Как праздновать Саунь в современном городе?

Приближается ноябрь, а вместе с ним и традиционный для кельтов праздник Саунь. В нашем сообществе и на нашем сайте есть множество статей об этом празднике. Что он значил для архаичных кельтов, как трансформировался в современный Хэллоуин, когда его можно праздновать, какие традиции сопутствовали этому празднику в разные века и в разных регионах (Ирландия, Шотландия, Уэльс, о. Мэн). Однако до сегодняшнего дня мы не отвечали на интересующий очень многих наших читателей вопрос — а как можно праздновать Саунь сейчас, жителю современного города? Сегодня мы попробуем на этот вопрос ответить.
Автор: Sergey; 2024

Важно понимать, что наши предложения по празднованию Сауня отличаются от других статей на сайте. Здесь будет меньше фактической информации, подтверждаемой историческими источниками и исследованиями. Но будет больше мнения, предложений и предположений. Нельзя сказать, что наша инструкция является каноничной, а другие, автоматически, неправильными. Просто наш вариант празднования — наш. А другие не наши.

Приятного чтения.

Общая семантика праздников

Прежде чем описывать конкретный Саунь стоит описать общую семантику для любого праздника. Или точнее — что мы вообще считаем праздниками в своей жизни? Какие наши действия и окружающая атмосфера способны сделать любой день праздничным?

Отдых

Многие праздники и в современных светских государственных календарях отмечены выходными. «Красный день календаря» — время, когда можно не работать. Само слово «праздник» в русском языке произошло от «праздно», то есть когда не работаешь. И это не случайно. В архаичном мире кельтов праздники являлись периодами смены, в первую очередь, рабочих сезонов. Временем, когда один работный сезон уже закончился, но следующий сезон ещё не начался, и можно немного перевести дух, отдохнуть. Мы и сейчас имеем возможность отмечать свои праздники в выходные, в дни, когда нам не нужно ходить на работу. Ведь после тяжёлого рабочего дня труднее почувствовать атмосферу праздника.

«Действительно, большое собрание было у Конхобара. Три дня перед Самайном и три дня после Самайна отводились для того, чтобы кормиться в доме Конхобара. Прекрасен был этот дом.»

© «Сказание о Конхобаре сыне Несс». Саги об Уладах в переводе Т. Михайловой

Именно про Саунь мы можем предполагать, что он праздновался неделю. Мы знаем из Календаря из Колиньи, архаичного галло-римского календаря, датированного I веком нашей эры, что Сауню соответствовали три дня. Дата Сауня в нём определена как TRINVX SAMO SINDIV, что может быть переведено, как «Trinouxtion Samonii sindiu», т.е. «Трехвечерний период Самониоса [-] сегодня». Однако из мифологии мы можем увидеть и семидневное празднование (три дня до, сам праздник, и три дня после) и даже десятидневное. Если у вас есть возможность взять на время Сауня отпуск получится совсем аутентично. Ведь силы вам понадобятся для того, чтобы пережить зиму.

Канун

Общим моментом для всех праздников кельтов является отличие счёта дней у кельтов и у нас. Собственно говоря днями кельты ничего и не считали, полагая что любой день начинается с ночи. И все праздники начинали отмечать ночью перед праздником и днём после. Не зря знаменитый Хэллоуин, это «канун Дня Всех Святых», а не сам день. Это пережиток как раз кельтского представления.

«Галлы все считают себя потомками [отца] Дита и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они исчисляют и определяют время не по дням, а по ночам: день рождения, начало месяца и года они исчисляют так, что сперва идет ночь, за ней день.»

© Гай Юлий Цезарь. «Записки о Галльской войне». Книга шестая. XVIII.

Мы сейчас ведём счёт суток начиная также с ночи (с 00:00, полуночи), однако в нашем представлении день начинается утром. У кельтов же день начинался с ночи, месяц с новолуния, год с кануна зимы (Сауня). Если вы решите праздновать Саунь, помните, что праздничное время начинается с заката, а не с рассвета.

