Sergey; 2022
Мы многое знаем об Ирландии. В основном от самих ирландцев, которые научившись писать довольно оперативно описали то, что знали. В том числе и анналы своей истории, как они её, на тот момент, понимали. Среди таких коротких документов «откуда есть пошла Ирландская Земля» есть и генеалогии правителей, уходящие в древность и буквально восходящие к богам. Есть описание того как появились те или иные географические точки (Диншенхас — Старина Мест, гигантский и разнообразный корпус текстов в нескольких редакциях). В том числе, среди сохранённых мифов, есть и Книга Захватов Ирландии. Книгу Захватов можно назвать едва ли не крупнейшим текстом, с которым может сравнится, разве что, Уладский Цикл целиком.
Книга Захватов, это чистейшая мифология, в которой по земле ходят боги, формируются горы и реки, и мир приобретает тот облик, каким мы его можем видеть и сейчас. При этом Книга Захватов, именно как единое произведение, впитала колоссальнейшее влияние со стороны христианства. Есть масса поводов считать, что как одно повествование, а не разрозненные отдельные произведения, Книгу Захватов изначально писали уже христиане, в попытке связать мифологическую историю самих ирландцев и библейскую историю, которая на тот момент считалась единственно правильной (с происхождением всех людей от Адама, Потопом и прочими популярными событиями). И при этом Книга Захватов уникальна, по меркам мифологий разных стран. Есть много разных версий одних и тех же событий, так как Книга Захватов сохранилась в разных сборниках манускриптов.
В Ирландии до ирландцев жили Туа Де, племена/народ богов. В русском языке их принято называть богами, хотя на деле это всё равно не совсем верно. Но вот что интересно, до Туа Де в Ирландии много кто успел пожить. И это не привычная линейность эллинского мира, от титанов, через богов к людям. Там и до предполагаемого эквивалента титанов в Ирландии успело пожить много народу. Или много народов. Историю заселения острова Ирландцы описывают как волны захватов, отсюда и название. Каждый раз к предыдущим жителям приходили следующие, сметали их или ассимилировали, и ожидали следующего захвата, и так вплоть до Сыновей Миля (Ирландцев).
И особо занятно, что эта мифологическая история находит параллели в открывшейся человечеству с развитием археологии более объективной истории, которую мы получаем выкапывая из земли остатки материальных культур прошлого. Археологическая история тоже нам рассказывает о заселении Ирландии разными волнами переселенцев, в основном с континента. На первый взгляд такое утверждение можно трактовать как научное подтверждение описываемых в мифологии событий, однако тут не всё так просто. Давайте попробуем разобраться есть ли корреляции между мифологической и археологической историей Ирландии, а заодно кратко эту историю рассмотрим.
Открытие острова
Первыми Ирландию (тогда ещё без названия) нашли женщины. Вообще роль женщин в ирландской культуре невероятно велика, вместо привычного мифа о творении мы имеем миф о нахождении Ирландии, которая чудесным образом сама появилась.
Первая волна «Захватов» состояла из пятидесяти женщин и трёх мужчин. И предводительствовала над всем этим женщина по имени Банва (переводится как «жирная» в значении «плодородная»), плывущая вместе со своим отцом Би (переводится как «мир» или «космос») и братом/мужем Ладра (он не одновременно брат и муж, просто в разных редакциях он или брат или муж, его имя означает «старший», иногда пишется как Адра). Описание их захвата считают отголосками ирландского мифа о творении, хотя никакого творения здесь и нет. Вместе с ними же плыл Финтан сын Бохры (Финтант означает «белый огонь», а может означать «белый бык» или «белый древний». Бохра образовано от «море, океан»), который впоследствии и поведает людям всю эту историю, так как он является одним из бессмертных жителей Ирландии.
