Смотрим фильм вместе. Песнь моря

Множество людей смотрели и полюбили мультфильмы Тома Мура, однако из-за различия культур и того, что мы впитывали «с молоком матери» несколько разную информацию, какие-то из мотивов и отсылок в его фильмах для нашего зрителя могли остаться незамеченными. Не претендую на звание самого компетентного знатока Ирландии, однако мне показалось интересным самому пересмотреть эти замечательные мультфильмы и поделиться — что в них увидел я.
Автор: Sergey

Все части:
Смотрим фильм вместе. Тайна Келлс
Смотрим фильм вместе. Песнь Моря
Смотрим фильм вместе. Легенда о волках

Контекст

Вообще Том Мур, конечно, большой молодец, и человек явно широких взглядов. К примеру дебютный его фильм был посвящён искусству живописи, а второй явно имеет дело с пением. Или вот взять «сеттинг» происходящего. Во всех своих фильмах он отражает определённую эпоху Ирландии. Не просто столетие, а именно какую-то значимую для страны эпоху. Тайна Келлс — христианизация, Песнь моря — индустриализация, Бегущая с волками — Английская колонизация.

Визуализация песни

Так как за основу Песни моря взят двадцатый век — в этот раз мы имеем дело не с дремучей мифологией, а с фольклором. И на фоне мы видим не средневековые поселения Ирлании, а, можно сказать, Ирландию современную, узнаваемую. Половину из того, что мы видели в мультфильме, мы можем увидеть и сейчас, просто покатавшись по стране. Однако тут же мы видим, что, не смотря на большие города, автомобили и радиоприёмники — в этой местности ещё осталась вера в духов, фейри, старых богов и прочий Иной мир, соседствующий с нами. Ну и, не будем тянуть тюленя за ласты, давайте перейдём к тому, какие мифологические образы и пасхалки мне удалось отыскать. Как и в прошлый раз сначала рассмотрим вещи глобальные, а потом совершим пробег по мелочам.

Селки

Пожалуй я напишу об этом сразу, чтобы к концу чтения культурный шок у читателя немного поутих. Селки не кельтская тема. То есть да, мы знаем множество историй именно из кельтского фольклора о женщинах, умеющих превращаться в тюленей, но весь этот комплекс историй заимствован у соседей с востока, и является достаточно поздним. Тут хитрый момент.

Все легенды о селки распространены в районе от Исландии, через оркнейские острова и северные острова, через Шотландию и до Ирландии. Что уже как бы намекает, что это культурное явление, находящееся где-то на стыке кельтов и северных германцев.

Селки

Кстати само слово селки — не кельтское, и тоже имеет скандинавское происхождение. А уж почему у нас в России это слово произносят как «шелки» я вообще теряюсь в догадках. Но у нас часто ирландские и шотландские слова произносят как попало. Вообще таких персонажей на ирландском зовут maighdean mhara, что означает «Дева моря», то есть совершенно любая русалка.

Кстати в нашем языке русалка стала женщиной с хвостом тоже сравнительно недавно. Вон во времена Пушкина русалку вполне можно было представить сидящей на ветвях. В общем называть мифологических персонажей одной культуры названием мифологических персонажей другой… путаница получается.

Говоря о селки невозможно обойти другой забавный термин. Finfolk. Фолк — это народ, ну а финны… ну догадайтесь сами. В фольклоре Оркнейских Островов эти самые Финфолк, это такая загадочная раса колдунов-оборотней, приходящая из глубины океана и похищающая рыбаков, чтобы делать межрасовые браки. Кстати, что тоже интересно, где то там, в северных широтах, водились ещё инуиты. Это тоже такой народ, не мифологический, а самый настоящий. Они носили одежду из шкур тюленя, и плавали в лодочках из тех же тюленьих шкур. Эти шкуры намокали и порой их нужно было просушивать, и вот эти инуиты причаливали к берегам, сбрасывали одежду, прямо там, на берегу, и спокойненько лежали рядышком голышом. То есть можно понять откуда слухи берутся…

У островных кельтов иной мир находился обязательно где-то за морем. И умершие уходили за море. И различные острова того мира, обильно описанные в Ирландской мифологии находятся где-то за морем. И всякая «инаковая» напасть, вроде фоморов, приходит постоянно из-за моря. Следовательно, когда у этих кельтов стали происходить контакты с иностранцами, теми самыми финнами (разумеется в первую очередь на Оркнейских островах, там вообще до сих пор остаётся какой-то культурный замес из шотландцев, ирландцев, исландцев и скандинавов), эти финны, приходящие «из-за моря» воспринимались как финны, приходящие «из под моря». То есть с того света.

