Данный F.A.Q. опубликован и издан в 2006 году, одними из основателей кельтской реконструкции как обособленного движения и переведён нашим сайтом на русский язык. Мы рекомендуем его прочитать тем многим, кому интересны наши взгляды и наша религия, а также наш подход.
Перевод: Linnen
Введение в кельтскую реконструкцию
Существуют некоторые дохристианские кельтские традиции, сохранившиеся в фольклоре и народных практиках кельтских стран и в кельтской диаспоре, однако, после веков христианского давления, большинство людей не видит в этих народных традициях цельного и живого духовного пути.
Изучая древние манускрипты и региональный фольклор, комбинируя информацию с мистическими и экстатическими практиками и работая сообща, чтобы удалить из практик не-кельтские элементы, мы питаем и наполняем то, что продолжает оставаться живым и помогаем политеистическим кельтским традициям вновь стать крепкими и цельными. Мы работаем над этим, пытаясь увидеть, как различные кельтские традиции могли бы выглядеть в сегодняшнем мире, если бы их не коснулось христианство. Точно так же, к примеру, индуизм изменился за долгие века своего существования, однако остался той же религией, что и раньше, но лишь изменил свою форму вместе с вечно меняющимся временем.
Слово «кельтский» применяется относительно группы родственных языков в индоевропейской языковой группе и относительно культур, которые развивались в обществах, говорящих на этих языках. Кельтские реконструкторы (КР) высоко ценят исследование и сохранение кельтских языков, так же как и участие в жизни кельтских культур. Язык – ключ к пониманию образа мыслей культуры. Хотя знание кельтского языка не является обязательным для участия в жизни сообщества КР, но люди, серьезно желающие развивать традицию, почти всегда посвящают себя изучению одного из кельтских языков, что становится частью их КР практики.
Есть две основные группы кельтских языков: континентальная и островная. Каждая из них делится на Р-кельтские и Q-кельтские языки. Разница между Р- и Q-кельтскими языками основывается на подобных различиях: слова «сын» и «глава» на ирландском звучат как «mac» и «ceann», а на валлийском «map» и «pen».
У континентальных кельтов было множество языков: цизальпинский галльский (Северная Италия), трансальпинский галльский (Франция, Швейцария, Австрия, Германия), галатский (современная Турция, Анатолия), лепонтийский (Северная Италия) и кельтиберийский (Испания/Португалия – единственный континентальный Q-кельтский язык). Эти языки являются мертвыми.
У островных кельтов существуют семь известных нам языков. Гойдельские (гэльские) Q-языки – ирландский, шотландский и мэнский. Бриттские (или британские) P-кельтские языки – валлийский, бретонский и корнский, также мертвый камбрийский язык. Пиктский язык скорее всего был архаичной формой Р-кельтского языка.
В дискуссиях о религиях древности слово «реконструкция» относится к процессу создания модели прошлых исторических или доисторических традиций и дальнейшего изучения этой модели для понимания того, как использовать эти традиции в современном, практическом контексте. Особое определение этого термина, которое лучше всего описывает наши устремления, звучит как «интерпретация, сформированная в процессе сбора доказательств».
В случае КР, мы пытаемся моделировать различные формы дохристианской кельтской духовности. Мы делаем это для того, чтобы создать современную духовную практику, которая настолько, насколько это возможно, опирается на аутентичный древний материал, который можно использовать в современном мире. Мы делаем это, потому что чувствуем зов Кельтских Богов и кельтского мировоззрения и хотим сохранить современные кельтские языки, музыку и культуру.
КР это новая традиция, основанная на старых идеях и идеалах. Мы работаем с лучшими современными академическими исследованиями, чтобы постараться понять культуры ранних кельтских народов и то, чем они занимались, в контексте дохристианских политеистических духовных традиций.
Мы также принимаем участие в традициях современных, живых кельтских культур, которые выражают политеистическую, анимистическую духовность. Однако, хотя многие языческие элементы дошли до наших дней в вере фэйри и прочих народных обычаях, если говорить о полной, политеистической языческой религии, у КР нет непрерывной связи с дохристианским прошлым.
Наряду с академическими исследованиями, мы также полагаемся на наши собственные iomas и aisling – наше вдохновение и визионерские практики – которые помогают нам найти способ ввести старые практики в новое время и новые условия жизни. Один из основных объектов размышления, стоящих перед КР, это вопрос: «Как бы выглядели кельтские культуры сегодня, если бы их не затронуло христианство?».
Все религии и традиции растут и меняются с течением времени. Если бы политеистические кельтские культуры оставались неприкосновенными со времен железного века по сегодняшний день, то сегодня они бы очень сильно отличались от того, что было в железном веке, точно так же как индуизм и прочие духовные практики со временем изменились, оставаясь в своих странах и культурных рамках.
На протяжении долгих лет существовало общее неудовлетворение отношением к кельтской духовности и некоторое количество личностей обсуждали, как создать более аутентичную традицию, приближенную к политеистической кельтской религии.
В конце 80-х гг. все большее количество людей стали собираться вместе, чтобы обсудить предмет и поделиться информацией о своих прото-КР практиках. Ключевым событием, заложившим фундамент для многих практик КР, стал Фестиваль «Языческий Дух», прошедший в Висконсине в 1985 г., и проводившиеся на нем кельтские мастер-классы и лекции. Участники фестиваля вернулись домой и продолжили развивать основы своей КР субтрадиции, включив в них полученную информацию. Позже, некоторые из них встретились онлайн и продолжили сотрудничество.
Впервые термин «Кельтский Реконструктор», описывающий особое религиозное движение, а не просто отдельный тип исследования кельтского наследия, появился в издании журнала «Жатва» за весну 1992 г., в статье Кима Ламберта ни Дореанна. Ни Дореанн ссылается на использование этого термина Кэтрин Прайс НикДаной; в то же время она сама ссылается на использование термина «Язычники-Реконструкторы» в книге Марго Адлер «Убывание Луны». Хотя Адлер и посвятила немного места в книге традициям Реконструкции, ни одна из них не была исключительно кельтской. Также, в «Убывании Луны», описывая свою нео-друидическую группу RDNA, Исаак Боневиц использовал фразу «Эклектичный Реконструктор».
Как бы то ни было, со временем КР стала признанной традицией и эта терминологическая шелуха стала оксюмороном, поскольку «Реконструкция» в языческом/политеистическом смысле была предназначена для отделения от «Эклектики». НикДана и Ни Дореанн утверждали, что они касались термина КР для того, чтобы отделить свои практики от таких эклектичных традиций, как викка и неодруидизм того времени. Эринн Роуэн Лаури также начала использовать самоназвание «Кельтский Реконструктор» в 90-х гг., хотя выбранное ей инициатическое определение звучало как «нео-кельт».
С популяризацией Ни Дореанном Кельтской Реконструкции в языческой прессе, а также использование термина этими тремя личностями в интернете, «Кельтская Реконструкция» стала обозначением развивающейся духовной традиции.
У КР нет лидера. В индивидуальных группах могут быть лидеры, хотя многие группы представляют из себя лишь информационные сообщества. В дополнение стоит отметить, что есть много людей, которые заслужили уважение внутри сообщества КР за их идеи. В любом случае, это уважение не наделяет их верховной властью и уважение не является ни всеобщим, ни абсолютным. Мы все работаем на благо того, чем обладаем.
В данный момент (в 2006 г.) сообщество относительно небольшое и развивающееся. Хотя некоторым из КР достаточно повезло в том, что у них есть группа единомышленников, но существует гораздо больше КР, чье ощущение сообщества происходит из общения онлайн – на форумах и через e-mail. Даже те, кто практикует с группой КР, обычно присоединяются к сетевым дискуссиям, поскольку это самый быстрый и простой способ сотрудничать с большим количеством народа и может дать нужные контакты для формирования локального сообщества.
Сочетание чтения, индивидуального исследования и участие в форумах и группах КР поможет вам связаться и присоединиться к традиции Кельтской Реконструкции.
Кельтская культура никогда не умирала. Хотя кельтские языки временами стояли на грани исчезновения, некоторые из них никогда не умирали полностью, а валлийский и шотландский языки подают признаки нового роста. Корнский язык постепенно возвращается к жизни, хотя очень мало людей разговаривают на нем сегодня как на родном языке, но гораздо большее количество использует его как второй язык.
Многие из форм искусства, такие как музыка, поэзия, литература, визуальное искусство и танец развиваются очень энергично. Многие из КР глубоко погружены в поддержание жизни в этих частях живых культур.
Реконструкция в большей степени требуется дохристианским политеистическим формам ритуала и духовной практики, которые были утрачены за период христианской эры. Хотя у нас есть определенное количество фольклора, знание космологии и мифологии, также следует уделить внимание личным экспериментам и исследованиям, чтобы реконструировать живую духовную практику.
Мнения относительно того, насколько нужно развитие, различаются в наших сообществах; некоторые удовлетворяются простыми народными практиками, о которых мы уже знаем, другие хотят ввести более театрализованные или оккультные ритуалы, а третьи сосредоточены на теологической структуре. Различные типы практик развиваются в разных ветвях нашей традиции. В этом плане нам предстоит еще много работы и это непрерывный процесс.
И то, и другое. КР это политеистическая религия, основанная на нашем понимании и участии в жизни кельтских культур. Наша религия неотделима от культуры.
