Легенд и сказок, объясняющих название праздника «Воскресенье Кром Дува» записано великое множество. Очевидно в южной Ирландии фестиваль урожая, попадающий на первое воскресенье августа или последнее воскресенье июля был очень популярен с дохристианских времён, практически по наше время. Как и фигура самого Кром Дува, архаичного божества урожая. Однако сюжеты о Кром Дуве отличаются разрозненностью не только в деталях и мелочах, но и в основной фабуле. Также стоит отметить, что наибольшая часть таких сюжетов записана уже в XX веке, школьниками, со слов деревенских старожил. Мы постарались собрать на одной странице все сюжеты, объясняющие название праздника, а также все сюжеты, описывающие встречу Кром Дува и святого Патрика. Важно отметить, что в нашем случае это будут чаще не переводы, а пересказы, так как мы компилировали множество описаний в один сюжет, стараясь не пропустить ничего, на наш взгляд, важного. Все источники мы разобьём по сюжетам, как по главам. Но, читая их, важно помнить, что они существовали в Ирландии одновременно, и не показывают никакой хронологической последовательности.
Сергей; 2025
I
Смерть Кром Дува. Книга из Фемроя (XIV-XVI в.). Перевод [1]
Почему Воскресенье Кром Дува называется так?
В один день Святой Каннек (Saint Cannech[2]) был на острове Роскреа. Он увидел как легион демонов летит над ним в небе. Один из них спустился на остров, и тогда Каннек спросил куда летят все эти дьяволы? И услышал, что их хороший друг[3], по имени Кром Дув, умер в этот день, и они летят захватить его душу.
— Идите — сказал святой — Но вернитесь ко мне на обратном пути и расскажите как вы справились.
Через время демон вернулся, прыгая на одной ноге и рыча от боли.
— Говори — сказал святой — что случилось с тобой?
— Мой господин — отвечал демон — мы набросились на душу Кром Дува, и определённо были в своём праве. Однако в этот момент появился Святой Патрик с полчищем святых и ангелов. Они набросились на нас со свирепыми копьями, одно копьё попало мне в ногу, оставив хромым на всю жизнь. Кажется, что благие дела Кром Дува перевесили его грехи. Святые захватили его душу, а нас обратили в бегство[4].
Комментарии
- В качестве первой «истории» о Кром Дуве мы решили взять самую раннюю хронологически легенду. В виду её значимости и лаконичности, легенду мы передаём в точном переводе.
- Один из Двенадцати Апостолов Ирландии, проповедовал раннее христианство как в Ирландии, так и в Шотландии. На острове Лох Кри (Шотландия) написал свои комментарии к четырём Евангелиям, ставшие известными как Цепь Кеннека (Glas-Chainnigh). Является покровителем королевства Оссри. В том числе поэтому в его честь названо аббатство Килкенни (Cill Chainnigh — Церковь Кеннека). О святом сохранилось множество легенд. Например, согласно одной из них, Кеннек возглавил армию христиан и дал сражение последнему верховному друиду Ирландии.
- В раннехристианских представлениях семьи богов (Туа Де), так как не являлись потомками Ноя и не были людьми, были, по своей магической сути, порождениями лукавого, а значит, даже в случае принятия христианства, не могли претендовать на попадание в рай. Выведение генеалогий богов к Ною, Адаму, и связывание их происхождения с библейской историей произошли, видимо, позже.
- Остаётся только догадываться какой популярностью обладал Кром Дув среди ирландцев, если его не смогли демонизировать, как прочих ирландских богов, и вынуждены были сочинить легенду устами одного из главнейших святых Ирландии, в которой Кром Дува в христианский рай забирает креститель Ирландии Патрик. Эта легенда является очень красочным примером того, как при невозможности демонизировать какие-то архаичные представления, раннее христианство их ассимилировало. После этой легенды Кром Дува можно смело называть божьим чудом, ведь он в раю. А его Воскресенье — настоящим христианским праздником.
II
Кром Дув и скала в море [1]
Воскресенье Праздника или Воскресенье Кром Дува[2] — это последнее воскресенье июля. Кром Дув жил в Балликасле[3] во времена святого Патрика, и это праздник в это воскресенье — проводится в память о нём.
Сейчас в этот день молодёжь идёт в горные долины и на склоны собирать дикую чернику. Раньше это был великий день в тех местах, ведь люди со всех окрестностей собирались вместе и готовили угощение вместе с собранной черникой. Они устраивали пиршество с музыкой и играми. Отчего же Воскресенье Кром Дува зовётся так? Нетрудно сказать…
Кром Дув был владельцем обширных территорий. Он жил в нескольких милях от городка Балликасла и часть своей земли он сдавал в аренду крестьянам, взымая с них огромную плату. Таким образом он сильно разбогател [4], однако сам при этом жил скромно, питаясь в основном рыбой из моря.
Однажды святой Патрик проходил мимо этих мест. Он знал о высоких арендных ценах, которые людям приходилось платить за землю. Поэтому он попытался убедить Кром Дува снизить арендную плату, так как люди не могли себе её позволить.
Кром Дув от предложения Патрика пришёл в ярость. У него было две злобные собаки, и он спустил их на святого. Но вместо того чтобы разорвать его на куски, собаки начали лизать ему руки. Тогда Кром Дув рассердился ещё больше и начал проклинать Патрика с помощью колдовства[5].
Святой Патрик опустился на колени и начал молиться — и место, где находился дом Кром Дува, отделилось от остальной земли. Сам Кром Дув, его собаки и его деньги (оценённые в несколько тысяч фунтов золотом) оказались отрезанными от Ирландии.
Говорят, если кто-то сможет добраться до этого острова, сокровище легко найти — оно лежит в сундуке под большой каменной плитой.
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Комментарии
- Есть сильно более расширенная версия этого сюжета, записанная Дугласом Хайдом. Сообщество опубликовало перевод этой сказки в 2024 году — https://druidism.ru/mythology/legends-and-tales/saint-patrick-and-crom-dubh/
- Domhnach Choirm / Chroim Duibh — в оригинале использована игра слов между Choirm (пир, праздник) и Chroim (родительный падеж от Crom Dubh), поэтому перевод сразу учитывает оба значения.
- Балликасл — образовано от ирландского Baile an Chaisil (Город у Замка). Сейчас деревня в Ирландии в графстве Мейо, пятина Коннахт. В том же графстве находится гора Крох Патрик, тесно связываемая с деятельностью святого.
- Можно обратить внимание, что в сказках Кром Дуву часто приписывается не только буквальная власть над землями (он то землевладелец, то лендлорд и правитель), но и богатство. И то и другое показывает его сохранившуюся с древних времён семантику божества урожая, почитаемого в августе как правителя.
- Характерная черта христианизированной ирландской литературной традиции — сталкивать христианских иерархов и священников с архаичными божествами или друидами в магических дуэлях, из которых, очевидно, победителями выходят представители христианства. Здесь также показано бессилие Кром Дува перед святым Патриком. Его животные отказываются ему подчинятся, его проклятия не работают.