Ла Эль Бридже в Шотландии

Linnen
2021

Праздник Ла Эль Бридже (1 февраля или 13 февраля по старому стилю) своими корнями восходит к кельтскому празднику «Имолаг» или «Овель» и связан он не только с Брид, но и с периодом наступления весны, началом сельскохозяйственных работ, а также началом лактации у овец и коров. Согласно глоссарию Кормака слово «овель» — это «время, когда к овцам приходит молоко», однако сейчас распространено мнение, что оно просто означает «доение».

Не известно, всегда ли Брид, в качестве богини, ассоциировалась с этим праздником до того, как христианская церковь ввела её в ранг святых, однако, богатый фольклор, в котором показана связь богини с коровами и молоком, свидетельствует о связи языческой и христианской традиций.

Начало лактации, появления ягнят у овец, а позднее и у коров телят означало, что голодная зима позади, поэтому естественно, что традиции праздника сфокусированы на молоке и молочных продуктах. Для древних ирландцев и шотландцев появление большого количество ягнят служило своеобразным маркером, что и весь год будет весьма урожайным. Однако, важным условием для выращивания сельскохозяйственных культур является погода, поэтому неудивительно, что в день праздника всегда старались предсказать погоду на весну. В шотландских стишках и поговорках, например, сохранились такие строки: «Если день ясный, будет две зимы». Считалось, что если на праздник Брид солнечный и ясный день, сохранится зимняя погода, а если день пасмурный, то весна будет теплой.

В начале ХХ века Дональд Александр Маккензи писал, что на праздник совершались приношения «земле и морю». На землю выливали молоко, а в море опускали овсяную кашу, чтобы повысить улов рыбы.

Александр Кармайкл дает более подробное описание праздника. Группа молодых девушек, Банал Бриде, наряжали куклу из снопа, Бриджак (Маленькая Бриде). Ее украшали пестрыми раковинами и камушками, а также сезонными цветами: подснежниками, примулами и одуванчиками. Одуванчики в Хайленде называют растением Брид, которое питает молодых ягнят. После этого девушки надевали белые одежды и, распустив волосы, что символизировало их незамужний статус, шли с куклой от дома к дому и собирали угощение на праздник Брид, как правило, сыр, лепешки (Баннок Бриде) и масло. Обойдя все дома, они возвращались туда, где намечался праздник и запирали дверь. Юношей сначала не пускали, им приходилось стучаться и убеждать девушек их впустить, а к вечеру начиналось веселье с танцами.

Взрослые женщины тоже не оставались без дела. Помимо приготовления Баннок Бриде, они также изготавливали Ляба Бриде, Ложе Брид, в форме продолговатой люльки, в которое клали соломенную куколку, изображающую Брид. Её также богато украшали и клали в ложе белую, очищенную от коры, палочку березы, она считалась посохом или волшебным жезлом Брид, который богиня использовала, согласно фольклору, чтобы пробудить к росту растения после зимы.

Пепел в камине тщательно выравнивали, а на следующее утро смотрели, есть ли какие-то неровности на пепле. Следы означали, что Брид благословила семью, скот и семена на грядущий период. А если ничего не было, это считалось дурным знаком, тогда в камине сжигали приношения и травы.

Как мы видим, все эти обряды сугубо женские, это логично, так как мужчины не были вовлечены в работу, связанную с производством молочным продуктов.

Есть и другая традиция праздника Ла Эль Бридже в Шотландии. Она связана со змеями и представляет собой небольшой ритуал, смысл которого сейчас утерян. Согласно описаниям Кармайкла и Кэмпбела, в этот день просыпаются змеи, в первую очередь, гадюка, единственная ядовитая змея в Шотландии. Становится уже достаточно тепло, земля прогревается и змеи выползают на поверхность. Один из ритуалов носит, вероятно, защитный характер, гольф наполняется торфом и углем из очага, символизируя змею, его кладут на пороге и бьют камнем или каминными щипцами по «голове» трижды со словами:

Рано утром на праздник Брид,
Змея выйдет из норы,
Не трону я змеи,
Змея не тронет меня.

(В некоторых версиях слово «змея» заменено на слово «королева»)

Рональд Блэк предположил, что змея представляет собой дух зимы, который не спешит сдаваться, поэтому непогода, шторма и похолодания могут возвращаться вплоть до равноденствия, как пишет Кармайкл, «Пока, Брид не опустит свои белые руки в озера и реки, еще скованные льдом, тогда Ледяная Старуха уснет до той поры, пока не закончатся лето и осень». Если рассматривать образ змеи этой точки зрения, то возможно, что этот обряд проводился для защиты от вредоносного зимнего духа.

По материалам http://www.tairis.co.uk/

[siteorigin_widget class=»Su_Widget»][/siteorigin_widget]
Druidism.ru