Автор: Bridget Haggerty. Irish culture and customs. Сайт.
Перевод: Linnen, 2009
Традиционно август отмечал начало Сезона Урожая, и это было время большого праздника в сельской Ирландии.
Сезон Урожая начинался первого августа праздником Лунаса, что по-ирландски еще и означает название месяца, «август». Поскольку отпускать рабочих на праздник посреди недели было невыгодно, то праздник обычно отмечали в первые или вторые выходные августа. Погода обычно была отличная и целые общины выбирали местами проведения праздника холмы, берега рек и озер, а также священные колодцы. Из четырех великих кельтских праздников Лунаса был самым веселым, потому что после «голодного июля», когда запасы еды быстро истощались, они могли ждать появления фруктов и других продуктов, ради которых они кропотливо работали летом.
Как и в случае с Майским Днем, название которого, Балтэнэ, происходит от имени кельтского бога Беленоса, дохристианское название Лунаса происходит от имени бога многих ремесел и мудрости, Луга. С приходом христианства в Ирландию и другие кельтские области, фестиваль получил новое название, Ламмас, что означает «первый хлеб», а также появилась традиция печь буханку хлеба из первого зерна. В средневековье эти буханки обычно клали на алтарь в качестве приношений, но также их ели на самом празднике. Кроме хлеба иногда ели свежевыкопанный картофель. Его варили на открытом огне в большом черном треногом котле и ели с огромным количеством свежего масла, или делали пюре вместе с вареной капустой, луком-пореем, зеленым луком или диким чесноком. Другим основным блюдом праздника были свежие фрукты. Для сельских жителей выращивать смородину и крыжовник у себя в саду было обычным делом, те же, кто жил на холмах, с удовольствием добавляли себе в меню дикую чернику и голубику. Ягоды обычно мяли с сахаром и сливками. Какой бы обильной ни была пища на празднике, тем не менее, это было не главное. Все с нетерпением ждали ежегодного похода на место сбора.
Празднования начинались ранним утром, так что участники могли провести там целый день, люди приходили пешком, приезжали верхом или в телеге, привозили множество еды и выпивки, и, конечно, музыкальные инструменты. Как только они достигали места сбора, как начиналось веселье. Молодые люди сразу вовлекались в соревнования на ловкость и силу, а также в спортивные игры. Сохранилась даже историческая документация, свидетельствующая о том, что если по близости был водоем, то там непременно проводили соревнования по плаванию лошадей. Молодые девушки собирали дикие цветы и делали гирлянды и букеты. Если на местности был священный стоячий камень, его обязательно украшали цветами. И, конечно, всегда собирали дикие ягоды, которые затем использовались в десерте или съедали сразу.
В начале и конце праздника люди пели, танцевали и рассказывали истории, а когда солнце клонилось к закату, зажигались огни и веселье продолжалось. Дети играли в чехарду и лапту, игру, которая стала основой для современных софтбола и бейсбола. Старики развлекали себя сплетнями и наблюдением за молодежью, для всех это был день веселья и легкомыслия. Возможно, лишь за исключением животных с ферм.
В некоторых частях Ирландии была традиция в первое воскресенье августа лошадей и коров отводить к пруду или реке и мыть их. Это делалось ради их здоровья и считалось настолько важным, что если фермер пренебрегал своими обязанностями, то животные могли не пережить следующий год. Этим можно объяснить и соревнования по плаванию лошадей, которые упоминались ранее. Вдобавок к этой традиции, сельские жители бросали в водоем уздечки своих лошадей и оставляли их там, чтобы отогнать злых духов от животных. Также в воду бросали кусок масла, чтобы коровы давали много молока.
Кроме сборов целыми сообществами, на Лунасу были и другие традиции и обычаи. Это было излюбленное время для «дней покровителей», когда совершались походы к источнику или церкви любимого святого покровителя. Празднование начиналось с обряда, который состоял из обхода священного места. Верующий обходил церковь или источник определенное количество раз, произнося необходимые молитвы. Если действо происходило у источника, то в ритуал включалось омовение нездоровых частей тела водой из источника или просто питье воды. Многие источники и церкви знамениты тем, что излечивают от разных болезней. Обычно большинство паломников оставляют после себя небольшое свидетельство их визита: кладут монету или завязывают ленточку. После духовной части начиналось мирское празднование, которое очень похоже на праздник урожая, описанный выше.
Суеверия, связанные с погодой, также играли огромную роль на Лунасу. В графстве Лимерик, к примеру, погоду предсказывали по горе Нокферина. Если её пик выглядел голубым и отдаленным, то люди ожидали богатого урожая; если он казался близким и зеленым, то готовились к худшему. Также люди верили, что если в мае случались наводнения, то они повторятся и во время урожая. В общем, много поверий и традиций, связанных с началом сезона, имели огромное значение, так как были связаны с жизнью людей и их выживанием. Таким образом, приношения фруктов и цветов горе Нокферина, как и украшение гирляндами стоячего камня, обеспечивают изобилие в наступающем сезоне и, конечно, являются остатками языческих ритуалов.
Одно августовское событие, которое содержит ритуалы, сохранившиеся до наших дней, это Ярмарка Пака в Киллорглине, графство Керри.
Ярмарка – одно из самых старых и длительных празднеств, которое проводится 10,11 и 12 августа каждый год. Существует столь огромное количество материалов на эту тему, что следовало бы написать отдельную статью. Что стоит отметить особо, так это то, что август – самое излюбленное время для проведения ярмарок в Ирландии. Самые крупные привлекали королей и знать, иностранных купцов, музыкантов, артистов и толпы людей, которые старались купить или продать скот, или наняться на работу на ближайший год. Одна историческая запись свидетельствует, что крупнейшая ярмарка была в 1168 году, когда даже на дороге образовалась пробка из лошадей и повозок длинною в 6 миль.
Прежде чем мы закончим рассказ о Празднике Урожая, хотелось бы еще отметить два других важных праздника в ирландском календаре: Féile Mhuire ‘sa bhFomhar – Фестиваль Нашей Леди в Урожай. Он проводился 15 августа, и также известен как Вознесение Святой Девы. Другой – День св. Варфоломея 24 августа, который также был священным днем , в который положено было посещать церковь, вплоть до 1778 года.
День Вознесения Святой Девы проходил в самый занятый сезон у фермеров, а также, когда погода была ясной, в этот день у семей была возможность немного расслабиться и отдохнуть. Те, кто жил недалеко от побережья, всегда в этот день ходили купаться в море. Люди верили, что купание в этот день поправляет здоровье. Еще полезно было выпить три пригоршни воды из моря, которая, как считалось, обладает легким слабительным свойством.
День св. Варфоломея считался поворотным пунктом для фермеров, выращивающих зерно, так как к этой дате колосья уже созревают, и люди готовятся молоть зерно. Сильные ветры в этот период могут повредить урожай и если вдруг такой ветер поднимается, то говорят «Beairlí na Gaothe» – «Ветер Варфоломея», и отправляются сжинать те колосья, что остались стоять.