Когда праздновать Саунь?

Саунь, так или иначе, является самым популярным и любимым у многих праздником кельтов. Конечно этому поспособствовала трансформация этого праздника в знаменитый Хеллоуин, часто упоминаемый теперь в масс-культуре. Между тем один вопрос многими так до конца и не решен – когда же стоит отмечать этот праздник, если мы говорим именно о Сауне, а не о Хеллоуине (ночь с 31 октября на 1 ноября). Сегодня я попробую описать несколько версий того, в какое же время наступает Саунь, вместе с обоснованием этих версий, дабы вы смогли разобраться в этом вопросе самостоятельно.
Sergey, 2018

Те, кто читал статьи нашего сайта об этом празднике, знают, что Саунь – реликт скотоводческой культуры кельтов. В первую очередь это праздник перехода из теплой и светлой половины года, в холодную и темную. Граница, между летом и зимой. Праздник, знаменовавший собой окончание перегонки скота на зимние стойбища, а также окончание предзимнего забоя скота. Само собой, у Сауня, как и у многих других архаичных праздников, не было единственной четкой даты, из года в год эта дата «плавала» в определенных днях. Это и логично, ведь, если год выдался теплым, перегонка скота и его забой происходят позже, если же год выдался холодным – то раньше. Окружающий мир для архаичного человека значил гораздо больше, чем отметка в календаре, и не имело смысла отмечать «окончание забоя скота» до того, как это было сделано фактически.

Здесь у читателя возникает вопрос: «А зачем нам сейчас отмечать скотоводческий праздник в современности, ведь я никуда не угоняю стада, которых у меня нет?». Но тут следует не забывать, что Саунь, в то же время, праздник поминовения мертвых, актуальный и по сей день. Ведь у всех у нас есть предки, находящиеся по ту сторону этого мира, которых можно позвать в гости во время Сауня.

Какие же варианты дат сейчас существуют?

Вариант по книгам

В научной литературе, начиная с Джона МакКаллоха [1], принято писать, что кельты отмечали Саунь 1 ноября. Не раньше, не позже. И некоторые кельтские язычники сейчас упирают на эту версию, как на «научную».

Самое раннее упоминание об этом празднике встречается на календаре из Колиньи, где год начинается с месяца, который называется Samonios, что перекликается с современным ирландским названием месяца ноября (Samhain). Согласно календарю из Колиньи[2], он начинается Тремя Ночами Конца Лета (Trinouxtion Samonii). Нетрудно проследить за логикой ученых, ведь если Саунь – название ноября у ирландцев, а в календаре из Колиньи (единственном сохранившимся календаре кельтов) год начинается зимой с месяца, называемого Самониос (с первого дня этого месяца), выходит, что Саунь располагается четко 1 ноября.

Необходимо отметить, что тут мы имеем дело с, так называемым, научным допущением. Ученым необходимо, при описании религиозной жизни и календаря кельтов давать какие-то ассоциации и привязки, понятные современному читателю, и написать, что: «Кельты отмечали начало года где-то в районе ноября, примерно» нельзя, ведь это будет некорректно. Написать «Кельты праздновали Саунь в начале ноября, но не нашего, а своего ноября» тоже будет не особо по научному. По этому «принято считать», что Саунь у кельтов приходился на 1 ноября, а Бъялтене на 1 мая. Ключевое здесь «принято считать», и если глубоко закапываться в современную историю, это словосочетание вы будете встречать все чаще.

