Автор: Linnen, 2013
«Золотым» веком в ирландской истории называют период с пятого по девятый-десятый века, с прихода христианства в Ирландию и до начала вторжений викингов. Итак, вот что носили ирландцы в те времена:
Туника (Лейне)
Туника была очень простой по крою, одевалась через голову и в длину примерно достигала колен. Согласно иллюстрациям из «Келлской Книги» вырез ворота мог быть самым разнообразным: треугольным, круглым, овальным, квадратным и пр. Рукава на туниках скорее всего появились в седьмом веке. До начала «золотого века» туники были шерстяные, о чем свидетельствуют результаты раскопок, однако после начала христианской эры они становятся льняными, а также их делают из конопли и крапивы. Шелк в Ирландии стал доступен только в 10 веке. Как правило их не красили и не белили. Носили туники и мужчины, и женщины, подпоясавшись ремнем, однако женские туники были несколько длиннее мужских.
В Сагах об Уладах встречается много описаний искусной отделки туник. Также о декорировании туник свидетельствуют изображения в «Келлской Книге» и на каменных крестах.Скорее всего отделка туник выполнялась в двух техниках. Во-первых, это вышивка прямо на тунике золотыми нитями, скрученными с основой, а во-вторых, к туникам пришивали тканый ленточный орнамент из красных нитей.
Плащ (Брат)
Плащ был самой значимой частью одежды ирландцев того времени, так как не только согревал носителя, но и выражал его социальный статус. Плащи были шерстяные, их красили в самые разнообразные цвета: зеленый, красный, черный, желтый. В средневековой литературе обычно встречаются описания одноцветных плащей, однако изредка можно найти упоминания и многоцветных, вероятно, тканых плащей. Плащи были прямоугольной формы, накидывались на плечи и скреплялись спереди брошью или булавкой. Считается, что мужчины закалывали плащ у плеча, а женщины по центру в районе шеи, однако на некоторых фигурах, вырезанных на каменных крестах, и у мужчин плащ заколот спереди.
Жакет (Инар)
Про эту деталь одежды известно не так много. Жакет носили поверх туники и под плащом, поэтому он был достаточно узким и длинным, из шерсти или кожи. Скорее всего жакеты носили представители всех классов общества, хотя некоторые исследователи полагают, что укороченные жакеты носили воины.
Штаны (Брок)
Слово «брок» пришло в ирландский из староскандинавского, как называли до того эту деталь одежды сказать уже сложно. Но в «золотой век» ирландцы, хотя и не все из них, уже совершенно точно носили штаны. Например, знать ходила с голыми ногами, а вот воины, слуги, всадники и возничие были в штанах. Достигали они чаще всего лишь колен или середины икры.
Неизвестно, носили ли женщины штаны, потому что на изображениях под длинной туникой их не видно. Штаны, как правило, были из одноцветного или многоцветного сукна, однако в захоронении 1500 года были найдены кожаные штаны, так что и для раннего времени такой вариант не стоит исключать.
Пояс (Криш)
Пояса плели из кожи или ткали из шерсти. И те, и другие могли носиться с пряжками. К ремню крепили нож, кошель или другие небольшие предметы.
Обувь (Брог)
Простые люди ходили с босыми ногами, а вот обувь скорее всего носила только знать. Обувь была кожаной или тканевой с деревянной подошвой. Самые ранние образцы обуви находят на болотных мумиях.
Цвета одежды
Как и во многих других культурах, в Ирландии цвета одежды и их количество отображали статус человека. Они зафиксированы в Законах Брегонов. Слуги и крестьяне могли носить одежду только одного цвета, землевладелец — двух, служащий — трех, а свободный человек — четырех. Пять цветов в одежде себе мог позволить только вождь, шесть — судья, филид и друид, а вот семь — только самая высшая знать. Также за определенным рангом человека закреплялись и цвета, это правило распространялось и на их детей. Серый, желтый и черный — для детей низшего сословия; красный, зеленый и коричневый — для детей вождей, а голубой и пурпурный — для детей королей.
Окрашивание ткани проходило в специальных «домах». Большое количество таких домов седьмого века было найдено в Коннемаре и Майо. Краской служили экстракты из разнообразных растений и моллюсков. Занятие это было исключительно женским и мужчин к нему категорически не допускали.
По материалам:
«The story of Irish dress» Brid Mahon 2000
«Early Gaelic dress» Scott Barrett 2006
«Costume in country Clare» Mairéad Dunleavy 1989
«The leine» Matthew Newsome 2000
http://www.reconstructinghistory.com/articles/irish-articles/legendary-ireland.html