Прибытие Энгуса и Брайд

Источник: Wonder Tales from Scottish Myth and Legend by Donald Alexander Mackenzie. 1917
Перевод: Дмитрий, 2021

Всю долгую зиму Бира удерживала в плену прекрасную юную принцессу Брайд. Из-за зависти к красоте девушки, она дала ей рваную одежду и заставила работать вместе со слугами на кухне своего горного замка, где та выполняла самую грязную работу. Бира постоянно ругалась, находя недостатки в любой ее работе, что делало жизнь Брайд невыносимой.
Однажды, Бира дала Брайд бурую овчину и сказала:
— Отмой её в ручье, до чистого белого цвета.
Брайд взяла овчину, вышла из замка и стала стирать в пруду у водопада. Целый день она стирала, но всё было без толку. Она поняла, что невозможно отмыть этот бурый цвет со шкуры.
Когда настал вечер, Бира отругала девушку:
— Бесполезная девчонка! Овчина всё такая же бурая, какой я тебе её и дала!
— Весь день я полоскала её в пруду под водопадом у Красного камня, — сказала Брайд.
— Завтра ты опять пойдешь туда и будешь стирать, — ответил Бира, — и если ты не отмоешь овчину до белого цвета, то и на следующий день пойдешь туда, и так ты будешь стирать, пока она не станет белоснежной.
Совсем горестные времена настали для Брайд: день за днем она ходила стирать овчину и ей казалось, что продлись это хоть до конца света, бурая шерсть так и останется бурой.
Однажды утром, когда Брайд опять стирала у водопада, к ней подошел седовласый старик. Ему стало жалко принцессу, которая плакала горькими слезами за своим занятием:
— Кто ты и что так печалит тебя?
— Меня зовут Брайд, я пленница королевы Биры и она приказала мне отмыть эту шкуру до белого цвета. Увы, но это невозможно! — ответила девушка.
— Жаль мне тебя. — сказал старик.
— Кто же вы и откуда?
— Мое имя Отец Зима, — ответил ей старик, — дай мне овчину, помогу я тебе.
Брайд отдала шкуру и тот, взмахнув ей три раза, сделал её белой как снег.
Сердце Брайд преисполнилось радости и она воскликнула:
— Дорогой Отец Зима, добро, сделанное вами, прогнало мою печаль!
Старик протянул одну руку и отдал ей овчину:
-Теперь же возьми то, что в моей второй руке.
И другой рукой он отдал ей букет прекрасных белых подснежников.
Брайд засияла от радости, глядя на этот подарок.
— Когда Бира начнет бранить тебя, отдай ей эти цветы. Если она спросит, откуда ты их взяла, скажи что они пробились в зеленеющих еловых лесах. Скажи также, что кресс начал расти у берегов рек, а поля покрываются молодой травой.
После этих слов, старик попрощался с принцессой и ушел прочь. Брайд вернулась в горный замок и возложила белоснежную овчину к ногам Биры. Но старая королева даже не взглянула на неё, так как всё её внимание было приковано к подснежникам, что принесла девушка.
— Где ты нашла эти цветы? — гневно спросила она.
— Подснежники уже растут в зеленеющих еловых лесах, кресс начал расти на берегах рек, а молодая трава прорастает на полях, — ответила Брайд.
— Плохие вести принесла ты мне! — крикнула Бира, — прочь с глаз моих!
И Брайд ушла, однако в сердце её уже не было печали, только радость от того, что зима уходит, а вместе с ней и власть злой королевы. Тем временем, Бира призвала к себе восемь ведьм, что прислуживали ей.
— Мчитесь на север, мчитесь на юг, мчитесь на запад и восток, — сказала она им, — и я выступлю с вами. Поразите мир морозом да бурей, чтобы ни один цветок не зацвёл и не выжила ни одна травинка, ибо воюю я против всего, что может расти.
