Смотрим фильм вместе. Тайна Келлс

Множество людей смотрели и полюбили мультфильмы Тома Мура, однако из-за различия культур и того, что мы впитывали «с молоком матери» несколько разную информацию, какие-то из мотивов и отсылок в его фильмах для нашего зрителя могли остаться незамеченными. Я не претендую на звание самого компетентного знатока Ирландии, однако мне показалось интересным самому пересмотреть эти замечательные мультфильмы и поделиться — что в них увидел я.

Все части:
Смотрим фильм вместе. Тайна Келлс
Смотрим фильм вместе. Песнь Моря
Смотрим фильм вместе. Легенда о волках

Стилистика

Вообще, говоря о всех работах Тома Мура, часто пишут, что это 2D анимация, зачастую примитивизм, но при этом сложнейшая работа с орнаментами и линиями, переводящая действие куда-то в абстракционизм. Однако автор сам даёт жирнейшую подсказку ко всему своему стилю, переходящему из фильма в фильм. Не зря «Тайна Келлс» является его дебютной работой и в этом фильме речь идёт о ирландской иллюминации — особой и самобытной технике росписи древних манускриптов. То есть сам по себе мультфильм является одновременно и визитной карточкой и резюме автора, в котором он буквально говорит: «Смотрите, это не мой авторский стиль, это адаптация старинных техник росписи под мультипликацию». Последний кадр фильма буквально показывает, что орнаменты и символы, использовавшиеся на протяжении всего повествования на фоне не выдуманы из головы, а взяты из натуральной Келлской Книги. Не и  мегалитических сооружений тоже. А само повествование говорит об отдельных мастерах, обладающих этой техникой письма. Вероятно сам Том Мур относит и себя к таким мастерам. Переводя на понятный нам язык — это если бы студия «Мельница» создавала все свои фильмы о Трёх Богатырях в технике хохломы, в тех же цветах и с теми же орнаментами. Я нисколько не умаляю заслуг автора, скорее наоборот. Создавать свой первый фильм с особой техникой рисовки и анимации и в качестве центрального сюжета взять именно эту технику рисовки — гениальный ход, согласитесь.

История

Келлская Книга, как уже можно было догадаться, реально существующий артефакт. Она написана в IX веке и получила своё название по монастырю в котором хранилась. Существует несколько версий создания этой книги, Том Мур взял самую популярную, о том, что Келлская Книга сначала создавалась на острове Ионе (недалеко от Шотландии), после чего в незавершённом состоянии была перевезена в аббатство Келлс (графство Мит), где её завершили и длительное время хранили. Лингвисты отмечают, Что Книга написана минимум тремя «руками», со своими характерными особенностями по написанию букв и использованию чернил. Действительно полагают, что создателем Келлской Книги мог быть святой Колум Килле, а впоследствии её уже продолжали монахи из Келлс.

На самом деле это далеко не единственная книга, выполненная в особой технике ирландской иллюминации, такие богатые на иллюстрации книги существовали и до и после неё. Однако Келлскую Книгу считают одной из самых богатейших на росписи, среди манускриптов Британских Островов.

По сути Келлская Книга содержит четыре Евангелия, то есть является простой Библией. Ну то есть как простой, эта книга создавалась не для праздного чтения, а скорее для богослужений, чтобы лежать на алтаре. Особо праздничная Библия, используемая в ритуальных целях.

Монограма Хи Ро историческая и из мультфильма

Келлскую книгу действительно теряли, у неё действительно был богатый золотой переплёт, который в какой-то момент украли. То есть здесь Том Мур особо не придумал ничего сам, просто шёл по наиболее популярной исторической хронологии книги. И действительно в те времена говорили, что эта книга выполнена так, будто бы её писали сами ангелы. То есть даже восхищения монахов, показанные в фильме, имели под собой историческую подоплёку. Вот, например, какое описание даёт Геральд Камбрийский, валлийский историк и хронист:

