Linnen, 2021
С XII века вплоть до 1752 (XVIII в.) в Ирландии и Англии, а с начала XVII века и в Шотландии 25 марта на Британских Островах отмечали Новый Год. Это соответствовало календарю Римской Империи. На этот день приходился христианский праздник Благовещение, в честь сообщения архангелом Гавриилом Марии о будущем рождении ее сына. Помимо религиозного христианского мотива, эта дата совпадала с Весенними Равноденствием, одним их Четвертных Дней, который уже обладал своим социальным значением. Например, в этот день, а также в день Осеннего Равноденствия, собиралась рента и налоги.
В Ирландии праздник назывался День (Нашей) Леди (еще один с тем же названием отмечался 15 Августа). Его отмечали три дня, в этот период было запрещено работать. В 1816 году викарий по имени Джеймс Нелиган жаловался, что в эти дни людей невозможно заставить сделать хоть что-то, так как они посещают питейные заведения, чрезмерно употребляют алкоголь, ругаются и клянут друг друга.
В Шотландском фольклоре этот день назывался Ла на Каллех (День Старухи), считалось, что зима наконец отступала перед весной, а Каллех отбрасывала свой волшебный жезл или молот, которым превращала все в лед, а значит пора приступать к посевным работам. Дом и весь сельскохозяйственный инвентарь окроплялся водой, настоянной на серебре или золоте с помощью пучка соломы.
Александр Кармайкл, однако, связывает этот день с Праздником св. Патрика, 17 марта: «Брайд омывает руки в реке на Праздник Святого Патрика, и прочь уходит Мать Холода».
Шотландские моряки этот период называли «погодой Нежной Анни», больше всего они боялись юго-западных ветров, которые обычно были тихими и теплыми, но весной из-за гор, вызывали внезапные шторма в период Весеннего Равноденствия, а пену, которая образовывалась из-за волн и покрывала берега – перьями на её шляпе.
Примечательно, что в шотландских сказках Каллех называют дочерью Грианан («маленького солнца»), что можно соотнести с сестрами из ирландских мифов, Аньей и Граньей, летним и зимнем солнцем, соответственно.
Джон Кэмбелл в своей книге писал, что моряки западных островов в эти дни подносят морю кашу с маслом в качестве приношения. Считалось, что это повышает улов и выносит на берег водоросли. Он предполагал, что, поднося дары земли морю, моряки ожидали получить дары моря в ответ. Наиболее эффективен данный ритуал был во время шторма.
Как мы видим, в Ирландии и Шотландии не сохранилось, каких-то сложных обрядов, связанных с днем Весеннего Равноденствия. Очевидно, он имел меньшую ритуальную значимость, нежели главные праздники кельтского календаря. Однако, стоит уточнить, что данный период совпадал с постом перед пасхой в христианский период, когда были запрещены увеселительные мероприятия, поэтому часть традиций могла «перекочевать» в празднование Пасхи, приспособившись к новым религиозным реалиям своего времени.
По материалам:
https://www.scotsman.com/arts-and-culture/9-ancient-traditions-spring-scotland-317133
http://www.tairis.co.uk/festivals/la-na-caillich/
http://tairis-cr.blogspot.com/2010/03/ive-been-trying-to-find-some-good.html
https://thefadingyear.wordpress.com/2017/03/25/the-feast-of-the-annunciation-or-lady-day-in-march-25-march/