Изначально их было больше, и плыли они на трёх кораблях. Два корабля потерпели крушение и до острова добрался только один. В любом случае, они прибывают на остров с востока и проходят его до запада (по движению солнца). На острове мужчины делят женщин между собой поровну, тогда же случается первая смерть мужчины, умирает Ладра, похороненный в районе современного города Уэксфорд. Би умер на северо-востоке, на горе Шлив Беха, что переводится как «Гора Жизни». Сама Банва доходит до Коннахта и умирает там, на самом западе острова.
В итоге вся эта волна не переживает христианский Потоп, в живых остаётся только Финтан, который смог пережить потоп превратившись сначала в лосося, потом в орла, и, наконец, в ястреба. Его жёны и дети при этом умерли при Потопе, а он дожил до прихода Сыновей Миля, и даже был советником при дворе Ирландских королей. Молва ходит, что он до сих пор где-то бродит (плавает/летает) по Ирландии, и запоминает её новейшую историю.
Есть другая версия, более христианская. В ней сначала идёт описание мифа о творении из Ветхого Завета, потом повествуется рассказ о Вавилонской Башне и разделении языков, там же появляются гойделы (ирландцы), которые, вместе с Моисеем, покидают Египет, о идут не 40 лет в Палестину, а 400 лет гуляют по материку, прежде чем находят Ирландию.
По этой версии остров находит женщина по имени Кессарь (приносить/нести), внучка Ноя (того самого), также с отцом и мужем. С той же историей про пятьдесят женщин, и конечную смерть всех, кроме Финтана.
Что говорит археология?
Я не буду описывать древнейшую историю, происходившую 33 000 лет назад, и самые ранние находки присутствия человека на острове. В виду их скудности, да и интересного там особо ничего нет, всё как у всех.
Ирландский мезолит начинается примерно в 7000 году до н.э. и заканчивается примерно в 4000 году до н.э. Это было общество охотников-собирателей, их численность не превышала восьми тысячи человек в моменте. От них мы можем найти первое захоронение человека в Ирландии, в котором можно найти мотыгу для обработки дерева и простейший каменный топор.
Это общество вело очень мобильный образ жизни, постоянно перемещаясь с места на место, в основном вдоль побережья моря и вдоль рек (обширные данные дают раскопки вдоль побережья Шеннон). Питались они в основном рыбой (лососевыми и угрями). На тот момент на острове не было крупных копытных (оленей). Исходя из имеющихся останков материальной культуры (тех самых мотыг) можно сделать вывод, что все эти восемь тысяч человек, тонким слоем размазанные по острову, не имели культурных отличий. С другой стороны учёные справедливо полагают, что культурные отличия можно было бы найти в одежде, лодках или жилищах. Но земля не сохранила для нас материалы из кожи, а каменный топор не самый лучший инструмент для демонстрации культурной обособленности.
Глубокая древность
Следующей волной мифологической истории являются Партолон и Немед. Обычно их описывают как две разные волны, по той причине, что обе они описаны в одних манускриптах и не могут считаться разными версиями одной волны. Однако эти две волны сюжетно повторяются полностью, по этому я их всё-таки считаю двумя разными версиями одного и того же. Просто Партолон происходит от «Варфоломея», что явно намекает на христианские корни, а Немед переводится как «священный» с протокельтского. По этому я буду описывать обе волны, но на примере Немеда.
После предыдущих поселенцев, умерших от потопа, остров стоит пустым какое-то время (30 лет или 300 лет, зависит от версии), пока на него не высаживается Немед вместе со своими четырьмя сыновьями-вождями. Прибыв на остров они находят одну открытую равнину, три озера и девять рек. Это их мало устраивает и они начинают активно обживать землю, расчищать равнины, а из под земли вырываются ещё какое-то количество (зависит от версии) озёр. По описанию они приносят на остров земледелие и пивоварение. Именно они делят остров на четыре части (знаменитые пятины).
Кстати, прибыв на, казалось бы, необитаемый остров, они побеждают (один раз или четыре) неких Фоморов. Фоморы играют важную роль в каждой волне Захватов Ирландии, однако сами как жители острова никогда не описываются. Следующими побеждать Фоморов будут Туа Де. Хотя Фоморы даже и не живут на острове, но всех на нём встречают. Не пытайтесь логически уложить в голове эту метафизическую загадку, просто примите.