Ну а воспринимать финнов как полусказочных колдунов вообще фишка всего средневековья. И кельты их так воспринимали, и скандинавы.

Так вот началось всё с легенд про оборотней Финфолков, среди которых были и девы моря, обозначавшие вообще любых русалок. Которых потом начали называть германским словом селки, уже обозначающем оборотней-тюленей.  А потом они вообще стали родными для кельтского фольклора, как будто всегда тут были. Такое вот культурное заимствование.

Подробнее об этом культурном феномене можно прочитать в английской википедии:

wikipedia.org/wiki/Selkie

Тоже селки

И историями о селки всё довольно просто. Это всегда истории о прекрасных женщинах, которых человеческие мужчины делали своими жёнами и пленили. Ведь известно, что если похитить шкуру селки — она не сможет обернуться обратно в тюленя, и ей придётся служить владельцу своего «пальто». Чаще в таких историях, уже под старость, мужчины таки понимали аморальность насильственного удержания женщины подле себя и отпускали несчастных тюленей на волю. В мультфильме произошло примерно то же самое. Ну или бывал ещё вариант, и селки сама находила свою шкуру, надёжно спрятанную. После чего, разумеется, убегала в море и больше не возвращалась. Особо людей удивляло то, что при этом она оставляла мужу детей, и будто бы совсем не горевала о расставании.

Мак Лир, Маха и мифология

Любопытный момент. С одной стороны нельзя сказать, что Том Мур совсем не разбирается в родной ирландской мифологии. И все его проекты говорят о том, что к теме он подходит в достаточной степени щепетильно. С другой стороны всё, что в Песни моря касается именно богов не имеет ничего общего с ирландской мифологией. Может быть это творческий приём и способ показать: «В XX веке люди уже ничерта не помнили о своих богах, и лепили легенды как им вздумается». В общем не знаю. Но «Великан Мак Лир» это что-то, чего в Ирландской мифологии не существует.

Весь сюжет нам показывают в первые две минуты фильма

Вообще у Лира (Лир = Море) было множество детей. Мананнан, правитель царства Моря, и множества островов (в честь него назван остров Мэн). Самый знаменитый и статный. Лодан (болото), мифологически от него берут начало Шеннон и Боан (реки и богини). Ещё тройка сыновей из мифа «Судьба детей Лира«, но они лебеди. В общем непонятно кого именно имеют в виду в мультфильме, скорее всего Мананнана, но, может, и, какого-то, неизвестного сына. По имени его ни разу не называют. Мифологемы про «выплакал целое море» в Ирландии я тоже не знаю.

Примерно то же обстоит с Махой. Такая богиня действительно была, её имя означает «Широкая», её часто упоминают в триаде Морриган (Морригу, Маха и Бав), следовательно её же связывают с верховной королевской властью, реже с битвами. Но о её связи с совами или большой любви обращать всех, включая себя, в камень мне не известно. С семьёй Лира Маха не была связана, так как они происходили из совершенно разных пантеонов, коих в Ирландии было множество. Конкретно Маха из Ульстера, в честь неё назван город Арма (Ар Ма = Великая Маха).

И вот здесь то самое время воскликнуть «не аутент!» и начать ругать Тома Мура на чём свет стоит. Однако, во-первых, я уже написал, что это может быть отражением фольклорного, а не мифологического, восприятия персонажей мифологии. А во-вторых нетрудно заметить взаимосвязи персонажей мифологического мира и окружающего. При чём взаимосвязи эти явно имеют субъективный взгляд самого Бена, главного героя. Так его папа действительно очень рослый, как великан. И он, после потери жены, действительно окаменел, в первую очередь сердцем. Сидит себе, раз в году, выпивает в баре, а в остальное время отшельничает с детьми на маяке. В конце фильма нам буквально показывают как он сидит в тёмной комнате с фотографией жены, вот совсем окаменевший от своего горя.

Маха и бабушка главного героя похожи не только внешне, но и своей риторикой. У них буквально есть общая фраза на весь фильм, которую они говорят Бену: «Это для твоего же блага». С одной стороны Бабушка (и Маха) не отрицательные персонажи, они любят свою родню и не действуют во вред им, как сами полагают. И ту и другую нельзя назвать антагонистами. Но, с точки зрения, в первую очередь, Бена — они мешают и делают что-то, что Бену не нравиться.