Основная причина развития КР – желание сохранить кельтские духовные практики и верования в контексте кельтских культур настолько, насколько это возможно. Если мы называем нечто «кельтским», то это значит, что оно должно уходить корнями в культуру, а не в практики и верования, находящиеся вне культуры. Процесс придания кельтского образа некельтскому материалу подобен вплетению чужеродных практик в узор тартана; он может казаться кельтским тем, кто не знаком с кельтским путём, но по сути он таковым не является. В 1980-х гг. все «кельтские» языческие религии, с которыми мы познакомились, были вариациями этого некельтского узора. Мы искали глубины и внутренней прочности, которая появляется вместе с особой религией, основанной на культуре, а не с разрозненными и, для нас, пустыми опытами эклектичной или «универсальной» духовности. Нам была нужна наша религия, чтобы стать частью цельной культурной матрицы, а не отделять нашу духовную жизнь от нашей повседневной жизни.
Некоторые КР живут в совершенно кельтском обществе и мы не можем утверждать, что всякий, кто называет себя КР, является частью живых кельтских культур. Так или иначе, многие КР вовлечены в деятельность кельтских диаспор или сообществ на кельтских территориях. Поддерживая культуры, из которых происходят наши традиции, и помогая им расти и процветать, мы понимаем, что это совпадает с целями кельтской духовности, несмотря на то, живем ли мы в кельтской стране или в диаспоре.
Наша цель не состоит в точном воскрешении исторической культуры, мы одинаково смотрим, как на исторические, так и на современные кельтские культуры, чтобы понять, каким образом мы можем укрепить наши практики и верования в своей повседневной жизни. Это также помогает понять, что если мы практикуем кельтскую религию, при этом не обязательно быть кельтом, попадая под некие строгие определения, точно так же, как не обязательно быть азиатом, чтобы практиковать азиатскую религию буддизм. Никогда не существовало одной монолитной кельтской культуры и, вероятно, таковой никогда не будет. Мы слишком разные для этого. Существовали (и существуют) различные кельтские страны и даже в их границах существует множество обычаев, практик и верований. Неудивительно, что это разнообразие отражается и в КР.
Существует разница не только в религиозных верованиях, но также и в обычаях, которые мы выбираем для адаптации из живых и исторических источников, равно как и наши интерпретации этих обычаев. В культурной религии важность обычая может порой перевешивать важность веры, таким образом, некоторые культурные группы могут включать участников, которые решат участвовать в определенных практиках, хотя верования этих участников могут не совпадать с ними. Часто бывает проще согласиться с обычаем, чем с каждой особенной деталью верований, стоящих за ним. Эти различия в вере могут быть поводом для споров, но для споров в доброжелательной манере и с желанием поддержать их, без каких-либо интерпретаций того, почему мы делаем так или иначе, именно так нас связывают те обычаи, которые мы разделяем.
Многие из представителей живых кельтских культур являются христианами, хотя это тип христианства, который часто является гармоничным с кельтским язычеством. В духовном смысле, широкое, современное кельтское сообщество будет включать и тех, и других: КР и кельтских христиан, также и тех, кто будет следовать другой религии, или не будет следовать вообще никакой. Язычники и христиане могут молиться Бриде у ее священного колодца, только КР будут рассматривать ее как Богиню, а христиане – как святую. Для нас это не является конфликтом. Мы все являемся частью многообразного гобелена живых кельтских культур.
Когда представители Шести Кельтских Наций и диаспор используют эту фразу, она может иметь несколько различных значений.
В самом строгом определении «живые кельтские культуры» относятся только к культурам, состоящим из людей, которые выросли, разговаривая на кельтском языке, в сообществе, которое считает этот язык родным или вторым. В более вульгарном значении, этот термин также может относиться к тем культурам, которые меньше говорят на кельтском языке, но все еще поддерживают традиции, обычаи, верования и формы искусства кельтских народов, которые глубже погружены в этот язык и культуру. Обычно, эти люди являются детьми или внуками носителей языка, и хотя они не изучали кельтский язык дома, когда они росли, но культура их семей не слишком далеко отошла от своих корней.
Некоторые представители кельтского наследия, живущие внутри кельтских наций или диаспор, также признают себя частью живой культуры, даже если они не говорят на кельтском языке. В этом случае их идентификация с кельтской культурой может быть скорее этническим интересом, но она подразумевает и некоторое участие в кельтских культурных событиях и некоторую степень уважения к языкам, даже если они не могут активно их изучать.
В КР, когда мы используем фразу «Живые кельтские культуры», мы обычно ссылаемся на наиболее строгое определение, которое иногда может принимать форму определения номер два, поскольку такие явления не всегда определяются четкими границами.
И да, и нет. Хотя большинство из нас называют наши традиции «Кельтской Реконструкцией» и существует основа, состоящая из разделяемых всеми принципов и некоторые общие ритуальные структуры, во многих случаях КР – это зонтик, под которым укрыты различные субтрадиции. В 80-х и начале 90-х гг. во время первых попыток создания традиции использовалось множество имен. В ретроспективе, многие из этих вещей сегодня называют «Прото-Кельтская Реконструкция». Даже после того как «Кельтская Реконструкция» или «Кельтское Реконструкционное Язычество» стали наиболее распространенными терминами, всегда были и другие имена. Некоторые КР придают более специфическую окраску своему самоназванию, например, называя себя «Ирландскими Реконструкторами», «Шотландскими Реконструкторами» или «Валлийскими Реконструкторами».
Не все люди, использующие техники неоязыческой реконструкции, чувствуют себя комфортно с названием «Кельтская Реконструкция», как с относящимся к их религии, считая, что этот термин описывает скорее методологию, чем систему верований, или как неверный описательный термин. Другим термин КР кажется вполне приемлемым, но они решают дать свое имя их субтрадиции КР, чтобы отделить свои практики от других суб-групп.
Вот некоторые названия, которые используют люди, следующие религии КР:
Amldduwiaeth (“Политеизм” на валлийском)
Aurrad (“Член Племени» на староирландском)
Кельтская Реставрация
Ildiachas (“Политеизм” на ирландском гэлике)
Ioma-Dhiadhachd (“Политеизм” на шотландском гэлике)
Liesdoueadegezh (“Политеизм” на бретонском)
Pàganachd (“Язычество» на шотландском гэлике)
Págánacht (“Язычество» на ирландском гэлике)
Págántacht (альтернативное и более распространенное произношение слова Págánacht на ирландском гэлике)
Senistrognata (“Обычаи Предков” на восстановленном старо-кельтском)
Yljeeaghys (“Политеизм” на мэнском гэлике)
Основные вопросы
Нет. Вы не должны обязательно быть азиатом, для того, чтобы быть буддистом. Практика кельтской религии не подразумевает наличие кельтских корней, так же как практика азиатской религии не подразумевает азиатские корни. «Кельтский» – это определение языковой и культурной группы, не основанной на «крови».
Хотя многие участники движения КР принадлежат к кельтским народам, для этого не обязательно быть потомком кельтов. Мы уважаем всех наших предков и учителей, не важно, были они кельтами или нет. Есть теория, что человечество зародилось на африканском континенте, и мы верим, что все мы принадлежим к одному роду и к одной семье.
В целом, КР строго антирасистское сообщество и открыто для людей всех рас, этносов и цвета кожи, которые желают следовать за кельтскими богами по пути КР. Боги призывают тех, кого они пожелают, и не в наших силах указывать, каким Богам и Богиням вы должны поклоняться в зависимости от цвета вашей кожи, глаз или волос, а также вашего кровного родства. В КР не практикуется дискриминация, основанная на этих факторах. Так или иначе, важно помнить, что КР не существует в вакууме. Быть КР – значит быть вовлеченным в сообщество и культуру – Кельтской Реконструкции и Кельтской Нации/Диаспоры.
Многие из нас глубоко погружены в современные кельтские культуры. Мы участвуем в изучении и сохранении языков, кельтской музыки и физических дисциплин, таких как танцы или различные формы кельтских боевых искусств, происходящих из живых традиций или реконструируемых по источникам. Некоторые КР изучают традиционные кулинарные рецепты и другие домашние традиции, например прядение и окрашивание пряжи. Многие из нас вовлечены в политическую борьбу кельтских наций. Многие из нас живут в семьях с другими КР, или с теми, кто может не быть КР, но участвует в кельтских культурных событиях, таких как традиционные ирландские фестивали, seisiúns, шотландские игры и cèilidhs.
Мы не являемся кельтскими «законодателями», никто никогда не жил в железном веке и (как утверждается во всех источниках) это не является нашей целью. Мы заинтересованы в жизни современной кельтской культуры, в кельтской стране или в диаспоре, где мы участвуем в жизни культуры, которая никогда не умирала и занимаемся работой по реконструкции того, что было потеряно или разбито. Наши жизни наполнены приношениями духам, песнями и поэзией на гэльском или валлийском языках, и наше существование пронизано нашей связью с Кельтскими Богами, нашими предками и местными духами природы. Так или иначе, с ростом КР появляется некоторое количество различий и разнообразные ветви распространяются вокруг широкой кроны дерева КР.
Есть и такие члены сообщества КР, которые делают многие из перечисленных выше вещей, но не желают более глубокого вовлечения. Не все участники нашего сообщества обладают одинаковой степенью сосредоточенности или страстной увлеченности. Существует много КР, которые увлечены городским, мультикультурным жизненным стилем, и те, которые приняли КР, как свою религию. И пока мы поощряем максимально возможное участие в живых культурах, для обоих типов КР и всех тех, кто расположен между ними, всегда открыты двери к участию в сообществе КР.
Не существует основного текста, который бы говорил нам, как именно следует быть КР. Ранние кельтские культуры были устными и у друидов существовал запрет на запись многих вещей, признаваемых священными. Таким образом, некоторые аспекты дохристианских верований были профильтрованы через монастыри, где были записаны первые книги на ранних кельтских языках. Истории иногда видоизменялись для того, чтобы сделать их удобными для христианской идеологии и космологии, однако таким образом они передавались будущим поколениям.
