огонь», в то же время средневековые ирландские глоссаторы ассоциируют название праздника с богом Бэлом, который, вероятно был аналогичен древнекельтскому богу огня и света Беленосу. Беленос: Сияющий Имя Беленос означает «яркий», «сверкающий», «сияющий» — подходящее имя для солярного божества. Этот бог был известнее на всей территории кельтской Западной Европы под именами Беленос, Беленус, Бел. Археологами было найдено около 31 записи, посвященных Беленосу (или Аполлону Беленосу – под этим именем он был известен в галло-романский период), что является самым большим количеством посвящений по сравнению с другими кельтскими богами. Его имя, природа и функции подтверждаются классическими толкователями, а также скульптурными изображениями и вотивными дарами, связанными с Беленосом. Беленоса ассоциировали с Аполлоном на территориях континента и Британии, подчиненных Римской империи. Количество надписей, посвященных этому богу, описанных археологами, существенно больше, чем надписей, посвященных какому-либо другому кельтскому божеству. В некоторых местах он почитался как целитель, в других как покровитель города. В Ирландии его имя сохранилось лишь в названии праздника, но мы можем предположить, что его почитали как защитника здоровья, счастья и плодородия. Тертуллиан говорил, что Беленус был покровителем провинции Норик в Альпах (часть современной Австрии). Геродиан писал, что Беленус был покровителем

Читать