Здесь можно отметить, что ирландское слово праздник — feis — произошло от древнеирландского feissfess, отглагольного существительного от foïd «проводить ночь», от протокельтского *woseti «проводить ночь», от протоиндоевропейского *h₂wes- «проживать». Наши праздники — это проведённые ночи.

Обилие

Любой праздник несёт в себе одну из главных семантик — изобилие и богатый стол. Даже в современной России, в совершенно светской среде известно, что «как новый год встретишь, так его и проведёшь». Именно с этим связаны привычки на праздники готовить богатый стол. Кельтские праздники разделяют между собой сезоны, в разные сезоны кельты готовили разную еду, но на любой праздник еды старались приготовить как можно больше. Это было залогом сытости всего сезона.

Саунь знаменовал собой окончание пастьбы, отмечался он после перегонки скота с летних пастбищ, и после сопутствующего забоя скота. В мифологии чаще других праздников упоминается Саунь, и почти всегда ему сопутствуют пиры, чаще называемые «Пир Вождя». Основным атрибутом такого пира на Саунь является обилие мяса, целиком запечённые кабаны, считающиеся лучшей пищей, телята, ягнята, быки. Можно смело предполагать, что Саунь самый «мясной» праздник кельтского годового праздничного цикла, так как сразу после забоя скота мясо свежее и его много.

Разумеется сейчас, живя в городе, мы не так сильно зависим от аграрно-скотоводческого цикла, и можем раздобыть мясо в любое время года. Однако, когда вы будете готовить праздничный стол на Саунь, помните, что этот стол должен быть по настоящему обилен, и основной рацион этого праздника должно составлять разнообразие мяса.

«И так прошел целый год, и была поделена вся земля на эти три доли, но вот настал праздник Самайн, и собрались все улады у короля Конхобара в Эмайн Махе. Было подготовлено для пира сто чанов пива каждого сорта. Говорили слуги Конхобара между собой, что недостанет всех уладов, чтобы съесть всю еду и выпить все питье, что приготовили для пира, так много всего там было.»

© «Опьянение Уладов». Саги об Уладах в переводе Т. Михайловой

Да, кельты пили алкоголь. Ставили сидр, варили пиво, импортировали у южных соседей вина. Этого не отнять. И, разумеется, по праздникам кельты тоже пили алкоголь. Если же обращаться к античным источникам, к записям римлян и греков о галлах, то, с их точки зрения, галлы пили алкоголь неуёмно, сверх всякой меры.

Чистота

Сам праздник начинается вечером, но это не значит что нам нечем занять себя в течении дня накануне. Ведь на каждый праздник принято приводить дом в порядок.

Уборка имеет не только практическое значение, ведь в чистоте жить и праздновать приятнее, но и символическое. «Как встретишь, так и проведёшь», это касается не только обилия на столе, но и чистоты дома.

В случае Сауня и приглашения в дом предков (об этом будет написано ниже) уборка дома имеет и третье значение. Ведь, когда вы зовёте гостей, особенно своих родственников, даже из иного мира, неловко им как-то показывать беспорядок дома.

Под чистотой можно понимать не только физическую уборку дома, но и мистическое его очищение. Существует множество традиционных способов очистить дом от вредоносного влияния иного мира. Очищения водой, то есть окропление. Очищение огнём, то есть окуривание. Очищение солью и троекратным обходом. Подробнее здесь об этих способах мы писать не будем, такие инструменты перечислены в нашем курсе «Традиционное колдовство Британских Островов».

Семантика, присущая Сауню

Выше перечислены вещи, которые, так или иначе, присущи совершенно любому празднику. Не только кельтскому — те же принципы все стараются соблюдать и при праздновании своего дня рождения, и на светский Новый Год. Ниже мы уже будем перечислять то, что характерно для Сауня, и постараемся обосновать такие привязки.