У нас есть собрание легенд, которые содержат значительную часть изначального знания. Мы также изучаем тексты законов, тексты наставлений, такие как Наставление Кормака, и другие источники, например академические исследования этих материалов. Эти исследования подкрепляются археологическими и иными исследованиями остатков дохристианских кельтских культур, открывающих для нас формы повседневной жизни, территории храмов, и мастерских ремесленников.
Другой важный источник для наших духовных путей происходит из фольклорной традиции, все еще активно практикуемой в современных кельтских сообществах. Поскольку у нас нет единой центральной власти, то существует множество способов исследования материалов и развития наших практик; в любом случае, для нас очень важно, что наша практика основана на известных фактах об исторических кельтских практиках и верованиях. Лишь когда у нас нет совершенно никакого материала о том или ином аспекте исследования, мы прибегаем к другим источникам вдохновения и руководства для пополнения современной КР.
Это зависит от того, что вы подразумеваете под словом «они». Действительно, возможно, что друидам запрещалось записывать все, что считалось священным. Но так или иначе, некоторые кельтские народы оставили записи своих верований и практик и некоторые из этих традиций дошли до наших дней, немного изменив свою форму.
Греки и римляне, наблюдавшие за кельтами, оставили множество заметок и комментариев относительно кельтских народов в античной литературе. В любом случае важно помнить, что эти внешние наблюдатели обычно имели свои тайные планы, политические или религиозные. Из этих записей мы знаем, что кельтские народы верили в определенную форму реинкарнации или бессмертия души. Существуют записи о том, что они приносили клятвы земле, морю и небу.
Также были записаны галльские этические наставления. Мы знаем имена богов, написанные на алтарях, так же как и детали веры некоторых галльских народов в магию, благодаря подобным надписям на артефактах, таких как таблички с заклинаниями, которые найдены как на континенте, так и на островах. Календарь из Колиньи показывает нам галльский взгляд на время, священные дни и те дни, которые считались счастливыми или не счастливыми для определенных дел.
С приходом христианства мы видим следы более ранних языческих верований в том, что было запрещено в Покаянных текстах. Они полны запретов поклонения деревьям и различных магических и ритуальных действий, которые должны были быть общими среди дохристианских кельтских народов; в ином случае не было нужды их запрещать. Некоторые аспекты язычества также были включены в раннее христианство и важная роль друидов была передана fili (филидам) – поэтам Ирландии.
У нас также есть тексты ирландских законов, касающихся роли и статуса друидов и филидов, которые могут помочь в исследовании, если изучать их внимательно. Тексты законов Ирландии также несут в себе информацию о кельтском язычестве через описание юридических прецедентов – более ранних, мифических судебных дел, которые впоследствии стали основой более поздних юридических решений. Тексты законов несут в себе множество историй языческих времен и опираются на языческие законы, как на основу для более поздних суждений. Один монастырский текст сохранил в себе целительное заклинание, обращенное к Диан Кехту, ирландскому богу исцеления, и Гоибниу, богу-кузнецу. Аналогично, Святая Бригитта сохранила многие атрибуты ранней богини Бригид и истории о ее жизни несут в себе многое из того, во что верили ранние язычники (те вещи, которые могут быть открыты при помощи межкультурного исследования).
Поскольку кельтские культуры были устными, кое-что сохранилось в традиции сказительства и песнях. Кармина Гаделика, составленная в конце 19-го, начале 20-го вв. Александром Кармайклом, несет в себе достаточное количество мудрости и магии Шотландии. Хотя многое из материала является католическим по своей природе, существуют более ранние слои языческого материала, а приложения включают в себя верования в предсказания и знамения, также как информацию о целительстве и устные заговоры.
Народные примеры паломничества к святым местам часто включают в себя священные источники, пещеры и горы, которые считались сакральными до прихода христианства. Украшение колодцев и практика развешивания лоскутов одежды на деревьях, как просьба об исцелении или удаче были весьма похожи на пережитки дохристианских кельтских верований.
Хотя у нас нет достаточной информации для того, чтобы создать полную и ровную языческую систему из сохранившихся фрагментов, есть большое количество информации, с которой мы работаем. Вместе с данными, идущими от археологов и лингвистических исследований, и с помощью сравнительных исследований религии и мифологии, равно как и культурной антропологии и исследований индоевропейцев, КР работают ради восстановления того, что было утрачено, дабы передать это новым поколениям.
Существует два подхода.
Первый – найти начитанных, опытных и знающих людей, которые порекомендуют вам книги. Для этого они должны быть людьми, которым вы доверяете и которые могут сделать правильный выбор между хорошим и плохим исследованием. КР часто спорят относительно правильности и точности информации, представленной в книгах. Обычно все приходят к относительному консенсусу насчет автора книги.
Второй подход сложнее, однако он приносит личный процесс исследования и развития, дает возможность составить собственное суждение. Он подразумевает критическое отношение и способность видеть разницу между фантазией и реальностью, серьезным исследованием и принятием желаемого за действительное. Полезно проглядеть библиографию любой книги. Посмотрите, кто написал книги, на которые ссылается автор. Если многие из книг в библиографии относятся к оккультным или языческим изданиям, для вас будет лучше продолжить поиски в другом месте. Если же книга или статья издана академическим издательством, связанным с университетом или другой академической организацией, то вы можете найти полезную и достоверную информацию.
Критический взгляд на книгу необходим, когда автор пишет исключительно со своей собственной экспертной точки зрения. Например некто с высокой ученой степенью по археологии, но не работавший с кельтскими языками, может показать хорошее знание кельтских раскопок, но нисколько не преуспеть в анализе мифологии. Доктор зоологии может быть хорошим автором зоологических трудов, но ничего не знать об исследованиях кельтов или сравнительной мифологии. Если автор не может читать тексты на оригинальных языках, он использует другие источники и таким образом становится ограниченным в интерпретациях. Точно так же, если автор хорошо изучил классическую и европейскую мифологию, но не является знатоком островных кельтов, его выводы будут фильтроваться через множество различных точек зрения и в результате могут не дать четкого видения проблемы.
Мы не можем доверять авторам, которые пишут о кельтах, если они представляют нам только свою точку зрения. Совершенно необходимо проверять на кого они ссылаются, если вы не уверены в исторической достоверности их работы. Если вы не можете найти заслуживающие доверия источники, доказывающие правоту этих авторов, лучше воспринимать информацию с долей скептицизма или воспринимать ее, как личное мнение, а не факт. Самые точные источники о кельтской истории или религии даются археологами, историками и экспертами по языку, публикующихся в академических изданиях, а не оккультными и нью-эйдж авторами. Хорошие книги может быть сложнее читать, но награда за труды стоит того.
Поскольку мы не являемся обществом исторической реконструкции, нет определенной «эпохи», которой мы занимаемся. Кельтские традиции, которые мы ищем как основу для наших материалов и вдохновения, распространяются на десятки столетий. Наши границы – от традиций дохристианской Ирландии 6-го века, через «De Bello Gallico» Цезаря и к современным народным ритуалам у целительных колодцев. Мы развиваем политеистическую кельтскую традицию такой, как если бы она дошла неизменной до наших дней, а не как музейный экспонат ушедшей в небытие эпохи.
Совершенно не обязательно. Хотя единение с природой – важнейшая часть кельтской традиции и многие КР предпочитают жить в сельской местности, многие из них тем не менее живут в городах. Есть аспекты КР, которые проще соблюдать, если вы живете на природе – проще общаться с местными природными духами, также появляется глубокая связь с землей, если природа находится прямо за вашей дверью.
Некоторые КР, например, сами выращивают себе пищу и это является важной частью их духовности. Но городским КР проще получить доступ в библиотеки, проще пойти на курсы языка и посетить кельтские культурные события. Им проще найти других КР, с которыми они смогут работать и общаться. Городские КР тоже могут поддерживать связь с природой, посещая местные парки, древесные питомники и заповедники, уважая флору и фауну, находящуюся в пределах города, развивая связь с городской землей и природой, а также совершая регулярные паломничества в более дикие места, когда это возможно.
В идеале, в тех регионах, где есть и городские, и сельские КР, члены сообщества помогают друг другу – сельские КР проводят ритуальные встречи на природе, а городские КР принимают гостей во время культурных мероприятий в городе. В этом случае, подобная разносторонность сообщества дает более полный опыт для всех членов.
И так, и так. В данное время существует очень мало групп, с количеством членов больше, чем одно семейство, но лишь потому, что КР достаточно мало. Большие группы обычно собираются вместе на главные празднества, чтобы отметить их и принести пожертвования Богам, предкам и духам земли. Эти большие группы могут также приглашать посетителей, которые вообще не являются КР. Многие из нас большее количество времени следуют пути в одиночку. Однако с развитием интернета стало развиваться большее количество групп, люди встречаются на своей земле и они находят других, кто посвятил себя тем же Богам и следует тем же путем.
Как и в отношении многих других вещей на пути КР, это сильно зависит от самой группы и ее целей, так же как и от сосредоточения на культуре.
Группа, в основе которой лежит семья, может называть себя Семейством (Household) или Очагом (Hearth) (эквивалент в кельтском языке – líontí), и может также включать в себя друзей, которые становятся частью их обширной «семьи». Группа, посвятившая себя обучению и исследованию может называть себя Школой Мистерий или Друидическим Колледжем. Те, кто встречается в основном для богослужений, могут обозначить свою группу, как Роща, Неметон, Немед (Nemeton, Nemed – «храм, святилище», совр. ирл. Naomheadh) или Фиднемед (Fidnemed– лесное святилище, совр. ирл.Fiodh–naomheadh). Группы, посвятившие себя определенному божеству или культуре могут обозначать себя, как Орден Бригид или Воинство Фианны.
