Почему ирландцы охотно приняли христианство?

Когда речь заходит о сохранении ирландцами мифов, часто вспоминают то, что Ирландия сравнительно легко приняла христианство. Люди, погружённые в историю острова даже могут заметить, что Ирландия приняла Христа не то что легко, но даже охотно. И, конечно, сразу возникает масса вопросов, почему так произошло. Почему в Ирландии легко, а в других местах с трудностями, а порой и через принуждение? Полабских славян христианизировали вообще военным путём.
В этой статье мы попробуем рассмотреть довольно широкий период христианизации Ирландии, затронув как политические, так и, в большей мере, социальные аспекты. Рассмотрим само раннее христианство Ирландии, и то, как оно гармонично легло на местные языческие представления. Как христианство изменилось в Ирландии, а потом и изменило христианство в мире. В общем рассмотрим многое.
Sergey; Linnen. 2022

Контекст эпохи

Перед нашим путешествием в христианизацию необходимо рассмотреть что происходило на острове перед началом миссии Патрика (Патриков), как жили люди, каким было политическое устройство, что занимало людей. В общем рассмотрим в какую почву посеяли семена христианства первые миссионеры.

Кельтские королевства. В V веке н.э. Ирландия была разделена на огромное количество небольших королевств — Туа — это обозначение как территориальной единицы, так и социальной ячейки, объединённой, прежде всего, семейными узами. Туа могли быть как маленькими бедными, так и большими богатыми. Между всеми туа были установлены сложные горизонтальные и вертикальные связи, в первую очередь экономические. Были подчинённые туа, были главенствующие туа, все друг другу платили, заключали союзы, участвовали в совместных военных походах против других туа. Жизнь на острове бурлила. На вершине этой политической пирамиды располагались пятины, большие провинции самых богатых туа, державших в экономическом подчинении все остальные. Богатство исчислялось скотом и золотом. Главенствующий правитель — тот, кто может одаривать своих подчинённых более богатыми подарками. Подчинённые правители одаривают его менее богатыми подарками.

Что любопытно, хоть пятины и образованы (нетрудно догадаться) от слова «пять», их количество почти никогда не соответствовало названию. То есть обычно их было четыре, а порой бывало и шесть. Пятины не были строго закреплены за какими-то границами. Как сейчас принято говорить геополитическими терминами пятина — это некоторая область влияния. Влияния, на входившие в них туа.

Подробнее об устройстве кельтских королевств и этих сложносочинённых отношениях между ними можно прочитать в книге Френсиса Джона Бирна «Короли и Верховные Правители Ирландии».

На картах ниже можно оценить раздробленность ирландских туа.

Сакральный правитель. Во главе всякого туа находился правитель, обладавший сакральной властью, дарованной местной богиней. При нём находилась аристократия, состоявшая из военной знати, друидов и филидов. Аристократия была объединена в первую очередь кровным признаком, то есть аристократы в туа чаще всего — близкие родственники. Дети правителя не все получат титул, правителем станет только один наследник (выбираемый из аристократов в случае смерти или смещения действующего правителя), остальные дети пойдут на обучение к друидам и филидам. Также был распространён обычай отдавать своих аристократичных детей на обучение соседним королям, можно сказать «приёмным родителям». Из таких детей, с высокой долей вероятности, потом получались следующие правители. Такое обучение «у соседей» было развитием военной карьеры. Это было ещё одним способом поддержки горизонтальных связей. Сам по себе такой обычай требует отдельной статьи для подробного описания.

Школы филидов и друидов. Можно сказать, что Ирландия была образованной страной, то есть обучение и сформированные школы как явление не были для Ирландии чем-то неизвестным. Однако всё, касающееся обучения было доступно только для аристократии. При этом, хоть женщина и может наследовать (в том числе становиться правителем), однако обучение профессиям зачастую мужское занятие. Женщины и мужчины в принципе растут отдельно, получают разное образование, занимаются разным. Хотя из этого правила есть исключения, мы встречаем упоминания как друидов женщин, так и воительниц, и правительниц. Знаменитый мифологический герой КуХулин, ключевой персонаж Уладского Цикла мифов обучался боевым искусствам у женщины Скатах, и на момент формирования этих мифов это не вызывало удивления у ирландцев.

