Охота на крапивника на полуострове Дингл

26 декабря, на праздник св. Стефана в разных частях Ирландии люди наряжаются в пестрые одежды, надевают соломенные маски и выходят на улицы в сопровождении музыкантов, отмечая фестиваль, который появился задолго до рождества.
Перевод: Linnen
2013

Раньше в Ирландии была очень большая популяция крапивников. А птицы вообще играли значительную роль в кельтской мифологии — их считали посредниками между нашим и Иным миром. По полету птиц, в частности и крапивников, друиды делали свои предсказания. Есть теория, что ирландское название для этой птицы dreoilín происходит от двух слов: «друид» и «птица», или «птица друида».

Согласно легенде, птицы решили между собой, что та птица, что взлетит выше других, станет править всеми. Орел взлетел выше всех, но затем он устал, а из его хвоста вылетел маленький крапивник и поднялся выше орла. Странно, но у крапивников репутация обманщиков. Говорят, что крапивник предал ирландских солдат, которые сражались с северянами, так как начал биться им в щиты. А также он предал первого христианского мученика, св. Стефана. С помощью этих легенд обычно объясняют, почему на крапивников охотятся в этот день. С другой стороны антипатия к этим птицам могла возникнуть из-за ассоциации с друидическими ритуалами.

В западном Керри главным действующим лицом процессии становится персонаж, изображающий коня. Голову коня с подвижной нижней челюстью делают из дерева, а туловище из деревянной рамы, на которую натянута ткань. Такой костюм носит на плечах ведущий участник процессии. В древней Ирландии конь играл огромное значение. Лошади могли приносить и отнимать удачу, кроме того они прочно ассоциировались с правами на королевскую власть и плодородием. Во времена раннего христианства культ коня также попал в оппозицию.

Walmer 29th March 1907

Соломенные костюмы тоже исторические, но связаны с 18 и 19 веками. Их носили как маскировку во времена долгих аграрных войн в Ирландии. Такой костюм состоит из трех частей: голова, грудь и юбка. Солому для костюма берут из-под овса. Так как сейчас в овсе нет такой необходимости, то хорошую солому найти сложно. Поэтому многие выращивают овес специально для дня крапивника.

Сейчас эта традиция, как и многие другие, находится на грани исчезновения. Во времена эмиграции многие носители традиции покинули страну. Кроме того народные обряды подобного рода всегда осуждались христианской церковью, которая называла праздники с танцами, традиционной музыкой и алкоголем «поводом для греха».

Праздник крапивника сохранился благодаря усилиям нескольких небольших групп людей. Сейчас он переживает возрождение. Ежегодно его отмечают в Листауэле, графстве Керри, на полуострове Дингл, и в Дублине на Сэндимаунт Грин. Каково бы ни было происхождение праздника, в Ирландии День Крапивника претерпевает изменения, как и ирландская культура. Маски и костюмы отражают эти изменения, так например уже долгое время маска бывшего британского премьер министра Маргарет Тетчер является одной из самых популярных, как персонаж современной демонологии ирландского общества.

 

Хотя, по существу, День Крапивника — это локальное событие, связанное с небольшими общинами, из традиций которых оно происходит, на севере страны или Уэксфорде, Вудфорде, в Голуэе, или Керри. Сигерсон Клифорд, писатель и драматург из Керри, в своей известной балладе «Парни из Барр на Стрейд» написал такие строки, которые стали его эпитафией:

«Я засну в тех зеленых полях,
где жизнь моя началась,
Где парни из Барр на Стрейд
охотились на крапивника.»

В давние времена этот день имел особое значение для людей. Звук флейт, дудок, барабанов возрастал как волны, чтобы отогнать тьму зимы. Язычники и христиане, все едины в этом порыве: «Мы никогда не умирали зимой!», как говорят по крайней мере на одной из улиц полуострова Дингл.

TEXT COPYRIGHT 1997 BY PETER WOODS

[Druidism.ru)