Шин — традиционные чары и обряды благословения и защиты

Если язык проклял тебя,
Сердце благословит;
Если дурной глаз причинил тебе вред,
Желание поможет тебе;
Шиворот навыворот и вверх дном,
Сильную трясучку и болезненное увядание
На их ягнят и телят
На девятью девять лет

«Кармина Гаделика»

 

Шин — традиционные чары и обряды Ирландии и Шотландии, которые призваны обеспечить защиту дома, людей и скота от дурного намерения, влияния фейри и колдовства ведьм, а также привлечь удачу и благословение, щедрый урожай или богатый улов.

Слово «шин» в современных ирландском и шотландском языках происходит  от древнеирландского «sén», что означает «чары, заклинание, благословение, удача». Это слово описывает как устные, так и материальные формы чар. При чем на Британских Островах «чарами» обозначались не только заклинания и магические практики, но и созданные руками человека обереги из природных материалов. Такие чары до сих пор являются неотъемлемой частью календарной обрядовости и народной магии.

В дни праздников Колеса Года действия, призванные защитить от влияния сверхъестественных сил, которые были особенно сильны в это время, были важной составляющей ритуалов. Считалось, что чары и благословения, произнесенные во время точек перехода Колеса Года, особенно сильны, так как к их работе «прикладывают руку» не только силы нашего мира, но и помощь предков, и других доброжелательных обитателей иномирья, а порой и богов (как, например, в чарах, обращенных к богам, или призывающих благословение богов).

Самыми известными чарами подобного рода является рябиновый крест, перевязанный красной нитью, который обычно изготавливали на Саунь (31 октября, праздник начала зимы, темного времени года, на который кельты традиционно приглашают предков, когда граница между мирами особенно тонка).

Сюда же можно отнести и крест Брид (Бригит) из тростника или соломы, который фактически представляет из себя трех- или четырехлучевой свастичный символ, что плетут на Имболк (1 февраля, начало весны). Оба варианта чар развешивают в пороговых точках дома и хозяйственных помещений, над дверными проемами и окнами, чтобы обеспечить жилище защитой на грядущий год.

В обрядах защиты и благословения ключевую роль часто играл огонь. Как гласит  старая шотландская поговорка: «Из огня зла не придет». Пламя горело в домах Ирландии и Шотландии  фактически круглый год, а на праздник Балтэнэ (1 мая, начало лета и светлой половины года) его ритуально тушили, чтобы зажечь вновь от священного костра и принести в дом благополучие и процветание. Угольки праздничного костра могли взять с собой, завернуть в ткань и хранить в качестве чар Шин вместе с деньгами, для увеличения материальных благ. Окуривание животных  дымом, как и посыпание полей пеплом, также относятся к этому типу практик. Так огонь, как и во многих других культурах, играл роль очищения и проводника какого либо предмета из разряда профанных, в разряд сакральных.

На Лунасу (1 августа, праздник урожая) из последнего снопа плетут женские и мужские узлы урожая, призванные сохранить дух плодородия до следующего посевного сезона, чтобы обеспечить щедрый урожай на будущий год. В настоящее время узлы урожая чаще дарят друг другу как сувенир, нежели используют как чары.

Однако чары Шин не только служили для защиты на период от праздника до праздника, но и оберегали тех, кто выходит в море или идет на войну. Их использовали для того, чтобы новорожденных младенцев не похитили фейри, а в 19 веке девушки зашивали чары Брид в одежду, чтобы сохранить невинность. Чары Шин активно использовались и в промысле, охоте, рыбалке, рукоделии, как вспомогательные факторы.

На острове Мэн одним из сильнейших амулетов для моряков считался «Крест Боллана». Это кость из горла рыбы губана. Его необходимо было носить с собой, чтобы привлечь богатый улов, благополучно вернуться домой, не сбиться с пути, а также не поддаваться влиянию фейри.

Помимо предметных чар были так же и текстовые. Например текст чар Брид («Шин Бриде»)можно найти в сборнике Александра Кармайкла «Кармина Гаделика»:

«Чары милосердной Брайд
На её коз, на её овец, на её коров;
На её лошадей, на её коней, на её стада
Раннее и позднее возвращение домой и путь из дома…» и т.д.

Подобного рода чары использовались не только устно, но и писались на листке бумаге, которую впоследствии зашивали в одежду.

Широко использовалась и вода, например в небольших ритуалах защиты и благословения дома. В подобных случаях брали воду из священного источника, с брода, где «пересекается живое и мертвое» или воду контактирующую с серебром или золотом. С помощью пучка соломы ей сбрызгивали стены и углы помещений, чтобы изгнать все дурное.

Перечисленные выше чары Шин (и подобные им), и по сию пору широко используются и практикуются на Британских островах, так как обеспечение себя защитой и удачей всегда было (и будет) значительной частью любого религиозного (да и магического) служения. Умение изготавливать чары, подобные Шин всегда высоко ценилось, так как порой несло в себе значительную долю как знаний, так и кропотливой работы.

Закончить этот небольшой очерк я хочу традиционным ирландским благословением читателю:

«Доброго знака, сладкой песни и ответа на каждую мольбу»

Использованная литература:
Carmichael,«Carmina Gadelica»
Kevin Danaher, «The Year in Ireland»
A.W. Moore, «The Folk-Lore of the Isle of Man»
Gregor, «Folklore of the North-East of Scotland»
Black, «The Gaelic Otherworld»

Написано для журнала: «Edge»

[siteorigin_widget class=»Su_Widget»][/siteorigin_widget]
[Druidism.ru)