Подробнее о школах филидов, и формате обучения можно прочитать в книге Виктора Павловича Калыгина «Язык древнейшей ирландской поэзии».

Жители туа. Население делилось на свободное и несвободное, было строгое разделение на профессии, часть профессий относилась к «людям дара». Несвободное население не могло покидать пределы своего туа, женщины не могли покидать территорию туа в принципе, даже королевы. Разумеется хоть население туа и можно считать одной большой фамилией, не все в нём являются близкими родственниками правителя и имеют претензию на аристократичность. Законы Ирландии содержат огромное количество упоминаний «цены лица» или «цены чести», всякий человек имеет свою цену и одинаковые законы устанавливают разные методы наказания и платы по отношению к разным социальным классам, в зависимости от их цены. Говоря очень грубо, если правитель обидел раба, он может заплатить ему возмещение в одну копейку, если раб обидел правителя точно тем же способом, он будет расплачиваться всю жизнь… или своей жизнью. Так как цена чести у двух этих людей совершенно разная. Но это же может работать и в другую сторону. Если раб совершил бесчестный поступок — он может откупиться довольно дёшево, он раб, что с него взять? Бесчестие для правителя оплачивается очень дорого. Потерей положения, изгнанием, смертью. Он более дорогой человек, и ответственности в обе стороны у него больше, и его честь и его поступки по отношению к другим оцениваются выше.

Религия. Не смотря на идентичные религиозные представления ирландцев, в каждом туа был принят свой пантеон богов, своя отдельная семья, покровительствующая именно этой земле. Таким образом мы имеем схожие мифологические сюжеты, но с разными именами богов. Или схожие праздники, имеющие разные названия. Такие семьи могли пересекаться с семьями богов соседей. Боги покровительствующих туа (например пятин) имели влияние и на подчинённые туа. Некоторые боги имели влияние на всю Ирландию и почитались на всём острове, однако это исключение, а не правило. В политическом и социальном плане благополучие зависело от благосклонности местной богини священной власти, которая давала благополучие. Именно на ней метафизически женился правитель при его инаугурации, и такие богини в каждом Туа были свои. Например в одном местечке в Лагене (Лентере) у местного небольшого и подчинённого племени богиню королевской власти звали Брид, и на тот момент они не почиталась нигде, кроме этого местечка. Представителями религиозной власти были друиды и правители, при чём в относительно равных долях. Друид заведовал жертвоприношениями и проведениями богослужений, однако живым представителем сакральности был правитель. Он имел ключевую роль в проводимых богослужениях, так как олицетворял собой благополучие всего туа. Правитель не был сам богом, однако был женат на богине. Он был проводником благополучия между мирами.

Экономика и политика. Ирландия, не смотря на раздробленность, не была изолирована от внешнего мира. Охотно торговала с соседней Англией (Шотландцами, Валлийцами, Саксами) и с материком. Ирландские войны уходили служить наёмниками в Шотландию. Но, в основном, военные конфликты Ирландии имели междусобойный характер, то есть ирландцы воевали с другими ирландцами, занимаясь переделом сфер влияния, угоном стад коров соседей, и смытием кровью нанесённых оскорблений. Иногда ирландцы воевали просто со скуки, так как с детства были воспитаны в бесстрашии, вере в бессмертие души и героической парадигме. Война являлась не только средством для решения проблем, но и самоцелью, благородным досугом, возможностью проявить героизм и войти в легенды. Однако, по европейским меркам, в военном плане Ирландия была страшно отсталой страной, отказавшейся от использования колесниц в сражении только после прихода викингов, которые быстро доказали неэффективность устаревших методов ведения боя.

