У Стоунхенджа хотят проложить подземный тоннель

Археологи и неодруиды выступают против такого решения.

Об этом 12 ноября сообщил сайт bbc.com:

Автомобильный тоннель повысит пропускную способность идущей с юго-запада на северо-восток автострады A303, одной из самых загруженных в Британии. Его проектная стоимость — 2,4 миллиарда фунтов (3,15 млрд долларов).

«Стоунхенджский тоннель — одна из крупнейших инвестиций в нашу дорожную сеть при нынешнем поколении. Он вернет ландшафту Стоунхенджа первоначальный облик и сократит время в пути», — заявил глава госкорпорации Highways England Джим О’Салливан.

Наряду с избавлением от пробок, один из доводов сторонников строительства состоит в том, что проходящий мимо Стоунхенджа участок автомагистрали скроется под землей, и мчащиеся на высокой скорости автомобили не будут мозолить глаза посетителям памятника.

Проект тоннеля у Стоунхенджа
Проект тоннеля у Стоунхенджа

Против этого проекта возражают защитники окружающей среды и археологи.

Профессор Букингемского университета Давид Жак назвал известие ужасным до отвращения.

«Это международный скандал, — говорит он. — Тоннель несомненно повредит работе археологов. Стоунхендж — драгоценное достояние всего человечества, ключ к пониманию того, как мы развивались со времен Ледникового периода.»

«Никому бы не пришло бы в голову бурить тоннель у входа в Солсберийский собор, а у Стоунхенджа, значит, можно?» — возмущается современный друид Кэс Смит.

Доктор Кейт Филден из Альянса за сохранение Стоунхенджа опасается, что стройка сдвинет с места то, что стояло там тысячи лет.

В Highways England говорят, что место раскопок находится в полукилометре от будущей стройки и не будет ею затронуто.

«Главным для нас в ходе оценки проекта было дать высказаться всем, кого он может затронуть. Как всегда, экспертный орган внимательно изучил все точки зрения, прежде чем решать», — заявила начальник управления планирования министерства транспорта Сара Ричард.

Мы (сайт Druidism.ru) с одной стороны прекрасно понимаем, что тем кто строит дороги чаще всего до сохранения памятников дела нет. Это вполне обыденно. И мы даже догадываемся, что те, кто планирует дороги, разумеется, выбирает места в том числе и исходя из соображений «ничего не испортить». То есть дорогу пустят не под самим кругом камней, уже хорошо.

Опять же обсуждение постройки туннеля рядом со Стоунхенджом происходит далеко не в первый раз. Археологи и раньше выступали против, и проект туннеля замораживали.

С другой стороны мы знаем, что раскопки под Стоунхенджем ведутся постоянно, что этот памятник до сих пор хранит в себе, а главное под собой, много ценной информации об истории кельтов и тех, кто воздвигнул эти камни до кельтов, об их обычаях и обрядах.

Также мы знаем, что Стоунхендж — это не только круг камней, но и обширнейшая прилегающая территория, которая до сих пор хранит в себе множество сокровищ.

Думаем компромиссным и самым удачным решением было бы сначала пустить на тот участок земли, где планируется тоннель, археологов. И после того, как они аккуратно снимут все исторические слои земли и унесут, сохранят, проанализируют найденное — уже делать тоннель. Тем более что по современным Британским законам любые дороги и любые раскопки (в том числе и закладка фундаментов для домов) так и делаются.

Потому как выбирая между наземной дорогой мимо Стоунхенджа, и подземным тоннелем — всё-таки тоннель предпочтительнее. Постоянный шум машин, тревожащий камни тоже не очень хорошее дело.

[Druidism.Ru)