Праздник Середины Зимы на Северных островах

Зимой на Оркнейских и Шетлендских островах, на севере Шотландии, тусклое солнце лишь на несколько часов едва поднимается над линией горизонта. Все остальное время люди живут в ночной тьме. В день Зимнего Солнцестояния солнце восходит в 9 утра, а заходит уже в 2 часа дня. В таких суровых условиях праздник Солнцестояния был чрезвычайно важен для обитателей островов. Даже зная о том, что самые суровые морозы еще впереди, мысль о том, что солнце «возродилось», день потихоньку прибавляется, а свет возвращается, придавала им сил дожидаться весны.
Linnen

Вплоть до начала ХХ века жители островов называли праздник «Юл», унаследовав название от скандинавских предков. И лишь позднее традиции Рождества стали замещать народные обычаи. В VIII веке норвежцы поселились на Оркнейских и Шетлендских островах и принесли с собой свои календарные традиции. Помимо самого солнцестояния Юлем назывался период, который длился около месяца. Однако, данные о конкретных датах начала и завершения Юла разнятся. Начало периода некоторые помещают на 12 декабря, день св. Магнуса, в других источниках значится 20 декабря. На Шетлендских островах праздник начинался за семь дней до солнцестояния, на Туля И’ин. Название этой даты возможно имеет отношению к празднику в честь исландского святого Торлака. По другой версии название происходит от диалектного слова, которое означает «битва». Длительность Юла по данным разных авторов могла составлять от 13 до 24 ночей.

Однако, сам праздник связан не только с возвращением света, в это самое темное время года, обитатели Иного Мира, включая умерших, приходили на земли живых. Именно с этим связано обилие защитных практик среди обрядов этого дня.

Туля И’ин означал начало периода, когда сверхъестественные силы выходили в мир людей, чтобы продолжить с ними вековую борьбу. Особенно опасными считались Троу, зловредные маленькие уродливые создания, которые населяли древние курганы. Они появлялись только ночью, поэтому в период Юла после захода солнца выходить на улицу было особенно опасно. Самым верным средством защиты от Троу был крест из соломы, оплетённый волосами из хвоста коровы, который вешали над дверью ангара.

Судя по всему, Юл имел много общего с кельтским Саунем в первую очередь из-за внимания к почившим предкам, которые в этот период возвращались в мир живых. Вероятно, с течением времени их место заняли разнообразные персонажи фольклора, например, те же Троу или Хогбуны.

17 декабря, День Свиньи. В эту дату было принято забивать свинью к празднику. Данная традиция имеет очень четкие параллели в норвежских традициях, где подобное пиршество могло брать свои истоки в жертвоприношениях кабана на праздник.

Таммассмасс И’ин, день св. Томаса 20 декабря означал начало времени отдыха. Вся работа была запрещена. Нельзя было прясть, чесать шерсть, печь и заниматься пивоварением. Разрешено было только шить и вязать вплоть до самого Юла. Нарушение запрета могло привести к беде:

«Не рождённый младенец кричит «печаль, печаль» из-за того, что нарушен запрет Ночи Таммассмасса, за пять ночей до Юла»

Затем следовала ночь Хэли, Ночь Матери. Уже в VIII веке этот праздник прочно слился с христианскими верованиями и стал посвящен Деве Марии, так как предшествовал Рождеству. В XIX веке старшая женщина семьи ночью обходила детей, читая заговор, начиная с самого младшего ребенка. Не сложно предположить, что некогда такой ритуал проводился в честь богини покровительницы.

Канун Юла тоже был важным днем. Все приготовления к празднику должны были быть закончены. В этот день готовили специальные овсяные лепешки с отверстием посередине, которые, вероятно, символизировали солнце. Что примечательно, на островах отсутствует традиция украшать дом вечнозелеными растениями. Возможно, это связано со скудностью подходящей растительности.

Дом тщательно убирался, а все его обитатели должны были совершить омовение:

«Три живых угля брошены в воду, меньше шансов у Троу подчинить ноги или руки».

Вся грязная вода должна была быть вылита за порог.

До того, как пойти спать, на окно ставили свечу, которая горела всю ночь.

На Оркнейских островах Юл был одним из четырех главных праздников костров (наряду с Балтэнэ, Серединой Лета и Хэллоумассом). До рассвета все просыпались. Это было не так сложно, учитывая, что солнце вставало в девять утра. Часто им помогали бродячие скрипачи, которые ходили по улицам. Пастух шел в коровник, освещая путь черепом, в пустые глазницы которого были вставлены свечи. Этим огнем он подпаливал шерсть животным, считалось, что это поможет им пережить зиму. Затем дом тоже освещали множеством свечей, а все члены семьи, даже дети, пили виски. На самых высоких холмах жители селений зажигали костры, чтобы отогнать все дурное и обеспечить себе благосостояние на будущий год, а также они любили собираться возле мегалитов для игр и танцев.

Несмотря на то, что Праздник Солнцестояния на островах прекратил свое существование относительно недавно, информации о нем сохранилось очень мало. Уникальная традиция маленьких островов к северу от Шотландии, вобравшая в себя несколько культурных пластов, в XIX веке была мало интересна этнографам, поэтому слишком многое было утеряно.


По материалам:
«The Hogmanay Companion» Hugh Douglas
«Shetland Traditional Lore» Edinburgh, Grant & Murray
«Yule — The Midwinter Festival» Sigurd Towrie

[Druidism.ru)