Почему Воскресенье Кром Дува зовётся так?

Легенд и сказок, объясняющих название праздника «Воскресенье Кром Дува» записано великое множество. Очевидно в южной Ирландии фестиваль урожая, попадающий на первое воскресенье августа или последнее воскресенье июля был очень популярен с дохристианских времён, практически по наше время. Как и фигура самого Кром Дува, архаичного божества урожая. Однако сюжеты о Кром Дуве отличаются разрозненностью не только в деталях и мелочах, но и в основной фабуле. Также стоит отметить, что наибольшая часть таких сюжетов записана уже в XX веке, школьниками, со слов деревенских старожил. Мы постарались собрать на одной странице все сюжеты, объясняющие название праздника, а также все сюжеты, описывающие встречу Кром Дува и святого Патрика. Важно отметить, что в нашем случае это будут чаще не переводы, а пересказы, так как мы компилировали множество описаний в один сюжет, стараясь не пропустить ничего, на наш взгляд, важного. Все источники мы разобьём по сюжетам, как по главам. Но, читая их, важно помнить, что они существовали в Ирландии одновременно, и не показывают никакой хронологической последовательности.
Сергей; 2025

I
Смерть Кром Дува. Книга из Фемроя (XIV-XVI в.). Перевод [1]

Почему Воскресенье Кром Дува называется так?

В один день Святой Каннек (Saint Cannech[2]) был на острове Роскреа. Он увидел как легион демонов летит над ним в небе. Один из них спустился на остров, и тогда Каннек спросил куда летят все эти дьяволы? И услышал, что их хороший друг[3], по имени Кром Дув, умер в этот день, и они летят захватить его душу.

— Идите — сказал святой — Но вернитесь ко мне на обратном пути и расскажите как вы справились.

Через время демон вернулся, прыгая на одной ноге и рыча от боли.

— Говори — сказал святой — что случилось с тобой?

— Мой господин — отвечал демон — мы набросились на душу Кром Дува, и определённо были в своём праве. Однако в этот момент появился Святой Патрик с полчищем святых и ангелов. Они набросились на нас со свирепыми копьями, одно копьё попало мне в ногу, оставив хромым на всю жизнь. Кажется, что благие дела Кром Дува перевесили его грехи. Святые захватили его душу, а нас обратили в бегство[4].

Комментарии

  1. В качестве первой «истории» о Кром Дуве мы решили взять самую раннюю хронологически легенду. В виду её значимости и лаконичности, легенду мы передаём в точном переводе.
  2. Один из Двенадцати Апостолов Ирландии, проповедовал раннее христианство как в Ирландии, так и в Шотландии. На острове Лох Кри (Шотландия) написал свои комментарии к четырём Евангелиям, ставшие известными как Цепь Кеннека (Glas-Chainnigh). Является покровителем королевства Оссри. В том числе поэтому в его честь названо аббатство Килкенни (Cill Chainnigh — Церковь Кеннека). О святом сохранилось множество легенд. Например, согласно одной из них, Кеннек возглавил армию христиан и дал сражение последнему верховному друиду Ирландии.
  3. В раннехристианских представлениях семьи богов (Туа Де), так как не являлись потомками Ноя и не были людьми, были, по своей магической сути, порождениями лукавого, а значит, даже в случае принятия христианства, не могли претендовать на попадание в рай. Выведение генеалогий богов к Ною, Адаму, и связывание их происхождения с библейской историей произошли, видимо, позже.
  4. Остаётся только догадываться какой популярностью обладал Кром Дув среди ирландцев, если его не смогли демонизировать, как прочих ирландских богов, и вынуждены были сочинить легенду устами одного из главнейших святых Ирландии, в которой Кром Дува в христианский рай забирает креститель Ирландии Патрик. Эта легенда является очень красочным примером того, как при невозможности демонизировать какие-то архаичные представления, раннее христианство их ассимилировало. После этой легенды Кром Дува можно смело называть божьим чудом, ведь он в раю. А его Воскресенье — настоящим христианским праздником.

II
Кром Дув и скала в море [1]

Воскресенье Праздника или Воскресенье Кром Дува[2] — это последнее воскресенье июля. Кром Дув жил в Балликасле[3] во времена святого Патрика, и это праздник в это воскресенье — проводится в память о нём.