Ну а о том, что пёс Ку похож на Великого Шанахи говорит сам Бен в начале фильма. Похож и внешне, и по своей функции. Оба персонажа приходят в трудную минуту, чтобы помочь. Кстати Ку по-ирландски и означает «пёс». Вспоминаем знаменитого героя КуХулина (Пёс Куланна). То есть собаку назвали «Собака». Креатив имени Артемия Лебедева. Ещё на отражение Великого Шанахи похож паромщик. Он тоже бородат, и он, как и Шанахи, является некоторым географическим посредником.

Happy End

И следовательно вся история, как мифологическая, так и семейная, это субъективный взгляд маленького ребёнка Бена, который параллельно со своей семейной драмой дал нам и свою мифологическую её интерпретацию. При чём дал на том уровне, на каком он эту мифологию знает. Ну а насколько маленький ребёнок из XX века может знать мифологию? Конечно не на уровне профессора, а на уровне сказок, рассказываемых мамой давным-давно. Забавно как я сам себе оправдал несоответствие этого мультфильма с мифологией, да? Не факт, что Том Мур именно так и задумывал, но вот это объяснение мне самому нравиться.

Ирландия

Я, на протяжении всего текста, упорно твержу, что действие происходит в Ирландии. Хотя сам тут же писал, что про селки то легенды ходили и по Северным Островам, и по Оркнейским островам и в Шотландии… Но тут просто. Когда я вначале упомянул «узнаваемую Ирландию» я имел в виду два фактора.

Первый, это, конечно, статуя Молли Мэллоун в Дублине, которую Бен и Сирше проходят, когда отправляются в своё приключение. Молли — персонаж поздней народной ирландской песни, повествующей о девушке, продающей моллюсков на улицах Дублина. По всему выходит, что их бабушка обладала недвижимостью в центре столицы. То есть мы знаем не только страну, но и город, в котором проходила часть действия. Ну и мимолётно нам показывают перебивку домика с вывеской «Отель Дублина», но кто это заметит, верно?

Молли Меллоун, оригинал и в мультфильме

Второй, это вездесущие по всей Ирландии каменные изгороди. Любой посещающий Ирландию турист наверняка их видел в большом количестве. И задавался вопросом — что это вообще такое? Разгадок несколько, все, в какой-то степени верны. Стоит помнить, что Ирландия, не смотря на то, что является «Зелёным островом» довольно камениста. И в любом месте, на глубине в пару штыков лопаты, можно обнаружить голубой известняк, те самые камни. Ирландия-это в основном скалистые острова, состоящие из каменноугольных известняков, образовавшихся около 370 миллионов лет назад. В то время Ирландия была частью мелководного моря между двух участков суши вблизи экватора. Сдвиг континентов приподнят часть морского дна над уровнем моря, которое позже стало Ирландией. В течение сотен миллионов лет, морские донные отложения превратилась в жесткий, мелко-зернистый известняк.

И если бы вы жили в Ирландии, веке так в XVII, и решили перекопать себе поле для посадки картохи (а эти изгороди уже довольно позднее явление, в большинстве своём. По этому в других фильмах Тома Мура мы их и не видим), то постоянно натыкались бы на эти камни. Куда-то нужно было их девать. Конечно можно было просто навалить кучей, и эта куча бы занимала драгоценную территорию, но ирландцы подошли к вопросу рационально и начали огораживать свои территории. А свои территории начали делить на участки под посадку и участки под выпас скота. Куда ни глянь — удобство. Эти изгороди состоят просто из наваленных камней, без какого-либо раствора, и при этом стоят уже несколько веков себе. Конечно порой разваливаются, но их легко можно собрать в заборчик обратно.

Каменные изгороди Ирландии

Ещё есть такое, знаменательное для Ирландии явление, как «Стены голода». Про поверхность Ирландии мы уже поговорили, но на западе почва более плодородна и менее камениста, однако стен там наоборот больше. Это объясняется тем, что во времена великого картофельного голода (1845-1849), который сами ирландцы называют Тяжелыми Временами (именно так, с большой буквы, потому что это вполне конкретные времена) людей заставляли строить эти стены, чтобы было за что платить. Это называлось «общественные работы». Просто так платить или раздавать еду ни за что английским властям не хотелось, нужно было придумать хоть какую-то «работу ради работы». Именно по этому на востоке такие стены отделяют «ничто» от «ничего», и являются просто стенами в вакууме. Ну и символизируют такой почти стихийный памятник страшным событиям.

