Воскресенье Гирлянд

В Ирландии эти обряды проводятся каждый год. Один – в последнее воскресенье июля в Лехинче (Lahinch), другой, в ту же дату, на горе Каллан (Mount Callan).

Появились они в языческие времена, и изначально проводились на горе Каллан. На вершине горы есть небольшая площадка, которая называется Буйля на Грейне «Buaile na Greine», что переводится как «Пасека Солнца». На ней, предположительно, находился Алторь на Грейне «Altoir na Greine», что переводится как «Алтарь Солнца». На этом алтаре приносились жертвы языческим богам, и самым важным было солнце, исходя из названия. Некоторые современные исследователи, тем не менее, протестуют и утверждают, что такое название эта площадка получила от того, что освещается солнцем с рассвета и до самых последних лучей заката.

С появлением христианства практика восхождений на гору Каллан сохранилась по самым разным причинам. В христианские времена жители окрестных мест поднимались на гору трижды в год: на воскресенье Пасхи, День Святого Патрика и на Ламмас.

На Пасху все шли туда, чтобы приготовить Друахишь Косга «Druachais Cásga» (прим. мунстерское выражение, означающее «Пасхальное благословение», дословно перевести можно как «Друидическая магия Пасхи»), полакомиться пасхальными яйцами, овсяными лепешками, молодым пасхальным элем или потином, поговорить на злободневные темы и открыть спортивный сезон хором волынок и танцами.

На День Святого Патрика все ходили туда, чтобы выпить свой Пота Подриг «Pota Pádraig». (прим. Горшок Патрика – финальный ритуальный стакан алкоголя с трилистником в стакане)

На Ламмас, первое воскресенье Августа, был большой праздник на Буйля на Грейне. Воскресенье Ламмаса также называется Донах Кром Дув «Domhnach Crom Dubh», что переводится как Воскресенье Кром Дува, а позднее получило английское название «Воскресенье Гирлянд».

Название «Воскресенье Гирлянд» преимущественно используется до сих пор, и его часто можно услышать, когда за неделю до последнего воскресенья июля молодежь интересуется друг у друга: «Ты идешь на «Гарлик»? «Гарлик» – это искажение от слова «гирлянда». В этот день каждый глава дома угощает семью первыми плодами, а фермер, которому не удалось обеспечить своих людей молодым картофелем, свежим беконом и белокочанной капустой, в этот день зовется Ферьмёирь Гихе (прим. ветреный фермер).

Если человек выкопал картофель до праздника, то его зовут «Нуждающийся фермер». Эта традиция просуществовал до недавнего времени. Я лично знал трех фермеров, которые ни за что бы не решились копать картофель до кануна Воскресенья Гирлянд, но делали это точно накануне.

Название «Воскресенья Гирлянд» произошло от языческого обычая украшать Алторь на Грейне цветами, чтобы почтить Кром Дува. Эта традиция просуществовала до начала XIX века. В этот день также проводилось множество игр. Но сначала был пир, а потом уже игры.

Со временем священники и мудрые старцы тех мест устали от этих обрядов на Маунт Каллан и посоветовали людям их прекратить.

Чтобы переключить внимание людей, они организовали паломничество к источнику св. Махуа, который находится в Моуне, в приходе Энистимона. Там пожилые и гордые ходили вокруг колодца св. Махуа, в то время как молодежь играла в хёрлинг, футбол и танцевала.

А сам обряд переместился в Лехинч. О’Коннор, король Западного Коркомро был там похоронен. Его Ляхт, надгробный камень, дал название Лехинчу — Ляхт И Крухур. Обряд теперь проводится в честь О’Коннора с тех самых пор. Хёрлинг, футбол и танцы, как часть праздника, больше не устраиваются.

Записано со слов: Энтони О Конви (Antoine Ó Conmhuigh), 70 лет
Умер несколько лет назад
Источник — duchas.ie
Перевод: Linnen; 2025 г.

[Druidism.ru)