Народная медицина Шотландии середины 19 в.

Причины болезней
Вера в насланные на кого-то болезни была широко распространена. Сила насылать болезни была не у всех, но в каждой области был один или несколько человек, которые обладали этой ужасной силой. Никто не был достаточно глуп, чтобы отказать такому человеку в услуге, чего бы она ему ни стоила.

Существовало два способа наслать болезнь на человека. В первом случае, из воска делали маленькую фигурку человека и клали её у камина, чтобы она очень медленно таяла. В таком случае мужчина, женщина или ребенок, которого изображала фигурка, медленно чах от длительной болезни. Во втором случае делали фигурку из глины и втыкали в неё булавки, затем клали её в очаг среди горячего пепла. Когда фигурка высыхала и превращалась в пыль, медленная болезнь сжигала жизнь несчастной жертвы.

Злой глаз
Некоторые владели силой сглаза. Считалось, что эта сила присуща некоторым семьям и передается одному или нескольким членам семьи из поколения в поколение. Сила применялась по желанию обладателя против того, кто вызвал его недовольство, или по желанию заказчика, который хочет отомстить своему врагу и платит за эту услугу.

Молитвы
Был и такой класс людей, чьи проклятия, или, как их обычно называли, «молитвы» были очень страшны, таких людей очень опасались и старались не вызвать их недовольства. На того несчастного, кто послужил причиной их гнева насылались разные беды, в зависимости от типа «молитв».

Сглаз
Молитва без меры, молитва с изумлением или завистью вызывала беду или несчастный случай.

Сокрытая могила
Если пройти по «сокрытой могиле», на теле появится сыпь.

Внезапные новости, испуг
Считалось, что внезапные новости или внезапный испуг смещают сердце, после чего следует длительная болезнь.

Лекари
По всей стране были мужчины и женщины известные своей тайной мудростью, посредствам которой они могли вылечить практически любую болезнь человека и животного. Обычно, когда надо было проконсультироваться с таким мужчиной или женщиной, то выбирали того, кто живет в отдалении.

В некоторых семьях способность исцелять определенные болезни передавалась из поколения в поколение одному или более членам семьи.

Например: одна семья могла лечить только бельмо в глазу. Когда член этой семьи применял свои способности, он доводил себя до крайней степени мышечного напряжения и возбуждения, капли пота капали с его лица и волос, пока он водил руками над больным глазом и повторял на гэлике вот эту формулу, которую мы приводим в переводе: «Чары, что Великий Исток сотворил для правого глаза своего доброго сына: забери бельмо из глаза и положи его в мою руку».

В других семьях могли лечить сломанные конечности, в третьих вывихи или растяжения. Казалось, что пальцы этих людей специально созданы, чтобы служить этой цели. Чудесны истории людей о растянутой лодыжке или вывихнутом запястье, которое в короткое время вновь стало сильным после длительной болезни, благодаря лечению «умного» мужчины или «умелой» женщины, у которых есть «дар».

Некоторые претендовали на то, что у них есть дар «зачаровывать» болезни. На таких людей церковь накладывала анафему, после того, как их дела раскрывались.

«12 апреля 1637. Изобель Малькольм, прихожанка из Ботари, вызвана в суд за колдовство, допрошена и созналась, что колдовала двадцать лет, от нее потребовали назвать имена тех, кого заколдовала, она назвала Джин Руддерфирд, супругу Джеймса Гордона в Торрисойле, и … Иннес, супругу Джона Огилви из Милтауна, она созналась, что заколдовала обоих этих джентльменов на зачатие ребенка, и она созналась, что заколдовала всех бездетных в Баде в приходе Рувена. Изобель продолжала в надежде, что её признают еще более виновной. Судья мистер Роберт Джеймсон, сообщил, исходя из услышанного, что женщина колдовала, и поднял её из-за стола, хотя она намеревалась продолжить беседу».

Предполагалось, что некоторые женщины умеют лечить фурункулы. И если фурункул долго не созревал, то звали такую женщину, и надеялись, что фурункул лопнет под её рукой, или же в ближайшее время.

Говорили, что ребенок, рожденный после смерти отца, обладает даром лечить практически любые болезни, и для этого ему надо лишь взглянуть на пациента.