Если вы задаётесь вопросом, зачем прочитали такой подробный расклад сил в статье про христианизацию, и не приступили ещё к самой христианизации — все перечисленные факторы сыграют важную роль в дальнейшем. Можно сказать, что мы уже перечислили часть факторов, позволивших провести успешную христианизацию, ведь она проходила не в вакууме с каким-то случайным народом, а в Ирландии, именно с такими порядками, которые описаны выше.

Приход христианства

Вопреки ожиданиям здесь не будут описаны Палладий, Патрик (Патрики), Колум Килле и прочие персоналии. Они, хоть и сыграли важную роль в христианизации, на общем фоне теряются. Они проводники происходящих процессов, но сама по себе христианизация не была настолько зациклена на конкретных людях. Ключевую роль сыграли социальные процессы, и благодатная почва для христианизации. И особенно монастыри, они очень важны для нашей истории. Поначалу в Ирландии пытались основывать епископаты, как было принято тогда в Европе, но это оказалось затруднительным, ведь в Ирландии не было крупных городов, да и вообще особых городов не было. По этому христианизация острова пошла по монастырскому пути. Ирландия переполнена монастырями, их на острове поначалу было больше, чем во всей остальной Европе вместе взятой. Многие европейские монастыри основаны ирландскими миссионерами. Вообще складывается стойкое впечатление, что сама по себе концепция монастырей по большей части популяризирована ирландцами. Как они появились?

Христианство в мире. Я не самый большой знаток истории христианства, но когда исследователи описывают приход этой религии в Ирландию, упоминается, что такой приход не был случайным. Палладий не по своей воле решил вдруг начать миссию в Ирландии, его туда отправили. Это был целенаправленный план Рима, но зачем? Дело в том, что тогда, пишут исследователи, христианство Европы подвергалась угрозе со стороны всяческих варваров. И пусть страшного не случилось, но Великое Переселение Народов вполне могло перемолоть в общей мясорубке и христианство, перемолоть окончательно. На этот случай христианам требовался некий оплот для сохранения религии, в удалении от происходящего в Европе бардака. Например на каком-нибудь островке, который материковая политика мало касается, и до которого даже римляне не дошли.

Это же является и причиной массовой эмиграции учёных того времени в Ирландию, подальше от вторжений варваров. Ирландские христиане так быстро начали создавать великолепные образцы иллюминации (Келлская Книга, Книга из Дарроу, Евангилие из Линдисфарна) в том числе и потому, что их этому хорошо научили. Первая волна миссионеров, а это была именно масса миссионеров, а не одинокий Патрик, состояла в основном из иностранцев. Они становились первыми епископами.

Приход христианства в Ирландию был попыткой, весьма успешной, создать такой файл сохранения христианства на острове. Даже если на материке дела у христиан пойдут совсем плохо, ирландцы чуть погодя заново христианизируют весь материк, если им дать такие возможности. И христиане решили эти возможности дать.

Епископаты. Поначалу христианизация задумывалась привычным методом через епископаты и епископов. И первая волна миссионеров-иностранцев задумывалась епископами. Однако тут помешала политическая особенность ирландцев. Жители туа не хотели иметь дел с епископом из соседнего туа. Тогда христиане решили дать по епископу в каждый туа, и в какой-то момент на острове появилось более сотни епископов. Для христианства это не очень нормально, и с большим трудом, к двенадцатому веку, число епископатов Ирландии удалось сократить до двадцати шести. Тоже много, но помещается хоть в какие-то рамки приличия.

Что вообще такое епископат? Это некоторая область, подчинённая епископу. То есть приходит церковь в условный регион, ставит в городе церковь, и со всего этого региона люди начинают посещать эту церковь, а в ней сидит епископ, главенствующий над всем регионом.

Ещё до этого сокращения концепция епископатов в Ирландии итак провалилась, из-за отсутствия городов. Церкви ставить было попросту негде, а жители соседних туа не стремились посещать церковь где-то вне своего туа. Да и в целом в Ирландии не было традиции посещать еженедельно церкви. Другое дело монастыри, которые можно не только посещать, в них можно буквально жить. По этому было принято решение христианизировать Ирландию не через стандартное вхождение в структуры церкви с епископами, а через монастыри. Это достаточно уникальный опыт, по меркам Европы. Монастыри более автономны в плане принятия решений на местах, в монастырях можно проводить обучение, что для местного населения сыграло положительную роль, монастыри являются и местом жизни прихожан, то есть заменяют собой родовые общины. Как ни посмотри, монастыри для Ирландии были лучшим методом получения христианства.