Другие группы могут быть свободными, не иерархичными коллективами, которые могут обозначить себя, как «посторонние» или вообще не нуждаться в постоянном публичном имени. Некоторые большие группы могут решить называть себя кланами (clann– «большая семья») или туатами (túath– «племя или нация, равно как и земля, на которой обитает племя»). Так или иначе, многие из традиционных КР находят это неуместным; любая современная политеистическая группа обычно использует эти термины, радикально искажая их. Исторически, и в живых культурах, эти термины подразумевают очень большую группу: например тех, кого связывают общие, дальние предки (например организации Шотландских Кланов) или большое, привязанное к определенной стране сообщество из тысяч людей. Даже «семейство» в древней ирландской терминологии было весьма обширным – подразумевалось около тридцати человек, живущих вместе. Trícacét включало примерно три тысячи человек, а туат состоял из нескольких объединившихся trícacéta.Таким образом, термин «туат» может быть применим только к группам численностью более шести тысяч человек. В современном значении термин «клан» более аккуратно описывает большую семью, такую как кровную семью и родственников, включая дальних (как это происходит в Шотландских Кланах). Термин «туат» скорее применим к городу или поселку.
В настоящее время не существует больших, организованных групп КР такого размера и хотя многие из нас приглашают своих родственников на празднования, ритуалы и культурные события, однако не существует современных Кельтских политеистических групп, которые сравнимы с историческим понятие клана или туата. На имена групп и названия должностей их руководителей также будут влиять культуры и языки, вдохновляющие их. Названия групп, основанных на валлийской или галльской традициях будут отличаться от тех, которые основываются на гэльской традиции Ирландии или Шотландии. Хотя и существует уважение как к историческому, так и к современному контексту в названиях наших объединений, однако в отношении этого не существует жестких и четких правил.
И да, и нет. В семейном богослужении мы не нуждаемся во внешнем или посредническом духовенстве – каждый КР действует в соответствии со своей духовностью, принося приношения у своих алтарей или святилищ на природе и воссоединяясь с предками, духами природы и Богами так, как умеет. Иногда глава семейства или член семейства, имеющий наибольшие склонности к подобной работе, проводит некоторые ритуалы для своих друзей и семьи.
В случае, когда многие из членов группы являются опытными и хорошо обученными, эти группы могут работать коллективно, разделяя лидерство между всеми членами группы, которые способны взять на себя эту роль. Внутри большего сообщества есть те, кто пишет и проводит ритуалы для большого количество участников во время фестивалей или священных дней. Некоторым из нас лучше дается искусство предсказания или целительства, в то время как другие предрасположены к проведению свадеб и благословлению детей. Другим нравится преподавать основы КР другим людям, а кто-то специализируется на философии и теологии КР.
Те, кто серьезно занимается исследованиями и философией, на публичных ритуалах, при актах целительства или предсказания для сообщества, могут признаваться духовенством, в то время как те, кто предпочитают действовать внутри своего семейства, подпадают под более мирскую категорию. С этой точки зрения в КР нету жесткого и четкого разделения и многие из нас с той или иной точки зрения действуют как духовенство.
КР автономно и у нас нет никакого официального правительства. Так или иначе, те, кто работал вместе на протяжении последних 15-20 лет ради развития традиции и сообщества КР, старались не терять связи друг с другом и следить за развитием традиции. Наши группы и отдельные участники много общаются, это относится как к старым, так и к новым участникам, сохраняя кельтские ценности уважения и гостеприимства.
Мы делимся знаниями онлайн и при личных встречах, работаем вместе через UPG, чтобы вывести контуры, создающие цельную картину. Хотя никто не говорит о КР, как о цельном сообществе, мы весьма серьезно относимся к мнениям других КР, когда обсуждаем традиции публично. Также организации КР могут иметь свои органы управления, относящиеся к участникам этих организаций.
Мы смотрим на то, что человек делает для сообщества, что он производит и какие результаты приносит его работа для сообщества. Ведут ли они себя достойно? Являются ли они честными, достойными людьми? Что их ученики и/или их учителя говорят о них? Что говорят о них другие, те, кто встречался с ними лично или долгое время общался онлайн? Чему именно они учат и насколько близко это учение следует историческому кельтскому прецеденту? Дают ли они ценные мысли для обсуждения, подают ли пример следовать их восхитительному образу действий и пишут ли эрудированные, достойные уважения и вдохновляющие работы? Помогают ли они продуктивно взращивать чувство сообщества и духовного развития личности внутри него? Подходит ли их вдохновение множеству людей во всем спектре КР?
В традиционных сообществах никто не мог (или не может) прикрываться анонимностью, которую дает интернет или случайный фестиваль-собрание незнакомцев. Вам бы хотелось знать, кем были чьи-то родители и более старые родственники. Вам бы хотелось знать, каких ценностей и обычаев придерживается его семья. Они не могут избежать своей репутации. В нашем современном мире мы должны искать способы устранить это отсутствие близкого знакомства.
В КР мы не можем судить людей по титулам, которые они себе же и присудили. Скорее, мы узнаем о людях, смотря на то, что они делают. Мы должны быть терпеливыми и увидеть, как некто ведет себя в сообществе на протяжении долгого времени. Частично, чтобы быть старейшиной, необходимо достичь определенного физического возраста, равно как мудрости и опыта, пришедших со многими годами участия в традиции. Звания непросто заслужить, также их нельзя купить или просто присвоить. Их заслуживают. Они проистекают из всеобщего признания, а не из возвеличивания себя или эго. Люди, которых мы признаем старейшинами это те, кто сделал позитивный вклад в нашу практику, а также сделал исследование КР большей частью своего учения и труда.
Существует достаточное количество организаций КР, но ни одна из них не говорит от лица всего КР движения. Существует также достаточно сайтов, где можно найти статьи и ресурсы КР. Некоторые из этих сайтов представляют организации и онлайн-сообщества, но большая часть поддерживается отдельными людьми или группами, по численности сравнимыми с семействами. Так, в августе 2007 г., единственной книгой, посвященной основам КР, была печатная версия этого FAQa, также доступная онлайн на paganachd.com. Единственной книгой, насчет которой сошлись мнения большинства КР в отношении описания практик, была «Каменный Круг» Э. Лори. Эта ситуация изменится в течение ближайших лет, когда будет написано достаточное количество книг по КР.
В данный момент мы используем все те же материалы, что и раньше: старые легенды и манускрипты, книги народных практик и коллективная мудрость сообщества. Онлайн-сообщества и дискуссионные группы различаются по своему качеству и уровню открытости, в зависимости от членов сообществ. Присоединяясь к этим сообществам, будьте готовы предоставить источники, подтверждающие ваши комментарии и помните, что вопрос, обращенный к вам, не ставит своей целью испытать силу вашей личности, но является лишь запросом информации. Ниже приведен список некоторых сообществ и дискуссионных групп КР:
Кельтское Реконструкционное сообщество в ЖЖ: http://community.livejournal.com/cr_r/
Сообщество Pàganachd / Págánacht в ЖЖ: http://community.livejournal.com/paganacht/
КР в Чикаго: http://community.livejournal.com/chicagocelts/
КР в центральных регионах США: http://community.livejournal.com/cr_prairie/
Северо-Восток США и Канады: http://community.livejournal.com/ne_cr/
Регион Puget Soun: http://community.livejournal.com/puget_sound_crs/
Юго-Восток США: http://community.livejournal.com/southeastern_cr/
Юго-Запад США: http://community.livejournal.com/southwestern_cr/
Список электронных адресов Imbas: http://groups.yahoo.com/group/imbas-public/
Доска Мультикультурного Политеистического Очага: http://www.cyberpict.net/mph/
Список электронных адресов Nemeton: http://technovate.org/web/nemeton/
Другие ресурсы:
CAORANN: http://www.bandia.net/caorann — Кельты против притеснения, расизма и неонацизма.
Сайт Imbas: http://www.imbas.org/imbas/index.html — Архив статей.
Pàganachd / Págánacht: http://www.paganachd.com — “Врата в Кельтскую Реконструкцию.”
Статьи, ресурсы, доски объявлений и основной хостинг для «материнской версии» этого FAQa.
Сайты спонсоров:
Bandia.net — http://www.bandia.net
Dùn Sgàthan — http://www.cyberpict.net
The Preserving Shrine — http://www.seanet.com/~inisglas
Официальная кухня КР – индийская. И никто не знает почему. Если серьезно, то хотя не существует пан-кельтско-реконструкторских табу в отношении пищи, но некоторые люди выбирают пищу так, чтобы углубить свою духовную связь с КР. Существует серьезная традиция празднования, отмечания праздников и гостеприимства, а также традиция, говорящая о том, что гостю следует подать еду, напитки и дать возможность помыться перед отъездом. Многие КР помещают это в современный контекст и предлагают подобное гостеприимство своим гостям.
Определенную пищу можно есть или, наоборот, избегать, чтобы добиться определенного духовного эффекта. Некоторые КР предпочитают есть мясо лосося или орехи, как символ привнесения мудрости, говядину, как символ изобилия и щедрости, или свинину, как символ праздника и, возможно, связи с Иномирьем. Многие будут употреблять пищу, выращенную самостоятельно и разумно употреблять ее, связывая себя с местными духами.