Широко было распространено мнение, что некоторые люди, особенно женщины, глядя в зеркало, могут увидеть лицо человека, который в состоянии наслать болезнь на врага или на его ребенка. Когда такой человек предлагал свои услуги, его предложение отклонялось и оставалось только найти лекарство.

Около тридцати восьми лет назад около Бродфорда в Скае жила мудрая женщина, известная своими исцелениями. Вот одно из них. Один горец заболел и быстро угасал, что едва не скончался. Лекарства не помогали, и смерть уже казалась близкой. Наконец, было принято решение отвести его к мудрой женщине. Два его брата отнесли пациента в лодку у Стром Ферри. Когда лодка достигла Бродфорда, его переложили в телегу и отвезли к дому женщины. Примерно за сотню ярдов от дома процессию встретила та самая женщина. Она обратилась к пациенту по имени, хотя не была знакома ни с ним, ни с его семьей. В то же время она сказала, что он слишком затянул свой приезд, но все будет в порядке, а если бы он задержался еще на три дня, то его пребывание на земле уже бы закончилось. Она проводила его и братьев в свой дом, накрыла на стол все самое лучшее, что у неё было: свежее молоко, хлеб и сыр. Не смотря ни на что, пациент поел хорошо. Ничего не было сделано, по крайней мере, что трое мужчин могли заметить, но женщина сказала, что больной, сойдя с лодки, пойдет домой сам. Уезжая, он спросил женщину, может ли она сказать, кто навел на него болезнь. Она ответила, что с лёгкостью ответит на этот вопрос, сделала это его соседка. Она наказала ему попросить его сестру, назвав при этом её по имени, хотя ни разу не видела её, и никто из братьев не упоминал её имени в присутствии женщины, налить все молоко, какое есть в доме, в котелок и поместить над огнем. «Вскоре придет женщина и попросит разрешения опустить руку в молоко. Это и есть та женщина, что причинила тебе зло». Трое братьев вернулись в Бродфорд, взяли лодку, переправились на другой берег. Пациент пошел домой сам. Наказ мудрой женщины о молоке был выполнен, и вскоре после того, как молоко было помещено над огнем, в дом торопливо вошла соседка и попросила разрешения опустить руку в молоко. Пациент вскоре восстановил свое здоровье и дожил до старости.

У мудрой женщины была дочь. Когда женщина оказалась на смертном одре, она позвала дочь и сказала, что конец её близок, и что она желает передать ей секрет её силы. Дочь отказалась принять его, сославшись на то, что собирается прожить жизнь в одиночестве, и ей некому будет передать дар. Женщина сказала, что не может больше никому его доверить, кроме плоть от плоти своей. Так эта сила умерла.

Артефакты

Некоторые вещи, приобретенные определенными семьями, давали способность излечивать заболевания разного рода у людей и животных, а другие приносили процветание в семью. Наиболее известный предмет, дающий силы на исцеление – это «Шар Уиллокса и Узда».

«Шар» — это половина стеклянного шара, истинное предназначение которого уже сложно разгадать. Он был скрыт бессчетное количество веков в сердце камня, и был вырезан оттуда фейри и отдан много поколений назад предкам его теперешнего владельца в качестве платы за добрую службу.

«Узда» — это небольшой медный крюк, который, как говорят, срезали с уздечки келпи. У этого келпи была привычка появляться в виде прекрасного черного коня с прекрасной сбруей на часто посещаемой дороге в Шотландии. Своим привлекательным видом он приманивал неосторожных путешественников, забиравшихся на него верхом. Как только неосмотрительная жертва садилась в седло, как лошадь неслась со скоростью урагана и ныряла в самую глубокую часть озера Лох Несс, а всадника больше никогда никто не видел. Долгое время келпи продолжал эту жестокую игру, принося горе во многие дома. Но однажды «и его день подошел к концу». Однажды вечером один смелый горец возвращался домой

«Напевая старую шотландскую песнь,
Сердито осматриваясь из осторожности,
Чтобы призраки не застали его врасплох»