Принять эту версию, как рабочую, я не могу. Ведь при натягивании 13-месячного календаря кельтов на 12-месячный календарь римлян мы так или иначе получим заметную погрешность, и начало «самониаса» календаря из Колиньи вряд ли будет соответствовать началу ноября современных людей. Математически невозможно первое число месяца 13-месячного календаря из раза в раз подстраивать под первое число 12-месячного календаря. Учитывая, что в одном из них месяц то пропадает, то появляется каждые пять лет. Учитывая, что это не одна такая дата, их в календаре минимум две, и обе надо как-то соотносить друг с другом. И это я еще не упомянул про Юлианский и Грегорианский календари…

Так же сторонники этого метода любят вспоминать, что кельтский год делился на «светлую» и «темную» части. Одна начиналась с Сауня, другая – с Бъялтене. И все бы хорошо, но нигде не сказано, что это были равные части. Я себе слабо представляю архаичного кельта, который палочкой на песке решает простое уравнение 365 : 2 = ? Но действительно, если вы в течении года будете периодически выглядывать в окно, вы увидите, что год делится на светлый и темный период. Не равные, и периодически плавающие, но периоды.

Календарь из Колиньи
Календарь из Колиньи

Вариант по мегалитам

Второй интересный метод поиска даты праздников – по ориентировке мегалитов. Многие мегалитические сооружения ориентированы на какой-либо праздник. Что значит «ориентированы»?  Это значит, что первые лучи рассвета или последние лучи заката попадают точно во вход сооружения, будь это гробница или на самый большой (иным образом выделенный) камень, будь это каменные круги. Это можно было бы считать случайностью, если бы не повальная ориентировка мегалитов на эти рассветы или закаты. Для примера знаменитый Стоунхедж, таким образом, ориентирован на летнее солнцестояние.

Что мы имеем с Саунем? На Саунь и Имолаг ориентирован знаменитый Холм Заложников Тары. Можно вспомнить, что в Таре проводился ежегодный «Пир Королей» так же в Таре проводилась инаугурация, и оба этих события были связаны с Саунем. На рассвете 8 ноября и 4 февраля (+- день) лучи солнца проходят сквозь всю гробницу до противоположной стены, и это явление можно наблюдать только в эти даты.

Точно так же, мегалитическое сооружение Даут, что в комплексе Бру-на-Бонья, ориентировано на закат 8 ноября (+- день).

Критикой этого метода может выступать тот факт, что большинство мегалитических сооружений строили не кельты. И хоть последние ими активно пользовались, но эти «ориентировки» на рассветы и закаты закладывали не они.

Холм Заложников в Таре
Холм Заложников в Таре

Вариант по народной традиции

Третий вариант поиска праздника – по народной традиции региона. В так называемом «народном христианстве».

В ирландской народной традиции Сауню соответствует День Святого Мартина, вобравший в себя традиции предыдущего праздника. Унифицировано Святой Мартин празднуется 11 ноября. Точно так же с шествием, и фонариками из репы и турнепса. Вспоминая, как христианская традиция, в силу невозможности борьбы с языческими праздниками (на примерах традиций других праздников мы видим, что даже с прямыми запретами церкви, например, посещать святые холмы и источники – люди все равно продолжали это делать) начала эти традиции и праздники ассимилировать. Что для нас является, несомненно, плюсом. Ведь в таком «законсервированном» виде эти праздники, с традицией, а также датами – дошли и до нас.

Минус этого метода – унификация. То есть христиане, точно так же изменчивый и плавающий календарь аграрно-скотоводческой культуры постарались привязать к одному дню, и это дало свою определенную погрешность. Год назад в конце октября в Ирландии было еще +20 на термометре, и перегонкой скота в стойбище было заниматься рановато, очевидно. Опять же у христиан не стояло цели поставить дату ровно день в день к празднику отдельных кельтов (День Святого Мартина празднуют по всей Европе), по этому приблизительность такой ассимиляции языческого праздника в христианский календарь становится очень высокой.

Празднование Дня Святого Мартина
Празднование Дня Святого Мартина

Вариант по новолуниям

Есть так же вариант поиска Сауня, основанный на новолуниях. Он берет свое начало из античных источников, в первую очередь Плиния, описывающего ритуалы друидов:

Однако омелу редко можно найти на дубе, и если они находят, то срывают ее с должными религиозными обрядами, по возможности на шестой день луны (ибо лунами они исчисляют свои месяцы и годы, а также свои века из тридцати лет). Они выбирают этот день, потому что луна уже оказывает значительное влияние, хотя и не достигает еще половины своего пути.

