Калан Гайав — первый день зимы

В сельских областях Уэльса 1 ноября отмечали праздник Калан Гайав, начало зимы. Этот обычай произошел из кельтских языческих традиций, а в средние века был адаптирован христианской церковью и превращен в День Всех Святых. Согласно кельтскому календарю, год делился на две половины, темную и светлую, зиму и лето, годовой же цикл начинался с темной половины года. Таким образом, Калан Гайав был первым днем нового года.
Автор: Linnen

К этому времени весь урожай был уже собран, скот перегоняли с летних пастбищ в зимние стойбища. Животных, которые не пережили бы зиму, забивали, а мясо заготавливали на зиму. Это был важный период для жизни всего сообщества, а также повод отметить завершение сбора урожая.

Канун праздника называется Нос Галан Гайав («к» меняется на «г» согласно правилам лениции), или Ночь Духов, Исбриднос. В эту ночь грань между мирами становится столь тонкой, что духи и наши покойные предки свободно проникают в мир живых. Именно эти представления и породили множество народных обычаев, связанных с пугающим миром сверхъестественного, которые в измененной форме стали основой для традиций Хэллоуина.

Центральную часть обряда занимали ритуальные костры, которые в Уэльсе назывались Коилкерт, от слова «coel», «знак, вера». Их разжигали на холмах, например на Пен Динас или Аберистуите. Вечером пламя в домашних очагах гасили, чтобы после окончания празднества заново разжечь его от священного огня. Топливо для костров собирали в каждом из домов, а также для розжига использовали папоротник, дрок, солому с полей и ветви терна. Возможно, что в огонь кидали и кости забитых животных.

Дивинация была частью праздника с древнейших времен. Самыми популярными темами для гадания на Нос Галан Гайав были предсказания о смерти и замужестве. В Уэльсе каждый участник церемонии кидал в костер камень. Считалось, что тот, чей камень будет отсутствовать на следующее утро, умрет в течение года. Девушки чистили яблоки, а кожуру кидали через плечо. Затем они смотрели, форму какой буквы она приняла, чтобы узнать имя будущего супруга. По яичным белкам, вылитым в воду, судили возможном о количестве детей.

Туко Вала, ловля яблок, популярная забава не только в Уэльсе, но и в других кельтских регионах. Та девушка, что первой достанет яблоко зубами из чана с водой, и замуж выйдет раньше других. В других вариациях этой игры яблоки подвешивали на веревочку.

Гадание на листах плюща, Эйдиоруг Дален, было крайне популярно, так как считалось, что плющ обладает силой вызывать пророческие сны и видения. Однако, просто так его даже не стоило трогать в эту ночь, иначе во сне явятся ведьмы. Чтобы увидеть будущее молодые люди аккуратно срезали десять листьев плюща, один оставляли на откуп духам, а оставшиеся девять клали под подушку.

По крайней мере с 16 века есть свидетельства того, что в Уэльсе на празднике присутствовали ряженые, которые покрывали лицо черной краской, изображая мертвых или иных духов. Они ходили от дома к дому, за еду читая стихи и исполняя небольшие песни. Еще один интересный персонаж, который упоминается в связи с Калан Гайав — это Портной, Тейлиур. Согласно народным поверьям, Портной обладал магическими силами и мог заколдовать любого. Однако, возможно у этой традиции более глубокие корни, ведь в Уэльсе «пояс» созвездия Ориона называют Хлатен

Тейлиур, измерительная линейка портного, а ноябрь как раз открывает сезон, когда это созвездие можно наблюдать от его восхода до заката.

Свет от огня разгонял тьму и помогал избежать встречи с Ир Хух Ди Гута, духом в облике Бесхвостой Черной Свиньи, который бродит по окрестностям Уэльса вместе с безголовой женщиной. Когда пламя костра начинало гаснуть, молодежь разбегалась, чтобы не попасться черной свинье:

«Домой, домой, каждый норовит быть первым;
И пусть Бесхвостая Черная Свинья получит
Самого последнего.
Бесхвостая Черная Свинья и Белая Леди без головы.
Пусть Бесхвостая Свинья схватит последнего,
Бесхвостая Черная Свинья в канун зимы»

В 17-18 веках Уэльс, как и остальную Британию, захватила индустриализация. Сельские сообщества стали распадаться, люди перебирались в города в поисках работы, а народные традиции празднования Нос Галан Гайав стали исчезать. Хотя историями о Черной Свинье и Белой Женщине еще пугают детей, чтобы те не задерживались допоздна, а разнообразные гадания и игры с яблоками до сих пор популярны, смысл исконных традиций был утерян, когда они стали частью современного Хэллоуина.

Источники:

W. Buck Baker «Celtic Mythological Influences on American Theatre»
Mark Rees «The Little Book of Welsh Culture»
Anne Ross «Folklore of Wales»
John Davies, Nigel Jenkins «The Welsh Academy Encyclopaedia of Wales»
Phil Carradice «Halloween and Galan Gaeaf»

[Druidism.ru)