Это эссе является частью домашнего задания одного из наших учеников. Обычно мы не публикуем домашние задания в открытый доступ, так как формат заданий и публичная статья между собой несколько отличаются, опять же не все ученики хотят, чтобы что-то из нашей переписки было опубликовано. Однако в этот раз и эссе получилось достаточно информативным, и его можно было легко привести в формат статьи, и автор оказался не против публикации. Всем, кто интересуется нашими курсами будет интересно как выглядит сделанное домашнее задание у нас.
Автор: Артём
Этимология имени
Этот объект культового почитания имеет, по меньшей мере, два имени — Crom Crúaich и Cenn Crúaich. Научных трудов, утверждающих, что это разные боги, обнаружено не было. Напротив, исследователи отождествляют их, так как оба имени обозначают весьма похожих богов из одного и того же края. Слово Crúaich означает холм, кучу или насыпь. Crom — наклонный, изогнутый, скрюченный, сутулый. Cenn — голова.
Макаллох приводит такие значения имени Кром Круах: “Кривой Курган”, “Кровавая Голова или Полумесяц”. При этом Маккалох приводит точки зрения двух авторов — Вэлэнси и Д’Арбуа. Первый отождествлял Крома с Дейде, одним из Туа де Даннан, а второй, напротив, называл Крома фомором и эквивалентом Тараниса (с. 37).
Том Смит приводит варианты “Голова Холма”, а также “Наклонный или наклоняющий с холма”. В.П. Калыгин в своём словаре теонимов так же даёт дополнительный вариант перевода слова Crúaich как “кровавый”. Он полагает, что имя Cenn Crúaich является более ранним именем Крома (с. 52). Само имя Cromm он переводит как “Крюк” (с. 63).
Некоторые исследователи отождествляют Кром Круаха с Кром Дувом, однако, центры их почитания находились в разных регионах Ирландии. И, если тексты и археология связывают Кром Круаха с севером (Каван и окрестности), то Кром Дува они связывают с югом (Мунстер). Возможно их культ исторически и восходит к некоему общему образу, но традиции, связанные с почитанием, всё же отличаются. Поэтому мы будем разделять Кром Дува и Кром Круаха и посвятим этот текст последнему.
География почитания
Центром почитания Крома Круаха во времена дохристианской Ирландии была равнина Magh Slécht (другие названия — Fossa Slécht и Rath Slécht), находящаяся на территории графства Каван провинции Ольстер (до XVI века входило в состав провинции Коннахт). В центре культового пространства находился золотой идол, окружённый 12-ю каменными статуями (напрашивается параллель с Иисусом и 12-ю апостолами). Об этом повествует Лейнстерская книга, а точнее содержащийся в ней «диншенхас». То же самое можно найти в «Трёхчастном житии Святого Патрика» IX века. При этом The Rennes Dindshenchas (Старина мест) сообщают, что до прихода Патрика он (Кром Круах) был богом для всех людей, захватывавших Ирландию (Том Смит со ссылкой на [Stokes, Whitley (ed.), «The Prose Tales from the Rennes Dindshenchas» in Revue Celtique, Vol. XVI (1895), No. 85, pp. 34-35]).
Археология
Кром Круах является одним из немногих богов дохристианской Ирландии, имеющим не только текстологические, но и археологические следы своего почитания. Речь о Камне Килликлаггина (имя от места нахождения — местечка в графстве Каван). Он был обнаружен археологами в 1921 году и идентифицирован как обозначение присутствия Кром Круаха, упомянутого в Книге Магаурана (XIV век). Там говорится, что Кром стоял на обочине дороги в Кинлаверте и местные женщины дрожали от страха, проходя мимо. Правда в этом литературном памятнике в данном контексте упомянут не Кром, а Ceann Cruaiche, что свидетельствует в пользу тождества этих имён.
Фольклор
Хроники Ирландии, известные как The Irish Annals, содержат запись, относящуюся к году 3656.2 (1544 до н.э.). Вот что она гласит:
«Именно Тигернмасом впервые было выплавлено золото в Ирландии, в Фойтре-Эйртир-Лиффе. Его выплавил Уахан, создатель Фяры Кулань. Именно им в Ирландии впервые были покрыты золотом и серебром кубки и броши. Именно он окрашивал одежду в пурпурный, синий и зеленый цвета. Именно в его правление излились три черные реки Ирландии: Фувна, Торанн и Калланн — их имена. В конце этого года он умер вместе с тремя четвертями ирландцев вокруг него на собрании в Ма Слехт, в Брефне, во время поклонения Крому Круаху, главному идолу поклонения в Ирландии. Это произошло именно в ночь на Саунь. Равнина была названа из-за того, что жители Ирландии преклонили колени перед Тигернмасом здесь.»