Сейчас в этот день молодёжь идёт в горные долины и на склоны собирать дикую чернику. Раньше это был великий день в тех местах, ведь люди со всех окрестностей собирались вместе и готовили угощение вместе с собранной черникой. Они устраивали пиршество с музыкой и играми. Отчего же Воскресенье Кром Дува зовётся так? Нетрудно сказать…

Кром Дув был владельцем обширных территорий. Он жил в нескольких милях от городка Балликасла и часть своей земли он сдавал в аренду крестьянам, взымая с них огромную плату. Таким образом он сильно разбогател [4], однако сам при этом жил скромно, питаясь в основном рыбой из моря.

Однажды святой Патрик проходил мимо этих мест. Он знал о высоких арендных ценах, которые людям приходилось платить за землю. Поэтому он попытался убедить Кром Дува снизить арендную плату, так как люди не могли себе её позволить.

Кром Дув от предложения Патрика пришёл в ярость. У него было две злобные собаки, и он спустил их на святого. Но вместо того чтобы разорвать его на куски, собаки начали лизать ему руки. Тогда Кром Дув рассердился ещё больше и начал проклинать Патрика с помощью колдовства[5].

Святой Патрик опустился на колени и начал молиться — и место, где находился дом Кром Дува, отделилось от остальной земли. Сам Кром Дув, его собаки и его деньги (оценённые в несколько тысяч фунтов золотом) оказались отрезанными от Ирландии.

Говорят, если кто-то сможет добраться до этого острова, сокровище легко найти — оно лежит в сундуке под большой каменной плитой.

Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie

Комментарии

  1. Есть сильно более расширенная версия этого сюжета, записанная Дугласом Хайдом. Сообщество опубликовало перевод этой сказки в 2024 году — https://druidism.ru/mythology/legends-and-tales/saint-patrick-and-crom-dubh/
  2. Domhnach Choirm / Chroim Duibh — в оригинале использована игра слов между Choirm (пир, праздник) и Chroim (родительный падеж от Crom Dubh), поэтому перевод сразу учитывает оба значения.
  3. Балликасл — образовано от ирландского Baile an Chaisil (Город у Замка). Сейчас деревня в Ирландии в графстве Мейо, пятина Коннахт. В том же графстве находится гора Крох Патрик, тесно связываемая с деятельностью святого.
  4. Можно обратить внимание, что в сказках Кром Дуву часто приписывается не только буквальная власть над землями (он то землевладелец, то лендлорд и правитель), но и богатство. И то и другое показывает его сохранившуюся с древних времён семантику божества урожая, почитаемого в августе как правителя.
  5. Характерная черта христианизированной ирландской литературной традиции — сталкивать христианских иерархов и священников с архаичными божествами или друидами в магических дуэлях, из которых, очевидно, победителями выходят представители христианства. Здесь также показано бессилие Кром Дува перед святым Патриком. Его животные отказываются ему подчинятся, его проклятия не работают.

III

Кром Дув и Свирепый бык [1]

Когда Святой Патрик странствовал по западной Ирландии, неся слово Божие, он однажды остановился в окрестностях Крох Патрика[2] со своими учениками. Они были измучены голодом, и святой повёл их в ближайшие селения, надеясь на добросердечие местных людей.

Неподалёку жил человек по имени Кром Дув — богатый землевладелец[3], живший то ли в Лискарни, то ли в Анах-Фата, в приходе Клохан. Он владел большим стадом коров и был известен своим неприязненным отношением к христианам, особенно к священникам. Он почитал старых богов и ненавидел всё, что связано с новой верой.

Когда Патрик и его спутники пришли к нему просить пищи, Кром Дув сделал вид, что рад их видеть, и притворно дружелюбно сказал:

— Вон там, в поле, пасётся бык. Берите его, если сможете.

Но тот бык был свиреп и неукротим. Кром Дув надеялся, что зверь растерзает гостей. Он даже встал у окна, чтобы насладиться зрелищем.

Однако всё пошло не так. Один из учеников Патрика подошёл к быку, и тот не напал, как ожидал Кром Дув. Вместо этого бык спокойно подошёл, словно был ручной. Он даже лизнул священника, когда увидел его. Тогда Патрик велел привести быка к себе.

Святые мужи положили его голову на камень, закололи, освежевали быка, он даже не сопротивлялся. Они сварили его и наелись досыта. Они только что закончили трапезу, когда появился Кром Дув — с лицом, полным гнева.

