Посягательство и строительство в легендах Лунасы

Автор: Máire MacNeill. The Journal of the Royal Society of Antiquaries of Ireland
Перевод: Анастасия

В связи с прибытием Луга в Тару происходит загадочное событие, связанное с Кро Луга (в мифе говорится: «тогда он сделал Кро Луга»). Это действие произошло незадолго до того, как ему разрешили войти в Тару, и после того, как он обыграл короля в фидхелл (игра по всей видимости проходила за пределами Тары). Кро должно быть является зданием для какой-то особой цели. Стоукс предположил, что это «вероятно» какая-то хижина или другое сооружение, в котором Луг оставил свой выигрыш. Можно ли найти ответ в современных легендах о испытаниях Лунасы?

На самом деле, возведение нового здания является важным мотивом в популярных легендах праздника, рассказывающих о прибытии христианского миссионера (чаще всего Патрика) на территорию языческого правителя (почти всегда Кром Дув/Crom Dubh), когда святой брался за постройку церквей. Это кажется нормальной процедурой для миссионера, но есть некоторые любопытные факты, связанные со строительством. Языческий правитель, кажется, имеет двойственное отношение к нему: будучи изначально враждебным, он способствует строительству, хотя и неохотно, делая подарок, форма которого заслуживает внимания: бык, говядина или зерно. Из-за работы над строительством рабочие или ученики святого становятся голодны и просят язычника дать им пищу. В некоторых из легенд говорится, что новое здание — это дом, а не церковь. Пример, который кажется близким к эпизоду с Cro Logo, встречается в истории, записанной в 1936 году от уроженца Карны, живущего в Раундстоуне, Голуэй:

«Когда Патрик пришел в Ирландию, он путешествовал по всей стране, он бродил до тех пор, пока не построил небольшой дом на земле Кром Дува в западной части Мейо. Когда Кром Дув услышал, что Патрик сделал это — он уже знал, что такой человек путешествует по Ирландии — он поймал большого зверя (крупного рогатого скота), зарезал его и послал нескольких своих людей с четвертью зверя в дар Патрику.»

В понимании этого мотива в мифах и преданиях может помочь краткое описание легенд, включающих его. В «Праздновании Лунасы», Máire MacNeill, 1962г. автор обозначил главных действующих лиц в легендах, как «святых» и «язычников», потому что именно представители противоположных религий драматизировали свое сопротивление. Если вместо этого их обозначить как «пришелец» и «правитель», связь с мифом и оригинальной структурой мифов становится более ясной.

  1. «Пришелец» прибывает на землю «правителя» и начинает возводить здание, чтобы накормить своих голодных рабочих, он просит у «правителя» еды. «Правитель» нехотя посылает яростного быка (чтобы убить чужака), но его убивают и съедают в компании «пришельца». Шкуры и кости тщательно сохраняются «пришельцем», и он восстанавливает быка к жизни, когда «правитель» требует его вернуть. «Правитель» подчиняется пришедшему на земли (т.е. преобразуется) в некоторых версиях, в других — оживший бык убивает «правителя». Празднование Лунасы служит напоминанием этого события.
  2. «Пришелец» возводит здание по соседству с «правителем», который из любопытства и для проверки новичка посылает в подарок быка. Чужак благодарит благочестивой фразой. Недовольный «правитель» требует объяснений, намереваясь убить «пришельца». Но тот взвешивает свои благодарности, написанные на бумаге, против подарка «правителя», и благодарности оказываются тяжелее. В некоторых версиях подарок — жестокий бык, которым «правитель» надеется убить «пришельца», но он смиренно подчиняется, а «правитель» подчиняется «пришельцу».
  3. «Пришелец» возводит здание, но каждую ночь то, что было построено днем, сбивает бык. В некоторых версиях «пришелец» покидает это место и строит в другом. В других, гигант-помощник охраняет ночью здание, а на следующее утро его видят спящим в бычьей шкуре.
  4. В этой версии прибывший на земли также строит здание и просит еду для его работников. «Правитель» обещает ему столько зерна, сколько его лошади смогут увезти за один раз. В итоге лошади полностью опустошают амбар правителя.

Несомненно, эти легенды с участием христианских святых были способом описать триумф христианства над местным язычеством, и в этом, по крайней мере, есть элемент историчности: фестиваль был языческим, и он был преобразован в христианское празднование в определенных местах. Легко понять, что языческий праздник, особенно празднующийся публично, был вызовом для первых христианских миссионеров.

Также можно увидеть, что сюжеты легенд имеют основную тему, которая применима к фестивалю, празднующему урожай: новичок получает еду для своих последователей от неохотного донора. Это, как я понимаю, существенный и оригинальный мотив легенд.

Оставляя в стороне проблему строительства, мы можем мы можем рассмотреть мотив вторжения, который происходит в двух сказках, записанных на британском языке, о Морве в Корнуолле (Traditions and hearthside Stories of West Cornwall)  и «The History of Thomas Hickathrift».

Сюжет первой сказки следующий: местный герой вторгается на землю гигантов, сражается с ними и убивает, становится владельцем замка и богатства гиганта. Внезапно прибывает «пришелец» (одетый в шкуру быка и несущий молот), сражается и побеждает первого героя: затем они становятся друзьями. «Пришелец» владеет многими навыками, которые он передает своему другу и его детям. Он побеждает злого мага. Затем он, в свою очередь, убивает великана, обманом заставляя великана упасть в шахту. Он получает здоровье великана и женился на его первой дочери. Фестиваль 1 августа (или первое воскресенье августа) ознаменовывает свадьбу. Схожий сюжет имеет и вторая сказка.

Обратите внимание на родство этих британских историй с историями Луга и на их связь со временем фестиваля Лунасы. То, что в битве с гигантом происходит дублирование и удвоение, подразумевается и в отношениях Луга и Нуаду.

Это акт вторжения в британских историях приводит в движение сюжет и приводит к поражению гиганта и завоеванию его сокровища. Ирландские легенды не подчеркивают вторжение, но тот факт, что новоприбывший возводит здание на территории «правителя», подразумевает, что это посягательство имело место быть.

Хотя существование этих мотивов в легендах Лунасы установлено, трудно пойти дальше их объяснения. Можно только строить догадки, имея в виду, что мифы, в которых они воплощены, принадлежат празднику открытия урожая. Похоже, что посягательство и строительство связаны друг с другом, и они встречаются во вступительных частях историй. Полагаю, что прибытие «пришельца» и его посягательство на правителя были в первой части сюжета о сборе урожая, и что затем он установил зернохранилище, возможно, символическое здание, как знак того, что урожай должен начаться.

[Druidism.ru)