Для многих современных язычников начало Поры Урожая, на Лунасу, является важной датой в Колесе Года. Мы благодарим Богов за щедрые дары, которые получили за год. Но эта привязанность к календарным датам лишь демонстрирует, на сколько мы оторваны от реальных ритмов природы, на сколько мы стали менее чувствительны к тому, что происходит в мире вокруг нас.
Linnen, 2017
для журнала Edge
Стоит отметить, что эта тенденция начала прослеживаться далеко не в наши дни. Маргарет Киллип упоминает в своей книге «Фольклор острова Мэн» примечательный случай, который произошел еще в девятнадцатом веке. Одним крайне холодным летом жителей острова собрали в церкви на праздник урожая, где их ждала проповедь с благодарностью Богу за собранный урожай. Однако в реальности в тот год урожай еще стоял зеленый в полях, так как попросту не успел созреть.
Начало данного периода сильно зависит от погодных условий. Кроме того, Пора Урожая — это продолжительный сезон, наполненный целой чередой событий и празднеств с кульминацией на Осеннее Равноденствие и финалом с «кровавой жатвой» на Саунь.
Нельзя не заметить, что и наши представления об «урожае» весьма оскудели. В своих духовных практиках и обрядовых действиях мы, как правило, опираемся на хорошо известные нам традиции сбора зерновых. Но для наших предков понятие «урожай» включало в себя и заготовку сена, которая начиналась еще в июне; и стрижку овец, она проходила ближе к июлю; сбор тростника на болотах для кровельных работ; заготовку торфа, уборку хмеля в Кенте; улов моллюсков на побережьях, а также урожай орехов, фруктов и овощей, которые созревали под зиму.
В данной статье мы рассмотрим ряд традиций, которые имели место после уборки зерновых, ближе к периоду Осеннего Равноденствия.
Англия
На востоке Англии с конца августа по ноябрь шел сезон урожая яблок. Часть сортов употребляли в пищу, когда более кислые использовались для приготовления сидра. Яблоки с земли собирали женщины. А те, что оставались висеть на ветвях, сбивали жердью из ясеня. Приготовление сидра шло только в период убывающей луны (аналогично поступали в некоторых районах и с зерном, и с уборкой картофеля). К самим деревьям относились с большим пиететом, рубить их считалось кощунством, кроме того, это могло навлечь беды на семью. А вплоть до начала двадцатого века на ветви яблони вешали коровий послед, в качестве чар на урожай.
С середины августа по середину сентября заготавливали хмель. Его собирали в мешковину, натянутую на деревянные рамки. У женщин, работающих в полях, был обычай ловить незнакомца, проходящего по полю, заталкивать его в эту рамку, закидывать ячменем и не выпускать до тех пор, пока он не перецелует всех присутствующих женщин. Завершалась уборка пиром дома у фермера. С поля собирали последние побеги хмеля и связывали их в пучок, украшенный лентами. Из числа работников выбирали молодых мужчину и женщину, которые переодевались в одежду друг друга и их нарекали Королем и Королевой. Остальные украшали свои головные уборы цветами и побегами хмеля. А затем эта праздничная процессия несла последний пучок хмеля к дому фермера.
Шотландия
В середине сентября в Шотландии убирали морковь. Этим занимались женщины и молодые девушки. Морковь выдергивали из земли, не копая, сопровождая процесс заговором на деторождение. Если при этом попадалась раздвоенная морковь — это считалось удачным знаком.
Пучки мытой моркови перевязывали лентами и дарили любимым, мужчины, в свою очередь, принимая подарок, также произносили благословения с пожеланием успешного материнства. Молодежь, которая еще не состояла в отношениях, тоже участвовала в играх с морковью. Например, девушки прятали свои пучки моркови, а юноши старались их выкрасть.
В сентябре заготавливали папоротник и дрок. Дрок использовался для топки кухонных печей, а папоротником крыли крыши хозяйственных построек. В середине сентября женщины и дети шли по орехи. А бедняки собирали желуди и продавали их на корм свиньям. Ежевику можно было рвать строго до Сауня (а в некоторых районах Великобритании до 10 октября, старой даты Майклмасса), так как считалось, что на ягоды уже помочился Пука.
Ирландия
На Майклмасс, 29 сентября, церковный праздник, наиболее близкий к Осеннему Равноденствию и вобравший в себя традиции этого дня, фермеры отмечали завершение сельскохозяйственного и рыбацкого сезона, а также начало сезона охоты. Они расплачивались с наемными рабочими, а затем «меняли руки», нанимали новых. В конце сентября проходили Ярмарки Труда. Люди собирались на площадях с инструментами или символами своей профессии(работники по дому держали в руках швабры, извозчики — кнут и т.д.) и ждали, пока их наймут на работу. Одновременно шла торговля домашними животными и птицей. В Девоне продавали пони, в Эксмуре проходила праздничная охота на оленей.
30 сентября проводили ярмарки гусей. Птицы были уже хорошо откормлены к этому дню и готовы к забою. Таким образом гусь стал традиционным блюдом на Майклмасс, считалось, что тот, кто съест гуся, обеспечит себе безбедное существование на весь год, а по костям праздничной птицы в Ирландии предугадывали погоду на зиму.
В Ирландии на Майклмасс традиционно готовили разнообразные яблочные и ежевичные пироги, а в Шотландии старшая дочь в семье делала лепешки из муки разных зерновых культур, замешанные на шкуре с добавлением молока овец, как символ плодов труда.
В конце сентября — начале октября в старой Ирландии проходили Фестивали Свиданий. После трудового сезона у простых людей было не так много времени на поиск своей второй половинки и те, кто не справлялся самостоятельно, могли обратиться к профессиональным свахам. Кроме этого на Фестивалях можно было просто хорошо отдохнуть, потанцевать и послушать музыку. Не думаю, что время для этих мероприятий выбрано только исходя из завершения сельскохозяйственного сезона, ведь и в животном мире в сентябре-октябре начинается период брачных игр, например, гон у оленей. Традиция Фестиваля Свиданий до сих пор поддерживается в Лисдунварне, в Ирландии.
Вывод
Богатство и разнообразие фольклорного материала дает нам множество идей, как провести День Осеннего Равноденствия, а также, как обогатить данный сезон. Ведь деятельность язычника не ограничивается празднованием восьми фестивалей Колеса Года. На сам праздник можно подвести итоги своей работы, символически завершить трудовой год. Обряды построить таким образом, чтобы главенствующую роль играли женщины, приготовить традиционные блюда, сфокусироваться на плодородии в любых его проявлениях и запланировать работы на новые сезон, который начнется на Саунь. В целом в осенний период можно назначать языческие свадьбы; пары, планирующие завести детей, могут провести обряд на деторождения; а группы язычников — организовать ежегодные выборы руководства.
«Освятите дары нашей земли,
Обеспечьте процветание и мир»
Кармина Гаделика
По материалам:
«The Folklore of the Isle of Man» Margaret Killip
«The Year in Ireland» Kevin Danaher
«The Folklore of the Scottish Highlands» Anne Ross
«Carmina Gadelica» Alexander Carmichael
«The Folklore of Herefordshire» Ella Mary Leather