Святой Патрик и Кром Дув (Дуглас Хайд)

Первое воскресенье августа (реже последнее воскресенье июля) в южных частях Ирландии называют «Воскресеньем Кром Дува». Раньше, до прихода христианства, в этот день отмечался большой аграрно-религиозный праздник. Память о нём хранилась настолько длительное время и после христианизации, что вокруг названия праздника сформировалось множество легенд. Все они, так или иначе, связаны с именем бога Кром Дува, почитавшегося в южных областях Ирландии, а также с местечком Даунпатрик и именем святого Патрика. Фольклора, объединяющего Патрика и Кром Дува, и обосновывающего название последнего воскресенья августа собрано очень много. Сегодня мы перевели для вас одну из таких сказок. На русском она публикуется впервые.
Источник
Перевод: Linnen

Помимо работы религиозных писателей, например, Кэнона О’Хэнлона и его исследования святых, были определенные авторы, занимающиеся сохранением исконного ирландского фольклора.

XIX век ознаменовался оттоком людей из сельскохозяйственных районов в города, из ферм на фабрики, а также переходом на использование английского языка вместо ирландского.

Средний класс, который был вовлечен в движение национального возрождения, поставил себе задачу записать и сохранить различные аспекты исчезающий гэльской сельской культуры до того, как станет слишком поздно. Одним из самых стойких на этом пути был человек, который стал впоследствии первым президентом Ирландии, Дуглас Хайд (1860-1949). Он был сыном англиканского священника, который служил в графстве Слайго. Дуглас-мальчик был очарован ирландским языком. Он стал изучать его самостоятельно, затем даже стал публиковать свои статьи и стихи в журналах различных сообществ, занимающихся сохранением ирландского языка, под псевдонимом ‘An Craoibhín Aoibhinn’ «дорогая маленькая ветвь». В 1893 году он становится одним из основателей Гэльской Лиги. Хайд опубликовал несколько сборников стихов, молитв и историй, собранных в гэлтахте Коннемара. Ниже мы приводим легенду о Святом Патрике и Кром Дуве, дополненную вступлением Хайда.

Вступление

Эта легенда, рассказанная Майклом Мак Рори из Балликасла, графство Мэйо, очевидно, является смутным воспоминанием о Кром Круахе, великом языческом идоле, свергнутым святым Патриком. Хотя Кром появляется в этой истории как человек, но отсылка, к тому, что люди считали его владыкой света, тьмы и времен года, говорит о том, что раньше его считали божеством. Огонь, который он должен был поддерживать, также мог быть напоминанием о жертвенном огне.

Из письма Брайана О’Луни сэру Сэмюелю Фергюсону о Маунт Каллан в графстве Клэр мы узнаем, что легенда о Кроме была широко распространена:

«Domnach Lunasa или Воскресенье Ламмаса»,

говорит О’Луни: «первое воскресенье месяца августа было праздником первого урожая и великим днем в Баллинагрения. На Воскресенье Ламмаса, которое также называется Воскресеньем Кром Дува, или, англинизированное, Воскресеньем Гирлянд, каждый хозяин дома должен был угостить свою семью и работников первыми плодами. А если фермер не мог обеспечить всех молодым картофелем, свежим беконом и капустой, то его называли felemuir gaoithe – ветренный фермер. Если кто-то копает молодой картофель до Воскресенья Кром Дува, то его считают очень бедным…

Общественный праздник в этот день называется comthineol Chruim Dhuibh или Собрание Кром Дува, и день назван в его честь Domnach Chrom Dubh или Воскресенье Кром Дува, а в англоязычных областях данного региона — День Гирлянд. Предположительно, это название пошло от традиции украшать гирляндами цветов вершину холма Маунт Каллан. В 1844 году я сам видел, как украшают холм и тоже возложил цветы, как и те, кто был со мной…

Если вы спросите меня, кто был Кром Дув, могу лишь сказать, что сам задаюсь этим вопросом. Мне сказали, что Кром был богом, а Дув или Дуа означает жертвоприношения, что в своей комбинации дает «Жертвоприношение Крому», а этот праздник бы в честь Кром Дува, кем бы он ни был.»

Интересно, что опыт, пережитый О’Луни в графстве Клэр, географически очень далек от Северного Мэйо, где была записана данная легенда.

Имя Teideach, данное сыну Крома, как аккуратно замечает мистер Ллойд, искаженное название пещеры, которая, должно быть называлась «poll an t séidte”, «дующая дыра». Даунпатрик, где происходят эти события, находится на севере Тироули, графства Мэйо. Все остальные места находятся по соседству.

Касательно leannún sidhe или возлюбленной фейри (часто считают музой поэтов) см. работу О’Кирни «Feis tighe Chonáin.» Oss. Soc. Publ. vol. II., pp. 80-103.

История

До того, как Святой Патрик прибыл в Ирландию, в Нижних Землях (1), в графстве Мэйо жил вождь, и его звали Кром Дув. Кром Дув жил у моря в местечке, которое теперь называется Дун Патрик, или Даунпатрик, а место, где стоял его дом, называлось Дун Бристе или Сломанный Форт. Из моей истории вы узнаете, почему оно называлось Дун Бристе. Это было хорошо и не было плохо, брат моего сердца!