и услышал шаги лошади. Вскоре рядом с ним оказался прекрасный конь. Горец знал, что это был за конь, и что он может сделать. Конь применил все свои уловки, чтобы заставить горца взобраться на него, но потерпел неудачу. Затем он взбесился и попытался искусать мужчину и затоптать копытами. Храбрый горец уклонился от атаки врага, а затем достал свой меч во имя Отцы, Сына и Святого Духа и своей сильной рукой ударил создание по голове. От удара отвалился этот маленький крючок. Не смотря на то, что было темно, горец его заметил и со скоростью молнии поднял с земли. Мужчина поспешил прочь с даром, так как знал что это за дар, и убежал, спасая свою жизнь. Келпи его преследовал, но каким-то образом скорость его сильно снизилась. Не смотря на истощенные силы келпи, это все равно была страшная погоня. Мужчина достиг своего дома, открыл дверь, закинул «Узду» внутрь, крикнул, чтобы её спрятали, и истощенный упал на пороге. Келпи опоздал и навсегда исчез, оставив после себя то, что принесло столько пользы мужчине. Обладатель «Шара и Узды» должен был взять воду, сначала положить в нее «Шар», повернуть три раза, произнося при этом «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», затем «Узду», произведя с ней те же манипуляции, и вода получала целительные свойства. Меч, который вершил добрые дела, крутили над водой, произнося те же слова.

Некоторые такие предметы могли излечивать только одну болезнь. Маленький шар со сквозной дырочкой, сделанный из шотландского горного хрусталя, который находится во владении нынешней семьей, по крайней мере, шесть поколений, обладает силой лечить болезни глаз. Ему было дано название «глазное дно», и считается, что он содержит в себе все цвета глаз. Ни при каком условии нельзя допустить, чтобы он упал на землю. Если положить его в смесь молока и воды, то образуется лосьон, который лечит все болезни глаз.

Янтарная бусина, которая получила название «лаамер», обычно использовалась, чтобы убирать сор из глаз людей и животных. Ожерелье из янтарных бусин носили, чтобы избежать глазных болезней.

Священные источники, часовни и камни

Существовало несколько источников, чьи воды, как считалось, излечивали все виды болезней. К некоторым паломничества совершались круглый год, а к другим только в определенные сезоны. Вокруг некоторых лежали камни, которые изображали, насколько это возможно, части человеческого тела, и назывались по названию частей тела. Пациент делал глоток воды из источника, омывал больную часть тела, затем тщательно втирал воду в камень, представляющий эту часть тела, если заболевание было локальным. Иногда желающий исцелиться оставлял у источника булавку, пуговицу или монету, либо же отрывал лоскут своей одежды и вешал на ближайшем дереве или кусте. Никто никогда не забирал и даже не прикасался к тому, что было оставлено у источника. Ребенка или человека не знакомого с обычаями тщательно предостерегали ничего не забирать и не трогать, рассказывали, почему там лежат эти вещи, и что если их забрать, то болезнь того, кто их оставил, перейдет к тому, кто забрал.

На ферме Алтхаш есть такой источник. Он расположен внизу крутого склона холма в глубоком овраге на юг от Фочаберса. Изначально он находился на вершине этого холма на территории фермы. Однажды один беспринципный человек выказал источнику жуткое пренебрежение. Еще не наступило следующее утро, как источник поменял свое местоположение и забил в полную силу там, где он находится сейчас.

Здесь стоит отметить, что люди верили в то, что источник меняет свое местоположение, если был осквернен, и что очень опрометчиво стараться его вернуть, углубляя или отстраивая колодец, или стараться пустить его воды в другую сторону. Рано или поздно вода все равно будет течь так, как захочет.

Первые три воскресенья мая были основными днями посещения этого источника, а самое первое воскресенье было самым главным днем. В эти дни со всего региона люди, страдающие от разных заболеваний, или те, кто считал, что чем-то болен, шли к источнику, чтобы испить его вод и омыться ими. Многие, тем не менее, совершали паломничество просто ради удовольствия, в особенности холостая молодежь.

Источник Ферган, как говорят, назван так по имени св. Фергуса, и находится на юго-восточном склоне Кнок Ферган, высокого холма на западном берегу реки Эйвон напротив дома пастора Киркмайкла. Первое воскресенье мая и Пасха – были главными днями для посещения этого источника. Люди окрестных приходов, в особенности, страдающие заболеваниями кожи, или с открытыми ранами, приходили в эти дни на источник, чтобы выпить его воды и омыться. Люди приходили к источнику в полночь, а пить воду и омываться начинали на рассвете. С собой тоже уносили немного воды. Паломничества совершались до конца сентября, так как считалось, что потом целебные силы источника уменьшаются. Визиты после сентября стали совершаться позднее.
Уолок Кирк было прибежищем тех, кто хотел излечиться. Это была церковь старинного прихода Думета, который сейчас является частью прихода Гласса. Эта церковь была посвящена святому Уолоку. Церковь и кладбище располагаются на берегу Деверона, у замка Белдорни. Святой источник находится возле церкви. Там же расположены два пруда, которые называют ваннами, они образованы рекой, которая течет между двух скал. В них купаются в надежде исцелиться. Там же матери купают своих больных детей в полной уверенности, что это поможет им. Май был временем, когда купания особенно эффективны. Церковь вмешалась и запретила ритуалы, проводимые там.

