Друидизм и кельтское язычество

Внешность средневековых ирландцев

costume

Признаки аристократичности

Овальное лицо, сверху широкое и узкое к низу, золотистые волосы, светлая кожа, белые ухоженные руки красивой формы с тонкими и длинными пальцами:  древние ирландцы считали эти черты внешности признаком аристократии и эталоном красоты.

В высших кругах общества ногти аккуратно подстригались и закруглялись: красивые ногти часто упоминались в похвальбе. Для мужчин высокого положение считалось стыдным иметь неухоженные ногти.  Ногтями красного цвета искренне восхищались.  В «Похищении быка из Куальнге» есть описание девушки, у которой, помимо других признаков красоты, были «правильные, округлые, красные ногти». Девушки иногда окрашивали ногти. Дейрдре, произнося погребальный плач по сыновьям Уснеха, говорила: «Я больше не сплю. Я не буду красить ногти в красный цвет: радость больше не придет мне на ум».

Дамы часто подкрашивали брови соком различных ягод. Мы уже упоминали, что ирландские монахи миссионеры иногда красили веки черным.  Во вступлении к «Словарю Кормака» говорится, что румянец на щеках часто усиливался с помощью окрашивания растением, которое называется «ruam». «Ruam» — это ольха. Ягоды и молодые побеги ольхи использовались для этих же целей. Среди греческих и римских женщин, окрашивание бровей, щек и других частей лица, было общепринятым.

Волосы

И мужчины, и женщины носили длинные волосы, которые спадали на спину и плечи – эта особенность была подмечена  Геральдом Камбрийским. Волосы ежедневно расчесывали после ванны. Герои Фианны Эрина после тяжелого дня охоты, прежде чем сесть за стол, всегда принимали ванну и тщательно расчесывали свои длинные волосы.

Среди высших классов в самые ранние времена волосам уделялось особое внимание:  укладка волос была очень искусна, и существовало несколько типов причесок. Часто длинные волосы мужчин и женщин тщательно завивали. Волосы Коналла Кернаха, как описывается в истории Да Дерга, ниспадали по спине и были украшены «завитками, косами и короткими мечами». Точность этого и других похожих описаний подтверждается бесспорной авторитетностью источников, а именно, изображениями в ранних манускриптах и на церквях и высоких крестах более позднего времени.  Практически на всех изображениях Келлской Книги, например (седьмой или восьмой век),  прически в высшей степени аккуратные и могли быть сделаны только искусным парикмахером, должно быть на них тратилось много времени. Не зависимо от того, мужская прическа или женская, волосы были зачесаны назад и по бокам и были разделены на отдельные локоны, которые иногда свисали вперед на глаза.  В седьмом и восьмом веках такая прическа, должно быть, была общепринятой среди высших классов, и художник Келлской Книги, который рисовал людей, изобразил как раз такие прически.

vn1

Две фигуры, приведенные здесь – два священника, изображенные на церкви св. Майдока тринадцатого века. На этом изображении хорошо видно, как причесаны волосы и бороды. Я не нашел упоминания о том, что ирландцы красили волосы, как это обычно делали римляне и греки.

Очень длинные волосы для женщин всегда считались признаком красоты. Восхищение длинными волосами перешло и в настоящее, так как и по сей день в популярных ирландских песнях можно встретить описание девы «с золотистыми волосами, сметающими росу с травы» — или что-то в этом духе.

Гребни

Из вышесказанного становится понятно, что гребнями пользовались и мужчины, и женщины. Разновидностей гребней существовало великое множество: некоторые были сделаны из костей, некоторые из рога; одни были простые, другие — украшены орнаментами; их находили в курганах, кранногах и других похожих местах. Гребень – по-ирландски «coir» [кир] – часто упоминается в ирландских текстах.

vn2

Борода

Мужчины ухаживали за бородой так же тщательно, как и за волосами. По-ирландски борода называлась «ulcha» и «feasog», последнее слово используется до сих пор. Существовало несколько причесок для бороды. Иногда бороду носили длинной и разветвленной, постепенно сужающейся к концам. Иногда, как это показано на многих изображениях, она ниспадала единым потоком, изредка бороде придавал прямоугольную форму, это было похожим на ассирийские бороды. Практически у всех были усы, часто закрученные кверху, как мы часто видим и сейчас. Усы без бороды носили редко. Еще реже брили все лицо. Часто бороду разделяли на отдельные закрученные локоны, как показано выше для волос. У королей и вождей среди прислуги всегда были брадобреи, которые занимались их бородой. Бороду, которая росла над внешней губой, когда нижнюю часть лица брили, называли «crombeol», сейчас мы это называем усами. Древние ирландцы использовали бритву (по-ирландски «alt» или «altan»), это подтверждается тем фактом, что бритва упоминается в очень древних документах, таких, например, как Словарь Кормака и Глоссы Милана 8-го века, она являлась привычным инструментом.

vn3

Ванная

Принятие ванны было обычным делом, по крайней мере, среди высших классов, об этом постоянно упоминается в старых сказках и других текстах. Ванной служила большая бочка или кадка, которую обычно называли dabach [даваг]. В светских богатых домах ванна считалась необходимым атрибутом. В каждом монастыре в гостевых домиках была ванна для посетителей, и, как говорится в юридических текстах, каждый пивовар имел дома емкость для купания. Короли и вожди после купания обычно мазали себя маслами и душистыми травами. Можно вспомнить купание Одиссея и помазание его оливковым маслом после кораблекрушения на берегах Феакии.  Так как люди мылись целиком вечером, они не принимали ванну утром, но регулярно мыли руки. Для этой цели сразу после пробуждения и одевания они шли к ближайшему источнику, мыли руки и умывались. Эта практика часто упоминается. Для умывания и купания они использовали мыло sleic [слейк].

Маленькие туалетные принадлежности

Зеркала из отполированного металла, должно быть, были распространенны уже с ранних времен, так как часто упоминаются в текстах, под одним, реже двумя, названиями: scathan [скахан] и scadarc [скайарк]. Старинность этих вещей подтверждается упоминанием в Глоссах Зеусса, в которых старая форма слова   scaterc восходит к scath-derc «видение теней» или «провидец теней» . От scath [скау] – «тень», также происходит и другое название  — scathan, которое, очевидно, является уменьшительной формой. Маленькие туалетные принадлежности, наряду с гребнями, женщины носили с собой в маленьких сумках, которые назвались ciorbholg [кируолг], то есть «гребень-сумка» (cior — «гребень» и bolg — «мешок,сумка»).

«A SMALLER SOCIAL HISTORY of ANCIENT IRELAND» BY P.W. JOYCE, M.A., LL.D., T.C.D.; M.R.I.A., 1908

Перевод — Linnen, 2011