Мудрость друидов

Наверняка словосочетание «Мудрость Друидов» встречали многие. И в этот момент в вашей голове запускался автоматически процесс создания визуальной ассоциации, продиктованной современной культурой. Там обязательно фигурирует седоволосый старец в белой одежде, с бородой до пят. Обязательно с посохом, а в самых запущенных случаях ещё и с массивной книгой в толстом кожаном переплёте. И конечно этот старец мудр. Он, стоя ночью на холме и созерцая звёзды, постигает наивысшую мудрость и придаётся философским рассуждениям о бытии. Знает тайны мироздания и строение космоса.
Наверное не стоит говорить, что эта визуальная картинка имеет очень мало общего с реальностью, и продиктована действительно довольно современной масс-культурой и романтическим образом друидов.
У меня есть своя идея о том, что действительно скрывается за мудростью в данном контексте. Идея, которую я сегодня опишу. Конечно же, опираясь на имеющиеся у меня данные, стараясь быть убедительным.
Sergey. 2020

Как и во многих вопросах, касающихся исторических кельтов, мы не можем обойти вниманием контекст эпохи, имеющиеся источники информации о теме, а так же образ мысли тех людей, среди которых мудрые друиды и жили. Затронем также и истоки современных ассоциаций с друидами.

Контекст эпохи

Наверное банально прозвучит мысль, что исторические кельты жили в довольно трудные времена. Самый беднейший урожай сегодня в пару раз превышал самый богатейший урожай тогда. Самая тощая корова сегодня в пару раз жирнее и наваристее самой аппетитной тогда. Вокруг располагалось множество племён таких же кельтов, а в особо плохих случаях и германцев, которые не прочь были занять самые удобные для проживания области ландшафта. Иногда и занимали, при этом мягко убеждая живущих там уйти либо в другие места, либо куда-нибудь в Дом Донна. Военные конфликты, набеги, грабежи были делом довольно привычным. Вспомним Ирландский эпос — в нём всё построено на конфликтах одних племён-государств с другими. Похищения коров, похищения женщин, месть за оскорбления да и просто война ради войны, потому что это весело и потому что так можно заслужить славу и почёт. Античные источники, те же «Записки» Цезаря нам тоже ярко демонстрируют, что кельты были не прочь повоевать друг с другом.

Племена были разрознены, единой государственной системы с централизацией управления не было. Общество было разделено на классы, в первую очередь на свободных и несвободных людей.

«Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имеют над ними все права господ над рабами. Но вышеупомянутые два класса – это друиды и всадники.»

Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне VI, 1

Думая об этом контексте эпохи можно ли предположить, что общество будет кормить и терпеть нахлебников, которые рассуждают о великом и высоком? Высоком, которое чаще всего обывателю недоступно и по сей день, вспомните многие ли сейчас читали, а главное понимают многочисленные труды философов? А ведь сейчас у нас гораздо больше свободного времени и возможности, чтобы знакомиться с философией и придаваться вольнодумствам, чем было тогда. Верится с трудом, сами по себе занятия философией возможны лишь там, где другие насущные проблемы, например проблема выживания, уже давно пройдены.

Кем были друиды?

Учитывая контекст эпохи можно сделать несколько предположений, весьма весомых и обоснованных, кем же были на деле те самые друиды. И, исходя из их рода занятий, можно будет предполагать какой мудростью они обладали.

Очевидно первое что приходит в голову — друиды заведовали жертвоприношениями. Об этом нам также сообщает Цезарь:

Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом.

Записки о Галльской войне VI, 13

В том числе являясь и носителями религиозной традиции. То есть являлись представителями религиозного института, именно как организации. Есть разные мнения на счёт отправления жертв и религиозной жизни кельтов. Например, есть также мнение, что ключевой фигурой в проведении обрядов в ранних обществах, в том числе и кельтских, являлся правитель. Однако роль в этом друидов приуменьшить нельзя. Но их деятельность не ограничивалась только лишь отправлением религиозного культа. Есть множество свидетельств, повествующих и о судейских функциях друидов, например как пишет Страбон:

Друидов считают справедливейшими из людей и вследствие этого им вверяют рассмотрение как частных, так и общественных споров. Поэтому в прежние времена они улаживали военные столкновения и заставляли противников останавливаться, когда те уже собирались сразиться друг с другом; дела об убийствах преимущественно отдавались на их решение.

