Друидизм и кельтское язычество

Ирландская арфа

Когда-то она украшала собой флаг Республики, и до сих пор появляется на официальных правительственных документах, президентском флаге, и на ирландских монетах. Веками арфа была излюбленным символом Ирландии. Говорят, что ирландцы так сильно сосредоточены на своей склонности к игре на арфе, что много лет музыка в Ирландии не развивается.

Так как же арфа стала эмблемой «Изумрудного острова»? Согласно традиции, ранний король Ирландии Давид взял арфу у псалмиста в качестве своего символа. Этим можно объяснить, почему раньше её называли «крут» (прим. музыкальный инструмент, на котором играли барды Ирландии), что возможно синонимично с «лирой».

Фольклорная традиция рассказывает нам, что первой арфой владел Дагда, один из вождей Туата де Данаан. Племя Богини Дану было в состоянии войны с Фоморами, и арфа была похищена богами холода и тьмы. Два других бога, Луг, олицетворявший свет, и Огма, олицетворявший искусство, проникли в крепость к Фоморам, нашли арфу и вернули её Дагде. Боги, возвращая арфу, произнесли два тайных имени инструмента и вызвали одновременно лето и зиму. С тех самых пор Дагда мог играть такую трогательную мелодию, что слушатели начинали плакать, или такую веселую, что все улыбались, или же столь безмятежную, что слушатели погружались в сон. Таким образом, инструмент с его секретами и магическими именами стал управлять Печалью, Радостью и Покоем.

Каким бы путем арфа ни стала уникальным инструментом Ирландии, а в дальнейшим — её символом, история свидетельствует, что люди, игравшие на ней, были настоящими профессионалами своего дела и играли они для знати. Их высоко почитали, и часто просили аккомпанировать бардам, что читали стихи. Тем не менее, в связи с эмиграцией выдающихся семей Ирландии в 17 и начале 18 веков, начался постепенной упадок традиции игры на арфе, и последний арфист старой школы, умеющий играть в традиционной манере, умер в середине 19 века. Интересно то, что эти великолепные мастера играли на арфе ногтями, а не самими пальцами, как принято играть сейчас. Также интересно заметить, что новые семьи английского происхождения были благосклонны к известным арфистам, таким как О»Кэролан, на севере такими людьми были Майкл МакДоннел и англичанин Эдвард Бантинг, они собирали у себя в Белфасте последних арфистов в 1792 году. И хотя было предложено щедрое вознаграждение, им удалось собрать только 11 человек со всей страны. Бантинг попытался записать как можно больше традиционных мелодий, и его коллекция чрезвычайно важна, потому что содержит в себе последние следы того, какова же была древняя традиция игры на арфе.

До сих пор арфа, этот древнейший символ Ирландии, широко используется – даже на этикетке Гиннесс, но большинство её старинных мелодий ушло навсегда.

Арфа мощной Тары, чьи звуки далеко
Раздавались когда-то над стихшей толпой,
На обломке стены ныне спит одиноко,
Как былого свидетель немой.
Так проходит веков горделивая слава,
Так минувшего молкнет и память, и гром,
И в застывших сердцах, как потухшая лава,
Все мертво и безмолвно кругом…

(Томас Мур. Перевод Е. А. Боратынский 1835 г.)

by Bridget Haggerty

Перевод — Linnen, 2009