День Святого Патрика

Близится День Святого Патрика, и не утихающая по этому поводу ежегодная дискуссия на грани истерики, о том — как же кто относится к этому празднику. С одной стороны у нас имеются любители Ирландской культуры, для которых День Святого Патрика — один из двух главных дней в году (наравне с «Самайном»), с другой стороны — языческие фанатики, для которых Патрик, как и любой христианский миссионер, безусловный враг язычества, и, соответственно, враг лично каждого язычника вплоть до современности.

Не имея никакого желания вступать в дискуссии с представителями обоих этих мнений я, пользуясь поводом, озвучу свое отношение (и отношение нашего сообщества) к данному празднику. Ну и проведу небольшой познавательный ликбез, что это вообще за праздник такой.

Кто такой Патрик?

Святой Патрик — действительно существовавшая личность (или личности) проводившая свою миссию с 432 года до… (тут даты расходятся) среди Ирландцев. Сам он, при этом, ирландцем не был, являясь «расовым валлийцем». Ему приписывается изгнание язычества, а так же изгнание змей (тут обычно вспоминают, что змеи — это метафора на то самое язычества). От него нам осталась «Исповедь», и «Письмо солдатам Коротика», а так же «Жития Св. Патрика» написанные уже не им, но о нем.

В общем:

Не сохранилось никаких «Деяний» этого святого; не дошло до нас и раннее «Житие». Мы располагаем лишь очень немногими преданиями о его учениках. Было доказано, что почти все документы, якобы написанные им самим или его учениками, являются подделкой.

Майлз Диллон, Нора Чедвик «Кельтские королевства»

Именины

17 марта, когда многие празднуют тот самый «День Святого Патрика» — предполагаемый день его смерти. Это действительная памятная дата из церковного календаря ирландцев. Но могу огорчить всех любителей Ирландской романтики — День Святого Патрика в этнографии самими ирландцами не праздновался никак, совершенно. Это одна из невероятного множества церковных дат, попавшая в католический календарь в начале XVII века. Можете сейчас полистать календарь (хоть ирландский, хоть русский) и вы увидите, что буквально каждый день закреплен за каким-то определенным святым.

Читайте также  Охота на крапивника на полуострове Дингл

Свою широкую популярность и известность День Святого Патрика получил в Соединенных Штатах Америки, когда его решили отмечать фестивалем ирландские эмигранты в Бостоне (в первый раз парад прошел в 1737 году). Именно оттуда начинается праздник, знакомый нам, с шествиями, попойками, клевером и преобладающим зеленым цветом. При чем поначалу и сами Ирландцы не знали, что у их Святого есть очень популярный день. 17 марта отмечалось шествиями сначала в Америке, потом в континентальной Европе, и лишь потом сами Ирландцы радостно восприняли новую традицию устраивать гуляния в середине марта (а почему бы, собственно, и нет?) Первый парад прошел в 1903 году в Уотерфорде. С 1916 года этот праздник соединили с вооруженным шествием националистов, бунтовавших против Англии.

Что по этому поводу думаем мы?

Я совсем вкратце пробежал повествованием по Патрику и его дню, моей задачей не было давать широкий исторический ликбез о деяниях Патрика (или Патриков, которых может доходить до семи штук), так же как и описывать историю становления его дня. Если вдруг такая задача имеется — уверен в комментариях мне читатели об этом быстро скажут. Но переходим к самому главному.

Я не зря начал эту заметку с описания двух разнополярных мнений о Дне Святого Патрика. Для одних день праздника, для других день скорби. Я хочу предложить свой, третий, вариант.

Мы, в нашем сообществе, не празднуем День Святого Патрика. К кельтам и язычеству этот день не имеет совершенно никакого отношения, к ирландцам он имеет опосредованное отношение. Да и нам не нужен какой-то особый день, чтобы выпить. Мы, как и ирландцы, можем выпивать тогда, когда нам этого хочется, а не когда календарь повернулся на определенную дату.

Читайте также  Пора урожая

С другой стороны мы не поддерживаем ежегодной скорби отечественных и зарубежных кельтских язычников о: «Язычестве, которого нас лишил Патрик», с публикациями разоблачающих статей, в которых Патрик — демон-мутант-кровопийца, лично передушивший всех змей, младенцев и котят Ирландии. Это перегиб в другую сторону.

На самом деле я благодарен Святому Патрику за его миссию. Не стоит забывать, что он крестил Ирландию бескровно, мирным путем, тем самым сохранив ее культуру, которую мы все так нежно любим. Точно так же, как и Олаф I бескровно крестил Исландию. У кого из всех кельтов богаче всех сохранилась мифология? У Ирландцев. У кого из всех германцев богаче всех сохранилась мифология? У Исландцев. Связано ли это с мирным приходом церкви? Безусловно.

Если бы в Ирландии, в свое время, начал миссию кто-то, вроде Владимира Крестителя — мы бы о бережно хранимой нами культуре знали бы в несколько раз меньше. Все бы христианские святые были такими как он — мы бы жили в более лучшем мире.

По этому сейчас, из современности, я могу Патрика только поблагодарить.

С днем Святого Патрика всех отмечающих.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
Print this page
Print