Друидизм и кельтское язычество

Шан-нос: музыка происходящего

seannos

Когда воина Финна мак Кула расспрашивал друид, он спросил, какая музыка прекраснее всего. «Волны ли моря, разбивающиеся о Скалы Мохер? Песнь ли жаворонка на рассвете раздающаяся над полуостровом Дингл? Или это звук бабочки, порхающей над нарциссами Аранских островов весной?». «Нет» — сказал мак Кул. «Ну и что же это тогда?» — и мак Кул ответил: «Музыка происходящего».

Согласно книге Энтони Блуетта «Ирландские вещи», не известно, кто дал название технике исполнения Шан-нос или «старый стиль», но намерение было выделить эту манеру пения среди других.

Шан-нос отличает то, что песня исполняется на ирландском и без музыкального сопровождения. Часто казалось, что певец входил в особое трансовое состояние во время пения. Для тех, кто привык, что артисты во время исполнения жестикулируют, показывают эмоции и драматизм, Шан-нос может показаться чем-то странным.

Дело в том, что Шан-нос — это своего рода рассказывание истории или чтение вслух поэмы. Самое важное – это смысл, а значение стиля намеренно занижено. Тексты песен обозревают все аспекты жизни ирландцев: любовь, природу, смерть, юмор, но чаще всего исполнитель в своих песнях рассказывает о своей родной местности, о текущих событиях в ней или об истории поселения, музыка происходящего тогда и сейчас.

Есть три основных стиля Шан-нос, соотносящиеся с тремя основными областями, где еще говорят на гэлике: гэлтахты Мунстера, Коннахта и Ольстера. Мунстерский гэлтахт включает в себя некоторые районы Керри, Корка и Уотерфорда. Коннахтский гэлтахт находится на западных побережьях Голуэйя и Майо. А Ольстерский гэлтахт включает почти всю территорию графства Донегал.
Так как Шан-нос поют в этих областях, то и выделяют только эти три стиля. Певцы из англо-говорящих частей Ирландии или из других стран могут петь в одном из этих трех стилей или смешивать их, в зависимости от того, где они обучались этому искусству.

Самое очевидное различие между стилями в том, что на Донегальский Шан-нос сильно повлияло шотландское пение, которое не так замысловато. Донегальские певцы имеют тенденцию удерживать постоянный ритм всю песню, а мелодия достаточно проста и однообразна. Мунстерский и Коннахтсткий стили различить сложнее, они оба очень витиеватые и наполнены как музыкальными формами, известными фолк-музыкантам, так и другими, более сложными.

Хороший пример Ольстерского традиционного пения можно услышать на первых альбомах группы «Altan». Mairéad Ní Mhaonaigh очень талантливая традиционная певица, и её треки без музыкального сопровождения просто потрясающи.

Есть много замечательных исполнителей Шан-нос, таких как Lillis Ó Laoire из Донегала, Seosamh Ó hÉanaí из Коннемары, Diarmuid Ó Súilleabháin из западного Корка, вот лишь некоторые из них. Этот стиль не рассчитан на каждого, но если песня сопровождается близким к тексту переводом, то красота истории или поэмы медленно раскрывается и обнаруживает глубину эмоций и экспрессии, которая противоречит отстраненности певца. Надо лишь единожды понять, о чем поет исполнитель, а затем прослушать песню еще раз, но с закрытыми глазами. Даже те из нас, у кого лишь капля ирландского духа в крови, почувствует пульс старой Ирландии, бегущей по венам.

by Bridget Haggerty

Перевод — Linnen, 2009