География, IV, 4

С нашей точки зрения судебная власть является полностью светской, однако в архаичном обществе наиболее приближённый к богам считался, в то же время, и наиболее справедливым и рассудительным. Но главное — такая роль в обществе уже несёт невероятную пользу, применимую здесь и сейчас. Уже нельзя сказать, что кельты кормили друидов лишь за какую-то «мудрость». Это вполне конкретная мудрость, выражающаяся в справедливых суждениях и судебных решениях, к которым прислушиваются и правители. Кстати о правителях, как пишет Дион Хризостом:

С другой стороны, у кельтов есть люди, называемые друидами, которые занимаются прорицаниями (divination) и всеми отраслями мудрости. И без их совета даже короли не осмеливались ни замыслить какое-либо дело, ни осуществить его, так что в действительности правили именно они, а короли, восседая на золотых тронах и пируя в своих роскошных дворцах, являлись лишь исполнителями воли друидов

Это свидетельство можно воспринимать по разному. Можно представить, что друиды действительно были теневыми правителями кельтских племён, во что я слабо верю. Можно и предположить, что друиды были ключевыми политическими советниками для правителей, что звучит для меня более правдоподобно. Но к нашему образу исторического друида прибавилась ещё и политическая деятельность.

Чтобы не утомлять читателя дальнейшими подробными ссылками и цитатами просто перечислим кратко.
Из античных источников мы знаем что друиды отправляли религиозный культ, были судьями и политическими советниками. Последнее широко подтверждено в мифах. Гай Плиний Секунд многое нам рассказал о знании друидами ботаники, и о том как они с помощью разных растений лечат людей, что наводит на мысли и о медицинской деятельности. Друиды занимались предсказаниями, и это было частью их политической, в первую очередь, деятельности. А также занимались обучением молодёжи, о чём тоже неоднократно упоминают, включая даже отдельные аспекты обучения, такие как заучивание большого количества стихов в полной темноте.

Всё это — сугубо прикладная деятельность, это уже слабо напоминает пустое созерцание звёзд и разговоры о космосе. Хотя последнее тоже можно встретить, вернёмся к тому же Цезарю:

«Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величии мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов».

Записки о Галльской войне VI, 14

Действительно, помимо прикладной деятельности часто упоминается, что друидам были ведомы науки, такие как естествознание, астрология (на тот момент наука), ботаника, география. Друиды владели языками (греческим, латынью).

Конечно здесь можно долго возражать, что я так много разных деятельностей приписываю друидам, хотя в разные моменты и в разных местах описываются и ваты, и филиды, и барды, и брегоны и много кто ещё. Как я полагаю, и я такой не один, раньше, особенно в ранних источниках, греки не делали особых делений, и описывали весь кельтский образованный класс словом «друиды». О том был ли этот класс уже тогда разделён, или это разделение произошло позже (в какой именно момент?) можно долго рассуждать. Однако контекст эпохи нам ясно говорит, что образованный класс кельтов не существовал в отрыве от социума, и всю свою образованность использовал максимально рационально. То есть друиды — это именно род деятельности, своеобразная профессия. Полезная и нужная обществу. Это мало похоже на образ греческого философа, сидящего в бочке (привет Диоген, как сам?).

Собственная мифология

До этого момента мы оперировали античными (греческими и римскими) источниками. И может возникнуть вопрос — могли ли иностранцы, половина из которых никогда не видела живых кельтов, а другая половина вела с ними войну, описывать образованный класс правдиво? Да, можно сомневаться в сторонних источниках, но, к счастью, кельты сами нам оставили много информации о себе. Речь идёт об ирландских и валлийских мифах. Для удобства я буду оперировать мифами Ирландии, так как их больше, и мне проще в них ориентироваться.

Мифологические друиды отличаются от своего образа из античных источников. Как минимум сами ирландцы не делали особых акцентов на человеческие жертвоприношения в своих мифах, в то время как греческие авторы никогда не забывали упомянуть об этом «отвратительном обычае». В мифологии можно отследить несколько важных акцентов. Первый — это владение магией, возможность узнать скрытую информацию с помощью предсказаний или иных магических манипуляций. Как следствие этого к друидам обращаются за советом, чтобы они, использовав свои умения, нашли суть и решение. Выход из какой-либо щекотливой ситуации:

«Тут проснулся Скориат и сказал:
— Узнай, кто совершил это, дабы немедля покарать его мечом!
Между тем не смогли разузнать они, кто приходил к Мориат.
— Обратимся к друидам и филидам, — сказал Скориат, — дабы открыли они, кто это сделал
»

Разрушение Динн Риг

Помимо мистических возможностей друиды выступают и светскими советниками, так как хорошо знают географию, генеалогии правителей, политическую ситуацию острова, да и просто новости. Нельзя забывать, что согласно античным источникам, все друиды поддерживали между собой связь, не смотря на то, что они могли служить разным, и даже враждующим, правителям:

«Стоял однажды Конн на холме Уснех Миде и смотрел во все стороны на Ирландию. И спросил он своего друида, что звался Коран:

— Есть ли в Ирландии кто-то, кто мне не подвластен?»