Некоторые кельтские божества четко связаны с определенной едой, так например Бригид ассоциируется с молоком и молочными продуктами. Эта ассоциация может быть введена в ритуал, когда участники могут разделить чашу с молоком или принести молоко богам. Согласно ирландским материалам, Маннанан Мак Лир и Гоибниу участвовали в устроении Пира Эпохи, который давал бессмертие Туате де Данаан. Обряд был связан с жертвоприношением борова, который воскресал на следующий день, а также с элем, который готовил Гоибниу. Некоторые КР проводят праздники в память об этом, готовя свинину и эль/мёд.
В дополнение к сказанному, у некоторых могут быть личные табу – гейсы – нарушение которых может быть серьезной ошибкой, часто ведущей к падению личности. Многие из них относятся к пище. Древний ирландский герой Фергус никогда не должен был отказываться от пира в свою честь, а Кухулинну запрещалось есть мясо собаки и в то же время он не мог отказаться от еды, предложенной женщиной. Некоторые КР считают, что на них наложены подобные гейсы и избегают пищи, которая для них является запрещенной.
Продвинутые вопросы
Когда мы ссылаемся на «кельтскую мудрость» мы имеем в виду древние манускрипты, фольклор, собранный в кельтских землях и множество традиционных историй, поэм и песен. Существует различия в степени точности и аутентичности доступного материала. Если на секунду стать техником, можно сказать, что материал характеризуется одним из следующих пунктов: первичный, вторичный или третичный.
Первичные материалы являются оригинальными документами на оригинальном языке, обычно они находятся в музеях, специализированных библиотеках и частных коллекциях. Эти документы часто называют манускриптами (в английском языке название часто сокращается до MSS). Также первичным материалом считается фольклор, который был записан непосредственно из живых источников, в то время, когда эти практики еще являлись частью живой традиции и не были профильтрованы через интерпретацию записывающего. Человеческие заблуждения и предвзятость всегда являются факторами, которые нужно иметь в виду, даже в случае с первичными источниками. Важный момент при работе с любым источником – нужно понять контекст, в котором была записана информация и принять во внимание все возможные предвзятости со стороны записывающего, был ли он христианским монахом или чьей-то прапрабабкой. Один из методов работы, при помощи которого мы достигаем определенной точности, это сравнение различных записей знаний и практик, и благодаря этому сравнению обычно появляется более полная, более точная картина.
Вторичные материалы – это переведенные первичные материалы, а также записи людей, изучавших эти документы, проводивших исследования и делавших свои выводы. Чтобы провести подобную работу нужно обладать определенными навыками в подобной методологии. Любители с определенными навыками могут проводить подобную работу, но из-за отсутствия экспертной оценки их выводы могут быть неверными. КР обычно считают третичные исследования не заслуживающими доверия.
Третичные исследования совсем не похожи на первичные источники. Они обычно похожи на вторичные источники различного качества и делают выводы на основании этого материала. Чем дальше вы от документов-первоисточников, тем менее вы можете быть уверены в выводах. Существуют также различные компиляции манускриптов, в которых исследователь сравнивает различные манускрипты, повествующие об одном и том же, подробно изучает все свидетельства и выбирает то, что является наиболее достоверной версией, приближенной к оригиналу. Из-за редакторской природы процесса существует некоторая неуверенность и возможная предвзятость.
Между манускриптами, изданными различными исследователями, всегда будет определенная разница. Этот процесс обычно под силу образованным и эрудированным исследователям после многих лет исследований, с хорошим уровнем дополнительных знаний, в которых нуждается хорошая компиляция. Многие КР будут изучать различные издания древних манускриптов, стараясь достигнуть более глубокого и полного понимание источников.
Не обязательно свободно говорить на кельтском языке, чтобы быть КР. Мы поощряем стремление людей узнать хотя бы определенные слова кельтского языка, которые являются, так сказать, техническим словарем КР и, насколько возможно, погрузиться в язык культуры, на которой они сосредоточены. Валлийцы говорили, что «нет страны без языка» и мы готовы согласиться с этой философией. Пока мы не поймем, как функционирует другой язык, мы не сможем понять мировоззрение людей, говорящих на нем, и кельтские языки представляют несколько иное мировоззрение, чем английский, немецкий или русский.
Для некоторых из нас изучение и практика языка это более личный и глубокий проект. Может быть важным произнести в молитве хотя бы несколько слов на кельтском языке, особенно если одно из ваших Божеств просит это у вас. Некоторые из нас даже начинали свое исследование языка после снов или видений, в которых, как мы верим, Божество просило нас говорить с ним или само говорило на своем родном языке, и перед нами стояла задача понять то, о чем оно говорило. Многие из нас учили песни и поэзию на кельтских языках, чтобы сохранить культуру с которой они работают, или потому что это просто интересно и захватывающе. По тем же причинам мы можем учиться ирландским танцам или игре на шотландской волынке.
Также важно отметить, что даже если Божества отлично понимают английский язык, он остается языком тех, кто уничтожил многих представителей кельтских народов. Не всегда обращение к божеству на языке, связанным с культурным геноцидом, является хорошей идеей.
Также нужно осознать, что некоторые концепции не могут быть легко или полностью переведены с кельтских языков на ваш язык, и для более полного понимания нужно научиться думать на этом языке. Если вы только делаете первые шаги в КР, никто не заставит вас выучить всю ритуальную литургию на незнакомом языке. Хотя для многих из нас свободное владение языком является целью, но, опять же, многие из нас недостаточно свободно говорят на нем, даже если они изучали его на протяжении долгих лет.
Люди приходят в КР по многим причинам. Некоторые чувствуют стремление к мистической стороне, другие чувствуют, что были призваны для публичного служения Божеству и сообществу. Некоторые люди желают следовать Божествам воинов, другие заинтересованы в Божествах искусств и ремесел. Те, кто посвящает себя Божествам созидания могут изучать кузнечное дело, ювелирное искусство, ткачество или резьбу по дереву. Здесь есть место для любой личности, даже для тех, кто интересуется более чем одним путём. Согласно историческим сведениям, некоторые люди были и воинами, и поэтами, или друидами и ремесленниками. Иногда мастерство одного пути включает в себя исследование другого, такие требования предъявлялись, например, для воинов фианны – быть способным запомнить, составить и представить поэму. Воинские искусства подразумевают физическую дисциплину, подобно азиатским боевым искусствам и для того, чтобы стать мастером, может потребоваться целая жизнь, так же как и для овладения мастерством друида.
Что у нас всех общего, так это то, что мы посвящаем себя кельтским культурам и Божествам, с любовью к кельтской музыке, искусству и языкам. Любая гармоничная живая культура включает в себя множество самых разных людей и их различные таланты и способности, и именно это разнообразие одобряют КР. Люди могут изучать воинское искусство для самозащиты, для самодисциплины или чтобы понять себя более глубоко. Некоторые из познавших путь воина включают его в свою жизнь через работу в правоохранительных органах, пожарных бригадах и службе спасения, службе скорой помощи, поисковых и спасательных отрядах или на военной службе. Те, кто призван на поэтический путь могут быть более заинтересованы в экстатических состояниях и пересечении таинственного тумана между мирами для того, чтобы вернуть сообществу знание. Люди, следующие путем друида, создают ритуал и исследуют историю и легенды, чтобы поделиться ими с другими, обеспечивая целостность сообщества КР. Те, кто сосредоточен на своем доме и очаге участвуют в работе через сохранение собственных алтарей и почитание предков и духов земли, на которой они живут, а также проводя празднования священных дней в своих домах. И хотя специализация и сосредоточение очень важны, особенно в то время как мы пытаемся облечь в плоть эти традиции, многие могут понять, что они пытаются создать уникальный путь, который объединяет аспекты многих вышеперечисленных путей.
Насколько нам известно, никогда не существовало единого, унитарного кельтского боевого искусства (не в последнюю очередь потому, что не существовало единой, унитарной кельтской культуры), однако было много техник, используемых при тренировках воинов. В кельтских странах до сих пор существует множество различных единоборств, они скорее всего произошли от боевых техник, развившихся в ранних кельтских обществах.
Это некоторые формы борьбы «захвата-удержания», например ирландская борьба «Шея и Локоть», шотландский бэкхолд, бретонский гурен и корнуоллская борьба. Стиль борьбы «Catch as Catch Can», который включен в семейство «профессиональной борьбы», равно как и кэтч-борьба, происходит от борьбы Северного Уэльса и Ланкашира. Даже менее распространенная борьба Шин (также известная, как «урчание») происходит от борьбы, известной, как «Out Play». Существует множество стилей борьбы «захват-удержание» по всему миру, а следовательно появление подобного стиля борьбы не всегда обозначает то, что у нее кельтские корни. Историю следует изучать внимательно. Бокс во многом (хотя и не на 100%) обязан своим происхождением кулачному бою кельтских стран, особенно Ирландии. Многие из первых профессиональных боксеров были ирландцами, как из Европы, так и (позже) из Америки.
В дополнение к этому, есть несколько боевых искусств, связанных с владением оружием, которые дошли до наших дней, по крайней мере в учебниках. Методы фехтования с палашом или «шиллелах» (бата,шестом), равно как и с другими видами оружия, дошли до нас напрямую и детально описаны в книгах.
«Прыжок Лосося» – это один из «cleasa» (приемов или уловок), которыми Кухуллин овладел на острове Скай, куда он направился для того, чтобы обучаться у Скатах (известной, как учитель боевых искусств, державшей на Скай нечто вроде школы). Это также один из наиболее часто упоминаемых приемов ирландских героев, хотя были и другие cleasa. Классические комментаторы, описывая битвы с галлами, отмечали, что кельты прыгали над щитами своих противников. «Прыжок Лосося», таким образом, был техникой обучения высоким прыжкам, которые практиковались до тех пор, пока воин не достигал максимальной высоты прыжка.
