Мифология и фольклор

«Мифология не является понятием и явлением, тождественным фольклору: миф — истинное, или представляющееся таким, знание о мире, принимаемое носителем мифологического сознания как действительное и не подвергающееся сомнению, в отличие от фольклора, который не обязан восприниматься как нечто правдивое и жизнеподобное. Фольклор, в отличие от мифа, есть художественно-эстетическое отображение мира и, являясь своего рода порождением мифологии, он сохраняет те или иные ее черты, но не становится ей равным»

(с) Википедия

Хорошо, давайте коротко про миф и мифологию. Чтобы раз и навсегда разобрать кто есть кто.

Да, это очередное «о терминах не спорят — о терминах договариваются».

Для начала ответьте на простой вопрос: что отличает мифологию от фольклора? Время написания? Нет, время написания не всегда равно времени создания. Структура? Нет, иной раз структурно фольклор полностью совпадает с мифом. Например «Мать Моря и Теран» структурно чистейший миф, но чаще всего его упоминают в контексте фольклора. Целостность сюжета? Да ну нет, у всей мифологии не один сюжет, что бы там литераторы не говорили. Поздние Христианские вставки? Нет, иной раз в фольклоре их нет, а в мифе они есть. Так в чем же отличие?

На самом деле разгадка лежит на поверхности. Я вон на Википедии ее нашел, когда искал, никогда просто не задумывается. Миф — это то, во что люди верят. Миф становится фольклором, когда вера превращается в неверие. Когда похождение Кухулина становятся не историческим фактом, а сказкой. Иногда на вопрос: «Что такое миф?» отвечают, что миф — это ложь. Но даже если мы берем отрицательную коннотацию слова, например: «То, что Земля плоская — это миф», все равно это является мифом, потому что кто-то в это верит. Из этого можно сделать несколько простых выводов.

Мифологическое мировоззрение предполагает веру в мифы. Вот как в мировых религиях — кто-то верит, что Иисус буквально жил и вознесся на небеса. Так написано в их сборнике мифов (Библия). Я не раз встречал современных язычников, которые утверждают, что у них мифологическое мировоззрение, но на вопрос: «Воспринимаете ли вы мифы буквально? Верите ли, что боги натурально бродили по земле и делали то, что написано в мифах» отвечают порой: «Нет конечно, мифы — это метафора.» Вот "Мифы — это метафора, мифы иносказательны, мифы — это сказка с мудрым подтекстом", это как раз по части фольклора. Когда миф становится сказкой — он перестает быть мифом и переходит в разряд фольклора. Именно поэтому фольклор собирали и собирают гораздо позже записывания мифов. Фокус в том, что когда этнографы собирали фольклор, люди его рассказывающие уже в мифы не верили, и передавали их как сказки и легенды. Как ту самую «лживую псевдоисторию, но с мудрым подтекстом».

Из всей кельтской «ойкумены» мы наследовали богатейшую мифологию Ирландии и Уэльса. Мифологических текстов этих регионов много, из них только незначительная часть переведена на русский язык. Так же мы располагаем богатейшим фольклором, уже более широкой географии. Те самые сказки и легенды не только Ирландии и Уэльса, но и Шотландии, Англии, Оркнейских островов. На сайте мы стараемся систематизировать все эти тексты так, как принято сейчас в современном мире, то есть по времени записывания. Хотя всегда следует помнить, что за многими сказками и легендами имеется какой-то миф, то есть когда-то в события этих сказок и легенд верили, как в исторический факт.