Walter Evans-Wentz, The Fairy-Faith in Celtic Countries (1911)
Перевод: Анна Блейз (с)
Страница Переводчика
Теперь перенесемся в Западную Ирландию — область, во многих отношениях важнейшую для нашего исследования, где вера в фейри до сих пор жива и полна сил (пожалуй, в большей мере, чем во всех остальных областях кельтского мира) и предоставим первое слово ученому священнику католической церкви. То, что он поведает нам, основано на его личном опыте и воспоминаниях о тех временах, когда он был простым ирландским мальчишкой из Коннемары, и дополнено более зрелыми и обширными познаниями о вере в фейри, которую он наблюдает среди собственных прихожан.
Фейри горы Нок-Ма. «Говорят, под холмом Нок-Ма, — это вон там, отсюда хорошо видно, — прорыто множество ходов и что внутри там — целый дворец, в котором живут фейри, а с ними и люди, которых они забрали. И будто бы там, внутри холма, есть проход в подземный мир. По общему мнению, люди, умершие от чахотки, попадают к фейри и остаются среди них, причем становятся совершенно здоровыми. Тело, изнуренное болезнью, не забирают под холм: считается, что это не настоящее тело покойного, а как бы тело подменыша. То есть, под холм уносят настоящее тело человека вместе с душой, а на его место подкладывают какого-нибудь старика из Волшебной страны. Здесь, среди нас, этот старик чахнет и вскоре умирает».
Как защититься от фейри. «Принято было, подоив корову, макнуть в ведро с молоком большой палец, а потом этим мокрым пальцем начертить крест у коровы на бедре, с той стороны, с которой ее подоили. Считалось, это защитит ее от фейри. Еще я сам видел, как под маслобойку клали горящий уголек, когда сбивали масло, — это тоже старый обычай, связанный с фейри».
Молоко и масло для фейри. «Все молоко, которое прольется на землю при дойке коров, забирают фейри: они ведь тоже любят молочко. Кроме того, когда масло только-только собьют и разрежут его ножом, чтобы побыстрее просохло, нож не нужно вытирать: все, что на него налипнет, — это доля для фейри. Из трех фунтов масла, например, унцию-другую оставляют для волшебного народа. Я сам это несколько раз наблюдал».
Фейри и проточная вода. «Если темной ночью за тобой погонятся фейри или призраки, нужно пересечь проточную воду, и тогда, говорят, бояться будет нечего. Помню, однажды, темной ночью, я возвращался домой вместе с одним мальчишкой, моим тогдашним приятелем; мы услышали шум, побежали к ручью и перебрались на ту сторону — и действительно, нас никто не тронул».
Заповедные места. «Если увидишь в поле груду камней, лучше ее не трогать, даже если камни нужны для строительства. Особенно если это часть какого-нибудь древнего кургана! Говорят, в таких каменных насыпях живут фейри, и тому, кто потревожит их, придется несладко. Если построить дом в заповедном месте или на тропе фейри, жителям его ни в чем не будет удачи. Все наперекосяк пойдет. Но если уж построили дом в таком месте и деваться некуда, то нельзя запирать на ночь двери — ни на передний двор, ни на задний. И окна тоже надо оставлять открытыми, если они оказались на пути той тропы. Тогда фейри смогут просто проходить через дом насквозь. Возле Баллинроба есть старый форт, который до сих пор считается заповедным, вместе со всей окрестной землей. Земля там первосортная, но никто не рискует ее возделывать. Некоторое время назад инженеры прокладывали новую дорогу и решили было провести ее через этот форт, но местные едва не подняли бунт, так что дорогу проложили по-другому. Крестьяне нипочем даже дерево или куст не срубят на холме или в заповедном месте».
Власть фейри над посевами. «Верят, что фейри подвластны посевы и урожай. Допустим, кто-то засадил поле репой и рассчитывает собрать столько-то тонн с акра, но на поверку урожай оказывается куда более скудным. Объясняют это тем, что фейри забрали часть репы себе. Точно так же — и с пшеницей».
Канун ноября и фейри. «В канун ноября негоже собирать или есть ежевику и терн; да и после того, даже если ягоды на кустах еще держатся. Фейри в канун ноября обходят все кусты и делают ягоды несъедобными. Если поесть их, сильно заболеешь. Мальчишками мы в это твердо верили. Даже вспомнить смешно, как в последний день октября мы объедались ежевикой впрок, а потом неделями и месяцами ходили мимо кустов, так и ломившихся от роскошных ягод, но не рисковали попробовать: только смотрели и глотали слюнки».
Фейри в обличье мух. «Дальше по реке, в графстве Майо, есть одно старое аббатство. Говорят, рядом с ним была большая битва фейри, в которой их полегло без числа. А бились они в виде мух. Огромные тучи мух слетелись туда со всех сторон — и от Нок-Ма, и из Южной Ирландии, и еще бог весть откуда. Считается ведь, что фейри могут принять любое обличье, какое пожелают. И битва продолжалась день и ночь, а после дохлых мух плыло по реке столько, что хоть корзины ими набивай».
Вернувшиеся из Волшебной страны. «Когда человек впадает в сон наяву ненадолго, на два-три дня, говорят, что это время он провел на празднике у фейри. Такой праздник может быть и совершенно материального характера, и чисто духовного. Кое-кто может так уйти в Волшебную страну всего на час-другой, а кто-то задерживается там на годы — на семь лет, на четырнадцать, на двадцать один год. Когда человек возвращается из страны фейри, обычно он не помнит и понятия не имеет, что там видел и что делал. Но некоторые думают, что на самом деле эти люди все прекрасно помнят, только не могут никому рассказать. Одна женщина, я слыхал, говорила, что забыла начисто обо всем, что с ней было среди фейри, но ее подруга уверяла, что та все помнит, просто сказать не может. Некоторые подглядывают по ночам за теми, кто побывал в Волшебной стране, — не общаются ли те с фейри тайком, когда все спят. Но другие говорят, что это бесполезно: фейри все равно прознают, что кто-то пытается их подкараулить, и в эту ночь не придут».