— Верните мне быка, или я подам на вас в суд! (буквально «наложу на вас закон») — закричал он.

Патрик спокойно попросил немного времени. Он велел собрать кости и шкуру, уложить всё, как было, а сам стал читать Библию вслух. Когда чтение было окончено, произошло чудо — бык ожил. Но теперь он был иным: его глаза горели яростью, его дыхание было тяжёлым, а рога опущены для атаки. Он издал страшный рёв, скакнул — и бросился на Кром Дува.

Бык поддел хозяина на рога, взметнул в воздух, снова поймал и бил о землю, пока тело не разлетелось на части. Потом бык издал одинокий вопль, подпрыгнул — и пал мёртвым.

Однако в иной версии рассказывают, что Кром Дув успел убежать от быка — и, в отчаянии, кинулся обратно к Патрику, умоляя о спасении. Когда бык вновь увидел святого, он стал тихим, как ягнёнок, и опустил голову. И тогда, поражённый и сокрушённый, Кром Дув пал ниц и попросил крещения. А Патрик вскоре после этого отправился на север, в Даунпатрик, где и обрёл покой.

Так Кром Дув обратился в веру Христову — в последнее воскресенье июля, и с тех пор этот день отмечался в приходе Клохан как Воскресенье Кром Дува. Дети очень веселились на этом празднике, а из взрослых его отмечали больше мужчины, хотя сейчас уже почти никто не проявляет к нему интереса. Говорят вскоре этот праздник и вовсе уйдёт в небытие.

Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie

Комментарии

  1. По этой, и другим сказкам и сюжетам о Кром Дуве можно сделать обоснованный вывод о связи этого божества с чёрным быком. В некоторых сюжетах Кром Дув сам предстаёт в образе чёрного быка, или умеет оборачиваться быком. В этой сказке быка можно рассматривать как метафору самого Кром Дува, ведь он никого к себе не подпускает, а монахов подпустил, как и сам Кром Дув, относившийся к христианам сначала с недоверием, но потом принявший христианство.
  2. Крох Патрик — гора на западе Ирландии, названа так в честь святого. Существует традиция совершать туда паломничество в последнее воскресенье июля.
  3. Можно обратить внимание, что в сказках Кром Дуву часто приписывается не только буквальная власть над землями (он то землевладелец, то лендлорд и правитель), но и богатство. И то и другое показывает его сохранившуюся с древних времён семантику божества урожая, почитаемого в августе как правителя. В данной сказке неслучайно упоминание обширных стад коров, ведь в архаичные времена и богатства исчислялись головами скота.

IV
Как Кром Дув принял Истинную Веру

Кром Дув жил в Ирландии, у подножия горы, в Бале Дув (Baile Dubh — «Чёрная деревня»). Он был тёмным человеком, землевладельцем, и не любил христиан — особенно католиков. Говорили, что он был чужестранец, англичанин, а значит протестант[1] и что сердце его было чернее его имени. За то он и был так прозван (Кром Дув — буквально можно перевести как Тёмный Горбун).

У него был огромный бык[2], сильный и дикий, и гордость его за быка не знала границ. Кром Дув часто говорил, что нет в Ирландии другого зверя столь могучего, как его бык на горе Шлив Брунах.

Когда святой Патрик строил молитвенный дом [3] в Клохане, он послал двух людей к Крому Дуву за быком. Строительство дома отнимало много сил, и строители были очень голодны.  Но на предложение Патрика они сказали:

— Он не дастся, святой отец! Он убьёт нас.
Патрик ответил:
— Не бойтесь — возьмите этот жезл[4]. Ударьте им быка по лбу — и он пойдёт с вами, как ягнёнок.

Так и случилось. Бык бросился на людей, но когда один из них ударил его жезлом, тот успокоился и пошёл, как ручное животное. Быка привели в Клохан, и там его закололи, и устроили большой пир.

Когда всё закончилось, святой Патрик сказал:

— Сложите кости в угол, а шкуру накиньте сверху [5].

Когда Кром Дув узнал, что бык исчез, он вскочил на лучшего из своих коней. Он помчался в Клохан и обвинил святого Патрика в краже. Патрик не спорил. Он подошёл к углу, где лежали кости и шкура, поднял свой жезл и ударил им — и бык ожил, таким же, каким был.