«Эта книга содержит гармонию четырёх евангелистов в соответствии с Иеронимом, почти каждая страница в ней украшена по-разному, разными цветами. В ней ты можешь видеть лицо Господа, божественно нарисованное, здесь есть мистические символы Евангелистов, каждый с крыльями, с шестью, с четырьмя, с двумя; здесь орёл, там телец, здесь человек, а там лев, и великое множество других фигур. Посмотри на них поверхностным взглядом, и ты подумаешь, что это подчистки, а не узор. Прекраснейшее искусство рядом с тобой, но ты можешь не заметить его. Ты обнаружишь лабиринты линий, таких тонких и изящных, полных переплетений и связей, с цветами такими свежими и живыми, что ты можешь сказать, что это — работа ангела, а не человека»

Принято считать, что это описание относится либо к самой Келлской Книге, либо к подобному, но не сохранившемуся артефакту. Так как само по себе описание довольно точное, однако Геральд либо ошибся с местом, где он встретил эту книгу (он пишет, что увидел её в Килдаре), либо он не ошибся с местом и то была другая книга.

Исторический контекст

Заметную роль в повествовании играют викинги, показанные как просто некая безликая неостановимая сила. Викингов в фильме невозможно понять, они бурчат на каком-то своём языке, единственное слово которое можно разобрать это «золото». Викинги не имеют лиц и особых знаков различия, они просто как безликая волна врагов разрушают всё до чего доберутся.

На самом деле такое описание вполне может соответствовать положению Ирландии в IX веке. Тогда действительно викинги приносили достаточно много неприятностей своими налётами. Однако зачастую их целью было не только золото.

К примеру в самом аббатстве можно заметить стоящую в центре высокую башню, и это тоже не выдумка автора. Такие башни ставили во многих поселениях Ирландии того периода. Ведь викинги совершали свои набеги не только за золотом, но и за рабами. Следовательно одной из основных задач таких поселений было защитить, в первую очередь, людей. Башни построены таким образом, чтобы вход в них располагался достаточно высоко над землёй. Жители во время набега прятались в этой башне, убирали лестницу и нападающие не могли их там достать. Викинги не стремились держать длительные осады, их задачей было налететь, быстро пограбить и так же быстро отступить. Следовательно ковырять башню со входом где-то над землёй им просто не было резона. Однако у этих башен есть ещё одна особенность — узкая винтовая лестница против часовой стрелки внутри. Почему именно против часовой? Чтобы, в случае если неприятель всё таки проникнет в башню, ему было трудно бить правой рукой, ему просто будет мешать стена. А обороняющийся, стоящий выше, напротив, с правой стороны не был ограничен ни в чём. Таких строений в Ирландии было более сотни, но до наших дней большая их часть не сохранилась.

Реконструкция Аббатства Келлс. Можно заметить что башня не в середине, но в общем и целом похоже на мультик.

Подробнее об этом архитектурном феномене можно почитать здесь:
wikipedia.org/wiki/Круглые башни Ирландии

Помимо викингов исторический контекст создаёт ещё молодое, в IX веке христианство. С одной стороны вихрем распространившееся по Ирландии и имеющее на тот момент большой авторитет, с другой стороны ещё не до конца вытеснившее традиционную веру в обитателей лесов и холмов. Это время — когда ирландское христианство и ирландское язычество было тесно переплетено и в голове молодого послушника Бранна вполне могли уживаться и жизнь в Аббатстве, и продолжение дела святого Колума Килле и дружба с банши (которую в фильме так никто не называет, но по сути это она и есть, «женщина из ши»).

При этом такой исторический контекст имеет двустороннюю связь, показанную в первой же сцене мультфильма, когда Эшлинг говорит, что жила на свете очень долго и видела всякое, однако и сейчас она встречает в мире нечто прекрасное (намёк на Келлскую Книгу). То есть представительница местных, по христианским меркам, демонов сама относится к христианству весьма лояльно.

Иллюминация

Англо-ирландская иллюминация является самобытным искусством. То есть нигде в мире книги не оформляли так как в Ирландии, более того — до сих пор не особо понятно откуда такая техника могла в Ирландию прийти. С одной стороны привычка украшать книги существовала задолго до появления христианства в Ирландии, с другой вот именно ирландские элементы не имеют преемственности с более ранними манускриптами Византии или Рима.

