Друидизм и кельтское язычество

Сакральные изображения на кельтских монетах

Кельтское монетное дело часто называют древнейшим в Центральной и Северной Европе, и это справедливо. Самые ранние монеты, отчеканенные и отлитые вождями крупных кельтских родовых объединений, датируются еще III веком до н.э. С монетой как удобным средством взаиморасчета кельты познакомились еще в середине того тысячелетия, в процессе развития контактов с античным миром; формирование могущественных племенных союзов и становление мощных центров производства и торговли в латенское время привели к возникновению у кельтов собственного монетного дела. К началу – середине II века до н.э. свою монету печатало, вероятно, большинство князей континентальных кельтов, а к I веку до н.э. – и британских.

Образцом для наиболее ранних кельтских монет служили греческие статер Александра III и тетрадрахма Филиппа II Македонских, а также римский денарий и некоторые другие античные монеты. Кельтских подражаний им найдено очень много, однако, в большинстве своем они существенно отличаются от прототипов – как стилистикой изображений, так и в результате их переосмысления, трансформации и т.д.

RCCVA-01

——————————————————————————————————————————————————————————
Рис. 1. Кельтская монета – подражание греческой тетрадрахме. Общая композиция изображений давнего прототипа еще прослеживается, но профиль Афины на аверсе уже превратился в изображение некоего чудовища, а Геракл на реверсе, скорее всего, уже заменен неким кельтским богом.
——————————————————————————————————————————————————————————

Очень скоро на монетах появляются сугубо кельтские элементы – изображения кабана (священного животного кельтов), мертвой головы, колоса, змеи и т.д.; многие кельтские князья чеканят на монетах свое имя. В период максимального развития кельтского монетного дела (ориентировочно – конец II века до н.э. на континенте, I век до н.э. в Британии) кельтские монеты представляют собой совершенно самобытное явление в европейской культуре. Многие из них, несомненно, могут считаться произведениями искусства – как по удивительной выразительности изображений и неповторимой стилистике, так и по уникальности мотивов этих изображений.

Кельтские монеты чрезвычайно разнообразны. Существует целый ряд их классификаций, учитывающих возраст, территорию происхождения, технологические особенности изготовления, специфику изображений и тексты надписей и т.д. Однако, в контексте данной статьи нас, прежде всего, интересует присутствие на этих сакральной символики. С этой точки зрения мы можем – довольно условно – говорить о том, что весь массив кельтских монет распадается на четыре большие группы:

Группа A. Монеты, представляющие собой прямое подражание греческим и римским образцам и не содержащие специфически кельтских элементов.

Группа B. Монеты, изображения на которых включают сакральные графические символы – как общеиндоевропейские (свастика, крест, крест в круге и т.д.), так и сугубо кельтские (например, различным образом упорядоченные группы точек). Священные знаки на монетах этой группы могут быть частью сложной композиции, а могут и сами являться геометрической основой изображения на аверсе или реверсе.

RCCVA-02

——————————————————————————————————
Рис. 2. Бриттская монета с солярной символикой (конец I века до н.э.)
——————————————————————————————————

Группа C. Монеты с мифологическими изображениями. Самая интересная группа – и самая сложная для анализа. Сюжеты этих изображений чрезвычайно разнообразны: различные животные и чудовища, фигуры людей и всадников, оружие, растения, отрубленные головы, арфы и шестиногие кони…

RCCVA-03

——————————————————————————————————
Рис. 3. Реверс галльской монеты со сложным мифологическим изображением: мы видим здесь коня с человеческой головой, странное двухголовое (?) трехногое чудовище с рыбьим хвостом над ним, бычка, различные символы
——————————————————————————————————

И, наконец, группа D – монеты с полу- или совершенно абстрактными изображениями, разобраться в значении которых сегодня представляется весьма проблематичным.

RCCVA-04

——————————————————————————————————
Рис. 4. Реверс галльской монеты с абстрактным изображением
——————————————————————————————————

Разумеется, нас, прежде всего, интересуют монеты второй и третьей групп.