В итоге немедианцы умирают от чумы. По одной версии полностью. Выживает только Туан МакКарилл, который успев побывать кабаном, оленем, лососем и ястребом, потом рассказал всю историю Ирландии, как Финтан. По другой чума убивает не всех, но тех, кого она не добивает угнетают Фоморы, заставляющие отдать треть своих детей, своё молоко и пшеницу в качестве дани каждый Саунь (праздник в начале ноября). В итоге немедианцы восстают против фоморов, сначала побеждают одного из их вождей в битве, но потом проигрывают другому. В итоге они покидают Ирландию на одном корабле, и становятся предками бриттов (или уплывают на север, или уплывают в Грецию. Всё разные версии).
Что говорит археология?
Археологически новой волной, после охотников-собирателей, стал неолит, 4000-2500 до н.э. Общество неолита уже имело одомашненных волков, крупный рогатый скот, овец, коз. Это же общество уже занималось земледелием. И в Ирландию это общество прибыло уже со всеми этими бонусами и навыками в виде умения возделывать землю и пасти коз. Приход более развитой культуры привёл к резкому скачку населения Ирландии.
Но самое интересное для нас в обществах неолита, это, конечно же, неолитические гробницы, коих в Ирландии сохранилось огрмоное множество. Это и известнейший Ньюгрейндж, и вообще весь комплекс Бру-на-Бонья. Такие гробницы всегда строились как холмы, однако какие-то из них время не пощадило, и их мы сейчас можем наблюдать в виде дольменов (когда камни, некогда составлявшие стены и потолок гробницы в земле теперь стоят сами по себе на равнине).
Наличие гробниц уже говорит нам о наличии у этих неолитических людей какой-то оформленной и более-менее единой для всего острова религии и представлений о посмертии. Гробницы и снаружи и изнутри богато украшены резьбой. Ну и самое прекрасное, все гробницы так или иначе на что-то ориентированы. Самый простой и известный пример — на зимнее солнцестояние, во время восхода солнца, его лучи проникают во вход Ньюгрейнджа и освещают противоположную стену. Это единственные три дня в году, когда мы можем наблюдать такое явление. И эту задумку с ориентировкой гробниц на положение солнца создали ещё в неолите. При чём это явление не единичное, а массовое, каждая гробница на что-то ориентирована.
Древность
Мифологическая история нам рассказывает о Фир Болг. Есть странная версия, согласно которой Фир Болг, это остатки немедианцев, которых греки заставляли носить (куда-то?) мешки с землёй, за что их прозвали «Люди с мешками». Почему-то этой версии придерживается и русская Википедия, например.
По другой трактовке слово bolg связано с индоевропейским *bhel(e)g — «сверкать». Болг встречается в качестве приставки к именам богов (Энгус Болг, что переводиться как «Один Сверкающий Удар», или Эй Болг «Огонь Сверкающий»). Также этот корень мы встречаем в празднике Имолаг imbolg. Праздник отмечается в начале февраля, когда в Ирландии начинаются весенние грозы.
Их этого всего можно сделать вывод, что Фир Болг, это люди, поклоняющиеся божеству-громовержцу, так как образование названий племён от их божеств имело место и у кельтов. Ровно как и предположение о том, что в какой-то из периодов ирландской религии ключевую роль в пантеоне занимал громовержец.
Фир Болг поделили Ирландию на пять пятин (Мунстер был разделён на северный и южный).
В итоге Фир Болг проиграли битву последующей волне Захватов Ирландии, но не исчезли совсем, а обосновались в западной части острова, в Коннахте. Такие теонимы, как форт Дун Энгус в коннахте, в сочетании с упомянутым вышеупомянутым Энгусом Болгом дают интересную и связную картинку. Уж всяко лучше «людей мешков». Любопытно, что короли Коннахта вплоть до позднего времени возводили свои родословные к Фир Болг, то есть эти события, и этот Захват Ирландии уже влиял на современных ирландцев.