Удовлетворённый этим Кром Дув увёл быка домой. Но едва он подъехал к дому, как его конь споткнулся и сломал шею.

— Это проклятые проделки святого Патрика! — закричал он. — Но я ещё своё возьму.

На следующий день он пригласил Патрика к себе на пир. По обычаю полагалось подавать двух молочных поросят. Но Кром Дув подло положил в котёл двух щенков и подал их мясо[6], притворяясь, что это свинина.

Когда святой Патрик сел за стол и увидел, что перед ним, он поднял руку и сказал:

— Что бы ты сказал, если бы эти щенки начали лаять?
И те сразу же ожили, и, залаяв, вцепились в лицо хозяина дома.
— Останови их! — закричал Кром.
Патрик сделал знак — и щенки исчезли.
— Ты видел достаточно? — спросил он.
— Нет, — ответил Кром. — Хочу увидеть белый цветок на том терновом кусте. Ему семьсот лет, и ни одного цветка на нём не было.

Патрик вышел из дома, сел у тернового куста, достал из кармана Святую Библию, и читал её вслух до рассвета. Когда Кром Дув выглянул в окно — он увидел белый цветок, сиявший, как звезда, от самого куста до порога его дома. Он вскочил и разбудил всех своих людей.

— Ты теперь увидел достаточно? — спросил Патрик, войдя.
— Увидел, — ответил Кром. — Отведи меня в Клохан. Я готов принять истинную Веру.

И он пошёл с Патриком, и там его крестили в последнее воскресенье июля. С тех пор день этот зовут Воскресеньем Кром Дува. А в той часовне до сих пор можно увидеть голову Кром Дува[7], в память об этих событиях.

С тех пор трижды в год люди обходят часовню святого, произнося Розарий Девы Марии (Coróin Mhuire), а завершают обход в старой часовне, произнося эту молитву перед головой Кром Дува:

«Да благословят тебя Бог и Мария,
о святая церковь,
как благословляют тебя все святые и ангелы.
Я пришёл к тебе со своей жалобой
и прошу исцеления
во имя Божьего счёта на тебя».

И никто больше не говорит, что Кром Дув был врагом святого. Говорят, он умер в мире и с верой.

Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie

Комментарии:

  1. Очень интересное преобразование языческого бога, соперника христианства, сначала в язычника-землевладельца, а потом и вовсе в протестанта, соперника католиков. При этом народная молва нисколько не стесняется совмещать протестантов-англичан в своих сказках со святым Патриком или святым Бренданом, жившим, мягко говоря, задолго до прибытия протестантов-англичан на остров.
  2. По этой, и другим сказкам и сюжетам о Кром Дуве можно сделать обоснованный вывод о связи этого божества с чёрным быком. В некоторых сюжетах Кром Дув сам предстаёт в образе чёрного быка, или умеет оборачиваться быком.
  3. Это частая сюжетная арка. Поводом для знакомства святого Патрика (или Брендана) или собирательного священника с Кром Дувом становится строительство часовни или церкви. Христиане собирают для этого милостыню, деньги или хотя бы еду для рабочих, и Кром Дув предлагает свирепого быка, которого никто не может приручить.
  4. Уникальный, а потому сохранённый нами пример. Патрик в данном случае орудует магическим жезлом, будто друид, а вовсе не епископским посохом, своим христианским атрибутом.
  5. Мотив с оставлением от быка шкуры и костей будет встречаться и в иных сказках про Кром Дува. Это может быть простым совпадением, ведь мы действительно не едим кости и мясо, это может быть необходимостью для сюжета с воскрешением быка. Но также это может быть намёком на то, что при жертвоприношении животных в архаичные времена шкура и кости отделялись от мяса и хоронились отдельно, в то время как мясо сжигалось. Намёки на такую практику жертвоприношений мы можем находить в разных мифологических сюжетах по всему миру.
  6. Собак в Ирландии не принято есть уже очень давно. Это можно было бы связать и с религиозным культом собак, но можно предположить и этический мотив. Мы тоже сейчас не принимаем собак в пищу. Ещё можно предположить, что поедание собак — признак нищеты, ведь только совсем нищий человек будет согласен на любое мясо, хоть крысиное хоть собачье.
  7. Часовня в Клохане с головой Кром Дува — до сих пор существующий памятник. И, до сих пор, любой желающий может увидеть голову Кром Дува, вмонтированную в стену этой старой часовни. Подробнее: https://www.crsbi.ac.uk/view-item?i=15435. Каменные головы были частым атрибутом религиозности архаичных ирландцев. Среди них находили как двуликие, так и трёхликие. Считается, что такие головы устанавливали на холмах, чтобы покровительствующие боги с холмов наблюдали за своими землями. Как и в других точках земного шара, пришедшее христианство пыталось использовать местные объекты культа, в том числе алтари и такие каменные головы, как материал для строительства своих церквей. Чтобы «прихожанин своей пятой попирал языческих богов». То, что голова Кром Дува стала объектом почитания в уже христианском культе — большое исключение из общего правила, и, в очередной раз, доказывает важность именно этого бога для ирландцев.

