Друидизм и кельтское язычество

Метлы ирландских ведьм

Я встречал мало ведьм, которые сознавались в том, что ездят верхом на метле. Хотя многие ездят на лошадях. Некоторые говорят, что богатые ведьмы ездят на лошадях, а бедным приходится связываться с метлами.

Однажды я читал признание о полетах на метле Гилльом Эделин 1453 года, ведьмы из Жермен-ан-Ле, окрестностей Парижа.

В 1598 году Клодин Бобан и её мать, ведьмы из провинции Франш-Комт на востоке Франции признались, что вылетали из каминной трубы на метлах, но куда они после этого отправлялись, неизвестно. Предположительно, в основе таких историй, лежит старая традиция, когда мужчина, желающий подать знак своей любовнице, что жены и детей нет дома, пропихивал метлу в дымоход, чтобы она торчала из трубы.

Еще один вариант, это придумали крайне впечатлительные, возможно одурманенные, свидетели танцев с метлами. Самые искусные танцоры с метлами могут достаточно высоко подбрасывать метлу в воздух.

В 1580-х гг., когда только появилась печатная индустрия, Реджинальд Скот опубликовал книгу, которая называлась «Исследование колдовства», и там было написано…

«На этих магических встречах,
Ведьмы не перестают танцевать;
Во время танца они поют такие слова:
«Хар, хар, дивел, дивел,
Танцуй здесь, танцуй здесь,
Играй здесь, играй здесь»
В то время, пока они поют и танцуют,
У каждой ведьмы в руке по метле,
Которую держат поднятой в воздух».

Вернемся к свидетельствам о ведьмах на метлах.
В Шлезвигском Соборе в Германии есть роспись стены приблизительно 12 века. На ней изображена героиня скандинавской мифологии по имени Фригг. Она едет верхом на посохе, а не на метле.

В римской мифологии есть богиня луны Диана, предводительница Дикой Охоты, говорят, что она летает на метле или посохе, сделанном из ивы.

В скандинавской мифологии также есть бог Один или Водан, который является предводителем воительниц валькирий. Говорят, что они скачут по небу верхом на лошадях и собирают души умерших. Может, это тоже ключ к пониманию поздних рассказов о полетах на метле.

В нашей кельтской традиции есть бог Кернуннос, иногда его называют Зеленым человеком или Херне Охотником, он тоже является предводителем Дикой Охоты и тоже ездит верхом на посохе из дуба или ясеня.

Кажется, что полеты на метле, ветви или деревянном посохе глубоко укоренились в мифологической теме, и такие истории рассказывают о свободном парении духа в отрыве от тела.

Заметьте, что герои этих историй и мужчины, и женщины, а сама метла – символ побега, проникающего в куст.

Опираясь на эту мысль, можно сказать, что скорее это символ Балтэнэ, а не Сауня, хотя именно в Саунь листья опадают с деревьев, поэтому проще собирать ветки и привязывать их к черенку.

Обратим немного внимания на символизм черенка метлы. В старом словаре сленга Альберта БаррСре и Чарльза Годфри Лиланда, 1897 г., есть сленговые выражения, обозначающие пенис. В те дни пенис назывался «ручкой метлы», а вагина – «метлой». «Иметь щетку» означало заниматься сексом. Эти сленговые выражения являются прямым доказательством символики метел в традиции.

Я помню, в детстве в Йоркшире говорили, что если девушка переступит через метлу, лежащую на полу, то она станет матерью до того, как станет женой.

Существует множество картин и гравюр, изображающих ведьм, которые натираются маслом или мазью перед полетом.

Во многих историях говорится, что эти масла и мази делают шаманы из разных трав, чтобы вызывать видения и астральные проекции. Вера в то, что ведьмы после употребления снадобий шаманов садятся на метлы и улетают, не удивительна. Но ведьмам стоит осторожно выбирать средства из растений.

Речь идет об астральной проекции? – может спросить кто-то.

Это умение покидать тело и совершать духовные путешествия, говорят, что некоторые отвары и мази шаманов могут вызывать эту способность, но, конечно, не пытайтесь повторить это дома.

Как ведьмы применяют эти шаманские мази?
Подсказка скрыта в сведениях об Элис Кайтелер, ирландской ведьме начала 14 века. Записи описывают, что происходило с её метлой, когда она покрывала её мазью: «она бежала и скакала через толстое и тонкое».
В записях 15 века о Джорданесе де Бергамо говорится: «они мажут себе подмышки и в других волосатых местах».
Так как же ведьмы летали на своих метлах?

Говорят, что галлюциногенная формула ведьмовских мазей вызывала сон или глубокую медитацию с очень четкими видениями полетов и возможно танцев. Во множестве историй, рассказанных шаманами, говорится о том, что будто каждая часть их тела отделяется и отправляется в собственное путешествие, а также появляется чувство полета.

Прыжки жениха и невесты через метлу играли огромную роль в свадебных церемониях по всему миру. Метлу по-разному использовали во время свадебной церемонии, да и сейчас в традициях есть отголоски этого свадебного символа и ритуала.

Метлу кладут у входа в дом новобрачных. Они должны перепрыгнуть через неё, не задев и не передвинув.

Некоторые даже разводятся, наоборот, прыгая на улицу через ту же метлу при свидетелях.
В афро-американских свадебных традициях свадьба считается несостоявшейся, если не было прыжков через метлу. Во времена рабства чернокожих не пускали в церковь и пары объявляли о браке, прыгая через метлу, положенную возле алтаря на улице. После 1970-года года эта традиция стала быстро угасать, так как сильно напоминала о временах рабства. Те, кто и сейчас следуют ей, делают это скорее чтобы почтить традиции предков. Похожие традиции зафиксированы у цыган и бродячих народов.