Собирайтесь вместе

«В определенное время года друиды собираются на заседания в освященное место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их определениям и приговорам. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для ее изучения»

© Гай Юлий Цезарь. «Записки о Галльской войне». Книга шестая. XIV

Важно заметить, что практически любой праздник — явление социальное. Довольно трудно что-то праздновать в одиночестве, ведь праздник может не получиться. Архаические праздники предполагают окружающий социум, ведь формировались не одиночками и не для одиночек. Мало просто знать, что сегодня праздник, и встретить его в одиночку, запершись от всех.

Саунь — праздник общего собрания. Само его название в Календаре из Колиньи Samonios реконструируют от протоиндоевропейского *smH-on- «собрание, воссоединение, вместе». Это одна из возможных этимологий названия, но достаточно состоятельная, ведь ирландцы, мы это знаем достоверно, действительно собирались на этот праздник вместе.

Разумеется, как раньше, так и сейчас, праздник для молодёжи отличался от семейного праздника. Молодёжь во все времена проводила праздники в своём молодёжном кругу, с забавами и весельем. В то время как люди семейные устраивали своё небольшое пиршество, приглашая свою родню. Такое разделение на людей семейных и «молодёжь» можно найти и сейчас.

Во времена архаичных кельтов, или традиционной деревенской Ирландии, существовали свои, разные, традиции, охватывающие весь социум. То есть, среди окружающих людей не было таких, кто не праздновал бы Саунь. Сейчас ситуация несколько изменилась. Но всё же социальный аспект забывать не стоит.

«Дом Кормака стоял в Темре, как это было заведено у всех верховных королей, ибо в те времена короли каждый год справляли Праздник Темры, который начинался за пять дней до Самайна и заканчивался через пять дней после него. Люди собирались на этот праздник, ибо на нем было вдоволь всевозможных плодов.»

© Битва при Кринне в переводе М. Алимова

Антиповедение

Традиционно, собирающаяся вместе молодёжь устраивала различные игры, связанные с антиповедением и бесчинствами. Девушки наряжались мужчинами, мужчины девушками, принято было устраивать различные проказы соседям, например забивать дымоход кочаном капусты.

Большой популярностью пользовались игры с яблоками. Яблоки в это время года уже созрели, их можно встретить повсеместно. Яблоки вылавливали зубами из ёмкости с водой, или была задача надкусить яблоко, подвешенное на верёвку. Иногда требовалось схватить зубами яблоко на палке, которое проносили над огнём.

Игры на Саунь присутствовали не только во время деревенских общин. В архаичное время праздник также сопровождали игры, но иного характера. Молодые воины состязались в скачках на колесницах, в боевых приёмах, таких как метание копья, или же играли в хёрлинг, ирландский хоккей на траве. При описании Сауня в мифологии можно часто заметить как вожди собираются на празднество и смотрят за играми молодёжи.

«Раз в году собирались все улады вместе на праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, и три дня после него, и еще самый день Самайна. И собирались все улады вместе на этот праздник, что справлялся раз в году на равнине Муртемне. И пока длился праздник этот, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна по всей Ирландии.»

© «Болезнь Кухулина и единственная ревность Эмер». Саги об Уладах в переводе Т. Михайловой

Сейчас в период Сауня и в России можно найти множество молодёжных вечеринок с переодеваниями, играми и другим интерактивом. А можно и самостоятельно организовать такую вечеринку.

Подарки

В древнем мире, собирающиеся на пиры вожди одаривали друг друга подарками. В их время такое действие несло экономический и политический смысл. Более богатые, а значит более главные вожди, дарили более ценные подарки, подтверждая свой статус. Статус давал им больше власти среди других вождей.

Среди нас сейчас вождей нет, но это не значит, что мы не можем воспользоваться поводом, чтобы подарить друг другу что-нибудь. Подарки укрепляют наши эмоциональные связи с близкими людьми, да и, в конце концов, всем приятно получать подарки. Таким образом можно действительно наполнить день праздничной атмосферой.

