Легенд и сказок, объясняющих название праздника «Воскресенье Кром Дува» записано великое множество. Очевидно в южной Ирландии фестиваль урожая, попадающий на первое воскресенье августа или последнее воскресенье июля был очень популярен с дохристианских времён, практически по наше время. Как и фигура самого Кром Дува, архаичного божества урожая. Однако сюжеты о Кром Дуве отличаются разрозненностью не только в деталях и мелочах, но и в основной фабуле. Также стоит отметить, что наибольшая часть таких сюжетов записана уже в XX веке, школьниками, со слов деревенских старожил. Мы постарались собрать на одной странице все сюжеты, объясняющие название праздника, а также все сюжеты, описывающие встречу Кром Дува и святого Патрика. Важно отметить, что в нашем случае это будут чаще не переводы, а пересказы, так как мы компилировали множество описаний в один сюжет, стараясь не пропустить ничего, на наш взгляд, важного. Все источники мы разобьём по сюжетам, как по главам. Но, читая их, важно помнить, что они существовали в Ирландии одновременно, и не показывают никакой хронологической последовательности.
Сергей; 2025
I
Смерть Кром Дува. Книга из Фемроя (XIV-XVI в.). Перевод [1]
Почему Воскресенье Кром Дува называется так?
В один день Святой Каннек (Saint Cannech[2]) был на острове Роскреа. Он увидел как легион демонов летит над ним в небе. Один из них спустился на остров, и тогда Каннек спросил куда летят все эти дьяволы? И услышал, что их хороший друг[3], по имени Кром Дув, умер в этот день, и они летят захватить его душу.
— Идите — сказал святой — Но вернитесь ко мне на обратном пути и расскажите как вы справились.
Через время демон вернулся, прыгая на одной ноге и рыча от боли.
— Говори — сказал святой — что случилось с тобой?
— Мой господин — отвечал демон — мы набросились на душу Кром Дува, и определённо были в своём праве. Однако в этот момент появился Святой Патрик с полчищем святых и ангелов. Они набросились на нас со свирепыми копьями, одно копьё попало мне в ногу, оставив хромым на всю жизнь. Кажется, что благие дела Кром Дува перевесили его грехи. Святые захватили его душу, а нас обратили в бегство[4].
Комментарии
- В качестве первой «истории» о Кром Дуве мы решили взять самую раннюю хронологически легенду. В виду её значимости и лаконичности, легенду мы передаём в точном переводе.
- Один из Двенадцати Апостолов Ирландии, проповедовал раннее христианство как в Ирландии, так и в Шотландии. На острове Лох Кри (Шотландия) написал свои комментарии к четырём Евангелиям, ставшие известными как Цепь Кеннека (Glas-Chainnigh). Является покровителем королевства Оссри. В том числе поэтому в его честь названо аббатство Килкенни (Cill Chainnigh — Церковь Кеннека). О святом сохранилось множество легенд. Например, согласно одной из них, Кеннек возглавил армию христиан и дал сражение последнему верховному друиду Ирландии.
- В раннехристианских представлениях семьи богов (Туа Де), так как не являлись потомками Ноя и не были людьми, были, по своей магической сути, порождениями лукавого, а значит, даже в случае принятия христианства, не могли претендовать на попадание в рай. Выведение генеалогий богов к Ною, Адаму, и связывание их происхождения с библейской историей произошли, видимо, позже.
- Остаётся только догадываться какой популярностью обладал Кром Дув среди ирландцев, если его не смогли демонизировать, как прочих ирландских богов, и вынуждены были сочинить легенду устами одного из главнейших святых Ирландии, в которой Кром Дува в христианский рай забирает креститель Ирландии Патрик. Эта легенда является очень красочным примером того, как при невозможности демонизировать какие-то архаичные представления, раннее христианство их ассимилировало. После этой легенды Кром Дува можно смело называть божьим чудом, ведь он в раю. А его Воскресенье — настоящим христианским праздником.