Дар видеть магию…

При рассмотрении изображений на кельтских монетах необходимо постоянно иметь в виду, что за прошедшие с момента их создания два тысячелетия существенно изменились не только человеческие представления о мире, но и само восприятие мира человеком. Мне неоднократно доводилось писать об этом изменении; нередко оно образует пропасть на нашем пути к пониманию древних изображений и текстов. Однако, преодолев эту пропасть, мы получаем шанс увидеть мир глазами наших предков, для которых сакральная Традиция была живой, а магия отнюдь не являлась достоянием фантастических романов.

Если говорить именно о древних изображениях, преодолеть эту пропасть нам может помочь следующая аналогия. Представьте себе, что современного художника попросили изобразить дом, в котором живет некий человек. На получившейся картине мы увидим более или менее детально нарисованный дом; вероятно, некое его окружение (например, сад); задний план (например, лес или улицу); разумеется – небо. Поскольку речь шла о том, что в доме живет человек, художник может изобразить его сидящим на крылечке, или, например, работающим в саду. В целом, мы получим в той или иной степени реалистичное графическое описание того, что видит человек, проходящий мимо такого дома.

Теперь представьте себе, что о том же – нарисовать дом, в котором живет человек, – попросили маленького ребенка. Результатом будет совершенно другое изображение. Во-первых, не будет никакого фона: никто ведь не просил ребенка рисовать небо или лес. А во-вторых, само изображение будет, скорее всего, представлять собой квадратик дома с треугольником крыши и – человека внутри этого квадратика. Мышление ребенка мифологично, а его творчество направлено на передачу сути, но не фотографической картинки того, что он может видеть. Ребенку не важно, что видеть живущего в доме человека сквозь стены невозможно, ведь он знает, что человек – там, внутри.

Изучая архаические сакральные изображения, необходимо помнить о том, что мышление их авторов – наших предков – так же было мифологичным и ориентированным на фиксацию сути, а не фотографической картинки. Сакральные и магические изображения на кельтских монетах – прекрасный тому пример.

Ниже представлены две галльские монеты с изображениями человеческой головы. Лицо на первой из них выполнено довольно реалистично; профиль на второй монете показан скорее символически. Однако на обеих монетах изображены некие исходящие от головы линии, своего рода эманации; Л.Ленггьел и некоторые другие исследователи предполагают, что такие рисунки являются попыткой древних художников графически передать распространение некой магической субстанции – проще говоря, Силы. Памятуя о сказанном выше в отношении специфики традиционного мышления, это выглядит близким к истине. То, что для нас представляется умозрительными концепциями (например, материальность мысли) или ощущается только интуитивно, внечувственно (например, «исходящая от человека магическая сила») для древнего художника было объективным знанием, которое он и передал в данных изображениях.

На первой из двух этих монет магические эманации изображены исходящими из верхней части головы; естественно предположить, что они связаны с активностью верхних энергетических центров человека, хорошо известных в Традиции. Среди этих эманаций, точно над верхней чакрой мы видим маленький шарик, вероятно, знаменующий собою средоточие Силы.

На второй монете магические эманации направленно распространяются от изображенного лица; если в первом случае мы имели дело, скорее, с изображением Силы в целом, то здесь, вероятно, мы должны говорить о направленном магическом воздействии. Символ средоточия Силы присутствует и на этой монете, но здесь он находится во рту изображенного человека, что наверняка связано с древнейшими представлениями о магии слова.

RCCVA-05a

RCCVA-05b

——————————————————————————————————
Рис. 5. Две галльские монеты с изображением истекающих из человеческой головы «магических эманаций» и символа средоточия Силы
——————————————————————————————————

Древнейшая классика

Как уже упоминалось выше, сакральные изображения на кельтских монетах можно разделить на две категории: это магические символы (условно говоря – «графемы») и мифологические изображения («картинки»). Граница между ними не всегда четко определима (тем более, что те и другие могут быть частями одной композиции, как уже можно было видеть на приведенных примерах), но – довольно принципиальна. Разумеется, сакральные «графемы» существенно старше мифологических изображений; последние меняются, следуя историческим трансформациям мифологических сюжетов, символы же остаются в сути своей неизменными, даже когда конкретное их воплощение меняется соответственно господствующему художественному стилю.
«Классика» сакральной графики кельтских монет определяется, конечно, общеиндоевропейским наследием кельтов. Среди огромного разнообразия использовавшихся в данном контексте символов важнейшее значение имеют различные формы свастики, «крест в круге», треугольник, пентагон и пентаграмма и т.д. Даже минимально подробное рассмотрение значения и истории использования этих священных знаков требует формата книги, но не статьи, поэтому здесь мы просто ограничимся рядом примеров, – с тем, чтобы перейти ко второй категории, к изображениям мифологическим.