Иллюминацией занимались отдельные люди. Вообще древние книги в Ирландии создавались разными людьми. Одни писали текст, другие — заголовки. А иллюминатор исполнял инициалы и рисунки. Разумеется работа иллюминатора считалась искусством, и предполагала определённое мастерство. А в Ирландии всегда было особенное отношение к «людям дара». Что, собственно, тоже показано в мультфильме.

Яркими примерами ирландской иллюминации считают Евангелие из Дарема, Книгу из Дарроу, Келлскую Книгу и Евангелие из Линдисфарна. Как я уже писал Келлская Книга не единственная и не первая, хотя свои характерные особенности, отличающие её от других подобных рукописей есть.

Ковровая страница. Евангелие из Линдисфарна.

Такие рукописи и книги создавались не для общего пользования и не для чтения, так как читать их, на самом деле, довольно трудно из-за обилия рисунков, орнаментов, инициалов. Интересно, что подобные артефакты сами по себе считались магическими амулетами, способными принести счастье или даже помочь в битве. Собственно именно по этому в таких манускриптах большое внимание уделялось оформлению инициалов, ведь сами по себе буквы тоже считались магически сильными. В мультфильме отражено именно такое отношение к Келлской Книге — она способна обратить тьму в свет.

Кстати ещё интересный факт, помимо демонстрации знаменитой монограммы «Хи Ро» в самом конце фильма, в нём демонстрируют и другие реальные страницы Келлской Книги. В моменте, когда викинг забирает обложку и страницы разлетаются по лесу их можно рассмотреть.

Более подробно об этом можно почитать в:
Стилистические особенности англо-ирландской книжной миниатюры VII– IX веков

Эшлинг

Самое начало фильма, и Эшлинг говорит:

«Предо мной прошло много эпох
И будучи то лососем, то ланью, то волком…»

Это очень жирная отсылка к Финтану, сыну Борха, а ещё к Туану МакКариллу. В ирландской мифологии есть персонажи, если не бессмертные, то живущие очень и очень долго, в том числе живущие в образе животных. Которые могут рассказать историю всей Ирландии от её возникновения, до прихода христианства. Эти персонажи, обладая способностью становиться (или перерождаться) в различных животных, могут обходить разные катаклизмы и болезни. Христианская традиция обычно в этом моменте вспоминала про потоп, который, по идее, не мог пережить никто вне ковчега. Однако Ирландская традиция и тут нашла возможности обойти христианские догматы. Например Финтан пережил потоп будучи то лососем, то ястребом, то орлом. А Туан МакКарилл успел побывать кабаном, оленем, ястребом и лососем, точно так же успев запечатлеть всю историю Ирландии о которой рассказал святому Финниану.

То есть с самого начала Эшлинг предстаёт в образе такой же бессмертной древней обитательницы острова, которая успела повидать всякое, и рассказывает нам эту историю.

Кстати само имя «Эшлинг» означает «Вдохновение». Это можно увязать и с сюжетом фильма, ведь Брендан переносит в графику те чудеса, что он увидел в лесу с Эшлинг. К примеру на одной из страниц настоящей Келлской Книги есть миниатюра с точно таким же дубом, как он показан в мультфильме.

Брендан называет Эшлинг «фейри», то есть считает её представителем того самого «скрытого народа», одной из Туа Де, которые ушли в холмы, после того как Ирландией завладели потомки Миля.

Примечательно, что в течении фильма она демонстрирует одно из знаменитых искусств ши — магическое пение, с помощью которого помогает Брендану выбраться из заточения. И в мифах и в фольклоре Ирландии можно найти невероятное множество упоминаний о магической музыке Ши, или о их пении. Которым они способны погружать в сон, ввергать в радость или насылать печаль (три искусства Барда), а также лечить раны, давать сытость, насылать видения.

Поначалу она настроена к людям враждебно, как к оккупантам и захватчикам. Но конкретно с Бренданом ей удаётся подружится.