Плиний. Естественная история, XVI, 249
Цитирую по Т.Д. Кендрик «Друиды» в переводе С.В. Иванова

Конкретно эта цитата в этом переводе меня несколько поставила в тупик – на шестой день омелу срезают, или же на шестой день месяц начинается? Поэтому я попросил сделать подстрочный перевод оригинала, моего большого друга, и римского язычника Романа. Вот как он перевел этот фрагмент:

est autem id rarum admodum inventu (однако её (омелу) довольно редко находят) et repertum (и найдя) magna religione petitur (великие ритуалы требуются) et ante omnia sexta luna (и перед каждой шестой луной), quae principia (которая начало/основу) mensum annorumque (месяцев и лет) his facit (для них составляет) et saeculi (и век) post tricesimum annum (после тридцатого года) quia iam virium habeat (потому что будто достаточно сил имеет) nec sit sui dimidia (но не достигает своей половины)

На основании этих переводов, а так же слов Гая Юлия Цезаря, который писал, что у кельтов год начинается с зимы, а день начинается с ночи, некоторые исследователи делают вывод, что месяц начинался на шестой день после новолуния, соответственно и Саунь, как первый день года, и как первый день зимнего месяца, относят к шестому дню после новолуния в конце октября или же начале ноября.

В пользу этой теории можно так же найти некоторые из расшифровок календаря из Колиньи, о том, что первые три ночи начала месяца у кельтов являются периодом новолуния и являются для кельтов праздничными, но все эти расшифровки столь смутны и туманны, что я не буду в подробностях описывать их тут, ищущий сможет сам ознакомится с этими версиями при желании.

Новая луна в ноябре 2018 года случится 7 ноября, соответственно начало месяца у кельтов по Плинию (и праздник Саунь) будет 12-13 ноября.

Друиды срезают омелу на шестой день луны
Друиды срезают омелу на шестой день луны

Выводы.

Я описал сегодня несколько вариантов дат для праздника. Я не пытаюсь вас склонить к тому или иному варианту, выбор за вами. В каждом из них есть как свои плюсы и обоснование, так и свои минусы, и критика. Но все же в послесловии мне бы хотелось отметить несколько характерных моментов при обсуждении точных дат праздников.

Точных дат нет.

Их никогда и не было. Так повелось, что точность не была присуща картине мира европейцев и кельтов. Точный календарь, гороскоп, соответствие бога определенному животному, камню и цвету – присущи более востоку. Сам по себе точный 12-месячный календарь пришел к нам посредством Римской Империи, а к ним – из Персии. Мне понятно нынешнее желание неоязычников (да даже и ученых исследователей) упростить такие вещи как календарь, для их более легкого понимания. Но всегда следует помнить, что такие упрощения не являются истиной. Ведь есть сложная извивающаяся система метро Москвы, а есть простая и прямолинейная карта метро Москвы. И мало кого интересует, что на карте расстояния между станциями не отражают этого расстояния в действительности (для примера). Так же и с календарем. Календарь кельтов, точнее его праздники, могут дать нам действительно единую систему, но никогда не дадут точности. И любое желание подвести его под унификацию (как сделали христиане) или какой иной ГОСТ (как сейчас пытаются сделать некоторые неодруиды) всегда даст погрешность. До сих пор мы мерим год 365 днями, хотя на самом деле год длится на 0.2425 дня дольше (что приводит нас к Високосному году).

Каждый раз, когда вы видите попытки нарисовать четкую схему религиозности кельтов помните, что это лишь схема, и вспоминайте о нашем сегодняшнем расследовании с поиском дня празднования Сауня.

[Druidism.ru)