После этой речи, ведьмы взобрались на мохнатых козлов и помчались выполнять приказ, и Бира тоже вышла из замка, сжимая в правой руке свой черный волшебный молот. В эту же ночь великая буря обуяла океан, наводя на всех ужас.
Почему же Бира держала в плену Брайд?
Да потому, что её самый дорогой и самый прекрасный сын, Энгус Вечно Юный влюбился в принцессу. Звали его Вечно Юным, потому что годы были не властны над ним. Всю зиму жил он на Зелёном острове на западе, известном так же как Страна Юности. Впервые Энгус увидел Брайд во сне и рассказал об этом Королю Зелёного острова:
— В эту ночь снился мне сон, и была в нём прекрасная принцесса, что сразу же завладела моим сердцем. Слёзы текли по её щекам и я заговорил со стариком, что стоял подле неё: «Почему эта девушка плачет?». И старик ответил: «Плачет она потому что в плену у Биры, и та обращается с ней жестоко». Вновь я посмотрел на девушку и сказал: «Хотел бы я её освободить» и затем проснулся. Скажи мне, о король, кто эта принцесса и где мне её найти?
И король Зелёного острова ответил:
— Прекрасная принцесса, что ты видел это Брайд. И когда настанет день, когда ты станешь Королем Лета, она станет твоей Королевой. Об этом известно твоей матери, королеве Бире, и она всеми силами пытается удержать тебя подальше от Брайд, чтобы продлить своё правление как можно дольше. Подожди здесь Энгус, пока не распустятся цветы и не начнет расти трава, и тогда ты освободишь свою принцессу.
— Я хотел бы отправиться на её поиски немедленно, — сказал Энгус.
— Волчий месяц (февраль) настал, — ответил Король, — непредсказуем нрав волка.
— Наложу я заклятье на море и заклятье на землю, и займу для февраля три дня у августа, — сказал Энгус.
И он сделал, как и говорил: занял три дня у августа: теперь океан мирно спал, а солнце ярко сияло над горами и равнинами. Энгус сел на белого коня и поехал на восток, в Шотландию, через острова, через пролив Минч и на рассвете достиг Гримпианских гор. Он был одет в сияющие золотые одежды, а с плеч ниспадал плащ королевского алого цвета, который ветер поднимал и раскидывал по всему небу в сияющем великолепии.
Престарелый бард взглянул на восток и увидел там прекрасного Энгуса, поднял свою арфу и спел приветственную песнь, а птицы в лесу вторили ему:

Энгус грядёт прекрасный, молодой,
Голубоглазый бог с гривой золотой.
Бог, который всему миру приносит
Это утро, что весны обещанье произносит.
Побудил он птиц залиться песней прежде,
Чем фиалок цвет засиял в надежде,
Или нежных первоцветов, что на склоне,
Пока спят почки в теплом лоне.
И безмятежные холмы белым снегом одеты,
Пока лиственницы стоят все раздеты.
Сквозь бурый лес и голый. Всё вокруг ликует!
Энгус, пусть твоя воля торжествует…
Долгий путь он продолжает
Принцессу Брайд найти желает.

Вдоль и поперек обошёл Энгус всю землю, но нигде не смог найти Брайд. Она же видела его во сне и знала, что он хочет её освободить. Проснувшись, она заплакала от счастья, и на месте, куда упали ее слезы выросли прекрасные синие фиалки, под стать её глазам.
Когда же Бира узнала, что Вечно Юный ищет принцессу, она пришла в ярость и на третий день его поисков подняла страшную бурю, которая заставила Энгуса вернуться на Зелёный остров. Но он возвращался снова и снова, пока не нашел горный замок, где принцесса томилась в заточении.
И вот наконец, Энгус встретил Брайд в лесу у замка. Фиалки расцветали, а нежные желтые первоцветы раскрывали свои глазки, чтобы посмотреть на принца и принцессу и когда те разговаривали друг с другом, птицы пели сильнее, а солнце светило всё ярче.
— О, прекрасная принцесса, — сказал Энгус, — я видел тебя во сне роняющей горькие слёзы.