Экономический фактор. Выше было отмечено, что все отношения между туа, и даже между людьми, имели экономический характер. Все платили всем, кто трудом, кто своей жизнью, кто скотом и подарками, а кто банально золотом. Но Ирландия относительно небольшой остров, для такого количества туа. Ресурсы на острове ограничены по естественным причинам, экономика, пусть и торгует с окружающим миром, во многом замкнута сама на себе. Приход в эту экономику внешнего игрока, к тому же невероятно богатого, разумеется влияет на политическую карту. Приходившие христиане арендовали у правителей землю под монастыри, платя за это хорошие деньги. Так как статус правителя, и его туа, зависел от его богатства, открытие нового способа получения доходов из внешнего источника хорошо замотивировало правителей местных королевств предоставлять земли под монастыри, и всячески поощрять их массовое появление. Можно сказать, что постройка монастырей в тот период стало самым популярным стартапом у королей.

В этом контексте занятным выглядит такое свидетельство:

«Св. Патрик писал в своей автобиографической агиографии The Confessio, что он с легкостью путешествовал по Ирландии, от туа до туа, хотя это было запрещено во время его миссии в Ирландии, ссылаясь на его власть и влияние как святого. Также он пишет, что люди, которых он крестил, пытались делать ему подарки, и он постоянно отказывался — но у него было достаточно денег и товаров, чтобы принести их новому королю, каждый раз, когда он встречал их.»

Пишет Эмма М. Фостер в «The Irish Theology: Formation of Celtic Christianity in Ireland (5th to 9th Century)»

Выше уже отмечалось, что Ирландия на тот момент подразумевалась местом для сохранения христианства. Но не только как учения, с лучшим, на тот момент, религиозным образованием. Ирландия стала также и хранилищем христианских денег. Миссионерам был открыт безлимитный счёт в Риме для оплаты христианизации. Задумайтесь, Ирландия времён Римской Империи была не таким уж богатым регионом, однако некоторое время спустя викинги стабильно наплывали на остров пограбить монастыри. Что они там грабили, и откуда в монастырях появились столь интересные для викингов богатства? И почему грабили недавно появившиеся монастыри, а не вековые резиденции королей? Да, условный Патрик действительно мог одарить каждого ирландского короля, и ему самому подарки были не нужны.

Произведения искусства. В монастырях же открывались, помимо скрипториев и пивоварен, мастерские. Одаривающие правителей произведениями искусства, такими как знаменитая Брошь из Тары. Всё то, что принято именовать псевдолатенским стилем, богатейшие золотые украшения из королевских кладов, создавалось в монастырях, в качестве подарков правителям.

Брошь из Тары
Брошь из Тары

Монастырское образование. Пришедшие христиане предложили населению образование. Как было упомянуто выше, сама концепция получения образования была знакома ирландцам. Отправить своего аристократичного мальчика обучаться к филидам и друидам было не то что привычно, это было невероятно почётно, и обеспечивало мальчику прекрасное будущее. Пришедшие христиане гармонично встроились в эту экосистему. Теперь аристократ мог обучаться не только на филида, но и на аббата/епископа, что тоже почётно и влиятельно. При этом они предлагали своё образование, отличавшееся от местного. Святой Колум Килле, основавший монастырь на острове Иона, знаменитейший ирландский миссионер, и сам был королевских кровей, и происходил из династии О’Ниллов. Живой пример аристократа, выбравшего религиозную карьеру.

Таким образом обучаться кинулся весь остров, от действующих филидов, которые привыкли учиться, но им открылись новые, неизвестные доселе, предметы и области наук, до несвободных людей, которых впервые допустили до возможности получать образование, и это давало шанс на какой-то карьерный рост своих детей.

