Друидизм и кельтское язычество

Ведьмовство на оркнейских островах

Долгое время у Оркни была пугающая репутация рая всех ведьм и колдунов. Король Шотландии Яков VI, позднее ставший королем Англии, Яковом I, в 1597 году в своей книге «Демонология» писал, что дьявольские силы на Оркни, а также Лапландии, Финляндии и Шетланде сильны из-за «невежества людей и нахальство Дьявола в этих регионах особенно велико».

Но пугающая репутация, возможно, так же связана с огромным количеством обрядов, целью которых было умилостивить силы природы, суеверий и верований, которые веками сохранялись на Оркни. В фольклоре Оркнейских островов, рассказы о ведьмах можно разделить на два типа.

Первый – это стереотипный рассказы о злобных старухах ведьмах, которые в обмен на свою душу получили от Дьявола способность колдовать. Хотя все эти истории корнями уходят в раннюю традицию, основным источником для них служат суды над ведьмами 17 века и последующие суеверия и страхи, окружающие людей практикующих, так называемые темные ремесла.

Второй тесно связан с первым, и их бывает сложно отличить. Эта группа содержит древние рассказы об оркнейских предсказательницах, или мудрых женщинах, которых раньше очень чтили на островах.

Изначально этих женщин считали целительницами, и они были важными членами общества, занимающими высокое положение, так как пользовались большим уважением у тех, кто имел с ними дело. Хотя, эти мудрые женщины со знанием трав и языческих чар послужили основой для поздних странных россказней о колдовстве, следует различать эти истории и рассматривать их отдельно.

Но именно благодаря историям о злобных ведьмах из первой категории, Оркнейские острова и заработали свою репутацию. Оркнейский фольклорист Уолтер Треилл Деннисон записал один инцидент, свидетелем которого он стал в детстве, который ярко иллюстрирует эту ситуацию.
Однажды он посещал один из шотландских портов, и моряк спросил его, откуда тот родом. Молодой Деннисон ответил: «Оркни». Мужчина отшатнулся бормоча: « О, пресвятая дева, огради от этой ужасной земли, где бродит так много ведьм».

Традиционно первыми «ведьмами» на островах считаются «финны». Эти люди, вероятно, коренное население Норвегии, плавали на острова с ранними норвежскими поселенцами, которым они, возможно, служили.

Финны считались могущественными колдунами с целительскими возможностями и силой повелевать погодой и морем. Их и считают предшественниками островных мудрых женщин. Финны на столько проникли в фольклор Оркнейских островов, что до начала 2-го века финнами называли всех, кого считали практикующим колдовство. Со временем истории, окружающий финнов переросли и в поныне существующую морскую фольклорную традицию о финфолк и селки. Возможно, это связано с «демонизацией» искусств мудрых женщин.
На эти знания наложился сверху скандинавский пласт историй о ведьмоподобных женщинах из исландских саг.

В исландских сагах люди, практиковавшие магические искусства были чтимы сообществом. Хотя были и мужчины, владеющие магическими силами, но женщины господствовали в сфере магических искусств.

Хотя в сагах упоминаются различные магические техники, но ко времени, когда они попали в фольклор, различия практически стерлись, и лишь один вид, который известен, как «спа», выжил в отличимой форме.

Спа стал называться «ремесло спа», а люди, его практикующие «спа-кона» или «предсказательница», так как по сути это было искусство предсказания.

Другой термин для практикующих спа – это «вёльва». У вёльвы есть способность погружаться в транс и отправлять свой дух за знаниями. Как и оркнейские предсказательницы, вёльвы пользовались уважением в своих сообществах, и к ним часто обращались за советом по вопросам процветания сообщества, брака и деторождения.

Вёльва появилась на островах вместе со скандинавским мифом об Одине, который, используя свою магию, обратился к мертвой вёльве за знаниями.

В целом, то, что церковь называла ведьмовством и темными искусствами, было частью жизни островов до начала 17 века. В это время слишком усердные инквизиторы посчитали уместным связать древние традиции с «работой Дьявола» и начались суды над ведьмами.
Считалось, что мудрые женщины получили свои знания от трау или «народа холмов», но затем безвредные старые традиции и суеверия мудрых женщин стали считаться «работой Дьявола» и так появилась настоящая «ведьма».

Ряд оркнейских мужчин и женщин были казнены в Керкуолле за колдовство. При ближайшем рассмотрении обвинения были предъявлены за исцеление человека, наведение болезни с одного человека на другого и за «получение пользы» от скота.

Во всем этом мы видим следы невинных старых ритуалов и суеверий, которые пытались уничтожить клирики, но им удалось выжить и вновь расцвести в 19-20-х веках.

Конечно, говорить, что все эти мудрые женщины были добрыми, нельзя. Наверняка на Оркни был и ряд женщин, которые использовали свои силы для неприятных вещей.

Мы не может сказать, кудахтающие ли старухи стали базой для персонажей рассказов о ведьмах, или инквизиция так старалась во всем усмотреть «работу Дьявола». Подозреваю, что последнее.

© Sigurd Towrie

перевод Linnen, 2011