Видение Фингена

Друиды могут дать полезный совет и рассудить конфликт:

«— Да,- отвечали ему,- родятся два сына, Корк и Кормак. В один час родились у женщины два сына, и один из них поранил другого в утробе матери.
— Предадим их огню,- сказали тогда мунстерцы,- дабы не легло поношение на нашу землю.
— Отдайте мне Корка,- сказал тут друид, что был с ними в крепости,- дабы воспитал я его за пределами Ирландии и не случилось несчастья с этими краями.
Тогда отдали ему Корка, и друид со своей старухой унес его на остров
»

Изгнание Десси

При чём в данном случае друиды используют сразу несколько своих «полномочий». Выступая и в качестве религиозных служителей (вообще если вы в каких-то мифах встречаете рождение близнецов это всегда неспроста. Близнецы в мифологии — огромная и глубокая антропологическая и литературоведческая тема, которой в разное время занимались такие учёные как Фрейд или Жирар), в качестве советников (решили щекотливую ситуацию), в качестве магов (дальше они лечат близнецов исключительно магией), а ещё и в качестве врачей (лечат близнецов).

Почти всегда друид знает как поступать из-за своих умений предсказывать грядущее. Это могут быть как полномочия в наложении гейсов, ведь друид ещё при рождении ребёнка, будущего правителя, знает его судьбу наперёд, и знает как оградить его от влияния вредоносных сил (гейсы это отдельная большая тема, когда-нибудь потом поговорим о ней подробнее), или простые небольшие предсказания когда выступить в поход и как сделать это правильно:

«Тогда он отправился в область Коркомруад, чтобы испросить у друида, жившего там, добрых чар и напутствия, перед тем как начать строить корабль. Нука было имя друида, и отсюда название местности той — Бойрен-Нука. Друид назвал Майль-Дуйну счастливый день для постройки корабля и число людей, которые должны были сесть в него, именно семнадцать человек (а по другим сведениям — шестьдесят): ни на одного человека не должно было быть ни больше, ни меньше. Затем он определил ему день для отплытия.»

Плаванье Майль-Дуйна

«Друиды меж тем пророчили беды и предвещали несчастия Кормаку.»

Разрушение Дома Да Хока

Но хватит цитат. Из мифологии мы видим, что друид решает прикладные вопросы, разрешает конфликты, напутствует королей, чаще всего использует предсказания, чтобы понять как правильнее действовать. Да, мифы отличаются от античных источниках своими акцентами. У античных авторов предсказания упоминаются между делом, в мифах же это едва ли не основная работа. Античные авторы довольно скупы на описание этих предсказаний, мифология же даёт порой конкретные описания как предсказания проводились.

Но и в том и в другом случае мы замечаем опять сугубо прикладную деятельность. Друидов ценят и уважают, потому что они приносят пользу. Потому что у них есть своя, важная, профессия. С верифицируемым результатом. Ведь если предсказание не сбылось, то к друиду могут возникнуть неприятные вопросы. Самое занятное, что в мифологии друиды практически ничего не говорят о небесных светилах, общественном строе, о богах и строении мира, и даже о бессмертии души. То есть мифологические друиды тоже очень далеки от греческих философов.

И пока мы ещё не до конца ответили на ключевой вопрос — а что же такое та самая «мудрость», которую друидам постоянно приписывают? В чём она заключается? За этим словом разные люди могут себе представлять разное. У кого-то мудрость — это большая база знаний, у кого-то — умение рассуждать. Так какая-же была мудрость у кельтов? К счастью мы можем ответить и на этот вопрос.

Образ мысли кельтов

Дело в том, что практически любой народ хранит те или иные культурные коды, и передаёт их из поколение в поколение. Пресловутое «Что такое хорошо, и что такое плохо». В последнее время это неплохо записано для лучшей трансляции.