«Подвиг Меча» (Faobhar Chleas) немного описан в истории «Недуг Уладов». Он представляет из себя боевую технику танца, включающую вращения меча и прочие впечатляющие элементы. Он похож на многие другие приемы, известные Кухуллину, которые по свое природе были подобными (например, «подвиг тела», который мог представлять из себя танец без оружия). Кельтские воины не останавливались на изучении того, как просто поразить кого-либо своим оружием. Они также включали в практику многоплановые тренировки и методы, которые по своей природе были скорее магическими. Более детальная статья по этой теме доступна по ссылке – http://www.paganachd.com/articles/celticmartialarts.html
Существование женщин-воинов в кельтской культуре очень спорно. Хотя многие из КР и исследователей считают, что тому есть свидетельства, но мы должны отметить, что эти свидетельства на сегодняшний день весьма зависимы от обстоятельств и спорны. Однако до тех пор, пока не будет обнаружено захоронение женщины с оружием, это лучший источник с которым мы можем работать.
Были ли профессиональные женщины-воины среди кельтов или нет, в любом случае для женщин-воинов есть место в КР, потому что мы не пытаемся заново воссоздать прошлое. Поскольку древние кельты были воинственной культурой, наши современные идеи о том, кто является воином, а кто нет, могут быть не применимы к тому, как понимали это наши кельтские предки. Женщины могли участвовать в битвах, особенно во времена особенно тяжелых кризисов. Это хорошо видно в поздние исторические периоды. Например, хотя среди шотландских женщин конца 18 века считалось недостойным служить в армии, но во время «зачистки Шотландского высокогорья» многие женщины принимали участие в боях.
Также женщины участвовали в ирландских групповых боях, которые могли быть чем угодно – от легкой стычки до кровавой битвы. Хотя до сих пор не ясно, были ли в кельтской истории профессиональные женщины-воины, однако ясно, что кельтские женщины были готовы к битве – защищали ли они себя, свой народ или свою территорию. Существуют примеры того, как женщины раннего кельтского общества сражались и вели за собой армию, как на то указывают римляне. Самой известной из них была Боудикка, королева племени иценов, которое подняло восстание против Рима, объединив множество племен. Это произошло после смерти ее мужа, изнасилования ее дочерей и избиения ее самой в I в. н.э. Это было записано римскими историками Дионом Кассием и Тацитом. Часто отмечается, что нет никаких доказательств того, что она обучалась владению оружием или что среди ее воинов были женщины, однако следует отметить, что если народ воинов не воспринимал женщину, как достойного воина, то мужчины просто не последовали бы за ней на битву.
Аммиан и Диодор Сицилийский описывали галльских женщин такими же большими, как и их мужчины и указывали на то, что они сражались лучше своих мужей. Тацит, так же как и Цезарь, описывает женщин, подбадривающих воинов во время битвы, во время которой они сами бывали убиты или ранены. С другой стороны, Плутарх упоминал галльских женщин, стоящих в тылу своих войск для того, чтобы убить мужчин, если те обратятся в бегство.
Основываясь на новых свидетельствах, некоторые из нас считают, что сегодня мы можем изменить наше мнение относительно римского описания женщин на поле боя. Возможно, женщины просто играли роль «болельщиц» и уверенно с этой ролью справлялись – несмотря на их присутствие на поле боя, они не участвовали в битве. А возможно, что римляне просто не заметили женщин, которые могли сражаться с ними. В 2004 г. на раскопках римского форта в Камбрии были найдены останки нескольких женщин, сожженных вместе с конями и оружием, это указывает на то, что в рядах римлян были женщины-наемницы (Сарматы?).
Мифология содержит значительное количество упоминаний Богинь битвы и убийств. В некоторых из этих историй Богини, или те, кто могли быть жрицами этих Богинь, присутствуют на поле битвы, подбадривая воинов, или принимают форму животных и присоединяются к битве. Менее распространены актуальные описания Богинь и женщин, которые берут в руки оружие и правят завоеванными землями, однако такие описания встречаются, даже если некоторые и являются спорными. Например, в Битве при Маг Туиред Морриган провозглашает, что она будет убивать в этой битве, многие считают, что она будет делать это при помощи магии, хотя она не уточняет способ убийства – оружием или магией. Более интересна история Рыжей Махи, которая правила по праву завоевания, победив в битве группу претендентов на трон (все они были мужчинами). Медб и Карман вели армии в битву, так же как это делала историческая Боудикка. Воительница Скатах тренировала Кухулинна и была вызвана на бой своей соседкой, воительницей Ифе, которую победила обманом. Финн Мак Кумал также был воспитан женщиной или женщинами, которые научили его сражаться. Среди Посторонних и Фениев мы видим много описаний женщин-воинов, включая Нессу, которая некоторое время возглавляла фениев, и Кредне, которая была изнасилована своим отцом и родила трех сыновей, после чего стала мстить до тех пор, пока не добилась права наследства для своих сыновей.
Как часто бывает, даже если женщины-воительницы не приветствуются в мейнстриме культуры, однако женщины, преданные этому пути, находят себе роль вне ее. Это отношение в некоторой степени дошло до сегодняшнего дня, женщины, являющиеся потомками столь яростных предков должны искренне желать сражения и быть готовы к битве, когда они будут призваны. Некоторые женщины КР трудятся в областях, которые могут быть признаны современным выражением пути воина.
НЛГ = Необоснованный Личный Гнозис. Это ярлык, используемый для описания информации, полученной через медитацию, вспышки интуиции, видения и прочие духовные опыты. Часто эта информация не может быть подтверждена первичными или академическими источниками, но для того, кто получил её, она кажется полезной. Для КР кажется весьма важным обозначать НЛГ, который не может быть подтвержден знанием или исследованием, поскольку это позволяет избежать недопонимания относительно источников, а также обеспечивает интеллектуальную честность. НЛГ и его вариации используются для того, чтобы обозначить верования, пришедшие к нам через мистические источники, но не идеи и интеллектуальные выводы, полученные из академических исследований. Как вариант расшифровки НЛГ – Непроверенный или Незадокументированный Личный Гнозис.
Хотя до конца не ясно, кто первым ввел термин НЛГ, но считается, что термин и его вариации существовали в сообществе Асатру в 90-х. Эти термины были благодарно адаптированы многими Реконструкционными традициями, после чего уточнены и применены в наших сообществах.
Связанные термины: РЛГ – Разделенный Личный Гнозис, обозначает мистическое видение и верование, разделенное несколькими людьми; предпочтительно, если люди наблюдали его независимо друг от друга. Например, коллективное видение членов небольшого семейства может быть более объективным, чем видение отдельной личности, но, из-за возможности групповой галлюцинации, является спорным, действительно ли это был РЛГ. Видение, которое посетило географически отдаленных друг от друга людей, которые никогда ранее не встречались – вот, что скорее следует признать РЛГ.
ПГ – Подтвержденный Гнозис, означает основательное подтверждение НЛГ или РЛГ, позже найденное в источниках. Его также иногда обозначают, как ПЛГ – Подтвержденный Личный Гнозис. Его примеры весьма разнообразны и служат для того, чтобы поддержать личную и общую веру в Божеств, духов или предков, от которых была получена информация. Примеры ПГ также очень важны, потому что они помогают нам учиться отличать истинный иммас от воображения (Иммас – Imbas– это древнее ирландское слово, обозначающее «воображение»).
НЛГ никогда не заканчивается на самом себе; скорее это начало путешествия, начало процесса проверки информации, как через духовную практику, так и академическое исследование. НЛГ полезен только тогда, когда сообщество в равной степени ценит сдержанность и проверку фактов, и знает, что даже самые опытные мистики временами могут заблуждаться или делать ошибки. В определенный момент мы должны просто забыть про какое-нибудь крутое видение или сон, потому что он не совпадает с имеющимся знанием или уводит нас в направлении, противоположном нашим ценностям. Аналогично, хотя у нас есть люди, которые доказали свои умения в общении с Богами и духами, и приносящие информацию из Иномирья, у нас нет желания предпринимать опасные шаги, делая кого-либо неоспоримым гуру или голосом Священного.
Когда вам кажется, что чей-то НЛГ или РЛГ достоин включения в вашу духовную практику, эти «Законы НЛГ» могут оказаться полезными: Ни один НЛГ не должен противоречить известным фактам о культуре и любая практика, основанная на НЛГ, может быть признана лишь современным изобретением. Если верование или практика, основанные на НЛГ, не противоречат известным фактам, но не могут быть подтверждены в той же области знания, они остаются современным изобретением. Если отдельный случай НЛГ подходит под правило №2, а также заполняет пробел в известной традиции, наверное лучше двинуться дальше, через эксперимент и исследование, чтобы понять, может ли НЛГ стать РЛГ или ПГ. Если отдельный случай НЛГ, подходящий под правило №2 получен людьми, не контактировавшими друг с другом, он остается современным, но Разделенным (РЛГ). Это значит, что группа может добиться интересных результатов. Если отдельный случай НЛГ становится РЛГ, который затем включается в практики других групп, за пределами группы, изначально получившей его, то он становится современной традицией. НЛГ не может стать частью древнего знания до тех пор, пока он не будет принят в работу, и не будет использоваться как минимум на протяжении 1000 лет.[/spoiler] [spoiler title=’Насколько НЛГ приемлем для КР? Как вы это определяете?’ style=’default’ collapse_link=’true’]
Кельтская Реконструкция, как и все традиции с мистической, экстатической стороной, должна иметь в запасе методы проверки и баланса для того, чтобы оставаться здоровой. Те, кто работают с трансовыми состояниями, путешествиями и использует другие формы взаимодействия с Богами и духами, нуждаются в серьезной системе поддержки, к которой они могут обратиться за ответной реакцией, и в основательной беседе о подобном опыте, чтобы проверить его на соответствие кельтской мудрости и культурному знанию. Хотя КР, живущие по всему миру, иногда испытывают непредсказуемые вещи, например, видят местных духов, появляющихся в кельтском образе, или духов, которые объявляют себя кельтскими Богами и появляются в необычных формах с необычными посланиями, но любой стоящий мистик знает, что все они должны быть испытаны мудростью и восприятием других мистиков прежде чем они будут признаны чем-то большим, чем просто воображением.