— О, могучий принц, — сказала Брайд, — я видела тебя во сне мчащимся над горами и равнинами, сильным и прекрасным.
— Я пришел спасти тебя от королевы Биры, что держала тебя в плену всю зиму. — сказал Энгус
— Для меня это день великой радости. — ответила Брайд.
— Это день великой радости для всех людей на свете.
И вот почему первый день весны, когда Энгус нашёл Брайд, зовётся Днём Брайд (1 февраля по старому стилю, 13 февраля по новому).
Через лес к ним подошла компания женщин фейри, они окликнули Брайд как королеву и поприветствовали Энгуса. Затем, Королева фейри взмахнула палочкой и Брайд преобразилась. Так же быстро, как солнце появляется из-за темного облака, разгоняя мрак вокруг, Брайд предстала в своем новом виде. Вместо рваной робы на ней были белые одежды, украшенные сверкающими серебряными бусинами, а над самым сердцем блистал кристалл-звезда, чистый как её помыслы и яркий как радость, которую принес ей Энгус. Этот камень зовется ныне “Путеводная звезда Брайд”. Её русые волосы, ниспадающие сияющими прядями до талии, были украшены весенними цветами: подснежниками, маргаритками, первоцветами и фиалками. Глаза её были голубыми, а лицо — румяным, словно дикая роза небывалой красоты и нежности. В правой руке она держала белый жезл, обвитый золотыми колосьями, а в левой — золотой рог, который называют “Рог изобилия”.
Коноплянка была первой птицей, что воспела красоту Брайд, и Королева фейри сказала:
— С этих пор будут называть тебя “Птица Брайд”.
На побережье моря первой радостно защебетавшей птицей был Кулик-сорока (Устричный ловец?) и Королева фейри сказала:
— С этих пор будут называть тебя “Слуга Брайд”.
Королева фейри повела Энгуса и Брайд в свой подземный замок под зеленой крышей, что был в чаще леса. По дороге, они подошли к замерзшей речке, Брайд положила пальцы на лед, отчего Ледяная Ведьма взвизгнула и убежала.
Грандиозный праздник был устроен в честь свадьбы Энгуса и Брайд во дворце Королевы фейри, фейри танцевали и пели от радости, и весь мир праздновал и пел вместе с ними. Теперь этот праздник зовется “Праздник Брайд”.
“Весна пришла!” кричали пастухи и выгоняли свои стада на пустоши (moors), где вели им счет и благословляли. “Весна пришла!” кричал ворон, отправляясь искать мох для своего гнезда. Грач, услышав эти крики, полетел вслед за ним, а дикая утка из гущи камышей вспорхнула ввысь, крича “Весна пришла!”
Брайд и Энгус вышли из волшебного дворца, она взмахивала руками, пока Энгус повторял свои заклинания, отчего все растения стали расти сильнее и весь мир славил их как Короля и Королеву. Хотя людской род и не замечал их, но их присутствие чувствовалось повсюду, по всей Шотландии.
Бира пришла в ярость, когда узнала про то, что Энгус нашёл Брайд. Она взяла свой волшебный молот и била по земле снова и снова, пока та снова не замерзла, став как железо, настолько твердой, что ни единая травинка не могла выжить на ее поверхности. И ужасен был гнев королевы, когда она увидела, что трава всё равно прорастает опять. Бира понимала, что когда растения расцветут, и Энгус с Брайд поженятся, её власти придет конец.
Она жаждала сохранить свое правление как можно дольше.
— Брайд вышла замуж, слава Брайд! — пели птицы, — Энгус женился, слава Энгусу!
Бира услышала пение птиц и созвала своих ведьм:
— Мчите на север, мчите на юг, мчите на запад и восток. Дайте бой Энгусу. И я выступлю с вами.
Ведьмы взобрались на лохматых козлов и помчались выполнять приказ.
