С 1600 года начало Нового Года в Шотландии празднуют 1 января. Канун Нового Года называли «Хогманэй», само слово пришло от старофранцузского «новогодний подарок», этот термин используется до сих пор.
Linnen 2020
Праздник вобрал в себя множество традиций и это обусловлено рядом факторов. Языческие обычаи преследовались церковью и были запрещены. Так, например, в 1583 году вышел закон, согласно которому пекари должны были передавать служителям закона списки всех покупателей, просивших испечь Юлский хлеб. Однако, уничтожить древние традиции не удалось, они просто сместились на другую дату.
В Христианской церкви в конце 16 века происходит реформация, Англиканская церковь провозглашает свою независимость от Римской Католической церкви, а также начинает активно бороться с Рождественскими традициями. Усилиями церкви Рождество становится тихим, семейным и пуританским праздником, а позднее и вовсе отменяется. С одной стороны, церкви удалось победить разгульное веселье в Рождество, с другой – люди получили возможность праздновать так, как им хочется, но чуть позже, на Новый Год.
Таким образом, именно на Хогманэй сместился акцент всех зимних торжеств, а люди очень старательно подходили к приготовлениям к празднику. Стены домов и хозяйственных построек заново белили, кладовые наполняли всякими лакомствами, все, что было занято в текущем году, возвращали владельцам, а одежда латалась. Дома украшали вечнозелеными растениями, а над порогом вешали рябину, чтобы отпугнуть Добрый Народец, который, как считалось, проявлял особую активность и безобразничали в этот период. Все часы в доме должны были быть заведены, чтобы они не остановились ночью.
Для праздника заготавливали сыр, много эля, лепешки и банноки, а также Юлский хлеб, получивший позднее название Баннок Хогманэя, который пекли из овсяной муки, по одному для каждого члена семьи. Обычно их делали круглой формы с разрезами в форме креста или с отверстием по центру, символически изображая солнце. Маленький кусочек этого хлеба хранили весь год на удачу.
Позднее среди обязательных блюд появились: песочное печенье и имбирные пряники. В алкогольные напитки стали добавлять мед и патоку, чтобы они были слаще. А также, заранее готовили напиток мягкого эля и виски, приправленных мускатным орехом.
Камин в доме основательно растапливали, чтобы он не потух ночью, иначе можно привлечь беду в дом, и повсюду зажигалось множество свечей. Канун Нового Года даже называли «ночью свечей». Когда огонь разгорался, над ним читали молитву или заклинание, чтобы отпугнуть злых духов. Подходить к очагу разрешалось только членам семьи или близким друзьям. Из дома нельзя было ничего выбрасывать, выносить или одалживать, чтобы не упустить удачу.
Вечером детвора бегала по округе и проказничала, а молодые люди ходили процессией ряженых. Один из центральных персонажей – Гиллин Каллиг – юноша, наряженный в шкуру Зимней Коровы (убитой на Мартинмасс или Саунь) c рогами и хвостом, которого все стремились пнуть или ударить. Процессия трижды обходила каждый дом по ходу солнца, стуча в двери и окна, призывая обитателей выйти. При этом они пели различные песни, например:
Каллин* желтого мешка из шкуры,
Ударь шкуру,
Старуха** на кладбище,
Старуха на углу,
Еще одна у огня;
Шипы в ее глазах,
Шип в ее желудке,
Это Каллин,
Впусти меня, открой!
*шотл. термин для обозначения Нового Года
**Каллех
***
Примечательный факт. Помимо того, что Каллех, дословно «старуха», персонаж фольклора, точно так же называли и последний сноп урожая. По аналогии с валлийской традицией сжигать последний сноп (Шею) на зимнее солнцестояние, можно предположить, что и в Шотландии могла быть такая традиция.
***
После этого молодежь впускали в дом и угощали. Пить, однако, было нельзя, пока ряженые не дадут главе дома особую палку, на которую была намотана шерсть овцы. Глава семейства трижды подпаливал палку и «окуривал» ей своих домочадцев по часовой стрелке, чтобы обеспечить защиту от болезней и неудач, а также привлечь процветание. В некоторых регионах Шотландии палку обносили и вокруг дома, произнося благословение.
Обряды, связанные с быком, имеют дохристианское кельтское происхождение. Гадание на бычьей шкуре фиксировались вплоть до 19 века, а в мифе «Разрушение Дома Да Дерга», описана практика бычьего пира «tarb-feis», выборов нового короля. Таким образом, использование шкуры Зимней Коровы для Гиллин Каллиг может быть отголоском обрядов, которые были призваны обеспечить плодородие и богатство, измерявшееся некогда количеством скота.
В Шотландии существовала традиция «впускать Новый Год», для этого проводилась небольшая церемония. Заранее заготавливали торф, хлеб и эль. Около полуночи один из членов семьи выходил с ними за порог, а, когда наступала полночь, он вносил их в дом, чтобы символически принести их в новый год и обеспечить процветание семье. Все ждали у двери и приветствовали наступление Нового Года.
От Старого Года тоже надо было «избавиться». Его могли «выпустить» через заднюю дверь дома, сжечь что-то старое или ненужное, или буквально похоронить, для этого использовался старый хлеб и виски.
А девушки в это время бегали к колодцу. Тем, кому удавалось заполучить первое ведро воды из колодца в Новом Году, пророчили скорую свадьбу и процветание весь год. Остатки этой воды отдавали коровам, чтобы повысить удои.
Правило «Первой Ноги» до сих пор чрезвычайно популярно в Шотландии. В зависимости от того, кто первым ступит на порог дома после боя колоколов (не из членов семьи), можно было сделать предсказание на год. Если это мужчина – хорошо, женщина – не очень. Если волосы черные – это хороший знак, светлые или рыжие волосы – это дурной знак. Если человек добрый веселый, здоровый – хороший знак. Больной, хромой, злой или умственно отсталый – дурной знак. Также дурных знаком считалась монобровь. Ну и конечно, если человек пришел без подарка – это дурной знак.
Разумеется, все хотели обеспечить себя удачей на следующий год, поэтому обычно договаривались с соседями о взаимных визитах. Однако, случались и неприятные неожиданности. Чтобы снять с себя часть неудачи можно было бросить соль в огонь, пока посетитель не успел заговорить, повесить рябиновый крест на дверь после его ухода или бросить тлеющий уголь в воду.
Перед отходом ко сну хозяин дома клал пенни на порог дома. На утро вся семья собиралась, чтобы испить свежей воды. Остатками сбрызгивали весь дом и окуривали его можжевельником и развешивали чары из рябины, орешника или остролиста.
Завтрак тоже старались сделать сытным и праздничным, подавались яйца и бекон вместо каши, «как начнешь день и год, так он и пойдет». Веселье продолжалось весь день с играми, забавами, шутками, песнями и танцами.
Как уже было написано — сейчас нелегко разобрать из каких праздников сформировались традиции Нового Года. Что-то осталось отголоском языческих времён и праздников, связанных с серединой зимы и солнцестоянием. Что-то пришло с католическим рождеством, или сформировалось уже во времена празднования рождества. Что-то могло перейти и из других фестивалей. Но Новый Год в Шотландии всё ещё остаётся богат на разные интересные традиции.
По материалам сайта http://www.tairis.co.uk/