V
Кром Дув и вес молитвы

Это место называется Бале Дув (Baile Dubh — «Чёрная деревня») из-за древнего языческого вождя[1], который жил здесь во времена святого Патрика. Его звали Кром Дув, и он бы такой «сам себе на уме». Кром Дув был очень жадным, и сердце его не позволяло ему милостыни — даже воды он не давал никому. Даже священники его боялись, потому что он был тёмным язычником.

Однажды пришли два монаха и попросили милостыню.

— У меня нет денег, — сказал Кром Дув, — но есть бык за воротами в поле. Заберите его, если сможете.

Это действительно был большой бык, тут Кром Дув говорил правду. Но на самом деле он хотел, чтобы бык убил монахов, ведь он был столь свирепым[2], что никого к себе не подпускал.

Монахи ушли и не останавливались, пока не достигли этого дикого и пустынного ущелья. Кром Дув крался за ними, прячась за кустами, наблюдая и надеясь, что бык убьёт монахов. Один из монахов вошёл в долину быка, и как только бык его заметил — он рванулся к монаху: голова к земле, хвост в небе, он ревел и фыркал от ярости и злобного нрава.

Монах не сделал ничего, кроме как наклонился, поднял круглую булыжную гальку, и когда зверь подошёл достаточно близко — он бросил в него камень. Тот попал прямо в лоб, и бык упал замертво.

Когда Кром Дув увидел это, он пришёл в сильную ярость, подошёл к монахам и сказал:
— Вы должны заплатить за моего быка.
— Хорошо, — ответили монахи. — Сколько ты хочешь за него?
— Его вес в золоте, — сказал Кром Дув.

У монахов не было золота, и они сказали, что в быке больше нет никакого веса, а это значит, что они не должны ничего Кром Дуву. Монахи сказали, что напишут молитву на листке бумаги, положат её на одну чашу весов, а быка — на другую. И если молитва перевесит быка — то Кром Дув и получит вместо быка эту молитву, как компенсацию веса быка.

Так они и сделали, Кром Дува очень развеселило предложение, ведь он никогда бы не поверил, что маленькая бумажка способна перевесить огромного быка. Но случилось неожиданное — чаша с быком быстро поднялась в воздух[3], ведь в быке больше не было никакого веса. На другую же чашу весов монахи положили записанную на клочке бумаги молитву «Ave Maria», и она перевесила быка.

Когда Кром это увидел, его охватил страх, и он сказал монахам, что те могут оставить быка себе.

Монахи вернулись в свой приход, и у них было мясо на весь год. Но потом они снова стали такими же бедными, как и прежде.

Кром Дув же, впоследствии, обратился в католичество и давал много милостыни и денег христианам. В последнее воскресенье июля проводится праздник-покровителя (patron) в его честь, а в одной из часовен Клохана, что он спонсировал, даже высечена его голова[4].

Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie
Источник — duchas.ie

Комментарии:

  1.  Можно обратить внимание, что в сказках Кром Дуву часто приписывается не только буквальная власть над землями (он то землевладелец, то лендлорд и правитель), но и богатство. И то и другое показывает его сохранившуюся с древних времён семантику божества урожая, почитаемого в августе как правителя.
  2. По этой, и другим сказкам и сюжетам о Кром Дуве можно сделать обоснованный вывод о связи этого божества с чёрным быком. В некоторых сюжетах Кром Дув сам предстаёт в образе чёрного быка, или умеет оборачиваться быком.
  3. Как и в других подобных сюжетах, представители христианства показывают Кром Дуву чудо, то есть своё более сильное колдовство. Что и склоняет Кром Дува к источнику более сильного колдовства, то есть к христианству.
  4. Часовня в Клохане с головой Кром Дува — до сих пор существующий памятник. И, до сих пор, любой желающий может увидеть голову Кром Дува, вмонтированную в стену этой старой часовни. Подробнее: https://www.crsbi.ac.uk/view-item?i=15435. Каменные головы были частым атрибутом религиозности архаичных ирландцев. Среди них находили как двуликие, так и трёхликие. Считается, что такие головы устанавливали на холмах, чтобы покровительствующие боги с холмов наблюдали за своими землями. Как и в других точках земного шара, пришедшее христианство пыталось использовать местные объекты культа, в том числе алтари и такие каменные головы, как материал для строительства своих церквей. Чтобы «прихожанин своей пятой попирал языческих богов». То, что голова Кром Дува стала объектом почитания в уже христианском культе — большое исключение из общего правила, и, в очередной раз, доказывает важность именно этого бога для ирландцев.

V
Кром Дув слуга Патрика. Перевод

У святого Патрика был слуга[1] по имени Кром Дув, и однажды Патрик послал его в лес — принести дров для огня, чтобы приготовить еду беднякам. Ведь нищие со всей округи обычно приходили есть в дом святого Патрика, и он никому не отказывал.

И вот Кром Дув по дороге встретил каких-то незнакомцев. Они предложили донести вязанки с дровами за него, если он задаст в воскресенье на мессе вопрос Патрику, прямо в момент вознесения[2].

Кром Дув так и поступил в следующее воскресенье. Он спросил прямо при всех:

«A Phádraig, gad é an úair a rachaidh na Slua Sí go Parthas?»[3]
Перевод: «О Фотриг, в какое время войдут Воинства Ши[4] в Рай?»

Но Патрик помрачнел и ответил:

«Donas dúbhais air t’oide múinteadha,» said Saint Patrick,
«ní ra’ig síad go Lá an Breitheamhantais go háirighthe.»
Перевод: «Тьма бедствий тому, кто тебя надоумил», — сказал святой Патрик, —
«они не войдут в Рай до Дня Страшного Суда, да и войдут ли после него — неизвестно».

И с тех пор всё изменилось.

До этого Добрые Люди кидали серпы в пшеницу и втыкали лопаты в землю, и можно было видеть, как серп и лопата сами трудились на людей — без всякой видимой помощи[5]. Но с того дня ши отвернулись от людских дел, и больше не помогали человеку.

Свой вопрос Кром Дув задал на мессе в последнее воскресенье июля, и с тех пор этот день (а иногда — первое воскресенье августа)
в Ирландии называется Dómhnach Chroim Duibh, то есть Воскресенье Крома Дува.

Записано со слов пожилой леди из Аскитона (Мунстер), 30 марта 1879 года.

Источник: David Fitzgerald, ‘Popular Tales of Ireland,‘ in Revue Celtique Volume IV, 1880, p175.

Комментарии:

  1. Это единственный сюжет, в котором Кром Дув становится слугой Патрика.
  2. «Elevation in the Mass» — это момент, когда священник поднимает освящённые хлеб и вино, символизируя тело и кровь Христа. Этот момент считался особенно священным и уязвимым к вмешательству потустороннего мира.
  3. Вся сказка написана на английском, но диалог Патрика и Кром Дува сохранён в оригинале с переводом на английский. Мы решили в своём переводе поступить также. С этой же целью именно в переводе диалога мы сознательно передали имя святого ближе к ирландскому звучанию — Фотрик.
  4. Slua Sí — можно было перевести и как фейри и как «Добрый народ», но это устоявшееся выражение, в буквальном переводе означающее именно воинство ши, боевые отряды, свиту вождя. Тем более что другие формулировки используются в этой сказке ниже.
  5. Здесь Кром Дув представлен как человек, более того — слуга Патрика. И сам он, конкретно в этой версии, не описан сам, как представитель тех ши, которые помогают людям добывать урожай. Однако даже в этом сюжете прослеживается его семантика, как подателя урожайности, более того — напрямую говорится, что до прихода Патрика урожай собирать было легче, ведь старые боги помогали с этим.