Бира оседлала вороного коня и помчалась в погоню за Энгусом. Она неслась на всех парах, небо за ней заволакивали черные тучи и вскоре она достигла чащи леса, где жила Королева фейри. Волшебный народец в ужасе скрылся в своём зеленом холме, крепко-накрепко закрыв двери.
Энгус поднял глаза и увидел приближающуюся Биру. Он схватил свою юную невесту, запрыгнул на коня и поскакал прочь, на запад. Они мчались над холмами, долинами, и морем, но Бира всё преследовала их.
На острове Тири есть скалистый овраг, вороной конь Биры, перепрыгивая через него, врезался в камни копытами и с тех пор овраг называется “Прыжок лошади”.
Энгус вернулся на Зеленый остров и там он счастливо проводил дни с Брайд, однако он очень хотел возвратиться в Шотландию, чтобы править там как Король лета. Он вновь и вновь пересекал море, и каждый раз как он достигал страны долин и гор (glens and bens), солнце светило ярче и птицы пели звонче, приветствуя его. Бира же раз за разом поднимала штормовые ветра, чтобы прогнать его. Вначале, она призвала ветер, что зовется “Свист”, он дул пронзительно и сильно, обрушивая град на землю. Он буйствовал три дня и принес много горя по всей Шотландии: много овец и ягнят было убито на пустошах, а также коров и лошадей.
Энгус отступил, но вскоре опять вернулся.
Следующим ветром был «Острый Клюв», известный также как «Гобаг», он бушевал девять дней, пронизывая всю землю, клевал и щипал каждый ее кусочек, проникал во все уголки и щели, словно остроклювая птица.
Энгус снова вернулся и Бира призвала ураган “Чистильщик”, чьи вихревые ветра срывали листья и цветки с ветвей деревьев. Пока дул ветер, Бира била своим молотом по земле, чтобы не дать прорасти молодой траве.
Но все её старания были напрасны.
Каждый раз, когда она останавливалась чтобы перевести дух, отовсюду на нее смотрела улыбающаяся весна, а на небе ярко сияло солнце. Маленькие скромные первоцветы раскрывали свои лепестки навстречу солнцу, выглядывая из уютных уголков, до которых не мог дотянуться “Чистильщик”.
Энгус отступил, но вскоре опять вернулся.
Однако, Бира не теряла надежды отвоевать своё и её стараниями на людей обрушилось новое горе, пришли “Недели Худобы”. Запасы еды истощились. Из-за постоянных бурь, моряки не могли выйти в море, чтобы наловить рыбы. К тому же, по ночам Бира и её ведьмы проникали в дома и крали еду, найденную там. Воистину, горестное было время.
Сжалившись над людским родом, Энгус решил дать бой слугам Биры, однако свирепая королева подняла шторм “Шторма Ропота”, чтобы не дать Вечно Юному подойти ближе. Шторм бушевал до первой недели марта, он сдул заготовленный фураж, разбрасывав его над озерами и океаном, отчего лошади и скот умирали от голода.
Но Энгус всё таки вступил в жестокий бой с ведьмами и в конце концов прогнал их на север.
Его победа встревожила Биру.
В отчаянной попытке подчинить себе Силы Весны, она схватил свой молот и сокрушила облака. Затем, оседлав черного скакуна, поехала на север, где собрала своих слуг и сказала им:
— Отправляйтесь со мной на юг и рассейте наших врагов.
В едином строю они выступили из мрачной тьмы севера. Вместе с ними пришел Огромный черный шторм, отчего всем показалось, что зима вернулась с новой силой и теперь уже никуда не уйдет. Но вот однажды, в сумраке вечера, они решили передохнуть и присели на склоне лысой горы, и нежданно-негаданно на землю и море опустился покой.
— Ха, ха!, — смеялась дикая утка, — ха, ха! Я до сих пор жива, как и мои шесть утят!
— Имей терпение, пустобрех, я ещё не закончила! — ответил одна из ведьм.