Что говорит археология?
После неолита в Ирландии наступил бронзовый век (2500-500 до н.э.), и архитектурная мода сместилась с гробниц на каменные круги. Ирландские каменные круги, аналогичные Стоунхенджу, строили уже совсем не строители Ньюгрейнджа. Примечательно, что каменные круги тоже имеют свои ориентировки, при чём не только на солнце, но и на луну.
Медный и бронзовый век, очевидно, ознаменовался умением обрабатывать медь и бронзу. В принципе в то же время в Ирландии открыли и богатые золотые месторождения, из бронзового века нам осталось множество золотых украшений. В Ирландии было обнаружено больше золотых кладов бронзового века, чем где-либо еще в Европе. Ирландские золотые украшения были найдены даже в Германии и Скандинавии , и торговля золотом, вполне возможно, была основным фактором ирландской экономики бронзового века. При этом считается, что в течении бронзового века всё золото в Ирландии было успешно реализовано, и дальнейший спад производства украшений связан с полной выработкой месторождений.
Среди украшений мы находим столь привычные для кельтов торквесы (витые шейные кольца), и золотые лунулы (шейное украшение в виде месяца).
Начало бронзового века в Ирландии связывают с прибытием на остров Культуры Колоколовидных Кубков с континента. Считается, что кельты на континенте являются прямыми потомками культур Колоколовидных Кубков и Полей Погребальных Урн. Самих представителей этих культур напрямую кельтами не рискуют называть, но то что кельты были потомками этих культур никем не отрицается. То есть это такие предкельты, почти что кельты. Вообще сами археологические культуры получают своё название по каким-то атрибутам. Например посуде особой формы (кубок в виде колокола), или способу захоронения. По нахождению этих атрибутов отслеживают распространение культур.
Жители бронзового века уже создавали постоянные крупные (для своего региона/времени) поселения. При этом они активно пользовались и достижениями предыдущего населения, хоронили своих людей в имеющихся курганах, кстати в погребальных урнах. Но уже не в полях, а в саркофагах. Такие места как Ньюгрейндж представляют из себя слоёный пирог из захоронений разных культур, и разных способов захоронений в одном месте.
При этом мы ничего не можем сказать о политике и социальном строе этих культур, просто потому что не имеем данных. Ну да, были вожди, богато похороненные. Вероятно на острове уже тогда имелось множество различных социальных образований, и единой власти не было. Но по археологическим культурам большего сказать нельзя.
Не такая уж древность
Следующей волной Захватов Ирландии в мифологической истории являются Туа Де, Племена Богов. Часто можно встретить название Туа Де Даннан (Племена Богини Дану), однако в манускриптах Дану в обозначении этих племён появляется позже, когда из разрозненных мифологий разных королевств Ирландии пытались создать некое единое повествование. Поначалу это были просто Туа Де, и такое написание в текстах доминирует. Туа Де считаются уже фактическими богами Ирландии, то есть теми, кому поклонялись Ирландцы, кто составлял религиозный культ. Так как в каждом ирландском королевстве был свой пантеон богов, таких «Туа» было множество, то есть множество разных семей/пантеонов богов, далеко не все из которых генеалогически восходят к Дану. Кстати да, мы уже можем отслеживать вполне подробную (пусть и тоже запутанную множеством редакций) генеалогию богов.
Туа Де прибыли в Ирландию с севера, однако высадились на остров на западе. Высадившись они первым делом выиграли битву у Фир Болг, и с этого момента начинается понятная и известная нам ирландская мифология, то есть уже конкретные описания похождений богов. Передавать всю Ирландскую мифологию я здесь не буду, её слишком много. Нам интересны следующие моменты:
- Туа Де приносят с собой магические артефакты.
- Туа Де приносят с собой первые законы, и установления что такое хорошо, а что такое плохо. С различными правилами для королей.