Нередко наш разум просто создает проекции наших впечатлений. Если вы оказались рядом с сущностью, которая предлагает вам всю мудрость вселенной, то весьма велики шансы того, что вы встретились со своим собственным сознанием, а не с духом и не с Божеством. Очень важно консультироваться с другими мистиками, визионерами, провидцами и хранителями знания относительно информации, которую вы получили в вашей трансовой и экстатической работе. Вот почему так важно читать традиционные тексты — это позволяет нам сравнивать полученную информацию с известной культурной матрицей, чтобы понять, верна ли она. Это также напоминает нам о том, что несмотря на то, что Предки наши мертвы, но это не значит, что они умнее, чем были при жизни. Всегда проверяйте с помощью здравого смысла и известных фактов ответы и информацию, которую вы получили из духовной работы.
Хорошо известно, что некоторые из Божеств являются трикстерами и, хотя мы можем уважать их, но мы не всегда можем полностью им доверять. Очень важно изучать все, что вы узнаете, прежде чем использовать это в ритуале или привносить в сообщество, как нечто иное, чем ваш НЛГ. Также помните, что истинные планы духов и Божеств не всегда совпадают с вашими планами. Если они просят у вас что-то, чего вы по разумным причинам не можете им дать, скажите им об этом и объясните, почему именно вы не можете. Будьте крайне осторожны, если вы получаете любые сообщения, призывающие причинить вред себе или другим. Не все существа Иномирья имеют в отношении вас добрые намерения. Когда вы аккуратно приближаетесь к НЛГ, с прочной сетью поддержки и хорошим знанием традиции и мудрости, то НЛГ может быть очень полезной частью практики КР.
Некоторые НЛГ порой принимаются сообществом КР как, в целом, верная и ценная групповая практика, равно как и индивидуальная практика получения инсайта. Помните, что всем нам порой приходится отбрасывать понравившиеся идеи, потому что они противоречат свидетельствам традиции и мудрости, или потому что не выдерживают проверку фактами. В этом случае, подобные инсайты могут быть полезны для персональной практики, но не пригодятся для КР в целом.
Поскольку основная задача КР – реконструкция того, чем кельтские языческие религии могли стать в современном мире, мы должны (с большим уважением к древним и нынешним традициям) адаптировать древние духовные практики, чтобы включить их в законные и этические структуры современного общества. Другими словами, для нас важнее не нарушать социальные законы страны, в которой мы живем, чем практиковать то, что сегодня является незаконным, этически неприемлемым или просто невозможным в современном контексте. Принести домой отрубленные головы нескольких врагов – не самая лучшая идея для современной практики КР.
Социальная структура племенного общества железного века – это бесполезная структура, которую мы оставляем в стороне. У КР нет Великих Королей, равно как и Вождей Племени. Нас не так много, чтобы обозначать себя нацией КР или туатом (туат включал в себя тысячи людей – это население небольшого города), эти политические звания неприемлемы для духовно-социального сообщества, живущего по законам независимых наций, к которым мы принадлежим. Также это является оскорбительным для живых кельтских культур – мы радикально переопределяем значения этих терминов и титулов, и, поскольку мы вовлечены в эти кельтские культуры, у нас нет права на подобные оскорбительные действия.
Хотя мы можем стремиться к воплощению идей трайбализма, сообщества и коллективизма, мы не считаем, что мы должны объявлять некий регион своей страны «личной территорией» и стремиться (или претендовать) править на ней любым способом. Вместо этого мы желаем взаимодействовать с духами земли, предками и Богами в уважительной манере и сосуществовать в мире и сотрудничестве с нашими соседями-людьми, вне зависимости от их происхождения или религии. Мы побуждаем людей размышлять над тем, что в ранней кельтской религии является полезным и правильным. Все мы стремимся взращивать личное и общее чувство кельтских добродетелей, таких как Истина, Честь, Справедливость, Верность, Смелость, Общность, Гостеприимство, Сила и Вежливость, и применять эти качества в современной жизни подходящим для нас способом. Для кого-то этот путь ведет к служению сообществу, используя свои профессиональные или личные качества. Другие видят в этом призыв к политической активности, ведущей к миру и справедливости. Некоторые из нас просто находят в этом способ прожить свою жизнь настолько хорошо, насколько на это способны отдельные личности.
Заимствуем? Нет. Воруем? Я определенно надеюсь, что нет. Используем широкое и глубокое исследование близких культур для того, чтобы помочь сформировать рабочие гипотезы того, как кельтские предки делали нечто? Да, иногда. Когда мы говорим об изучении прочих родственных культур ради понимания некоторых кельтских религиозных практик, о которых мы имеем лишь скудную информацию, мы не пытаемся защищать копирование ритуалов, практик или верований из других традиций. Часто мы всего лишь хотим выйти за рамки темы и ознакомиться с Галльской или Валлийской мудростью для того, чтобы получить наводку на отсутствующие части Гэльской культуры. Другие могут пытаться найти общие элементы, свойственные для множества индоевропейских культур, чтобы обозначить нечто утраченное. Особенно стоит искать эти элементы у скандинавов, которые исторически наиболее интенсивно взаимодействовали с кельтами, как на островах, так и на континенте. Так или иначе, существует достаточно КР, которые сохраняют традицию простой, довольствуясь практиками, которые уже разработаны и не стремясь дорабатывать их.
КР развивалась для того, чтобы предложить альтернативу тем «Кельтским религиям», которые просто накладывали кельтскую маску на традиции, чуждые кельтским культурам (это викка, неоязычество в целом и «шаманизм») и которые грабили кельтские культуры ради нескольких экзотических элементов, чтобы придать пикантности противоположной, эклектичной практике. Таким образом, ключевой элемент КР – это преднамеренное избегание смешивания нашей практики с другими культурными практиками. Если мы должны «заполнить пробелы», мы скорее воспользуемся идеями из других кельтских культур или, по крайней мере, индоевропейских культур, чтобы попытаться развить нечто кельтское, для заполнения этого пробела. Очень важно понять, что вместо того, чтобы затаскивать иноземные практики в кельтскую систему взглядов, мы используем их как «подсказки» — «ладно, это делалось в древней скандинавской церемонии, и это очень похоже на церемонию, найденную в древних ведических текстах, а вот здесь есть ссылка на этот ирландский текст… о, подожди, возможно что-то подобное делали кельты!»
Занимаясь реконструкцией жизненно важно основательно углубиться в определенную кельтскую культуру, практики которой мы реконструируем. Без этого людям слишком просто привнести в реконструкцию вещи, которые не только не гармоничны с кельтской культурой, но и заменяют собой элементы, которые совершенно не нужно заменять и которые уже замечательно работают. Это еще одна область, в которой КР требует терпения и годов исследований. К счастью, наше движение развивается и годы исследований уже накопили некоторую базу, так что новым людям не приходится вновь изобретать колесо, как это было раньше. Когда в родственных культурах не могут быть найдены обоснованные подсказки, некоторые считают необходимым обратить взгляд на другие племенные или анимистические культуры, например Афро-Диаспорические традиции, чтобы сделать нашу традицию более полной. В любом случае, это область определенных противоречий в КР.
Отдельные личности и субтрадиции КР иногда имеют крайне разнящиеся мнения относительно того, насколько это допустимо. Но даже среди тех, кто использует различные источники, есть негласное соглашение, что это всего лишь подсказки, чтобы сделать что-то кельтским способом. Это поиск легко приспосабливаемых «технологий», а не замещение верований. Одним из примеров этого может быть «студент по обмену», которым может стать некто, пытающийся научиться безопасно работать с экстатическими техниками. Этот процесс начали несколько КР, не знавших друг друга, поскольку подобные техники уже когда-то использовались в кельтских церемониях. Казалось, что наши Боги просили, чтобы хотя бы некоторые из нас выполняли эту трансовую функцию, и это потребовало поиска опытных старейшин живых традиций, чтобы спросить у них совета, насколько безопасными могут быть эти эксперименты. Вместо того чтобы отказать нашим Богам, мы хотели найти способ безопасно укрепить нашу связь и общение с ними — не только для себя, но ради служения большему сообществу. Но среди тех, кто глубоко впечатлен межкультурными исследованиями и кто говорит с Богами терминами иных культур, существуют общие принципы, вместе с которыми в КР не должны попасть не-кельтские практики.
Мы хотим живую и глубокую кельтскую традицию, а не эклектичную.
Что касается этого вопроса, критическим моментом здесь является понимание разницы между древним и современным синкретизмом, наряду с разницей между синкретизмом и эклектизмом. Древний синкретизм, который отражает существующие издавна части живых кельтских культур и их исторические взаимодействия с другими культурами, может быть приемлемым в практике КР. Так или иначе, синкретизм, который является нововведением иностранных идей, не рассматривается, как часть КР.
В то время как новый синкретизм не включается в практику КР, некоторые из кельтских реконструкторов считают, что вполне допустим исторический синкретизм, который родился из связи древних политеистических культур, взаимодействовавших на протяжении долгого времени и ставший законной частью живых традиций. Распространенный пример – это присутствие некоторых скандинавских обычаев и божеств в контексте шотландских традиций, а также много других примеров того, как эти культуры смешивались и влияли друг на друга. Этот древний политеистический синкретизм, выросший из долгого культурного взаимодействия отличается от синкретизма, связанного с угнетением, который был установлен с целью кооптирования и, в итоге, затмения местных религий.