Поминки

Разумеется нельзя обойти стороной и самое главное. Зачем мы вообще празднуем Саунь? Ведь мы не скотоводы, и перегонкой стад не занимаемся. Мы не вожди, и статус свой не подтверждаем. Конвенциональный новый год государством установлен на другую дату. В современном обществе нет друидов, чтобы проводить ритуал зажжения нового огня. Зачем Саунь сейчас? Неужели только для антуража мистически настроенных людей?

Саунь в первую и главную очередь для нас — праздник поминовения мёртвых, наших умерших родственников и близких. Кельты верили, что в период Сауня faeth fiadha, Завеса, отделяющая иной мир от нашего, становится особенно тонка. И что белоголовый Финварра, Вождь Мёртвых, ведёт процессию умерших отпраздновать наш общий праздник вместе. Мёртвые устраивают свои танцы и хороводы на холмах, и к ним нельзя присоединятся. Помимо процессии умерших, или танцующих на холмах ши на улице также можно встретить Белую Леди или Бесхвостую Чёрную Свинью…

«— Не может случиться это до следующего Самайна. Через год придут они, на следующий Самайн, когда раскроются опять чудесные холмы во всей Ирландии.»

© «Приключение Неры». Саги об Уладах в переводе Т. Михайловой

Вообще из-за обилия обитателей иного мира в ночь Сауня лучше не покидать свой дом. Однако своих родных мёртвых в эту ночь стоит пригласить в гости, поставив светильник или свечу на окно, выходящее на запад. Вместе со светильником, который послужит небольшим маячком к вашему дому, можно положить какие-нибудь личные вещи ваших умерших близких. Часы, трубку, фотографию.

Да, изначально светильники делали из репы или турнепса. Сейчас для этого можно использовать редьку. А самым распространённым вариантом, после популяризации Хэллоуина, стали светильники из тыквы. И светильники нужны чтобы позвать своих предков и родственников, а не чтобы кого-то отпугивать.

Создание чар

На нашем сайте есть отдельная статья про традиционные ирландские чары. Мы уже писали, что на праздники было принято проводить уборку в доме, не только гигиеническую, но и мистическую. Помимо очищения дома его можно защитить традиционными чарами.

На Саунь в качестве таких чар использовали Паршел и Ведьмин Крест. В дни безвременья, когда Завеса особенно тонка, было принято защищать свой дом и хлев, где содержатся домашние животные, с помощью чар. Паршел и Ведьмин Крест схожи в изготовлении. В качестве основы берутся ветви рябины, обладающей защитными свойствами, по повериям ирландцев. Веточки связываются крестом с помощью нитки, а затем, если вы изготавливаете Паршел, необходимо оплести их соломой по часовой стрелке. Ведьмин Крест оплетается только по центру красной шерстяной нитью. Вешать нужно кресты над входной дверью со внутренней стороны, это отпугнет злых духов, болезни и вредоносное колдовство. Действуют такие чары только один год, поэтому на следующий Саунь их нужно заменить.

Ужин с предками

Важная часть праздника — пиршество с разделением пищи. Здесь могут быть разные прочтения в зависимости от региона, у самих кельтов ужин живых и мёртвых обустраивался разными традициями. Попробуем выделить главное.

Откройте окна или двери. Желательно открыть то самое окно, выходящее на запад, куда вы поставили светильники. Пригласите предков, когда будете готовить ужин. В процессе приготовления на это же окно можно ставить еду, например поставить пирог остывать. А пироги на Саунь — традиционная пища для мёртвых, если не знаете что приготовить — готовьте мясной закрытый пирог, и ставьте его остывать рядом с открытым окном и светильником.