Когда вы были ещё совсем маленькими вам рассказывали сказки, и на первичном уровне закладывали привычные паттерны поведения. Слушая Колобка вы понимали, что сколь бы хитрыми вы себя не считали, если сбежать от дедушки с бабушкой — найдётся кто-то хитрее, пусть и не сразу. Слушая Репку понимали, что любое действие совершить легче, совместно с коллективом и взаимопомощью. На самом примитивном и базовом уровне фольклор и сказки выступают в качестве хранителя народных представлений о том как надо жить.

Конечно в фольклоре есть и более глубокие уровни, и их всегда больше одного. И сейчас, будучи взрослыми, мы знаем, что, казалось бы, незатейливый сюжет о Курочке, дающей золотое яичко, может содержать миф о творении земли, трижды переосмысленный и пересказанный. Но это уже тема для совсем другого разговора…

В современности сохранилось большое количество Ирландских сказок, и в них тоже есть этот первый, базовый, уровень. По которому можно судить о добродетелях народа, эти сказки и легенды сохранившего. Например, что интересно, ирландские сказки всегда воспевают профессионализм, при чём вне зависимости от сферы применения. Сейчас нас может удивить сказка о самом искусном воре всей Ирландии, особенно если этот вор — сын короля. Сама постановка вопроса, когда король своего сына отправляет на обучение ворам выглядит сомнительно и аморально, но в то же время даёт понимание, что для ирландцев ценно мастерство в любом деле, даже если само дело не очень хорошее. Есть ли в этих сказках описание мудрости? О да…

Например есть такой популярный сказочный персонаж, как Тёмный Патрик. Его всегда описывают как мудрейшего человека всех времён:

«В кончике мизинца простого бедняка с Донеголских гор, жившего в давно прошедшие времена, было больше мудрости, нежели сейчас у большинства наших самых известных юристов или философов

Почтенный лорд-мэр и почтеннейший хозяин трактира

Однако при этом рассказчики всегда оговариваются, что мудрость эта заключена не в знаниях, и что фактически Тёмный Патрик знал не так уж много, да и образованием не был обременён.

Жил он средь донеголских холмов, и, хотя нога его не ступала ни в один колледж, а книги не приходилось ему даже в руках держать, всем вокруг было известно о его ясном и трезвом уме.

Учёный Фиоргал

Более того, в последней сказке знание и мудрость даже противопоставляются, ведь Тёмный Патрик победил самого многознающего человека на свете, Учёного Фиоргала, да ещё и с помощью самого круглого дурака Тары. За что в разных сказках чествуют Патрика? За умение находит выход из сложившейся ситуации. Острый ум, хитрость, и, что главное — смекалка.

При чём доказывается эта смекалка в каких-то очень прикладных категориях. Как можно заметить при выборе самой умнейшей и мудрейшей женщины:

Отец Гоба, еще до того как тот прославился своей мудростью, решил с его матушкой, что юноше пришло время жениться. И он отправился вместе с самим Гобом вокруг Ирландии, чтобы найти девушку, которая не уступала бы по уму представителям семьи, в какую должна была потом войти.
Каждой избраннице старик задавал три вопроса, чтобы проверить и оценить ее ум.

Как отличить верхний конец ободранного ивового прутика от нижнего, если сам прутик всего двенадцати дюймов в длину и с обоих концов одинаковой толщины?

Кто сумеет отвести на ярмарку в Бэллинслое целое стадо овец и вернуть обратно и стадо, и его стоимость?

Если я велю вам катить меня на колеснице из Коннахта ко двору верховного короля в Таре, насколько вы приблизитесь к краю пропасти в Круханских горах, но так, чтобы никто из нас не испытывал беспокойства?

Все девушки гордо заявили, что первые два вопроса неразрешимы, и не дали заманить себя в эту ловушку. Что же касается третьего, то каждая старалась превзойти остальных в искусстве управлять колесницей и называла, в скольких дюймах от пропасти она сумеет проехать: кое-кто из них всего в полдюйме или даже в четвертой доле, а одна — она уже считала себя победительницей — заявила, что станет насвистывать джигу, когда будет проезжать от пропасти на расстоянии всего в полволоска!

И только одна-единственная девушка, мудрая и остроумная, ответила на все три вопроса. Она-то и стала женой Гоба.

Она распознала концы прутика, бросив его в реку: нижний, более тяжелый, конец лег по течению, а верхний, более легкий, смотрел в обратную сторону.