Эклектизм включает в себя комбинации различных верований и практик из различных не связанных друг с другом культур. Единственный «авторитет», признаваемый эклектиками, это их собственное «ощущение правильности». Синкретизм это нечто другое. Синкретизм подразумевает наличие основной культуры, в которую он уходит корнями, но которая также включает в себя некоторые элементы из внешней культуры, которая выглядит гармоничной относительно культуры синкретиста. Эклектизм совершенно не является частью КР.
Новые виды синкретизма не допустимы в КР. Единственные виды синкретизма, которые принимают многие из старейшин КР, это те, которые стали живой частью кельтских культур вследствие длительного взаимодействия. Здесь мы имеем в виду взаимодействие со скандинавскими культурами, некоторые аспекты кельтского христианства и наложение похожих кельтских культур, например гэльской и галльской. Существуют некоторые КР, которые ведут межкультурные исследования, или которые имеют запас из взглядов различных культур на религию. Так или иначе, КР согласны, что подобные исследования должны помогать формировать лучшее понимание кельтских культур, а не путать и не разбавлять кельтский культурный фокус КР.
Да, но с оговорками. Поклонение некельтским Божествам находится вне круга КР и ни в коем случае не может считаться практикой КР. И хотя люди, являющиеся частью КР-сообщества, имеют право заниматься некельтскими практиками (это их личное дело), но нужно всегда четко помнить, что это – некельтские практики. Культуры и обряды некельтских Божеств должны уважаться, но в то же время мы ожидаем, что будут уважаться кельтские культуры и божества; эти ритуалы должны быть отделены от вашей практики КР.
Если вы почитаете Божеств других культур, у вас должен быть отдельный алтарь для них, а приношения и прочие обряды должны проводиться в соответствии с культурой божества. Если вы чувствуете, что вас притягивает, например, Кали, мы очень рекомендуем вам поклоняться ей в местном индуистском храме или хотя бы традиционными индуистскими способами, а не пытаться включить Кали в свою практику КР. Она не является кельтской Богиней и, возможно, даже будет возмущена, если ее посчитают таковой. У нее уже есть свои определенные и традиционные ритуалы и практики, предпочитаемые приношения и свои священные дни. Проигнорировать эти моменты, пытаясь включить ее в практику КР – это оскорбление и КР, и индуизма.
Поклонение некельтским Божествам в КР возможно лишь в том случае, если похожие культуры исторически долго взаимодействуют друг с другом, создавая гибридную культурную среду, которая традиционно включает в себя этих Божеств. Например в случае некоторых высокогорных районов Шотландии и прибрежных ирландских сообществ, можно увидеть адаптацию некоторых скандинавских Божеств и практик. Если культуры имеют много общего и если есть свидетельства того, что эти культуры встречались, смешивались и создали историческую традицию, часто считается приемлемым продолжать считать этот древний синкретизм частью нашей традиции.
Огам (Ogham, ст.ирл. – Ogam) – это древнейшая форма письменного гэльского языка, алфавит и шифр, появившийся под влиянием латыни. Существует 20 феонн (feánna) огама, которые разделены в группы по 5 штук. Каждая группа называется акме (aicme). Первые три акме составлены из согласных, а четвертая – из гласных. Есть еще и пятая акме, составленная из символов, называемых форфеды (forfeda), это дополнительные буквы, которые редко или вообще не встречаются где-либо кроме манускриптов. Форфеды, определенно, появились позже, чем остальные символы. Пока не ясно, были ли они были творением монахов, которые записывали их, чтобы поставить в один ряд с латинскими буквами, или же это было независимое развитие живой системы. Некоторые КР работают с огамом, как с предсказательной системой, включающей форфеды, а некоторые нет. Наибольшее количество огамических надписей сохранились на приграничных камнях и являются всего лишь именами в родительном падеже, часто в связке с именем отца, матери или деда. Огамические надписи по своей морфологии похожи на континентальный кельтский язык, а ирландский язык сильно изменился со времени огама до древнеирландского периода (включая три века пересечения этих периодов). В древнеирландских нарративных текстах, огам часто описывается нанесенным на палках или деревьях, или деревянных объектах (например, на щитах), но ни одного подобного артефакта не дошло до наших дней. Сохранились лишь несколько артефактов, сделанных из кости, с нанесенными на них отдельными буквами, возможно, некими магическими предписаниями. Использование огама для предсказания кажется нам вероятным, подтверждением этого может служить упоминание фидланны (fidlanna) – «предсказанию по дереву» – упоминаемому в Первом Видении Адомнана, как одного из дьявольских искусств, практикуемых ирландцами. Многие КР используют огам для предсказаний, обычно бросая или рисуя fiodh(«палка», термин обычно используется для обозначения огамической буквы/глифа, нанесенных на куске дерева), точно так же, как в Скандинавии использовали руны, и изучая систему символов, как способ интерпретации знамений в окружающем мире. КР, которые используют огам для предсказаний и медитаций изучают древние тексты, работают со своим вдохновением и рассказывают о своих опытах другим КР, чтобы изучать и развивать систему. В результате каждая отдельная буква становится пунктом в обширной матрице символических и концептуальных ассоциаций. Многие КР исследуют Книгу из Баллимота и ее раздел, посвященный огамическому алфавиту, пытаясь найти исторические ассоциации и символизм. Так или иначе, различные подходы к включению огама в современную систему весьма отличаются друг от друга. Неоторые КР сосредоточены на связи каждой буквы огама с отдельным деревом и их связью с силами природы, другие – на лингвистическом анализе названий букв, или на ассоциациях-кеннингах и их поэтических взаимосвязях, а третьи исследуют огам птиц, огам крепости, огам цвета, огамический шифр и прочие исторически подтвержденные методы интерпретации феонн (feanna).
Слушателя иногда может смутить, когда мы обсуждаем древнеирландские источники, затем древнешотландские, а после – кельтские языки в целом. Как наш современный язык отличается от древнего, так и кельтские языки изменялись с течением времени. Таким образом, произношение и написание будут отличаться в зависимости от особенностей кельтского языка (ирландского, шотландского, валлийского, галльского и т.д.) и временного периода, в течение которого был записан материал. Поскольку термин «Кельтская Реконструкция» стал зонтиком, под которым объединились множество индивидуальностей и групп, принадлежащих к различным кельтским культурам, то мы не видим необходимости в стандартизации этих слов. Обычно человек использует то произношение, которое больше вписывается в контекст отдельной дискуссии, или то, которое используется в языке, известном ему лучше других. Например, рассказывая о нашей традиции кому-либо из внешнего неоязыческого сообщества, мы можем употребить наиболее часто используемое название праздника или Божества. Но когда мы ссылаемся на древние манускрипты, нам лучше придерживаться произношения, характерного для этого манускрипта. Чтобы добавить этому FAQ’у логичности, мы попытались стандартизировать произношение на современном ирландском. КР – это современное сообщество и некоторые из его членов уверены, что мы должны использовать современную терминологию, за исключением случаев, когда для описываемой концепции не существует современного названия. К тому же современный ирландский, вероятно, наиболее распространенный кельтский язык. Это не умаляет важности шотландского, валлийского, галльского и прочих путей, мы использовали ирландский для того, чтобы этот документ был понятнее для тех, кто не говорит на кельтских языках. Вот несколько примеров различного произношения одних и тех же терминов. Когда приводится несколько вариантов произношения, то они перечисляются в порядке от самого старого варианта, до современной используемой формы. Звездочка * перед словом означает, что это реконструированная форма.
Праздники Прим. даты |
Древний ирландский | Современный ирландский | Шотландский гэлик | Галльский | Валлийский |
Начало ноября | Samain; Samhain | Oíche Shamhna | Samhuinn; Samhainn; Samhain | Samonios; *Trinouxtion Samonii | Calan Gaeaf |
Начало февраля | Imbolc; Imbolg; Oimelc | Lá Fhéile Bríde; Imbolc | Là Fhèill Brìghde; Imbolc | *Ouiamelgtis | Gwyl Ffraed |
Начало мая | Beltain | Lá Bealtaine | Bealltuinn; Bealltainn | *Belotenia | Calan Mai |
Начало августа | Lughnasa; Lughnasad; Lughnassadh | Lá Lúnasa | Lùnasdal; Lùnastal | *Lugunassatis | Calan Awst |
Да, на данном этапе развития КР требует много работы. Этот путь – не для каждого. Хотя сегодня те люди, которые не хотят много работать и проводить мистические эксперименты, могут присоединиться к действующей группе КР на гораздо более свободных условиях. Истина состоит в том, что существует очень мало групп КР, которые хотят принимать новых членов. Таким образом, если вы – одиночка, путь может показаться трудным, особенно если вы только встали на него. В данный момент, образно говоря, КР благоволит первооткрывателям. Одна из причин, по которым мы начали эту работу, это вера в то, что кельтские Божества и Предки просили и продолжают просить нас об этом. Независимые исследования отдельных личностей привели к Разделенному Гнозису, который некоторые Божества пожелали дать сообществу КР. Таким образом, множество людей, принесших клятву верности этим Божествам, поняли, что они хотят создать рабочую, аутентичную кельтскую традицию, чтобы лучше служить им. Многие из нас также были вдохновлены опытом в других живых культурах и искали что-то полное и живое, не только для наших Богов и Предков, но и для самих себя. Пройдет еще какое-то время, прежде чем мы достигнем уровня традиций, питающих нас, но именно это является нашей целью.