«Атт. Гласс, 7 июня 1618 г. Предписано запретить производить захоронения у церкви и осудить суеверия в Уолок Кирк»

Роузмарки – источник к югу от города Бакки, знаменитый своими целебными водами. Современные владельцы фермы, на территории которой находится источник, закрыли его. Не так давно несколько матерей из Бакки, чьи деты были беспокойными, пробрались к месту, где был источник, выкопали там яму, и она сразу наполнилась водой. Детей искупали в этой яме, и как только матери поместили их на спины, чтобы нести домой, так они сразу же крепко уснули, и «с тех пор они толстели и круглели».
Часовни тоже, как считалось, были способны излечивать от болезней.

«Питер Уот, вызванный этим днем за паломничество в часовню у вод Спей, признал свою вину. Предписано принести покаяние и заплатить четыре монеты штрафа.

Агенс Джек, вызванная этим днем за паломничество в ту же часовню, призналась, что ходила в часовню с больными женщинами, но принесла клятвы, что не совершала там никаких суеверных обрядов. Ей предписано принести публичное воздержание и воздержаться от подобных паломничеств».

Не только источники и часовни были объектом паломничеств, но и камни.

Клах-на-бан (камень женщин) – огромный гранитный камень на вершине Мел-Йанай (Песчаный Холм), холма на восточной стороне Гленэйвона. Рядом с верхней частью камня под воздействием воды образовалось небольшое углубление, напоминающее форму кресла. Женщины накануне родов поднимались на этот холм, забирались на камень и садились в это углубление, веря, что это действо сделает роды быстрыми и удачными. Незамужние женщины совершали тот же обряд в надежде, что это поможет им найти себе мужей в ближайшее время.

Способы лечения

Сглаз
Идите к броду, где пересекается мертвое и живое, наберите воды, вылейте её в емкость тремя резкими движениями через перекрещенный шиллинг, а затем обрызгайте этой водой жертву сглаза во имя Отца, Сына и Святого Духа

Наговор
Лейте воду через перекрещенный шиллинг, выпейте три глотка этой воды, а остальное должно быть захоронено вместе с шиллингом. Излечение последует.

Болезнь сердца
Пациент садился и на его голову ставили сито для муки, в это сито на голове в форме креста клали гребень и ножницы, а поверх них сосуд, трижды оплетенный лозой, в который наливали воду. Затем медленно капали в сосуд с водой расплавленным свинцом. Среди кусочков свинца затем тщательно искали такой, который больше всего напоминает форму сердца. Если такой кусочек находили, то его тщательно заворачивали в ткань и отдавали страдающему, который должен был носить его с собой постоянно. Если с первого раза найти кусочек не удавалось, то свинец заново расплавляли и процедура повторялась до тех пор, пока не найдут кусок в форме сердца.

Другой способ был более замысловатый. Оператор, обычно пожилая женщина, известная своим даром лечения, ставила на голову пациента сито. А на сито сосуд, трижды оплетенный лозой, так как никакой другой для этого не годен. На дно сосуда клали гребень, а воду лили через одно из колец ножниц. Свинец расплавляли и медленно капали через то же кольцо. Когда был найден кусочек в форме сердца, пациент делал три глотка из сосуда, а остальной водой омывал руки и лицо, затем эту воду выливали там, где мертвое и живое пересекаются, то есть на дороге. Пациент мог либо захоронить кусочек свинца на границе земель двух лордов, либо хранить его у себя, обязательно под замком. Во время всего процесса оператор повторяет слова: «Пусть все покинет это место, пусть Всемогущий в своей милости радуется».

