Матрилокальность у островных кельтов

«У древних британских кельтов выявили матрилокальность. На это указал анализ ДНК людей, живших примерно 2000 лет назад.»

Сообщает издание N+1.

Это действительно свежая новость, и данные последнего исследования. Однако это и не новость, точнее не «открытие, переворачивающее представление о кельтах». Ведь матрилокальность у кельтов предполагалась и до этого исследования. Ранее, такие же выводы в подобном исследовании, были сделаны по материалам континентальных кельтов. Это скорее «ещё одно подтверждение матрилокальности у кельтов». Ещё одно из множества. А теперь по порядку.

Что такое матрилокальность?

Матрилокальность — тип семейного уклада, при котором супруги живут в семье жены. То есть, после брака, мужчина покидает свою семью и присоединяется к семье жены, нередко при этом покидая и территорию своей семьи (переезжая к жене).

Из матрилокальности (а также матрилинейности, о ней позже) часто делают выводы о положении женщин и мужчин в том или ином обществе. Ведь, если мужчина входит в семью жены, а не наоборот, это может значить, что женщина в данной семье занимает более высокое положение. Что она главнее. На деле это не всегда связано и не всегда так.

Ранее, в исторической и смежных науках считалось, что архаичное общество было сугубо патриархальным. И патрилокальным. И патрилинейным. Вплоть до того, что женщина, вне зависимости от своего социального положения, являлась имуществом мужчины. Так думали про совершенно любую архаику, или, во всяком случае, Европейскую. Сейчас такой взгляд на мир является устаревшим и невежественным. Положения полов, их взаимоотношения и социальные статусы сильно менялись от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Также устаревшим является представление о матриархате, повсеместном для всего мира, и находящемся в ещё более глубокой архаике.

Суть последнего исследования

Лара Кэссиди (Lara Cassidy) из Тринити-колледжа в Дублине совместно с коллегами из Великобритании, Германии, Ирландии, США и Эстонии проанализировала данные ДНК 57 жителей древней Британии, из которых 55 покоились в одном некрополе. И, предположительно, все они принадлежали к одному племени дуротригов.

«Для генетического анализа ученые отобрали останки 55 человек, умерших около 100 года до нашей эры — 100 года нашей эры, из некрополя Уинтерборн-Кингстон, который находится в графстве Дорсет, а также двух человек из богатых женских захоронений из других памятников того же региона. Ученые определили, что Уинтерборн-Кингстон представлял собой место захоронения большой родственной группы. Так, 30 из 40 людей из этого некрополя, качество прочтения геномов которых позволяло провести анализ, имели родственников первой — седьмой степени. Впоследствии еще четверых родственников этой группы исследователи сумели выявить среди тех, чьи геномы прочитаны с низким покрытием.

Lara Cassidy et al. / Nature, 2025

Большая часть выявленных родственников (24 из 34) принадлежали к одной редкой материнской линии, относящейся к митохондриальной гаплогруппе U5b1. В то же время у мужчин из этой группы были разнообразные отцовские линии. При этом никаких свидетельств того, что эта группа заключала браки с родственниками, ученые не нашли. Дальнейший анализ родственный связей показал, что, по всей видимости, дуротриги практиковали матрилокальность, когда после вступления в брак мужчина приходил жить в семью супруги.

Исследователи построили генеалогическое древо людей, похороненных в некрополе Уинтерборн-Кингстон. Только в одном случае они нашли родственников не первой степени по мужской линии. Напротив, среди прочих, на этом памятнике покоились останки взрослой женщины, ее дочери, двух взрослых внучек, а также возможный правнук, предка которого упомянутая женщина, вероятно, родила от другого мужчины, нежели обнаруженную дочь. Кроме того, ученые выявили, что в некрополе присутствовали захоронения пяти пар брачных партнеров, происходивших от одной женщины-основательницы. Причем три пары были ее прямыми потомками по женской линии. Несмотря на это, эти люди уже не были близкими родственниками, а в геномах их потомков отсутствовали длинные гомозиготные участки. По всей видимости, это говорит о том, что люди, связанные с некрополем Уинтерборн-Кингстон, хорошо знали свою родословную и использовали эти знания при заключении браков.

Lara Cassidy et al. / Nature, 2025

Затем генетики рассмотрели данные по другим европейским археологическим памятникам от эпохи неолита до железного века. Они обнаружили, что у групп людей из нескольких древних памятников железного века, расположенных в Англии, также наблюдалось очень низкое разнообразие материнских линий, высокое разнообразие отцовских линий, а также отсутствовали признаки смешения с достаточно близкими родственниками. По мнению ученых, вероятно, и эти группы практиковали матрилокальность.»

N+1

Матрилинейность и другие доказательства

Данное исследование не открывает ничего нового, но помогает разобраться в старых догадках. О высоком положении женщин в обществах кельтов мы знали давно. Женщина могла наследовать имущество, женщина могла возглавлять племя и быть вождём, как, например Боудикка. И она такой была не одна. Прошлые археологические и антропологические исследования говорили о том, что женщин в этом обществе часто хоронили с большим количеством статусных вещей.

О положении женщин также мы можем судить по матрилинейности, то есть передаче имени по женской линии. Когда, при перечислении имён, вождь представляется сыном своей матери, а не отца. Как, например, Конор Мак Несса (Несса его мать), фигурирующий как в ирландской мифологии, так и в исторических документах (действительно существующий вождь северных ирландцев).

Мифологические документы часто передают нам родословную по матерям (Маха, дочь Эрнмасс, тоже женщины), сама мифологическая история Ирландии начинается с прихода предводительницы Банвы, её пятидесяти женщин и трёх мужчин. Мифологически первыми в Ирландию прибыли буквально племя женщин.

Также мы располагаем корпусом древнеирландских законов (Законы Брегонов), в котором описаны как разные формы брака (предполагающие разное положение мужа и жены в семье, в зависимости от статуса и приданого каждого из супругов), так и общее положение женщины.

Из совокупности этих доказательств и факторов нельзя делать вывода о матриархальности кельтских обществ, это был бы слишком простой вывод. Ведь подавляющее большинство вождей были всё-таки мужчинами, женщине Ирландии, даже в статусе правительницы, было запрещено покидать пределы своей территории без сопровождения мужчины, а общество, со временем, пришло к матрилинейности и матрилокальности.

Социально обусловленных причин, для матрилокальности, также может быть множество, не все они завязаны на положении мужчин или женщин. Здесь может большую роль играть и количество женщин и мужчин. Ведь в обществе, в котором мужчин заметно меньше, чем женщин, вполне может устояться норма одного мужчины, посещающего разные семьи женщин (брак на год — зафиксированная в Законах Брегонов форма брака). Это же может привести и к матрилокальности. Количество мужчин может быть результатом воинственности всего общества. Частых конфликтов и потерь мужского населения в этих конфликтах. А может и не быть, это лишь предположение, как пример, показывающее, что не все такие новости стоит измерять категориями «кто главнее».

Здесь можно сделать вывод, что архаичное кельтское общество было сложным. И такие новости помогают выстроить наше адекватное представление о архаичном обществе, как небольшие кирпичи помогают построить большой дом.

[Druidism.Ru)