VI
Кром Дув и Ангелы Гордыни[1]

Кром Дув и Ангелы Гордыни

Когда святой Патрик был на Скале Кашела, и монахи-францисканцы ещё пребывали там, он и они были довольно бедны. Каждый день слуга святого Патрика по имени Кром Дув ходил собирать дрова — достаточно, чтобы хватило на следующий день.

Каждый день Кром Дув ходил в лес рубить дрова. Однажды, когда он этим занимался, голос заговорил у него за спиной. Он оглянулся — и увидел множество ангелов гордыни[2] над собой в небе.

Они сказали ему, что в следующее воскресенье, во время мессы, когда священник будет поднимать Тело Христово[3], подойти к алтарю и спросить его, какие три группы людей не войдут в Царствие Божие.

Когда настало воскресенье, Кром Дув пошёл к алтарю и смотрел на священника. И именно в тот момент, когда подняли Тело Христово, он спросил:

«Ce hiad na trí dream nách bhfeicfidís na Flaithis Dé go bráth?»
Перевод: «Кто те три рода, которые не попадут в Царствие Божие?»

— Я знаю, — сказал священник, — кто надоумил тебя на этот вопрос. Завтра, когда пойдёшь в лес, — сказал он, — возьми с собой лопату и мотыгу и сложи их крестом. Пусть в земле будет выкопана яма под крестом, а ты ляг туда сам. Так ты получишь ответ.

Кром Дув сделал всё, как ему было велено, и тогда пришли ангелы гордыни и спросили его, какие три группы людей не войдут в Царствие Божие.

Кром Дув ответил:
— Небо закрыто для ребёнка без крещения, для любовницы священника и для Ангелов Гордыни.

Когда они это услышали, они с яростью подули, свалили и разметали все деревья в лесу, однако Кром Дуву в могиле навредить не могли. Люди говорят, что именно с тех пор лопату и мотыгу складывают крестом на могилах, а Ангелы Гордыни, или как из зовут по иному, Демоны Воздуха, насылают на мир великие бури[4].

Записано 16 октября 1929 со слов Патрика О’Салливана, 77 лет. А также Мужчина из Оулы, зима 1875 года; Старуха из Килбихинни, 7 января 1876; Старик из Килдорри и другие.

Источник — duchas.ie
Источник: David Fitzgerald, ‘Popular Tales of Ireland,‘ in Revue Celtique Volume IV, 1880, p175.

Комментарии:

  1. Данный сюжет очень похож на предыдущий. По всей видимости они сформировались из одного сюжета, или же, можно предположить, что данная история сформировалась из предыдущей. Однако изменения в этом, казалось бы одинаковом, сюжете, настолько велики, что мы решили передать их отдельно, дабы и читатель мог своими глазами увидеть как сильно изменчив фольклор, и как способен, до противоположности, измениться даже один и тот же сюжет. В книге Дэвида Фицджеральда Popular Tales of Ireland есть промежуточный сюжет. Он, как бы объединяет этот и предыдущий, и является переходным этапом. Мы попробовали сделать обобщённую версию.
  2. Из структуры сюжета вырван ключевой элемент — ши, предыдущие боги для ирландцев теперь заменены исконно христианскими ангелами, пусть и, очевидно, разновидностью падших ангелов. «Ангелы гордыни» — это не устойчивое выражение, а буквальный перевод «aingil an uabhair» — «ангелы гордости» или «падшие ангелы, одержимые гордыней». В версии Фицджеральда к Кром Дуву (который там без имени назван слугой Патрика) подходит «рыжеволосый человек», и лишь в конце истории выясняется, что он представитель «Доброго народа». В то же время, в заключении этого сюжета сообщается, что в рай не смогут попасть некие «Deamhna Aerig»Демоны воздуха.
  3. Момент, когда священник поднимает освящённые хлеб и вино, символизируя тело и кровь Христа. Этот момент считался особенно священным и уязвимым к вмешательству потустороннего мира.
  4. Здесь самое интересное сравнение, как, со временем, «с тех пор старые боги перестали помогать собирать урожай» превратилось в «с тех пор насылают великие бури». В данной интерпретации сказка сама себя обрывает на полуслове, не договаривая — бывали ли «великие бури» в Ирландии до прихода Патрика, или названо ли Воскресенье Кром Дува в честь великих бурь, видимо, в августе?
[Druidism.ru)
ещё