С несвободными людьми интересный момент. Ведь до христианства они не могли в принципе претендовать на образование. В христианских монастырях обучаться мог каждый. Но платно. Если же у вас не было возможностей оплатить обучение, вы могли предоставить в качестве оплаты себя. То есть пойти в услужение к аристократичному отпрыску, а он, за это, оплачивал ваше обучение. При чём такой контракт был обязателен для аристократов, то есть они не могли отказаться от таких бедных «вагонеток», цепляемых к своему богатому «паровозу».

Самим же христианам предоставление образования нужно было от самых банальных причин (для того чтобы читать библию нужно уметь читать!) до более сложных (с помощью образования можно сильно влиять на целые поколения людей). Повсеместное христианское образование можно сравнить с повсеместным советским образованием в начале прошлого века в России. Это была действительно массовая акция.

Подробнее про обучение в монастырях: Golden Age of Irish Monastic Scholarship

Жизнь в монастырях. Следующий фактор тоже связан с монастырями. Ведь раньше мальчика отправляли на обучение куда-то к другим мальчикам в филидские школы, или в соседний туа на обучение в другую семью в качестве заложника. В монастырь же можно уйти всей семьёй. До сих пор монастыри в христианстве бывают мужские, женские и смешанного типа. В раннехристианской Ирландии доминировали монастыри смешанного типа, так как жить в них уходили буквально целыми семьями. Уходили сами, без всякого принуждения. В монастырской общине можно было работать и кормить свою семью. Вроде бы ты сам отдавал себя в статус несвободного жителя, но если ты и до монастыря был таким же несвободным — особой разницы не чувствовалось. Просто монастырь побогаче и кормит получше. Разумеется для жизни в монастыре нужно было принять христианство. Вот и массовая добровольная христианизация.

Монастыри жили за счёт рабов. Строительство монастырей, и их содержание стало возможным благодаря обильному использованию местного несвободного населения, попросту говоря рабов. Тогдашние монастыри были самыми большими рабовладениями острова. Сейчас это звучит ужасно, но тогда рабы были и в самих кельтских королевствах Ирландии, это никого не удивляло. В соседней Англии положение было не лучше, там монастыри тоже были основаны на рабском труде. Просто у богатых христиан этих рабов было больше. Да, экономический поток золота из континента и здесь повлиял.

Например приходившие люди, которые не могли внести пожертвование (платить) получали в монастыре рабский статус. Ничего не сказано про образование/обучение, здесь речь идёт скорее просто о проживании. Они могли жить и трудиться в монастыре, в этом статусе. В законах встречаются упоминания о том, что в монастыри отправляли преступников, также на положение рабов. Такая практика известна и в нашей стране. У нас в царские времена преступников и неугодных тоже «ссылали в монастырь».

Христианизация через аристократию. Выше описаны причины массовости христианизации, касающиеся населения. Однако всё это было бы невозможно без христианизации правящих слоёв населения. Почему пришедшее христианство было выгодно правителям, помимо золота? Здесь всё очень просто, ведь по языческим стандартам тогдашней Ирландии правитель был избираемым. Правителем не мог быть хромой, косой, раненный. Правителем не мог быть человек, уличённый во лжи и несправедливости. Но главное, никто не гарантировал детям нынешнего правителя, что они сами станут королями. Христианство же предлагало прямое наследование, от старшего сына к старшему сыну. Детям это предложение очень нравилось, так как давало предсказуемость и стабильность. Старшие сыновья получали власть по праву рождения, младшие могли убрать с пути старших и получить власть по праву рождения. Элемент выборности исчезал. Правители тоже были не против получить простую и понятную систему наследования, исключающую влияние друидов, филидов и подчинённых правителей.

Монастыри как политические центры. Выше, когда описывалась повальная аренда земель под монастыри, мы упустили один важный момент, который впоследствии сыграл большую роль. Правитель не мог распоряжаться землёй общины без согласия общины. То есть он не мог продать землю христианам, по этому сдавал землю в аренду. По этому монастыри строились рядом с королевскими фортами.