Эту историю часто вспоминают в связи с вопросом, был ли Кром Круах собственно кельтским богом. Том Смит пишет, что “Кром не кажется кельтским богом, потому что тексты трактуют его иначе, чем кельтских богов. К идолу всегда относятся со страхом, трепетом или ужасом, тогда как к кельтским богам, таким как Лу, относятся больше как к воинам, героям, королям, художникам или ремесленникам. Даже к Дейде, который должен был быть отцом кельтских богов, часто относились с забавой или презрением, а не с трепетом или ужасом”. Тем не менее, Кром Круах появился в Ирландии, возможно, даже раньше кельтской культуры.
Тексты, упоминающие Кром Круха, были написаны уже в христианскую эпоху и большинство исследователей видит в них христианский след. Дело не только в том, что победу над Кром Круахом приписывают святому Патрику, который разбил его культовое место кувалдой (странный мотив, возможно он был взят из дохристианских легенд и приписан Патрику). Есть точка зрения, что тексты намеренно демонизируют Кром Круаха, приписывая древним ужас перед ним и рассказывая о приносимых ему человеческих жертвоприношениях. Вполне допускаю, что тексты могут, что называется, “сгущать краски”, но вряд ли они приписывают Кром Круаху то, чего совсем не было. В то же время не исключено, что было некое противостояние между туа, почитающими разных богов, поэтому страх мог быть вызван “демонизацией” Кром Круаха сторонниками других пантеонов. И этот сюжет, в котором Патрик разрушает идол, вполне мог изначально происходить и не с Патриком, ведь известно, что Патрику приписывают некоторые сюжеты из Цикла Фениев. Но всё это предположения.
Кром Круах популярен у современных ирландских неодруидов (The Celtic Druid Temple), которые репрезентируют его в образе змея. Это, скорее всего, связано с тем, что одним из чудес Святого Патрика называют то, что он изгнал с острова всех змей. В то же время именно Патрик разрушил идол Кром Круаха молотом. Такой образ есть и в современной популярной культуре. Мультипликационный фильм The Secret of Kells изображает Крома Круаха в образе злого змея-дракона. Однако именно змей в Ирландии не водилось ни во времена Кром Круаха, ни во времена Патрика.
Также в сагах о Конане-варваре главный герой почитает бога по имени Кром.
Вопрос о жертвоприношениях
Том Смит считает, что есть отдельные независимые параллели с доисторических времен вплоть до XX века в Ирландии. Лебор Габала Эренн (Lebor Gabála Érenn) приводит несколько рассказов о том, как фоморы требовали ежегодных жертв в размере двух третей всего произведенного немедианцами. Многие из «Житий» ирландских святых содержат требования о дани. Например, «Жизнь святого Нейла» из Кинаули, графство Фермана (псевдоним святого Наталиса Ольстерского), дает представление о подношениях духовенства. После крещения принца Луана Сент-Нейл требует определенных подношений. Том Смит вспоминает войну десятины в Ирландии между католической и англиканской церквями и полагает, что некогда война десятины могла иметь место между друидами и христианским священством.
В остальном не существует каких-либо независимых свидетельств, позволяющих прояснить вопрос человеческих приношений Кром Круаху. Археологи пока не обнаружили явных следов ритуального убийства на останках в Ма Слехт.
Причины выбора Крома Круаха для эссе
- Наличие археологических источников;
- Объект критики со стороны христианских источников;
- Популярность у ирландских неодруидов;
- Спорное происхождение.
Использованные источники:
Материалы сайтов:
wikipedia.org/wiki/Crom_Cruach ;
wikipedia.org/wiki/Killycluggin_Stone ;
web.archive.org ;
shee-eire.com ;
https://www.celticdruidtemple.com/
Калыгин В.П. “Этимологический словарь кельтских теонимов”
Маккалох, Дж. «Религия древних кельтов»
Роллестон, Томас «Мифы, легенды и предания кельтов»
Slavin, Michael “the Book of Tara”
Олдхаус-Грин, Миранда “Кельтские мифы”
Том Смит The Irish God «Crom Crúaich of Magh Slécht» : a review of the sources