Кром Круах

Антагонистом в фильме представлен Кром Круах. И здесь всё обстоит довольно интересно, ведь пересечений Кром Круаха из фильма с реальностью… вроде бы они и есть, а вроде бы их и нет. Начнём по порядку.

Кром Круах действительно существовавшее божество, однако география его почитания в Ирландии ограничивается севером (графство Каван и окрестности), в то время как аббатство Келлс находится в Миде. То есть Брендану было бы трудновато добежать по лесу от Келлс до равнины Ма Слехт, где и находилось культовое капище Кром Круаху.

Да, у Кром Круаха описано место почитания, золотой идол Кром Круаху и двенадцать каменных изваяний вокруг. В мультфильме роль изваяний выполняют огамические камни, и их там явно больше двенадцати. В то время как местом обиталища самого Кром Круаха, по фильму, является курган или мегалитическая гробница.

По описанию в Книге Магуарана Кром Круах действительно вызывал ужас у местных жителей, и трудно понять почему именно этот бог в дошедших до нас источниках столь демонизирован. Или это влияние христианства, или Кром Круах так описывался в дохристианские времена, представителями других пантеонов богов, коих в Ирландии было множество. Но, в целом, отношение к месту его почитания, показанное в мультфильме, имеет фольклорные основания. С другой стороны как раз к курганам-то у ирландцев не было какого-то отторжения или страха. Наоборот, церковь предпринимала попытки запретить прихожанам посещать «те самые» холмы, но так и не добилась успеха.

А вот что не имеет оснований, так это внешний вид Кром Круаха. В мультфильме он является гигантским червём, или змеем, или драконом. Хотя никаких описаний самого Кром Круаха мы совершенно не имеем, а этимология его имени не предполагает связи со змеями или драконами. Однако и тут может быть некая логика.

По мультфильму говорится, что в жилище Кром Круаха пришёл святой Колум Килле, победил его и забрал глаз. На деле победу над Кром Круахом приписывают святому Патрику, точнее даже не победу над самим божеством, а разрушение того самого святилища с двенадцатью идолами и золотым изваянием. Здесь, конечно, можно проследить некую логику. По мифологии Патрик изгнал из Ирландии змей (правда исторически змей в Ирландии никогда не водилось, а то что в мифах называют змеями на деле является угрями, которых Патрик так и не изгнал), по той же мифологии Патрик разрушил идол Кром Круаха. Видимо авторы фильма (и не только они) переплели эти два события, и получилось так, что Патрик изгнал из Ирландии Кром Круаха в образе змеи.

Брендан побеждает Кром Круаха окончательно, и здесь можно найти две отсылки. Первая — конечно же на Уроборос, змею кусающую себя за хвост, это один из древнейших символов для человечества вообще, невозможно установить где он появился раньше, но известен он практически везде.

Вторую отсылку я отношу к латинской фразе «Malum se ipsum devorat» — зло пожирает само себя. Кстати эту фразу тоже порой сводят к Уроборосу, хотя это и непопулярная интерпретация символа. Во всяком случае не самая популярная.

Подробнее почитать о Кром Круахе можно тут:
Кром Круах / Кенн Круах

Другие любопытные отсылки

На первых же кадрах мультфильма мы видим как дети играют с мячом. Нет, это не бейсбол и не лапта. Это хёрлинг — ирландский хоккей на траве. Древнейшая игра, привезённая в Ирландию кельтами, она описывается даже в Уладском цикле, там Кухулин был настолько ловок, что мог пробежать всё поле неся мяч на своей клюшке и не уронив его, и это было показателем его невероятной скорости и ловкости.

Мальчик Сетанта, будущий герой Кухулин, играет со сверстниками в хёрлинг. Работа Джима Фитцпатрика.