Сонная лихорадка
Это была болезнь, которая получила название «сонная лихорадка». Проявлялась она в том, что пациент все время хотел спать и не хотел ни в чем участвовать. Также говорили о всяком, кто был ленив на работе. Считалось, что болезнь «сидит» в одной из конечностей. Выявление и лечение болезни было следующим: брали носок пациента и клали на плоскую поверхность, шерстяную нить клали поперек носка, чтобы концы оставались с двух сторон от него, выше мыска. Затем носок заворачивали от мыска к верху так, чтобы концы нити свободно свисали с двух сторон. Этот носок трижды крутили над каждой частью тела против движения солнца, начиная с головы, затем над левыми конечностями и так далее. Когда носок крутили над пораженной конечностью, то нить меняла свое положение, с наружной стороны во внутреннюю, а если крутили над здоровой, то нить сохраняла свое положение. Процедуру повторяли трижды в абсолютной тишине, а затем нить сжигали.

Другой способ был такой: человек, обычно женщина, что «искала болезнь», шла к броду или мосту, где пересекается мертвое и живое, между солнцем и небом, обычно в сумерках, и брала три камня. Камни олицетворяли голову, сердце и туловище, и получали соответствующие имена. Эти камни клали на всю ночь на горячий пепел домашнего очага. Утром их доставали из пепла и один за одним кидали в таз с водой. Камень, который при падении в воду издавал самый громкий звук, обозначал часть тела, где находилась болезнь. Процесс повторяли три ночи подряд. Обнаружение болезни было также и лечением.

Эпилепсия
Лечение этой болезни было разнообразным.
При первом приступе одежду с пациента сразу же срывали и сжигали на том месте, где он упал.
Страдающему давали надеть нестиранную рубаху в которой кто-то умер, и он должен был её носить.
Кровопускание из левой руки при первом приступе излечивало болезнь.
Если доктор выпивал кровь, пущенную из руки своего первого пациента при первом приступе, то это излечивало больного.
Любой, кто видел болезнь впервые, мог выпить кровь из мизинца пациента, и это его излечивало.

Рахит
Болезнь лечили «лежанием» Было два способа лечения ребенка. Один был гораздо сложнее другого.
При более простом способе оператором был кузнец, при более сложном требовалось три кузнеца с одним именем.
При простом способе ребенка несли в кузницу. Там наполняли бочку водой. Воду в бочке нагревали, кидая в нее куски горячего железа, до температуры, комфортной для купания. Затем кузнец брал ребенка у матери и окунал его в воду, а также давал ему выпить немного воды.

Более сложный процесс выглядел так: ребенка до восхода солнца несли в кузницу, где работали три кузнеца с одним именем. Один кузнец купал ребенка в отработанной в кузнице воде. Затем маленького пациента клали на наковальню, и через него передавали все инструменты кузницы, спрашивая об их использовании. Затем следовало второе купание. Если взымалась плата, то эффект от «лежания» пропадал. Все три кузнеца должны были участвовать в процессе.

Прострел, ревматизм и растяжения
Тот, кто родился ногами вперед, обладал силой лечить все виды прострелов, ревматизма и растяжений растирая больные места или топчась на них. Особая добродетель была в ногах такого человека. Те, кто родился подобным образом, часто использовали эту силу для своей выгоды.

Вода, в которой варили ската, считалась отличным лосьоном, который использовали при растяжениях и ревматизме у людей, подагре у свиней и «хрусте» у скота.

Коклюш
Отвар из экскрементов овцы был лекарством от этой болезни. То же лекарство применялось при желтухе.
Также эффективным средством считалось, есть из ложки, сделанной из рога живого животного.
Глоток воды из углубления в отдельно стоящем камне мог излечить эту болезнь.
Пациента надо привести в дом замужней женщины, чья девичья фамилия совпадает с фамилией её мужа, и если больной съест что-то в этом доме, то быстро выздоровеет.
Если пациента отвести на землю другого лорда, то болезнь останется там.
Первого встречного человека верхом на белой лошади надо спросить: «Что является лекарством?» — и что он назовет и будет лекарством. Если больного трижды пронести под животом у пегой лошади, то болезнь улетит.
Молоко осла было эффективным лекарством.
Поездка верхом на осле излечивала болезнь.

Болезнь глаз
Поймайте лягушку и лизните ей глаз. Тот, кто лизнет ей глаз, сможет слизывать языком любые глазные болезни и таким образом их лечить.

