В наши дни ничего не осталось от небольшого рыбацкого городка, который некогда располагался за чертой города Голуэй в устье реки Корриб. Название «claddagh» переводится как «каменистый берег», раньше это был один из древнейших ирландских рыбацких поселков, который не смотря на близкое соседство с Голуэем, сотни лет сохранял независимость от англо-норманнов, свои уникальные традиции и обычаи.
Linnen, 2017
Голуэй был основан англо-норманном Ричардом де Бургом, захватившим поселение ирландцев. В 1270-х годах началось строительство стен вокруг города, таким образом Кладда была отделена от средневекового города не только рекой Корриб, но и крепостной стеной. В 17 веке Кладда появляется на картах, Голуэй же в это время активно развивается, превратившись в торговый порт. Однако после вторжения Кромвеля многие богатые семьи торговцев покидают пришедший в упадок Голуэй, Кладда же напротив сохраняет свои лидирующие позиции в рыболовном промысле, благодаря чему получает исключительные права на рыбную ловлю в Голуэйской бухте и отмену пошлин на рыбу.
В 19 веке население города составляло около 3000 человек, из них 820 — рыбаки. Жители города говорили фактически только на ирландском. Основные семьи: Конноли, О’Коннор, О’Флаэрти, О’Донахью, Мёрфи, Моран, О’Рурк, Грэйни, О’Брайан и другие. Имена горожан были в основном христианские: Джон, Джеймс, Питер, Майкл, Патрик, Мэри, Кэтрин. Из-за частых повторений имен местные жители использовали прозвища с названием рыб на ирландском, например, Джек Форель, Джек Лосось, Джек Килька. Кладде принадлежало около 200 судов, из которых около 80 — хукеры, или как их называют на ирландском «Бад Мор».
Путешественники и исследователи в 19 веке отмечали особый уклад жизни города. Сообщество Кладды было очень замкнутым, чужестранцам запрещалось рыбачить в бухте и селиться в городе. Браки заключались очень рано и только среди «своих». Бракосочетания проводились в конце марта, в майские праздники, в сентябре и особенно на летнее солнцестояние. Молодоженам предоставлялось отдельное жилье, а родители невесты дарили им лодку, либо же жених вступал в совладение лодкой тестя.
Каждый год 23 июня, на праздник св. Иоанна, среди мужчин выбирали Короля. Во время выборов по улицам города шла процессия из рыбаков, которые несли шесты с прикрепленными к ним пучками камыша. Ночью на праздник разводили священные костры, от которых потом зажигали эти своеобразные факелы. Король регулировал жизнь сообщества и решал все тяжбы согласно местным обычаям. Также Король Кладды выводил свой флот на рыбный промысел. Его лодка шла под белым парусом, в то время как остальные ходили под красными парусами. Традиция угасла в 20 веке. Последний Король Кладды умер в 1972 году.
Для рыбной ловли существовали свои счастливые и несчастливые дни. Перед началом рыболовного сезона, например в середине августа — периода ловли сельди, проходил обряд благословения лодок местным священником. Моряки никогда не выходили в море без лепешек, соли и пепла, а если кому-то случалось увидеть зайца, то плавание и вовсе отменялось. Аналогично поступали, если по пути к лодкам встречалась рыжеволосая женщина. Ворон, каркающий над лодкой, считался хорошим знаком. Рыбакам запрещалось брать в руки сельскохозяйственные принадлежности, например, вилы или плуг. Любого, кто нарушит этот запрет, могли изгнать из города.
Так как рыбный промысел осуществлялся в основном ночью, поутру мужчин на берегу встречали женщины, которые отправлялись с корзинами, наполненными рыбой, на ярмарки и базары Голуэя. Мужчины же отсыпались до трех-четырех часов дня. Что интересно, путешественники того времени отмечали, что женщины имели «неограниченную власть» над своими мужьями. На берегу они помогали чинить сети и чистить лодки, торговали, вели хозяйство, однако воспитанием детей часто занимались мужья, которые днем были дома, в отличие от жен.
Мужчины Кладды не отличались злобным нравом и были достаточно миролюбивы, однако, стоило задеть одного, как вступались все. Музыкальные традиции сообщества были аналогичны всему западному региону, но жителей города признавали отличными танцорами. В одежде мужчины и женщины предпочитали яркие цвета. Женщины носили синие плащи, красные юбки, белые или красные рубахи, а также хлопковый платок на голову, а мужчины — куртки, бриджи и чулки светло-голубого цвета.
В 19 веке в Голуэйской бухте появились траулеры. Жители Кладды как могли саботировали подобный отлов рыбы, портили суда и оборудование, так как такой способ ловли уничтожал молодняк. Кроме того траулеры ходили по тем местам, где расставляли сети рыбаки Кладды и портили их. В итоге количество рыбы в заливе резко сократилось, отчего начался упадок в городе. Так продолжалось до конца 19 века, пока ущерб не стал угрожающим.
К началу 20 века молодежь стала покидать город. Кто-то отправился в Голуэй на заработки, а кто-то в Англию и Америку. В 1927 году началась сильная эпидемия туберкулеза. Правительство Голуэя сочла дома Кладды опасными для жизни и способствующими распространению заболевания, поэтому их было приказано снести. Последнее строение было уничтожено в 1934 году, а территории вошли в состав Голуэя. Сейчас только знаменитое кольцо, которое по легендам было создано мастером из Кладды, сохранило это название, и мало кто из любителей ирландской культуры помнит о рыбацком городке в устье реки Корриб.
Источники:
- James Hardiman «The History of the Town and Country of the Town of Galway», 1820
- A Topographical Dictionary of Ireland, 1837
- James Mulhall «The fascinating story of Galway’s lost community of Claddagh», 2015
- Colman Rushe «Not From The Wind», 2014
- Ryan O’Rourke «A 19th Century Account of The Claddagh», 2013