В наши дни через метлу продолжают прыгать, а также машут ей над головой новобрачных. Эту метлу затем хранят как память, часто из-за того, что она является символом обетов и клятв, принесенных на свадьбе. Еще не так давно метла служила символом женских обязанностей по дому, а тот, кто держит черенок метлы, является настоящим хозяином дома.
Иногда говорят, что тот, кто выше прыгнет через метлу, и будет главой семьи. В большинстве случаев выше, конечно, прыгали мужчины.

В 16 веке в Уэльсе появилась традиция «priodas coes ysgub» – тоже своего рода прыжки через метлу. Её происхождение неизвестно, некоторые считают, что она попала в Уэльс благодаря румынским цыганам, приехавшим в страну. Другие говорят, что цыгане узнали о ней в Уэльсе, а затем распространили по Англии и Шотландии.

Первая особенность в том, что в Уэльсе метлу составляют из ветвей цветущего кустарника.
Вторая особенность в том, что метлу не кладут на землю для прыжков, а держат под углом. Новобрачные должны перепрыгнуть её на пороге своего нового дома. Первым всегда прыгает жених.

Существует несколько спекуляций на тему происхождения танцев с метлами, и действительно, все это лишь спекуляции.

Как и с большинством традиционных танцев, ритуалов, обрядов, празднеств, мы ожидаем, что за всем этим стоит скрытый мифологический подтекст, так же и в случае с танцами с метлой, однако может оказаться, что его и нет.

Традиция рассматривать метлу как символ плодородия и слияния черенка с щеткой может иметь отношение и к танцам с метлой. Большинство танцев с метлой исполняется мужчинами с целью показать себя, свою ловкость и проворство женщинам. Если мужчине не удается привлечь женщину к совместному танцу, он может участвовать в общем танце с метлой и в одиночку.

Есть и другая сказка о происхождении этого танца. В ней говорится, что цыгане танцевали вокруг метел и хозяйственного инвентаря, который продавали на ярмарках, чтобы привлечь внимание к своему товару. А может они хотели зачаровать потенциальных покупателей своим танцем, убеждая их, что этот танец приносит удачу и доброе здоровье тем, кто пользуется их товарами.

Судя по всему танец с метлой проник в культуру Шан Нос ирландских кейли и сессий в течение последних двухсот лет.

Некоторые говорят, что танец с метлой появился благодаря колонизаторам с севера, которые видоизменили шотландский танец с мечом.

Другие говорят, что танец пришел в Ирландию с солдатами Кромвеля с востока Англии, которые танцевали перед ирландскими женщинами, чтобы произвести на них впечатления, а не принуждать силой.

Как танец с метлой стал частью ирландских кейли неизвестно, особенно, почему он стал так популярен в середине 19 века в Ирландии и Англии одновременно.

Середина 19 века, это период, когда Кельтский Романтизм вошел в моду. Люди стали чаще собираться на праздники и пикники на местах древних святилищ. Самозванные друиды взяли на себя инициативу выступать в роли организаторов таких мероприятий, и танцы, воссозданные из остатков традиции , также исполнялись на этих мероприятиях.

В это же время началась первая волна иммиграции чернокожих рабочих для развития новой индустриальной экономики Англии, которым наниматели платили копейки. Возможно их традиции с метлами проникли в эту волну новой интерпретации кельтской традиции.

Как я сказал в самом начале, все это лишь теории и спекуляции. Тем не менее, их тоже можно использовать, чтобы мотивировать желание сохранять эту традицию или, по крайней мере, приобщиться к ней.

Среди традиционных и сельских культур по всему миру можно найти упоминания, что обряды, связанные с метлой относятся к элементу воздуха. Совершая круговые движения метлой, происходит очищение негативной энергии.

Жрица, жрец или шаман ходит по часовой стрелке, повторяя движения метлы. Почему же тогда танцор двигается против часовой стрелки вокруг своей метлы, лежащей на полу?
Метла играет важную роль в очищении ритуального пространства. Так как инвокации, ритуалы, танцы и священнодейство проходят вокруг костра, метлу используют, чтобы отогнать злых духов, а также развеять дым, от которого слезятся глаза.

За свою жизнь я участвовал во многих народных праздниках, ритуалах, процессиях с соломенными мальчиками, колядованием и т.д. Большинство этих праздников не начиналось до тех пор, пока не появится один персонаж, тот, кто приходит первым и очищает пространство для участников с помощью метлы. Метла – это не только оружие, чтобы расталкивать людей, но и священный инструмент, чтобы разгонять злых духов и создавать круг, а не квадратную сцену для выступающих.

Я не уверен на счет того, что появилось первым, метла как символ плодородия или как средство уборки.

Чтобы сделать метлу, найдите кустарник с жесткими ветвями и присоедините к палке, которая позволяет управляться с метлой не нагибаясь.

Уменьшенная версия называется «щеткой для пыли», но вместо веток используют перья домашней птицы или, если вы везунчик, павлина.

Щетка метлы, как я уже упоминал ранее, представляет собой женскую часть метлы, в то время как черенок – мужскую.

Говорят, что в то время как метла физически убирает грязь с территории, негативные вибрации тоже уходят, а также проходят затяжные болезни и улучшается состояние здоровья.
Есть пословица, не знаю откуда, которая во время болезни рекомендует убираться метлой, но не выметать пыль из-под ковра, дерева или камня, а то она сбежит и окружит нас, будет охотиться на нас и снова заразит на следующий день.

© John of CelticWays

перевод — Linnen, 2013