RCCVA-06

——————————————————————————————————
Рис. 6. Бриттская монета с изображением четырехчастного креста в круге — прообраза будущего «кельтского креста». (Надпись на аверсе содержит имя вождя народа атребатов – Verica; надпись на реверсе – Rex – означает «король».)
——————————————————————————————————

RCCVA-07

——————————————————————————————————
Рис. 7. Две кельтские (тринованты) монеты со свастиками, составленными из змеиных тел с птичьими головами
——————————————————————————————————

RCCVA-08-1

RCCVA-08

——————————————————————————————————
Рис. 8. Бриттские монеты с различной сакральной символикой
——————————————————————————————————

Боги и символы

Нельзя сказать, разумеется, что сюжеты сакральных изображений на монетах раскрывают перед нами кельтскую мифологию во всей ее полноте, – в том числе и потому, что далеко не все из них мы умеем понять. Однако, они нередко дополняют известные нам письменные источники и иллюстрируют их, причем, «иллюстрации» эти не только древнее большинства сохранившихся текстов, но и – что важно! –принадлежат самим кельтам языческой эпохи, а не античным наблюдателям или монастырским переписчикам.
В ряде случаев можно предполагать, что относительно несложно выполненные фигуры являются изображениями богов. В этом ряду можно назвать уникальную галльскую монету с изображением бога с тремя высокими рогами (вероятно, – Кернунна); бриттскую монету с изображением лика бога, которого часто отождествляют с Беленусом; однако, в большинстве случаев подобные рисунки не позволяют строить предположении о том, какой именно бог имелся в виду.

RCCVA-09

——————————————————————————————————
Рис. 9. Две монеты с изображениями кельтских богов с торквесом в руках (начало I века до н.э.)
——————————————————————————————————

Гораздо более любопытны изображения, содержащие не отдельные фигуры, а целые мифологические композиции – собственно, как таковые фигуры богов или героев на подобных изображениях могут и отсутствовать. В качестве примера приведу интереснейшее – но отнюдь не являющееся чем-то исключительным для древне-кельтской нумизматики – изображение на одной из галльских монет (см. рис. 10).

RCCVA-10

——————————————————————————————————
Рис. 10. Мифологическое изображение на галльской монете
——————————————————————————————————

Центральный элемент композиции – конь, животное, у всех нордов символизировавшее жизненную силу и, одновременно, возможность переходов между мирами. Его круп проткнут некой длинной жердью – копьем или оглоблей; это не может не напомнить об известном образе из ирландских саг, где мы встречаем насквозь проткнутого оглоблей коня, влекущего повозку или колесницу из Иного Мира. В пасти у коня – молот; довольно естественно ассоциировать его с молотом Суцелла, удар одной стороной которого дарует Смерть, а другой – возвращает жизнь. Косвенно эта ассоциация подтверждается и изображениями, выполненными выше и ниже фигуры коня. Под его брюхом мы видим опрокинутую лиру; все тот же Л.Ленггьел, например, считает, что упавшая или разбитая лира в архаичных кельтских изображениях является символом Смерти. Однако, над конем – огромные рога, явно «оставшиеся от» рогатого всадника (образ, распространенный на кельтских монетах). Фигура рогатого всадника восходит к образу Кернунна – или просто является его изображением – изображением бога, который, при всей своей хтоничности, несомненно, ассоциировался с силами Жизни. Что, таким образом, мы видим на данной монете? Символы Жизни и Смерти; конь Иного Мира, совершающий путь между ними; и молот Суцелла, знаменующий их неразделимость…

Антон Платов