Когда всё будет готово, накройте на стол. Помните, что тарелок и приборов должно быть больше, чем присутствующих живых людей, ведь к вам за ужином присоединятся ваши родные, которых вы не увидите. Личные вещи (или фото) связанные с вашими предками тоже можете перенести на стол, но не светильники. Они пусть остаются на окне.

С самой пищей, которую вы откладываете мёртвым, в отдельную посуду, есть некоторые разночтения. В одних регионах, например в Бретани, людям было запрещено есть boued Anaon, «пищу Хозяев Мёртвых», даже в случае сильного голода. Тот, кто притрагивался к этой еде, рисковал после смерти стать вечно голодным неупокоеным, которому запрещалось есть на пире Сауня, вместе с другими обитателями Иного Мира.

Казалось бы, этому противоречит уэльский обычай cennad y meirw «Посольство Мёртвых». Согласно нему одни люди, также откладывают часть пищи для мёртвых, однако бедняки могли в этот день переодеться в мёртвых, надеть маски и ходить по домам, получая ту самую пищу мертвецов. Отказать таким гостям и не покормить их считалось так же кощунством.

Ряженые здесь олицетворяли посланцев иного мира, надевая маску они отказывались от своего лица, и от своего статуса живых на эту ночь, поэтому им чужая пища ничем не грозила.

На наш взгляд обе традиции не противоречат друг другу. Вам точно нельзя есть ту пищу, которую вы отложили для мёртвых, потому что, после вашего ужина, она начнёт принадлежать иному миру. Такую пищу лучше всего на следующее утро вынести на улицу, уличным животным и, в первую очередь, птицам. Птицы, особенно такие как утки, способны путешествовать между тремя Царствами, и переносить различные подарки из нашего мира предкам.

За ужином с предками лучше всего вспоминать и обсуждать то, что произошло в году. Считается, что такой ужин для умерших — самое лучшее время, чтобы узнать новости, чем вы живёте и как прошёл ваш год. Или-же совсем ничего не говорить:

«Один из популярных обычаев в честь мертвых – немой ужин. Обычай состоял в том, чтобы оставлять праздничную еду для умерших. Немым он назывался потому, что мертвые не разговаривают. В этом обычае прослеживается связь не только с умершими, но и с праздником урожая. В Пемброкшире он носит название «cinio cynhaeaf» (обед в честь урожая) или «ffest y wrach» (праздник ведьмы), что соотносится с традициями в честь урожая. Также праздник связан и со временем забоя скота. Так, в валлийском языке, месяц Ноябрь называется Tachwedd, что переводится как «забой». Мясо забитых животных потом готовили и подавали на праздничном ужине.»

© Mary Jones в переводе Linnen

Не забудьте в конце ужина, или наутро, отпустить предков обратно в их мир. Всегда, если вы кого-то приглашаете домой, не забывайте его и отпускать, провожать, отдельными словами.

Гадания

Саунь — один из тех праздников, во время которых во все времена было принято предсказывать будущее или гадать. В раннее время это были массовые предсказания для всего социума, проводимые друидами или филидами. Они были необходимы, чтобы обеспечивать выживаемость всему сообществу, поэтому, в таких предсказаниях, чаще стремились узнать о грядущих смертях в зимний период, болезнях и других катаклизмах. Или же узнать волю богов на планируемые события, набеги или строительства.

В позднее время предсказания филидов трансформировались в девичьи гадания. Разумеется запрос «Кто умрёт в этом году?» остался и всё ещё интересовал традиционную общину, но больше гаданий уже были посвящены теме замужества и поиску суженного. В статьях на нашем сайте перечислено множество таких гаданий, не будем повторять их здесь.

«Вот еще один рецепт, как во сне увидеть будущего мужа в эту ночь. Надо утащить соленую селедку у соседей так, чтобы они этого не узнали, обязательно все должно происходить в темноте, а также надо прихватить первое, что попалось под руку. Затем отнести сельдь домой и жарить её на углях, пока она не подгорит. Обязательное условие – соблюдать полную тишину, пока ешь и после еды. Съесть надо всё целиком с косточками, шкварками и всем остальным. Как только пробьет полночь надо лечь в постель, раздеться в темноте, и не в коем случае нельзя пить и вообще касаться воды. Если все инструкции были соблюдены, то будущий муж явится во сне и подаст воды.»