Заняв три дня у августа, Энгус оставил три дня зимы неиспользованными и Бира в эту же ночь взяла их у зимы. Три духа взятых дней были духами бурь, они предстали перед бирой на черных кабанах.
— Вы долго были в заточении, но сейчас я дарю вам свободу, — сказала им Бира.
Духи выезжали один за другим, три дня подряд. Они принесли с собой снег, град и свирепые порывы ветра. Снег выбелил пустоши, заполнил каждую бороздку на вспаханных полях, реки вышли из берегов, а огромные деревья были повалены и сломаны. Утка и шесть её утят были убиты, как и овцы с коровами. Много людей погибло на суше и утонуло в море. И эти три дня были названы “Дни трех кабанов”.
Дни правления Биры подходили к концу: она обнаружила, что уже не может бороться против силы новой жизни, которая просыпалась во всех уголках земли. Слабость глубокой старости обрушилась на неё и она жаждала испить воды из Колодца молодости.
Одним солнечным мартовским утром, она увидела Энгуса, едущего над холмами на своем белом коне. Её приспешники в ужасе разбегались перед ним и это повергло Биру в отчаяние, и она тоже ринулась прочь. Но перед этим, она схватила свой молот и зашвырнула его под Падуб и вот поэтому под ним не растёт трава и по сей день.
Старая королева отправилась на север верхом на черном скакуне, и когда тот перепрыгивал Лох Этив, то оставил следы копыт на каменистых склонах гор, по сей день это место называется “Подковы”.
Бира не останавливалась ни на мгновение до тех пор, пока не достигла острова Скай, где наконец-то сделала привал на вершине Пика старой жены (Beinn na Caillich, Hill of the Old Woman), что в Брэдфорде. Там она сидела, созерцая море и ожидая, пока день и ночь станут равны. И когда этот момент настал, то весь день она оплакивала утраченные силы, а когда наступила ночь, отправилась на запад, через море прямиком к Зеленому острову.
И там, на рассвете следующего дня, она испила воды из Колодца молодости.
В то же время, когда день сравнялся с ночью, Энгус и Брайд прибыли в Шотландию, где они были провозглашены Королем и Королевой невидимого народа. Они ехали с юга на север с утра до полудня, и с севера на юг с полудня и до вечера. Спутником им был легкий ветерок, дующий на север с рассвета до полудня и на юг с полудня до заката.
В этот же день, Брайд окунула свои руки в высокогорные реки и озера, что еще хранили лед и Ледяная ведьма погрузилась в глубокий сон, который не отпускал её всё лето и осень.
После того, как Энгус стал королем, травы стали расти быстрее. Люди посеяли семена и попросили у Брайд хорошего урожая. Вскоре вся земля была украшена весенними цветами всех оттенков.
У Энгуса была золотая арфа с серебряными струнами, и когда он играл на ней, юноши и девушки следовали за музыкой через лес. Барды воспевали ему хвалебные песни и рассказывали, что он целовал влюбленных, а когда те расставались, чтобы разойтись по домам, то поцелуи превращались в птиц, которые парили над их головами и пели сладкие песни любви, а также нашептывали приятные воспоминания.
Вот что пел про Вечно Юного один бард:

Когда над морем подул южный ветер
Шептал он о весне, о летней поре,
Что власти Биры нет места на свете.
Энгус Вечно Юный
Златогривый прекрасный бог любви,
Как небо ясны таинственные очи,
Яркий как свет утренней звезды,
Горящей средь небесных точек,
Что в ужасе стали даже не видны,
Когда рассветный час трубил победу,
И он делил её с прекрасной Брайд.

Поднялся сладкий ветерок,
Обдав фиалками, он охнул:
На свете нет ничего прекрасней
Радостей неувядающей любви

В стародавние времена, когда ещё не было в Шотландии календаря, люди давали имена разным периодам весны и зимы, ветрам и затишьям. История борьбы между Энгусом и Бирой — это история борьбы между весной и зимой, ростом и упадком, светом и тьмой, теплом и холодом.

[Druidism.ru)
ещё