Мифология и фольклор

«Мифология не является понятием и явлением, тождественным фольклору: миф — истинное, или представляющееся таким, знание о мире, принимаемое носителем мифологического сознания как действительное и не подвергающееся сомнению, в отличие от фольклора, который не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное. Фольклор, в отличие от мифа, есть художественно-эстетическое отображение мира и, являясь своего рода порождением мифологии, он сохраняет те или иные ее черты, но не становится ей равным»

(с) Википедия

Хорошо, давайте коротко про миф и мифологию. Чтобы раз и навсегда разобрать кто есть кто. 

Да -- это очередное "о терминах договариваются".

Для начала ответьте на простой вопрос. Что отличает мифологию от фольклора? Время написания? Нет, время написания не всегда равно времени создания. Структура? Нет, иной раз структурно фольклор полностью совпадает с мифом. Например «Мать Моря и Теран» структурно чистейший миф, но чаще всего его упоминают в контексте фольклора. Целостность сюжета? Да ну нет, у всей мифологии не один сюжет, что бы там литераторы не говорили. Поздние Христианские вставки? Нет, иной раз в фольклоре их нет, а в мифе они есть. Так в чем же отличие?

На самом деле разгадка лежит на поверхности. Я вон на Википедии ее нашел, когда искал, никогда просто не задумывается. Миф — это то, во что люди верят. Миф становится фольклором, когда вера превращается в неверие. Когда похождение Кухулина становятся не историческим фактом, а сказкой. Иногда на вопрос: «Что такое миф?» отвечают, что миф — это ложь. Но даже если мы берем отрицательную коннотацию слова, например: «То, что Земля плоская — это миф», все равно это является мифом, потому что кто-то в это верит. Из этого можно сделать несколько простых выводов.

Мифологическое мировоззрение предполагает веру в мифы. Вот как в мировых религиях — кто-то верит, что Иисус буквально жил и вознесся на небеса. Так написано в их сборнике мифов (Библия). Я не раз встречал современных язычников, которые утверждают, что у них мифологическое мировоззрение, но на вопрос: «Воспринимаете ли вы мифы буквально? Верите ли, что боги натурально бродили по земле и делали то, что написано в мифах» отвечают порой: «Нет конечно, мифы — это метафора.» Вот "Мифы — это метафора, мифы иносказательны, мифы — это сказка с мудрым подтекстом", это как раз по части фольклора. Когда миф становится сказкой — он перестает быть мифом и переходит в разряд фольклора. Именно поэтому фольклор собирали и собирают гораздо позже записывания мифов. Фокус в том, что когда этнографы собирали фольклор, люди его рассказывающие уже в мифы не верили, и передавали их как сказки и легенды. Как ту самую «лживую псевдоисторию, но с мудрым подтекстом».

Из всей кельтской «ойкумены» мы наследовали богатейшую мифологию Ирландии и Уэльса. Мифологических текстов этих регионов много, из них только незначительная часть переведена на русский язык. Так же мы располагаем богатейшим фольклором, уже более широкой географии. Те самые сказки и легенды не только Ирландии и Уэльса, но и Шотландии, Англии, Оркнейских островов. На сайте мы стараемся систематизировать все эти тексты так, как принято сейчас в современном мире, то есть по времени записывания. Хотя всегда следует помнить, что за многими сказками и легендами имеется какой-то миф, то есть когда-то в события этих сказок и легенд верили, как в исторический факт.