Она отвела на ярмарку в Бэллкнслое стадо овец, продала их руно — ведь это главная их ценность — и вернула хозяину и овец и их стоимость.

Ну, а колесницей она управляла умнее всех: объезжала каждую пропасть как можно дальше, сколько позволяла ей ширина дороги.

— Ты будешь достойной женой моему сыну, — молвил старик.

Жена Гоба

Можем ли мы на примере этих, и подобных, сказок делать выводы о первичных понятиях ирландцев? Мне думается, что да. Во всяком случае другие ориентиры и фундаменты понятия «норма» в Ирландии очень хорошо сохранились именно в формате сказок и легенд, в фольклоре.

Выводы

Я очень часто встречаю слова «мудрость» и «друиды» в одном контексте. Для меня эти слова, стоящие рядом, являются определённым триггером на то, что сейчас мне будут втирать какую-то дичь про фундаментальные основы мироустройства, Атлантиду, зелёную магию, гороскопы или ещё какую-то чушь. Обычно под этой мудростью понимаются какие-то глубокие, и, конечно-же, тайные знания. И вот если эти знания где-то найти (выкопать книжку из земли, или найти древнего друида), и перенять — то ты тут же станешь мудрым друидом, знающим как на самом деле всё обстоит в нашем мире. Как хирург Стивен Стрендж, после обучения в Камартадже (да простят мне отсылки на современную культуру, которая, кстати, и приводит к ошибочным ассоциациям).

Ирландия не самая богатая страна, и особо богатой она никогда не была. Ирландия в древности — достаточно суровый регион, не располагающий к излишнему философствованию. При этом, учитывая социальный и политический контекст (Ирландия никогда толком не была объединена) от судьи и политического советника как раз требовалось сочетание острого, прикладного, ума, хитрости, смекалки. Кельтами ценился не набор знаний, а набор умений. То, что в русском языке принято называть «Житейская Мудрость». По одному из определений «способность находить оптимальное решение жизненных проблем». Именно эту ассоциацию стоит держать в голове при прочтении мифов, и тогда всё встаёт на свои места. Становиться понятно почему друидам отводилась роль судей при решении конфликтов, почему они были советниками правителей. Там вот знание того, что земля круглая особо не поможет, а смекалка и хитрость выручат не раз.

Можно ли получить этот набор умений? Ну один способ нам известен точно — если поймать в источнике мудрости лосося мудрости, который питался орехами мудрости…

p.s. Бонус: Откуда взялся бородатый старец в белой мантии?

В самом тексте это особо не интересно и не нужно, но вдруг кому-то интересно, откуда вообще взялся образ друида такой, каким мы его знаем? Как на титульном листе этой работы 1648 года:

Мудрость друидов, изображение №5

Тогда образ античного философа с варварским колоритом был уже очень популярен. Эдакий Платон или Аристотель, который между своих размышлений промышляет отрубанием голов и возлиянием крови на алтарь. Вообще тут всё довольно просто, и виновата эпоха ренессанса.

В какой-то момент европейцы (французы, германцы, англичане) с получением образования начали задумываться о своём прошлом. Об истоках. Не зря ренессанс у нас зовут эпохой возрождения. Этот термин можно трактовать по разному, от возрождения культуры как таковой, до возрождения интереса к античной культуре. И вот копаясь как раз в античной культуре наши европейцы обнаружили, что всё хорошее и возвышенное принадлежит грекам и римлянам. Во всяком случае всё известное им — принадлежало античности.

И так от этого европейцам стало обидно, что они начали искать что-то высокое и в своём прошлом. Примерно тогда же началось конструирование разных национальных мифов, и в принципе национальной идентичности. Что забавно — друидов европейцы нашли довольно быстро (ведь поиски вели в античной литературе). И все приписали их себе. И германцы, и французы, и англичане полагали, что друиды были «благородными дикарями» их культуры.

Они знали кто такой философ и мыслитель, и встречая заметки о том, что друидам была не чужда философия быстро адаптировали образ старца в белой римской тоге, с бородой. Но потом они читали про жертвоприношения и к этому образу добавляли черепов, голов, костей…

У этого образа даже есть вполне конкретный автор и популяризатор: Conrad_Celtes. То есть известная нам ассоциация к слову «друид» — является попыткой в первую очередь германцев (sic!) найти свой собственный аналог античных философов вне античной культуры. Но тему эволюции образа друидов от доисторических до наших времён тоже оставим как-нибудь на потом…

[Druidism.ru)