Кром Дув был худшим из людей, но так как он был вождем над людьми этих земель, делал он все по-своему, а значит по-плохому, так как был он злобным, жестоким, циничным (2), упрямым человеком, который жаждал отомстить любому, кто ему не угодил. У него было два сына, Тейдех и Клоннах. Под дорогой в Гленн Ласаре есть большая пещера, а называется она Полл а’Тейди или Дыра Тейдеха, так как получила она свое имя в честь сына Кром Дува, она часто на языке у англоговорящих людей, так как они не знают, что это всё означает. Никто не в курсе, как далеко простирается пещера под долиной, и вот почему она называется дырой Тейдеха. Всë так, мой дорогой.

Продолжая историю, сыновья Кром Дува были еще хуже его самого, а значит достаточно плохими. У Кром Дува было два пса, их имена были Канн Итирь и Сиха Сурйе, и если в те времена существовали мастифы, то это были они. Он их держал привязанными к проему двери, чтобы спустить на тех, кто решит к нему зайти. А на краю утеса у него был разожжен большой костер, если кому-то удавалось убежать от собак, его бросали в огонь. Короче говоря, слава о Кром Дуве, его сыновьях и мастифах разошлась по свету за их злодеяния. Люди были так напуганы, что боялись произносить его имя, а если, ненароком, слышали его, то прятали свои лица. Если они слышали лай собак, то бежали домой, прятаться в подпол, чтобы защититься от мастифов Кром Дува.

Говорят, с ним ходила Линнен Ши или Фейри Возлюбленная, которой было открыто знание по всем вопросам, что требовались Крому. Вместо того, чтобы с возрастом склоняться к добру, он становился все злее и злее, но ветер всё так же не был быстрее него, ибо Кром был шустрым, как мартовский заяц. А когда он выходил из дома, то посылал своих сыновей и собак вперед себя, чтобы возвестить людям о своем приближении, а также, чтобы подготовили они дань для него. Кром Дув шел со своим трикстером(?), который тащил за собой ярмо с чем-то похожим на бесколёсную колесницу, в которую люди складывали дань, каждый по своим возможностям. Любого, кто отказывался платить, приводили на следующий день к Кром Дуву, сажали перед костром, и Кром выносил своё решение. Обычно всё заканчивалось тем, что несчастного бросали в костер. Многие планировали победить Кром Дува, но никому этого не удалось из-за магии его Фейри Возлюбленной. Многие годы Кром Дув совершал свои злодеяния, а судя по тому, что истории о нём до сих пор передаются из уст в уста, он был воплощением Ада на земле в образе двуного существа. Ужас людей был так велик, что они бы отдали всё на свете, чтобы положить конец этому, но помощи им не было, так как слишком много власти было у Кром Дува и его компании. Многие годы он угнетал людей, и с каждым годом становилось лишь хуже, и не было надежды на облегчение, так как не знали люди о Боге, Марии или ещё чём-то, что волнует Небеса. Не верили они ни в кого, кроме Кром Дува, так как считали, что именно он дарует им свет дня и тьму ночи, а также меняет сезоны года. Всё так, брат моего сердца.

В то время ходил по Ирландии Святой Патрик, усердно работал и крестил многих людей. Так дошёл он до Фогхилла. В то время, да и долгое время после этого, не было там ничего кроме густых лесов. Это сейчас там ни ветви, ни дерева. Тем не менее, начал Святой Патрик рассказывать язычникам о свете и славе Небес. Некоторые слушали его, а другие и внимания не обращали. Взял он тех, кто послушал его, и отвел к источнику, который назывался Колодец Ветви, на крещение. Стали люди звать этот источник Колодец Патрика, с тех пор он так и зовется. Как появилась у тех язычников печать Христа на лбу и знание Святой Троицы, стали они рассказывать Патрику о злодеяниях Кром Дува. Они спросили, если ли у Всемогущего Отца сила наказать Кром Дува или дать ему христианскую веру, если такое возможно.

Всё так, брат, Святой Патрик перешел через Тра Лекан, вверх по Бел Трайг, вниз Крывах, и под Логаном (местечко называлось так во времена Кром Дува, до того, как пришел Патрик) он остановился в четверти мили от дома Кром Дува. А в это время Кром Дув и его сын Тейдех боролись друг с другом, а Сиха Сурйе растянулась на земле от уха до хвоста. Они бы и не заметили приближение Святого Патрика, но собака залаяла, мужчины обернулись и увидели, что к ним идёт Патрик с группой людей. Кром и Тейдех бросились к собаке, они хлопали в ладоши, пытаясь успеть раззадорить её и натравить на незваных гостей. В это же время Тейдех сунул пальцы рот и свистнул, чтобы позвать Канн Итирь, так как она была с Клоннахом на охоте в Гленн Ласаре, долины находившейся в двух милях от Дун Патрика. Но в тот же миг, как она услышала свист, прибежала к Тейдеху. Кром Дув и Тейдех стали натравливать сук на Святого Патрика, хотя и не знали, что он за человек и откуда пришел. Суки устремились к святому, языки пламени вырывались из их пастей, а в глазах горел призрачный голубой свет злобы, но Святой Патрик успел очертить круг своим посохом и произнести: «Замок на ваших когтях, замок на ваших зубах, замок на Канн Итирь ярости. Замок на сыне и дочери Сиха Сурйе. Замок быстро, быстро на вас». Если до слов святого шерсть стояла дыбом на собаках, а из пастей шла пена от ярости, то после них, к Патрику они подошли, опустив уши и виляя хвостами. Когда Кром Дув это увидел, то сразу сник, так как понял, что собаки не причинят вреда святому. А те уже во всю прыгали и лизали ноги Патрику от пальцев до лодыжек, и с тех пор собаки именно так проявляют своё дружелюбие.

