Автор: Sergey, 2021
Принцип реконструкции — это методика, которой мы пользуемся, когда строим свой культ и добавляем в него новые сведения о религии кельтов. Для нашего сообщества тема довольно животрепещуща, ведь о реконструкции говорят очень многие, но понимают её единицы. Ну или хотя бы пытаются понять… Особо интересно всегда наблюдать рассуждения о реконструкции от тех, кто с ней ни разу не сталкивался. Между тем мы как раз те скучные реконструкторы, которых принято ругать.
Вообще это довольно частые фразы в последнее время. Про то, что язычество это не сохранение пепла, а передача живого огня, про то, что традиция без изменений мертва. И вообще каждый, при описании своего подхода к «восстановлению» язычества просто обязан пробросить дисклеймер, что «я ни в коем случае не реконструктор, нет-нет и нет, как вы могли такое подумать обо мне». Складывается ощущение, что реконструкция — это что-то плохое. Кстати с фразами про традицию без изменений и огонь с пеплом я в корне не согласен, и всегда был не согласен.
Но, чтобы нам было проще договорится, давайте я всего лишь применю синонимы. Забудем про реконструкцию. Назовём восстановление. Мы не реконструкторы, мы восстановители. Возможно так будет проще донести суть явления.
Итак, вот мы решили восстанавливать некую традицию. В нашем случае кельтскую. Принцип реконструкции гласит о том, что мы обязаны собрать все доступные сведения о традиции какие возможно, собрать и передать дальше, ведь в этом «традиция» и заключается. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, ведь наша традиция уже не существует в своей полноте. Есть разделы знаний, для нас утраченные.
Например огромная часть деятельности непосредственно друидов для нас полностью и безвозвратно утрачена. Мы можем восстановить деятельность филидов, просуществовавших дольше, мы можем понять механизмы королевской власти, мы можем очень долго рассуждать о традициях праздников и традиционном колдовстве, но вот конкретно — что делал друид на богослужении для всех в мире является тайной. Ни один человек не может уверенно ответить на этот вопрос. Кроме фантазёров.
Следовательно принцип реконструкции — сначала собрать общую картину из имеющихся паззлов, а потом уже окинуть взором получившееся и решить чем и как заполнять отсутствующие фрагменты. Особое определение термина «реконструкция», которое лучше всего описывает наши устремления, звучит как «интерпретация, сформированная в процессе сбора доказательств».
Где-то здесь все модернизаторы встрепенулись, оживились, и уже преисполнились готовности заполнять пробелы, но мы должны помнить о самом главном для принципа реконструкции:
Вы всё ещё не собрали имеющиеся паззлы.
Следовательно если в таком сыром варианте начать заполнять фрагменты — в итоге получиться что угодно, но не кельтская традиция. И останется много «лишних» паззлов, которые вы поспешили заменить на что-то своё. Я так смело об этом пишу, потому что не раз, не два, и не два десятка раз наблюдал подобное по всему миру.
Объясним на более простом примере, знакомом каждому. Вы хотите улучшить рецепт вашего семейного салата оливье, который готовите каждый год под ёлочку. Сделать его более вкусным или экзотичным. Для того, чтобы у вас это получилось вы обязаны знать рецепт исходного салата. Вы не можете улучшить того, чего не знаете. Вы можете порубить то, что найдёте в холодильнике, кубиками, но вероятность того, что у вас получится салат оливье крайне мала. Не смотря на его простоту.
Вы можете взять рецепт, написанный на бумажке, и внести какие-то правки в него. И приготовить то, что получилось. Но будет ли это вкусно, или вкуснее исходного салата?
Вот мы и приходим к простому пониманию, что для улучшения салата вам недурно бы знать рецепт, а ещё с пару десятков раз своими руками сделать салат по старинке. И потом уже, обладая этим знанием и этим опытом, пробовать что-то изменять и улучшать. Это ключевой момент которого многие в упор не видят. Невозможно понять традицию, если ты начинаешь знакомство с ней с изменений. И мы опять возвращаемся к сбору сведений и знаний, являющемуся ключевым моментом в реконструкции.
Именно по этому фраза «традиция без изменений мертва» не имеет смысла. У вас нет на руках традиции, которую вы могли бы изменять, сначала узнайте традицию, а потом уже начинайте менять, если захочется. То же касается и передачи огня вместо пепла, ведь на деле не передаётся ни то ни другое.
При этом совершенно всё вышеперечисленное не означает что любой кельтский реконструктор обязан шить (или хотя бы раз в жизни надевать) средневековую кельтскую одежду, есть традиционную кельтскую еду, слушать только традиционную кельтскую музыку, танцевать традиционные кельтские танцы и так далее. Всё это помогает лучше понять культуру кельтов и является хорошим бонусом, но не является обязательным для религии. Хотя и помогает разобраться в ней.