Рожистое воспаление или «рожа»
Один из методов лечения – покрыть место воспаления куском ткани пурпурного цвета. Другое средство от болезни – использование «Травы Роберта» (Geranium Robertianum — герань Роберта), чьи стебли, листья и цветы красного цвета. Это, несомненно, принцип притяжения подобного к подобному.

Ожог крапивой
Эффективное средства от ожога крапивой это слизь внутри черешков молодых листьев обыкновенного щавеля.

Стригущий лишай
Самое распространенное лечение этого заболевания – втирание в пораженную область серебра. Способы втирания были различными.

Пронести новый шиллинг трижды вокруг крюка, плюнуть на шиллинг натощак, а затем втирать в пораженную область. Некоторые в дополнение к этому роняют шиллинг сквозь рубашку больного прежде чем втирать.
Другой способ, сначала измерить больной участок, а затем втирать шиллингом.
Другое средство – натирать больное место серебряными часами.
Возможно, лекарством от стригущего лишая был отвар молочая (Euphorbia helioscopia).
Седьмой сын в семье, не имеющий дочери, мог излечить болезнь. Перед крещением ему в руки клали червяков, и он мог вылечить человека просто растирая поврежденное место руками. Распространенно было поверье, что такой человек является врачом от природы.

Зубная боль
Считалось, что некоторые люди наделены силой излечивать зубную боль отпускающим заговором, которому болезнь не могла противиться. Считалось, что зубная боль вызвана червями в корне зуба и называлась просто «червяк». Вот простые слова, которые писали на куске бумаги и носили на теле, что обеспечивали излечение:

«Пётр сел на камень плача,
Мимо проходил Христос и спросил: «Что у тебя болит, Пётр?»
«О, мой Господь, мой зуб болит»
Христос сказал: «Встань, Пётр, твой зуб больше не болит!»

Были такие люди, что приноровились продавать это заклинание. Бумажки держали наготове и в нужный момент продавали.
Ступайте на кладбище, где вырыта могила. Возьмите череп с зубами и вырвите из него зуб своими зубами. Выздоровление последует.

Ступайте между солнцем и небом на брод, где пересекается мертвое и живое, зубами поднимите камень, и зубная боль отступит.
Лечением от зубной боли было пойти к ручью или реке, зубами вынуть оттуда камень, положить его в гробницу. Когда камень начнет разрушаться, то и зуб начнет, и будет разрушаться так долго, как камень.

Если у ребенка первый зуб прорезается в верхней десне, то у него будет короткая жизнь. Отсюда:

«У ребенка зуб прорезался вверху
Никогда я не увижу его свадебный наряд»

Детей предостерегали от облизывания впадин от выпавших молочных зубов, потому что если их облизывать, то коренные зубы будут кривыми.

Люди верили, если у детей болят молочные зубы, то коренные болеть не будут.

Бородавки
Идите на место, где встречаются четыре дороги, поднимите камень, вотрите пыль с нижней части камня в бородавку и повторяйте слова:

«Я одна, бородавки две,
Первая появившаяся заберет остальные»

Бородавки исчезнут в короткое время.
Потрите бородавки обычной улиткой.
Лижите бородавку каждое утро после пробуждения, и она быстро исчезнет.
Помойте бородавку водой собранной в выбоине старого лежачего камня.
Потрите бородавку куском металла, заройте металл и бородавка исчезнет.
Пусть бородавку потрет отец незаконнорожденного ребенка, но он не должен знать о том, что трет бородавку.
Нарежьте столько узлов с соломинок, сколько бородавок, захороните их в земле, между солнцем и небом, когда узлы начнут гнить, то бородавки будут уменьшаться, пока не исчезнут.
Сложите в мешочек столько зерен ячменя, сколько бородавок, и оставьте на общественной дороге. К тому, кто найдет и откроет мешочек, перейдут все бородавки.
Особое внимание уделялось, если бородавка кровоточила, нельзя было допустить, чтобы кровь попала на другие части руки, потому что тогда, как считалось, там появятся новые бородавки.

Икота
Следующее заклинание повторяли, чтобы избавиться от икоты:
«У меня один любимый, икоты две,
Когда любимому я нравлюсь,
Икота уходит»

Notes on the Folk-Lore of the North-East of Scotland
by Walter Gregor [1881]Chapter VIII. Leechcraft

[siteorigin_widget class=»Su_Widget»][/siteorigin_widget]
[Druidism.ru)