© «The Folk-Lore of the Isle of Man» в переводе Linnen

Подведение итогов

Часто под подведением итогов представляются какие-то умозрительные вещи, такие как ведение дневника желаний или стремлений. В нашем случае всё гораздо проще — раздайте долги. Нехорошо (хоть и можно) входить в сезон Сауня будучи должным кому-то. Исполните то, что обещали, например своим знакомым. Завершите то, что способны завершить, свои рабочие проекты, обязательство сходить к стоматологу, обучение на курсах по программированию. Если вы не сможете закончить что-то к Сауню — высока вероятность, что вы не закончите этого никогда.

При этом помните, что Саунь — очень хорошее время для начинаний. Именно с Сауня начинался учебный год в школах филидов, с Сауня начинается год в принципе. Если вы хотели что-либо начать, найти для этого время лучше будет трудно.

Выводы

«пусть на Самайн приходит он к Бругу … Это день мира и приязни среди ирландцев, и никто тогда не питает злобы к другому.»

© «Сватовство к Этайн». Предания и мифы средневековой Ирландии. С. Шкунаев

Мы перечислили ряд пунктов, которые могут помочь любому читающему безопасно отметить Саунь, в кругу семьи или с друзьями. Пришло время отметить, чего в нашем перечислении нет, и почему этого здесь нет.

Мы ничего не написали про украшение дома, потому как кельты на Саунь дома не украшали, если за такие украшения не считать светильники и чары. Украшения дома лентами, бумажными летучими мышами, вечнозелёными растениями или чем-либо ещё — уже новая хеллоуинская традиция. Мы не запрещаем кому-либо украшать свои дома в любой возможный момент, но сами этого не делаем.

Мы ничего не писали про просмотр фильмов ужасов. Как и с пунктом выше, таким образом современные люди создают себе «хэллоуинское настроение», но к Сауню, как дню поминовения умерших, это имеет слабое отношение. Вполне можно провести Саунь и без просмотра ужастиков, дело вкуса.

Мы ничего не писали про коллективный ритуал на Саунь. Хоть с ним и связана часть интересных традиций, которые можно воспроизводить в современном городе, но такие вещи мы не оставляем в открытом доступе, чтобы уберечь кого-то от необдуманных повторений. Одно дело — свой личный молодёжный Саунь с антиповедением, другое — семейный Саунь с приглашением своей родни, и живой и покойной, и совсем третье — коллективный Саунь, с зажжением новых огней и привлечением достатка социуму. Надеемся из текста выше стало понятнее, что Саунь может быть разным, в зависимости от того, в каком социальном статусе находится встречающий этот праздник. По этой же причине мы не писали про то, каких богов было принято чествовать на Саунь в разных регионах Ирландии. Это вообще могло бы стать темой для отдельной статьи.

У нас ничего не написано про «цвета Сауня», «камни Сауня», «растения Сауня», «музыку Сауня», «карты таро Сауня», «деревья Сауня» и что-либо ещё, будто бы, связанное с праздником. Чаще всего такие перечисления атрибутов праздника имеют современное происхождение. Исключение из этого списка «традиционные блюда на Саунь», мы могли бы их описать, но они достаточно описаны в других статьях, посвящённых этому празднику, на нашем сайте.

Надеемся эта статья будет кому-то полезна. Наши статьи можно распространять где угодно, указывая авторство нашего сайта. Нам всегда можно задавать уточняющие вопросы в нашем Сообществе вКонтакте или в чате Telegram. Обычно именно обсуждения помогают нам понять, на какую тему можно было бы писать следующие статьи.

[Druidism.ru)