В дальнейшем правители отправляли своих детей на обучение в монастыри, это тоже уже неоднократно описывалось. Но дальше началось самое прекрасное. Правители начали назначать настоятелей в монастырях рядом со своими резиденциями. Назначать настоятелей из числа своих родственников. А то и самих себя. Христиан, особенно Рим, это не очень-то устраивало, ведь назначаемые настоятели могли быть не очень-то хорошими, или образованными христианами. По Европе ползли слухи о страшной коррумпированности ирландской монастырской системы. Например правитель из династии Оганахта, Кормак Кашельский (Cormac mac Cuilennáin), одновременно был и правителем, и епископом христианской церкви в том же Кашеле. А впоследствии стал и канонизированным святым ирландской церкви. И это совмещение должностей аббата/епископа с должностью правителя было достаточно распространённой практикой. Помните, что в языческие времена правитель сам был проводником сакральности, через свой метафорический союз с местной богиней? Христианство убрало из этого уравнения богиню, но правитель, как олицетворение главного религиозного лица, остался. И стал натурально царём-жрецом.

Количество монастырей росло, они становились средоточием власти, в них переезжало жить всё больше людей. И в какой-то момент монастыри стали главными политическими образованиями острова, практически заместив собой политические центры. Влиятельные династии (например вечно конкурирующие О’Ниллы и Оганахты) вели охоту за монастырями, чтобы через них усилить своё политическое влияние. Разные фамилии начали продвигать разные версии христианства. Точнее одно христианство, но под разными приправами.

Здесь важно заметить смену политического вектора. До христианства, как мы знаем, значения имели королевства, и сферы влияния среди королей. Самый богатый правитель имеет в подчинении чуть менее богатых правителей, которые имеют в подчинении ещё менее богатых правителей. Политической единицей оставался туа. С приходом христианства правители никуда не исчезли, но вот место туа, как политической единицы, заняли монастыри. И теперь уже правители охотились не за влиянием на правителей и туа, а за влиянием на настоятелей и монастыри. Благо на географической карте ничего не поменялось, все монастыри стояли рядом с резиденциями правителей.

Это, в итоге, привело к глобальному противостоянию Армы и Кашела, двух основных конкурирующих центра христианства.

Кашел. Резиденция правителя и аббатство.
Кашел. Резиденция правителя и аббатство.

Противостояние Армы и Кашела. Кашел, и династия Оганахта, копили монастыри на своей стороне и планировали распространять христианство через римские каноны. Так как Кашел имел крепкие связи с континентом, в Кашеле приглашённые немцы построили первую в Ирландии церковь в романском стиле.

Арма, и контролирующая её династия О’Ниллов, делала ставку на распространение христианства через культ Святого Патрика, вобравший в себя деяния исторического Патрика (кто бы это ни был), деяния ещё ряда миссионеров, которые остались в истории как собирательный Патрик, а также, в большой степени, деяния языческих героев. В частности культ святого Патрика принял в себя множество историй о герое Финне МакКулле, в которых Финн был заменён на Патрика.

Как мы уже сейчас знаем, культ Святого Патрика стал в Ирландии доминирующим, в этом противостоянии двух подходов к христианству, победил полуязыческий подход проповедования через святых, в частности через святого Патрика. Через адаптацию языческих верований под христианство.

Примерно та же история, но на юге, произошла в городе Килдар. Там также, набирающий влияние монастырь, сформировал из местной богини Брид культ святой Бригитты, впоследствии ставший известным далеко за пределами Ирландии. Местные язычники отказались христианизироваться без своей главной богини, и пришли в христианство вместе с ней. И это тоже отдельная интересная история (всё в одну статью не уместить никак).

Переписывание мифов и магические битвы. Только где-то в этот момент мы вспоминаем, что христиане начали записывать то, что ранее ирландцы передавали друг другу исключительно устно. На эту тему у нас уже есть статья «Почему ирландцы записали так много мифов». Не будем повторять её тут, но сфокусируемся на христианском моменте в этом процессе.