Том Мур неоднозначно высмеивает принцип устной передачи информации в моменте, когда юному мальчику рассказывают о деятельности Колума Килле. В одной версии он обладает третьим глазом, в другой — третьей рукой с двенадцатью пальцами. Таким образом показано как те или иные уже мифологические персонажи или сюжеты обрастают подробностями, которых изначально могло и не быть. Тому Муру об этом наверняка известно, ведь для своих фильмов он наверняка погружается в ирландские фольклор и мифологию, а там таких интерпретаций и различий в разных источниках пруд пруди. Это довольно весёлый и правдивый момент, учитывая что события фильма происходят в IX веке, а Колум Килле жил в VI веке. За это время молва действительно могла пририсовать ему и глаз, и руку и лишние семь пальцев.

Пангур Бан — имя действительно существовавшего кота, которому средневековый монах посвятил стихотворение в IX веке.

Та самая страница со стихом, посвящённым коту Пангур Бану

Тот самый стих:

Messe ocus Pangur Bán,
cechtar nathar fria saindán;
bíth a menma-sam fri seilgg,
mu menma céin im saincheirdd

Caraim-se fos, ferr cach clú,
oc mu lebrán léir ingnu;
ní foirmtech frimm Pangur bán,
caraid cesin a maccdán.

Ó ru·biam — scél cen scís —
innar tegdais ar n-óendís,
táithiunn — díchríchide clius —
ní fris tarddam ar n-áthius.

Gnáth-húaraib ar gressaib gal
glenaid luch inna lín-sam;
os mé, du·fuit im lín chéin
dliged n-doraid cu n-dronchéill.

Fúachid-sem fri frega fál
a rosc anglése comlán;
fúachimm chéin fri fégi fis
mu rosc réil, cesu imdis,

Fáelid-sem cu n-déne dul
hi·n-glen luch inna gérchrub;
hi·tucu cheist n-doraid n-dil,
os mé chene am fáelid.

Cía beimmi amin nach ré,
ní·derban cách ar chéle.
Maith la cechtar nár a dán,
subaigthius a óenurán.

Hé fesin as choimsid dáu
in muid du·n-gní cach óenláu;
du thabairt doraid du glé
for mu mud céin am messe.

Я и Пангур — два монаха.
Трудимся ночами.
Я наукой занимаюсь,
А мой кот — мышами.
Делать то, что сердцу мило —
это ль не чудесно?
И хоть мир вокруг широкий —
В келье нам не тесно.
Я люблю читать Писанье,
Бой вести с грехами.
У кота — своё призванье:
Бегать за мышами.
Он зверей незваных ловит,
Мне во всем послушный.
Я же — книжною наукой
Назидаю душу.
Кот все дыры в нашей келье
Зорко изучает.
Я ж — научные вопросы
Трудные решаю.
Большей нет коту отрады —
Дичь прыжком настигнуть.
Ну, а мне — ответ достойный
На вопрос увидеть.
Я и Пангур — два монаха,
Любим своё дело.
Я философ хитроумный,
Кот — охотник смелый.
Делать то, что сердцу мило —
это ль не чудесно?
И хоть келья не большая —
Нам вдвоем не тесно.

(перевод Виктора Заславского)

Ну и не стоит упоминать, но на протяжении всего мультфильма и тут и там можно видеть различные символы, спирали, круги, кресты, трискели, огамические камни, мегалиты и многое-многое другое. По отдельности всё это описывать невозможно, так как очень много подобного. Например камень на поляне Эшлинг очень похож на Камень из Туроу. А статуи в святилище Кром Круаха были вдохновлены статуями с острова Боа. Описывать всё это очень и очень долго, так же как и разбирать все огамические камни мультфильма.

Заключение

Как видите различных «пасхальных яиц» Том Мур в свою работу заложил достаточно, и без знания исторического и культурного контекста многие из них могли остаться незамеченными. Надеюсь вам было интересно читать этот небольшой разбор, и теперь вы пересмотрите «Тайну Келлс» немного другими, более внимательными, глазами. Если же вы о своём интересе расскажете мне, где-нибудь в комментариях, то я попробую сделать такие же разборчики и на другие работы Тома Мура. А может быть мы на постоянной основе начнём копаться в кельтской тематике мирового кино.

Все части:
Смотрим фильм вместе. Тайна Келлс
Смотрим фильм вместе. Песнь Моря
Смотрим фильм вместе. Легенда о волках

[Druidism.Ru)