- Туа Де приносят с собой первую письменность.
- Туа Де окончательно формируют сакральный ландшафт острова с пятинами, священными центрами, реками, горами и прочим. Отсылки на деятельность Туа Де доминируют в ирландских топонимах.
- Туа Де побеждают Фир Болг в первой Битве при Мойтуре, а потом побеждают Фоморов во второй Битве при Мойтуре, и с этим связан основной космологический миф из сохранившихся. В победе над Фоморами ключевую роль играет некий Лу, который пришёл к Туа Де и доказал свою искусность во всех ремёслах, хоть и не являлся никому родственником или знакомым. Роднёй он был королю Фоморов, но к нему мы вернёмся чуть попозже.
- Большинство генеалогий богов восходят к громовержцам (например к Делве), что любопытно, учитывая написанное здесь ранее.
- Один из популярнейших представителей Туа Де носит имя Оху Олахарь, что переводиться как «Жеребец Отец Всего».
Согласно мифологии Туа Де выстроили на острове полноценную цивилизацию и культуру, однако были сметены следующей, последней, волной Захватов. Однако не пропали насовсем, а скрылись за Завесой, и продолжают жить на острове параллельно с нынешними жителями. Именно к ним, за Завесу, попадают умершие, именно с уходом Туа Де из Ирландии связаны различные острова Иного Мира.
При описании Туа Де проливается ясность и на Фоморов, упоминаемых ранее. Фоморы с Туа Де зачастую имеют тесные родственные связи, и нередко в мифах Туа Де обращаются за помощью к Фоморам, уплывая к ним на некий «соседний остров», который не называется. Может быть это разные острова. Фоморы Ирландии имеют ассиметричный облик (один глаз, одна рука, одна нога), или яркое уродство. При этом у себя на острове они описываются как красивейшие из людей, что позволяет предполагать, что там, в их мире, наоборот Туа Де выглядят неполноценными, ассиметричными и половинчатыми.
Что говорит археология?
Археологически мы подобрались к железному веку (500 до н.э. — 400 н.э.), и к самым буквальным кельтам, пришедшим, опять же, с континента. Популярно считать (влияние мифологической истории), что кельты прибыли из Испании. На самом деле они прибывали в Ирландию из самых разных мест, в том числе и из Испании. Это уже были носители кельтских языков, кельтской культуры и религии. От них нам осталось множество украшений и ритуальных предметов. Они основали Тару, Эвань Ваху и Рат Крохан. К сожалению именно построенные тогда строения не сохранились до нашего времени, мы знаем что такие форты были как круглыми, так и квадратными. Выводы мы можем делать по земляным валам и рвам.
Кстати да, кельты жили в круглых домах. То, что в мифологии описывается как дворец — это тоже круглый дом, но побольше чем у других. Эти кельты уже формировали множество Туа (королевств), сложные социальные связи между собой, с верховными королями и подчинёнными королями. У этих кельтов уже были друиды и филиды, столь знакомые всем. Они вели активную торговлю и взаимодействие как с соседним островом, так и с континентом.
Кельты самым активным образом использовали все достижения предыдущего населения острова. Они тоже хоронили своих людей в неолитических гробницах, и проводили ритуалы в каменных кругах. Их вожди передвигались на двухколёсных колесницах и раз в году собирались на Пир Королей. В общем привычные кельты, классические. Ирландского производства.
Ну и конечно железным веком это называется с появлением главных магических артефактов своего времени — изделий из железа. Железные мечи, топоры, котлы, конечно же позволили кельтам быстро потеснить более ранние культуры за счёт технологического превосходства. А ещё, как мы помним, индоевропейцы первыми одомашнили лошадь (Оху Олахарь, помните?), что и дало индоевропейцам (и кельтам в частности) преимущество перед всем предыдущим населением Европы.