Опять же, хоть большинство изгородей из такого камня и являются поздним явлением, сам камень использовался с самых ранних времён. К примеру я недавно решил погуглить как выглядели ирландские бани, просто стало любопытно, похожи ли они на наши. Совсем не похожи, так как сделаны из того самого камня. Ну или вы могли заметить строения из этого камня при просмотре Звёздных Войн. Ведь место, где от мира скрывался Люк Скайуокер — это Скеллиг Майкл, действительно существующий островок, на котором в VI веке был основан монастырь. Круглые строения из маленьких камешков это кельи. Так что можно смело сказать, что на старости лет Люк ушёл в монастырь. Но мы отвлеклись от мультфильма.

Я не большой знаток христианских церквей, вероятно показанные в мультфильме церкви имеют свои прототипы. Следовательно если упереться и погуглить, то можно узнать не только расположение того самого маяка, но и подробный путь от маяка к Дублину и обратно.

По пути, и туда и обратно, дети проходят/проезжают мимо «святого источника». Вообще источники родниковой воды, это отдельный разговор. С самых древнейших времён, примерно всеми народами, такие источники почитались святыми, так как давали чистую воду, с которой, до того как воду догадались кипятить, был дефицит. Культ источников был распространён и у славян, и у финно-угров и у Ирландцев, само собой. И остатки этого культа мы можем наблюдать как в наших широтах (знаменитый Гремячий ключ, и обилие источников буквально у каждой церкви) и в Ирландии. И до сих пор к источникам воды стоят очереди из паломников, полагая что такая вода обладает особыми, целебными, свойствами. Сейчас эти свойства приписывают христианским святым, которых открывали эти источники, или просто проходили мимо. Но мы то знаем, что жизнь на земле существовала и до христианства.

В Ирландии с посещениями источников на «языческие праздники» какое-то время даже пытались бороться, но не особо успешно. Известно обращение сделанное церковному суду священником и смотрителями прихода Лонана в 1732 году, с требованием «найти способ положить конец этому нечестивому обычаю». Правда это уже остров Мэн, но тенденция была общей.

Нетрудно заметить, что «типичный» ирландский источник отличается от нашего. У нас источники либо не окультурены никак, и являются просто небольшим прудиком в земле, из которого истекает ручеёк. Либо «облагорожены», забетонированы, а вода идёт из ржавой трубы. Рядом стоит либо поклонный крест либо церковь с купелью. Гремячий ключ, что я упоминал, является тут заметным и приятным исключением из общего правила, ведь он оформлен только деревом.

«Чудотворный источник»

В Ирландии же источник, это вот такое небольшое помещение как в мультфильме, или колодец. Вокруг расставлены кресты, иконки. Висят ленточки, записки с пожеланиями, приношения. В мультфильме рядом с источником растёт дерево, и это, скорее всего, орешник. Так как в мифологии Ирландии существует особый источник — Источник Мудрости (или же Колодец Мудрости). С ним связано несколько мифов, но всегда на берегу этого источника растёт Орешник Мудрости. Орехи с него падают в источник, и там их ест Лосось Мудрости. Ну а если самому съесть того лосося… Знаменитый Финн МакКулл получил свою невероятную прозорливость таким образом. Он поймал лосося мудрости, правда не для себя. И пока жарил его на костре капля жира с этого лосося попала ему на палец. С тех пор, для того, чтобы обратиться к «тайным знаниям», для предсказаний, да и просто для решений разных задач, Финн сосал этот палец и получал озарение.

Разные мелочи и упоминания

Действие мультфильма проходит в канун Дня Всех Святых. Про это расписывать подробно не буду. Итак все знают, да и слишком большая тема, чтобы подробно на ней здесь останавливаться. Но упомянул я здесь об этом, потому что в автобусе, на котором Бен и Сирше уезжают из Дублина, среди ряженых детей сидела Эшлинг из прошлого мультфильма. Ну или ребёнок, переодетый в Эшлинг. Но первый вариант мне нравится больше. Можно заметить её ошалелые глаза, то ли от большого города, то ли от  соседства с детьми. Ну или за прошедшие века жизнь её немного пообтесала… Ну а буквально за 30 секунд до этого, когда дети ползут по трубе из «крепости» фейри можно увидеть глаз Кром Круаха.

Привет, Эшлинг!

Великий Шанахи = Великий Расказчик. Вообще «шанахи», это такой знаток старины, старых знаний. Корень «шен» тот-же, что и в корпусе текстов Диншенхас (Старина Мест) или в тексте Баншенхас (Старина Женщин). В позднее время Шанахи, это такие деревенские рассказчики, знатоки историй и легенд. В каждой местности был свой дедуля, который вечерком у очага мог завести своё: «Помню как сейчас, в старые-добрые времена, во времена, когда короли устраивали ежегодные пиры а фейри ходили среди нас…». Опять-же шанахи — это и бродячие расказчики, певцы, и колдуны.  К примеру есть несколько легенд о Великом Рафтери, скрипаче, который был шанахи. О нём можно прочитать сказку: «Воскресение Рафтери».