Христианам важно было обосновать истинность своего вероучения, при этом используя инструменты местного контингента. Сами ирландцы верили в буквальность происходящих в мифах событий. При этом по своей политеистической сущности ирландцы не отрицали наличие иных богов, в том числе христианского бога. А так как запись мифов велась исключительно в монастырях, это дало христианам хороший инструмент для установления прочного фундамента веры для будущих поколений. Если сейчас, в моменте, записать устный миф, но внести в него поправку, что все местные боги в финале неизменённой истории, признали Единого Бога христиан — это никак не повлияет на представления окружающих. Суть мифа не меняется, филиды и правители довольны, ведь сюжет сохранён, не смотря на новую христианскую вставку. Народонаселение об этой вставке даже не узнает, а если и узнает, то не придаст значения. Но лет через двести эта поздняя вставка, переписанная множество раз из манускрипта в манускрипт, станет уже истиной, в которую будут верить все слои общества.

При этом в самом народонаселении активно распространялись и пересказывались истории о том, как миссионер (впоследствии кристаллизовавшийся в коллективного Патрика) побеждает в словесной или магической дуэли друида, а то и самих богов, подтверждая своё главенство на данной территории. Это органично вписывается в представления ирландцев, ведь друиды действительно имели привычку проводить словесные (и магические) дуэли, а более сильные боги действительно могли побеждать более слабых.

Важно помнить, что такое переписывание мифов, наделение христианских святых чертами ирландских героев, или молва о магических дуэлях, не являлись ключевыми факторами для христианизации Ирландии, но тоже имели место, как дополнительный штришок к общей картине.

Выводы

Из описанного выше заметно, что христианство в Ирландии не спешило менять местные порядки радикально, действуя не через запреты, а через новые возможности, для всех слоёв населения. Через контроль над повсеместной системой образования, и текстового сохранения истории и мифологии. Через адаптацию местных традиций, и местного уклада общества на христианский манер.

Ирландия популяризировала во всём мире монастырское пиво, и вообще, с помощью монастырей, сохранило культуру пивоварения в Европе, о чём повествует замечательная глава «Союз креста и бочёнка» книги «История Пива». Уже было описано, что ирландские миссионеры основали огромное количество монастырей в Европе, и обратили в христианство множество земель. До сих пор в монастырях Европы принят устав, написанный святым Коллумом Килле.

Понятное дело, что существовали и конфликты, запрещение отдельных традиций, изменение языческих праздников на христианские, запрещение посещения источников. Но описание эволюции христианства в Ирландии потянет на отдельный большой текст, нашей же задачей было рассмотреть причины христианизации острова.

Мы охватили огромную заявленную тему, и я уверен, что внимательный и осведомлённый читатель сможет найти в этом тексте ошибки. Всё таки христианство не наш профиль, да и замахнулись мы на процессы, занявшие в истории Ирландии без малого тысячу лет, от первых миссионеров (V век) до противостояния Армы и Кашела (XIV век). Нашей задачей было обозначить общие очертания причин христианизации Ирландии, описать какие процессы этому поспособствовали, какие мотивы двигали людьми. Показать, что это был длительный сложный процесс, затрагивающий разные сферы интересов, от Римского Папы и европейского христианства, до королей и простых жителей Ирландии. Каждый получал от христианизации что-то своё, можно сказать, что те или иные плюсы могли получить все, приход христианства в Ирландию открывал новые возможности.

Так как я не профильный специалист по раннему христианству — я открыт к комментариям и поправкам, верю, что мой текст можно много где дополнить. По хорошему каждый абзац отсюда можно развить в отдельную интересную статью.

Надеюсь, что эта статья помогла читателю понять, что христианизация Ирландии значительно отличается от привычного нам, в России, понятия христианизации. И проходила она по особенному, даже по европейским меркам. Начиная от мотивов, и заканчивая методами. В любом случае этот период был намного сложнее популярного в массах представления о том, как один святой Патрик пришёл, и своим организаторским талантом сумел обратить в христианство весь остров, с помощью чудес и изгнания змей.

[Druidism.ru)