Почти современность
Последней волной Захвата Ирландии в мифологической истории являются Сыновья Миля (по имени вождя), или гойделы. Собственно ирландцы. Они прибыли из Испании, а до этого, согласно христианской хронологии путешествовали по Европе 400 лет. Если вы помните, именно они вышли из Египта вместе с Моисеем.
Высадившись на острове они встречают Банву (Помните такую? Интересно как ей удалось пережить Потоп?), Фотлу и Эйре. Каждая из встреченных женщин ставит одно и то же условие — назвать остров в её честь. Ирландцы все три раза соглашаются, и это гарантирует им права на владение островом, так как они заручились поддержкой трёх богинь, олицетворяющих сам остров.
Они встречаются Туа Де, но мирные переговоры не приносят результата и их с острова прогоняют. При чём прогоняют безвозвратно, заставив ветра Ирландии дуть навстречу парусам кораблей гойделов. Однако колдовство Сыновей Миля оказывается сильнее, филид Эверин заставляет ветра стихнуть, своим «первым заклинанием Ирландии».
Сыновья Миля снова высаживаются на острове, побеждают в битве Туа Де, после чего те уходят «За Завесу», или «в холмы», согласно более поздним представлениям. В общем куда-то уходят.
А Сыновья Миля обживаются в Ирландии, устанавливают границы, угоняют друг у друга быков, ищут Лосося Мудрости. В общем делают всё то, что можно вычитать в Уладском, Королевстком и Фенийском Циклах.
Важно отметить, что в мифологии ирландцев боги всегда где-то рядом. Вроде бы они не живут в каких-то обозримых границах отдельного королевства, но могут появится везде в любой момент. Или могут забрать человека к себе, за Завесу. Здесь трудно отследить когда заканчивается описание Туа Де и начинается описание гойделов. Опять же часть генеалогий Сыновей Миля восходит к Туа Де. Нельзя сказать что все перечисленные волны, это разные народы, разные расы, или разные виды живности. Все они описаны как люди, при чём люди более-менее одной культуры. Пытаться сломать голову об эти волны Захватов Ирландии бесполезно, так как вся Книга Захватов — это поздняя компиляция разрозненных мифов — единой картинки, логично для нас описывающих инопланетян из космоса или расы, не будет.
Что говорит археология?
Казалось бы кельты уже были, но на деле кельты приходили в Ирландию два раза. И вторая массовая волна заселения произошла уже в первом веке нашей эры. Это были более технологически развитые континентальные кельты, которые легко смогли доказать свой более превосходящий статус.
Именно они, к примеру, принесли на остров широко известный на континенте культ бога Лу, в честь которого до сих пор назван город Леон. Помните как Туа Де победили фоморов с помощью Лу, который был «Искусен во всех ремёслах»? Искусного во всех ремёслах бога привели более искусные в ремёслах кельты.
Заключительное
Я последовательно описал пять волн Захватов Ирландии, и пять волн археологических жителей Ирландии. Но это совершенно не значит, что я ставлю между ними какое-либо равенство. Здесь все совпадения случайны, а события выдуманы. Я избрал такой формат описания просто потому что мне так интереснее. Туа Де не являются кельтами, а племена неолита не являются немедийцами. Пытаться искать корреляции между мифологией и историей бесполезно. Например Фир Болг часто называют кельтами, но Туа Де вообще не считают людьми. Единственное что мы можем сказать, что Ирландцы на момент фиксирования этих мифов догадывались о том, что остров заселялся последовательными волнами каких-то разных людей. При чём с приходом кельтов волны захвата не закончились. Их ещё ждало вторжение викингов, а потом англо-норманнов. Сейчас остров достаточно активно заселяется индусами. Как можно заметить, такое волновое обновление населения для Ирландии является вполне привычным явлением, тем более, и это мы знаем из археологии, что все приходящие на остров приносили что-то своё, но не уничтожали достижений предыдущего. Вследствие чего мы имеем столь самобытную и уникальную культуру, с древними неолитическими курганами, языческими богами за каждым поворотом, ревностным искренним христианством, острыми козырьками, пивом и виски…