Шанахи — преемники древних филидов, но уже с сильно урезанными функциями, были слугами глав поселений и отслеживали важную для них информацию: законы, генеалогии, анналы, литературу и т. д. Но утратили множество своих функций вследствие английских завоеваний, и стали просто рассказчиками старины. Законы, запрещающие деятельность филидов, бардов, арфистов и прочих «бездельников», и отлучающие их от церкви выходили с 1570 годов.

Некий особенный «Великий Шанахи», в чьих длинных седых волосах сокрыта история всей Ирландии — вымышленный персонаж для мультфильма. В прошлой части (про Тайну Келлс) мы вспоминали, что, действительно, в мифологии Ирландии есть такие вечноживущие хранители истории, но с волосами у них ничего не было связано, они всё пересказывали просто по памяти.

Имя матери Бена и Сирше — Брона, это имя ирландской святой. Само по себе имя означает «печаль», что символично для мультфильма. Песня Броны, или, собственно, Песнь Моря написана специально для мультфильма.

В начале мультфильма, когда Сирше в своё логово уводят фейри, они там начинают петь, музицировать, веселиться… Ну и делать всё, что всегда делают фейри. При этом можно заметить, что у одного из них скрипка, у другого бойран, а у третьего… банджо? Ну или мандолина. Всё это теперь уже традиционные для ирландского народного исполнения музыкальные инструменты, хотя, разумеется, какой-то древностью происхождения здесь может похвастать только бойран (вариация бубна по ирландски). А вот песня фейри, которую они заводят для Сирше, это очень знаменитая Dúlamán, ирландская народная. Вот, вы можете послушать её, в сопровождении, как раз, бойрана:

Тин На Ног (Страна Вечной Юности) — тут всё просто и скучно. Действительно в мифологической традиции, среди множества потусторонних островов (помним, что Иной Мир весь где-то за морем или под морем) есть и такой Обетованный Остров. Нигде не сказано, что именно туда уходят фейри, нигде не сказано, что туда уходят люди. В целом это один остров из множества, однако самый знаменитый. Ну и по мультфильму его только упоминают и показывают некое зарево за горизонтом, куда уходят остатки фейри.

Когда Бен ныряет в источник и попадает буквально в иной мир, первое что мы можем заметить в этот ином мире это куррахи, такие древнейшие кельтские лодочки. Уэльские, Ирландские и шотландские. В мультфильме показаны наиболее архаичные варианты — круглые. Хотя куррах мог быть и продолговатым, как обычная, для нас, лодочка. Куррах делали из дерева и обтягивали бычьей шкурой. Видимо до Бена в этих местах давненько не было никого из людей. Ещё есть валлийский эквивалент курраха коракл, но так как действие мультфильма проходит в Ирландии — это всё таки куррах.

Куррах

Собаки Махи и Мак Лира, бейте меня чем хотите, мне показались стилизованными Ирландскими волкодавами. Собственно, а почему бы и нет, верно?

Разумеется и тут и там, на стенах, и на фоне, можно видеть огамические надписи. В том числе, в «крепости» фейри можно увидеть огамические камни. Но, как и в прошлый раз, разбирать каждый такой камень или переводить все огамические надписи — слишком сложно. Оставлю это другим пасхантерам. К примеру недалеко от островка с маяком стоит небольшой круг камней, но вот так сказать что это за камни я не смогу. Ну или обращённые в камень фейри, разумеется, имеют своих прототипов, но проще сказать, что это просто типичные, для кельтской древней культуры каменные изваяния. Как я уже упоминал выше, по силуэтам церквей можно было бы отследить маршрут следования Бена и найти тот самый маяк.

Заключение

Как видите различных «пасхальных яиц» Том Мур в свою работу заложил достаточно, и без знания исторического и культурного контекста многие из них могли остаться незамеченными. Надеюсь вам было интересно читать этот небольшой разбор, и теперь вы пересмотрите «Песнь Моря» немного другими, более внимательными, глазами. Рассказывайте о своих впечатлениях где-нибудь в комментариях, может быть вы заметили что-то чего не увидел я. А нас ждёт последний, на данный момент, фильм этой своеобразной трилогии — Wolfwalkers, или Легенда о волках.

Все части:
Смотрим фильм вместе. Тайна Келлс
Смотрим фильм вместе. Песнь Моря
Смотрим фильм вместе. Легенда о волках

 

[Druidism.Ru)