Тогда Кром Дув побежал к костру, встал возле него, намереваясь бросить туда Святого Патрика, как только тот подойдет. На Патрик заранее знал о силе костра, поэтому поднял с земли камень, начертил на нем крест и бросил его в самую середину пламени. Огонь сразу опустился до земли и прожег в ней дыру, которую теперь называют Полл-на-Шен-Тыне, Дыра-Старого-Огня. Когда вода заполняет дно этой дыры, то приводит «глухих коров из леса» — шум, что возникает, когда прилив заполняет эту полость в земле. Всё так, друзья мира.

Как только Кром Дув увидел, что огонь исчез, а собаки перестали его слушаться, чего никогда не было раньше, он вместе с Тейдехом, понесся к дому, как порыв мартовского ветра. Святой Патрик подошел и стал говорить с Кром Дувом, он старался изо всех сил склонить того к добру, положить печать Христа ему на лоб, но не слышал Кром слов Патрика. В свою очередь Кром Дув испробовал дьявольство, друидизм, колдовство и тёмные искусства, но даже с их помощью не победил Патрика, так как Слово Божие сильнее дьявольства Фейри Возлюбленной.

Так сильная была ярость Кром Дува и Тейдеха, что начали они скрежетать и щёлкать зубами, а Святой Патрик поднял свой посох и ударил по утëсу у основания дома Крома, и отделилась часть утёса от материка. По сей день она видна, как тогда, называется Дун Бристе или Сломанный Форт и находится в нескольких ярдах от материка. Пришлось Кром Дуву и его сыну оставаться там, пока мошки и вороны не сожрали плоть с его костей. Вот какую смерть получил Кром Дув, он стал вторым человеком, кого сожрали мошки, а первым был Иуда после того, как повесился. Вот почему укусы мошек так остры.

Продолжим историю. Когда Клоннах увидел, что случилось с его отцом, то так испугался Святого Патрика, что поджёг гору. Так яростно разгорелось пламя на склонах горы, что и сам он сгорел дотла.

Святой Патрик вернулся в Фогхилл, через Баллинапарк, Город Поля, и через Бен Буди, Желтый Пик, и обратно в Клохар. Со всех сторон собрались толпы людей, чтобы почтить Святого Патрика за то, что он положил конец Кром Дуву. Рядом был колодец, и не отпустил он сына матери или дочери отца, пока не погрузил их лица в воду для крещения и не возложил печать Христа на их лбы. Тогда расчистили люди стены колодца и всё вокруг, принесли ветви с белыми и голубыми лентами и украсили ими колодец, а затем опустились на колени, возлагая молитвы в благодарность Богу и Святому Патрику за спасение от Кром Дува. После этого каждый выпил по три пригоршни воды из колодца, и с тех пор каждый год люди совершают паломничество к этому колодцу в годовщину этого события, и этот день – последнее воскресенье седьмого месяца. Ирландцы называют это месяц Лунас, а название этого воскресенья, Воскресенье Кром Дува, а англоязычные люди зовут его День Гирлянд. Каждый год собираются они на Килл Кумин, на том месте, где колодец. Паломники приходят из ближних и дальних земель, есть и те, кто приходят просто провести время и выпить воды, хотя я считаю, что они приходят высмеивать ирландоговорящих христиан, которые возносят молитвы своему покровителю Патрику, главе их религии. Колодец Кумина так назван был позднее в честь Святого Кумина, который сотворил множество чудес и похоронен рядом с источником. В тот же день проходит праздник на Даунпатрике у Колодца Бриггит рядом с Килл Бриде, неподалеку от Дун Бристе, но, любовь моего сердца, с тех пор, как в этих местах распространился английский жаргон, старые христианские традиции почти исчезли. Так мне это видится, а если вам что-то не нравится, добавьте это в свой список жалоб (7).

  1. «Нижний» означает «северный». Области возле Лагана, Крива, Балликасла
  2. Буквально «собачий». Значение скорее будет «свирепый», чем циничный
  3. Означает «пёс ярости»
  4. Означает «сука злобы»
  5. Линнен Ши, Фейри Возлюбленная
  6. Скорее «между пальцами»
  7. Вероятно, имеется в виду «выскажите все ваши претензии»
[Druidism.ru)
ещё